Вопль оставленности



Ночь после дня указывает на разделение времен. Так исполняется триада дней и ночей, и сокрытое таинство промысла Божьего вызывает удивление всего творения. Вопль к Богу есть голос тела, от которого исходит Слово Божье, свидетельствующий об отделении. Он удивляется тому, почему оказался оставленным, когда вопрошает: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? А оставлен Он был для того, чтобы человечность Его прошла смерть. Надо внимательно осмыслить то, что Он испустил дух, возопив громким голосом, после того как Ему дали пить уксус из губки на трости. Вино - это и слава бессмертия, и сила его, но оно скисает либо по небрежности, либо из-за некачественности сосуда. И вот, поскольку вино это прокисло в Адаме, то Он Сам принял его от народов и пил. А то, что Ему предложено было пить из губки на трости, означает, что Он принял от тел язычников их грехи, разрушившие вечность, и перенес наши грехи на Себя, соединив их со Своим бессмертием. Иларий Пиктавийский, Комментарий на Евангелие от Матфея. Флегон - автор сочинения о разнообразных чудесах, долгожителях и олимпийских играх времен императора Адриана (сер. 2-го столетия). От сочинения дошло только несколько фрагментов. Флегон проявлял любопытство в отношении религии христиан.

 

И некоторые под предлогом благоговения перед Иисусом и потому что не могут объяснить, почему Христос оставлен Богом, так считают и говорят: сказанное - истинно, однако оно сказано по уничижению. Мы же, видя, как Тот, Кто был образом Божиим, нисходит от подобного рода величия и уничижает Себя Самого, приняв образ раба (Флп 2:6-7), и, видя в этом волю Того, Кто послал Его на такое дело, понимаем, что относительно того, в чем Он был образ незримого Бога и по образу Отца, Он был оставлен Отцом, когда принял образ раба, причем оставлен ради людей, чтобы претерпеть столь великие [страдания] даже до смерти, и смерти крестной (Флп 2:8), которая считается среди людей самой позорной. Ибо предел Его оставленности настал тогда, когда они распяли Его и в виде насмешки возложили Ему на голову надпись: Сей есть Иисус, Царь Иудейский (Мф 27:37). И пределом Его оставленности было то, что Он был распят между разбойниками, и что проходящие злословили Его, кивая головами своими (Мф 27:39), и что первосвященники и книжники говорили: Других спасал, а Себя Самого не может спасти (Мф 27:42), и еще то, что даже разбойники упрекали Его (Мф 27:44) на кресте. Таким образом, ты можешь ясно понять, почему Он говорит: Для чего Ты Меня оставил (Мф 27:46), сравнивая Его славу, которая была у Него возле Отца, с поношением, которое Он, презрев, претерпел на кресте. Ибо престол Его был как солнце пред Господом, и как луна, утвержденная вовек, и верный свидетель был у Него на небесах. А вслед за тем, вместо слов: Для чего Ты Меня оставил, Он добавил: Ты отринул и презрел, и прогневался на помазанника Твоего; пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его (Пс 88:39-40) и прочее. Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

Свидетельство из псалма

Иисус использовал начало Псалма, а то, что написано в середине стиха - внемли мне, - опущено. По-еврейски читается: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Так что только нечестивцы утверждают, что этот псалом произносится от лица Давида, или Эсфири, или Мардохея; ведь евангелисты понимают, что другие свидетельства, взятые из того же псалма, следует относить к Господу, как к примеру: делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий и пронзили руки мои и ноги мои (Пс 21:19, 17). Иероним Стридонский, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

Для того Он и говорит после этого чуда: Или, Или, лима савахфани, чтобы они знали, что Он еще жив и что Он совершил его, и таким образом укротили бы свою ярость. Из этого они могли видеть, как Он даже до последнего издыхания чтит Отца и не есть богопротивник. Он взывает пророческим голосом, свидетельствуя до последнего часа об истине Ветхого Завета, - и не только пророческим, но и еврейским, чтобы им было понятно и внятно. Во всем этом показывал Он Свое единомыслие с Отцом Своим. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

27:47—49 Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его

 

Губка с уксусом

Можно удачно использовать этот текст против тех, кто написал или пишет дурное против Христа, о которых говорит и Исайя: Горе тем, кто пишет лукавство; ибо написуя, они пишут лукавство (я говорю о тех, кто оставил после какие-нибудь сочинения, глаголя свысока беззаконие). И кто-нибудь воспользуется этим текстом, видя, как они из некоторых слухов языческой болтовни или варварских речей слагают и составляют повествование, наполняя его, словно некую губку, непригодным для питья словом, и не вином, которое веселит сердце человека (Пс 103:15), и не водами упокоения, но неким противоположным, губительным и непригодным для питья умозрительным уксусом. И эту губку они возлагают на трость своего писания и (насколько возможно) причиняют таким питьем вред Иисусу. Причем некоторые дают Иисусу пить вина, смешанного с желчью (Мф 27:34), которое Иисус, Сын Божий, не желает пить, а другие - не вино, а уксус. И возможно, сколь бы некие из них ни разумели церковное учение, они все же живут порочно, дают Ему пить вина, смешанного с желчью. А те, кто приписывает Христу премудрость, чуждую истине, словно бы Он говорил такие вещи, те, наполняя губку уксусом, возлагают ее на трость и дают Ему пить. Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

Но заметь и здесь их дерзость, необузданность и безумие. Они подумали, говорит евангелист, что Он зовет Илию, и тотчас напоили Его уксусом. А другой, подойдя, пронзил копьем бок Его116. Что может быть нечестивее этого, что звероподобнее? До того простерли свое неистовство, что и над бездыханными останками ругаются. Но смотри, как Он и их нечестие обращает к нашему спасению. За ударом истекли источники спасения нашего. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!