Английский антрополог Джон Леббок



Ввел понятие палеолит (древний камень) – эпоха обтесываемого камня

неолит эпоха употребления шлифованного камня

Предвосхитил различение палеолита и мезолита

 

В 1900 получил титул барона

Теория культурной и религиозной эволюции человечества (социально-философское построение), которая начинается с безрелигиозной стадии

«Происхождение цивилизации и образ жизни первобытного человека», 1870

В этой книги он различил палеолитическую и неолитическую стадии каменного века и самая ранняя стадия являлась атеистической

Более поздние стадии определяла вера в способность заставить божество содействовать ему

Не очень точно обозначил эту стадию как фетишизм, потому как в дальнейшем – это почитание чувственно-сверхчувственных вещей

Далее следовало поклонение природе, которое он почему-то называл тотемизмом (в дальнейшем почитание общего предка людей и животных, который устанавливал закон)

Стадия шаманизм

Саман – иступленный

Стадия идолопоклонства/антропоморфизма

Вера в богов, творцов мира

Стадия соединения религии с нравственностью

Этический монотеизм

 

Герберт Спенсер (1920-1903гг):

Синтетическая философия (1862-1896гг) – содержит основания социологии.

Спенсером обильно используется этнографический материал.

Спенсера можно отнести к одному из основателей социологической антропологии религии.

Идею эволюции через противоречия (созидание — разрушение и др.) Спенсер перенес с живых существ на все предметы и явления и разработка данной идеи — несомненная его заслуга (социал-дарвинизм). Однако, данную диалектическую идею (хотя и с элементами стихийного материализма) он понимал в целом механистически как перераспределение в мире вещества и движения, и этим самым стирал грань между различными областями материального мира.

 

Этические принципы и моральные нормы суть инструменты приспособления человека к среде. Эволюция, аккумулируя наследственно передаваемый опыт поведения, дает индивиду априорные моральные нормы (апостериорные для вида).

Эволюцию понимал как результат взаимодействия внутренних и внешних сил.

 

Закон охватывающий весь мир состоит в развитии (эволюции), которое идет путем накопления вещества при одновременном рассеивании движения. При этом развитие идет от относительно неопределенной, несвязанной односторонности (гомогенности) к конкретной, связанной разнородности (гетерогенности ), т.е. от абстрактного к конкретному и при столкновении противоположных сторон (сил).

 

воздействие на последующее развитие религиоведения оказало учение Спенсера о источнике религии.

Главным философским произведением Спенсера является книга "Основные начала", в которой изложено учение о Непознаваемом (первая часть) и Познаваемом (вторая часть).

Человек непосредственно ощущает, что за миром относительно познаваемым есть некоторая безотносительная реальность; она существует помимо нашего сознания и обусловливает всё содержание нашего опыта.

Объектом религии является область, недоступная научному познанию.

Спенсеровская дефиниция религии не вполне последовательная. Религия для спенсера есть «убеждение, что существование мира со всем, что он содержит и всем что его окружает, - это тайна, которая всегда требует дальнейшего прояснения» (работа «Система синтетической философии»; Лондон 1862г.).

Религия и наука могут сосуществовать, если религии откажутся от претензии делать абсолют разумом и приписывать им конечные определения.

Религия и наука «коррелятивны». Спенсер критикует позицию противопоставления науки и религии. В противовес ей он предлагает следующий подход. Во-первых, если стать на точку зрения религии, то тогда придется принять гипотезу первопричины — бесконечной и абсолютной, но в то же время непознаваемой. Это и будет религиозное представление о силе. Во-вторых, если стать на точку зрения науки, то обнаружится, что она не может объяснить фундаментальные закономерности природы, докопаться до причин многих явлений. В конечном итоге в науке мы также приходим к факту непознаваемости силы. Таким образом, наука и религия не только не противоречат друг другу, но и в конце концов приводят к одному и тому же — идее Непознаваемого.

обращая внимание на изменчивость, относительность конкретных религиозных представлений и учреждений, Спенсер так переформулировал Гоббса:

религия – это суеверие, которое является модным, суеверие – религия, которая больше не в моде.

постоянное взаимодействие познаваемого и непознаваемого

Религия начинается с культа предков (манизма).

Маны распоряжались жизнью и смертью.

Спенсер следует гоббсу:

опасение за жизнь – основа политического контроля;

страх смерти – основа религиозного контроля.

для целей умилостивления зловредных духов умерших были «разработаны» обряды похорон и поминовения умерших.

культ мертвых (когда почитаемые предки стали богами) перешел в религиозное поклонение. культ предков образует корень религии.

«Принципы социологии»: глава 20: Поклонение предкам вообще.

«из духа умершего, который сначала воспринимался единообразно, возникали сверхъестественные существа, которые уже воспринимались самым различным образом».

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!