Блаженны те женщины



На эти события взирают жены, особенно сострадательные и сетующие. Смотри, каково их усердие! Они следовали за Ним, чтобы прислуживать Ему, и не отлучались от Него даже среди опасностей. Потому они и видели все: видели, как Он возопил, как испустил дух, как камни расселись, и все прочее. И они первые видят Иисуса, этот, столь презираемый, пол первый наслаждается созерцанием благ. В этом особенно видно и их мужество. Ученики убежали, а эти жены присутствовали. Кто же они были? Матерь Его, которую евангелист называет Иаковлевою, и прочие. Другой евангелист говорит, что и многие плакали об этом и били грудь свою. Это показывает, какова была жестокость иудеев. О чем другие воздыхали и плакали, над тем они смеялись, ни жалостью не трогались, ни страхом не укрощались. Все происходившее тогда было знамением великого гнева Божия; не просто знамением, но знамением ярости: все означало гнев чрезмерный - и тьма, и рассевшиеся камни, и разодранная пополам завеса, и землетрясение. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

Женщины своим наставникам прислуживали в пропитании и в одежде из собственных средств. Это соответствовало обычаю иудеев. Такой практики не было в законе язычников, и она даже могла стать соблазном среди них. Сам Павел вспоминает, что не следовал этому обычаю: Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие апостолы, и братья Господни, и Кифа? (1 Кор 9:5). Эти женщины прислуживали Господу из собственных средств: Ему была польза от их поддержки, а они имели пользу от Его духовного благословения. Не следует понимать это так, что Господь всех и всего не хотел заботиться о пище; скорее, Он использовал эту возможность для научения их. Обратим внимание на то, кого Он имел спутницами: Марию Магдалину, из которой изгнал семь бесов; Марию, мать Иакова и Иосии, и ее собственную тетку, сестру Марии, матери Господа; а также мать сыновей Заведеевых, которая перед тем просила для детей своих места в Царстве. Были там и другие женщины. Иероним Стридонский, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

Об этих женщинах, как известно, пророчествовал Исайя, говоря: Женщины, грядущие на зрелище, грядите, ибо народ не имеет разумения. Ибо он призывает женщин, которые стояли вдали и издали смотрели на Иисуса, призывает их к Слову, чтобы они оставили неразумный и покинутый народ и приступили к новому Завету. И я думаю, блаженны те женщины, которые возводятся к блаженству созерцанием Слова и телесной смерти Христа. Ибо если все, что есть во Христе, созерцается истинно, то оно делает созерцающего блаженным. Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

ПОГРЕБЕНИЕ ИИСУСА

57 Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; 58 он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; 59 и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею 60 и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. 61 Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. 62 На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату 63 и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; 64 итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. 65 Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. 66 Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.

 

Обзор: Обнаруживая любовь к Иисусу, Иосиф из Аримафеи возбуждал против себя ненависть иудеев (Иоанн Златоуст). О его состоятельности говорится, чтобы объяснить, как он смог получить тело Иисуса (Иероним Стридонский). И плащаница, обвившая тело Иисуса, и гроб, в котором оно было положено, очищались Его благодатью (Ориген). Плащаница - символ Церкви (Иларий Пиктавийский).

 

27:57—60 Когда же настал вечер пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился Служение Иосифа Этот Иосиф - тот самый, который доселе скрывался; теперь, по смерти Христовой, он одушевился великим дерзновением. Он был не незаметный человек, но знаменитый и знатный, а именно - почтенный член синедриона. Отсюда особенно можно видеть его мужество. Он отваживался теперь на явную смерть, потому что возбуждал всеобщую против себя ненависть, когда обнаруживал свою любовь к Иисусу и дерзнул просить тело Его, и не прежде отступил, пока не получил его. Дерзнул даже не только принять тело и честно произвести погребение, но и положить в своем новом гробе, чем показал и свою любовь, и мужество. И это случилось не без причины, но именно потому, чтобы не имели подозрения, будто вместо одного восстал другой. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

Иосиф Аримафейский упоминается как богатый человек не потому, что писатель Евангелия хотел похвалиться тем, что учениками Иисуса являлись очень богатые и знатные люди, а для того, чтобы показать, почему ему удалось получить тело Иисуса от Пилата. Бедные и необразованные люди не могли приближаться к Пилату, представлявшему власть Рима, не могли и получить тело Распятого. В другом Евангелии этот самый Иосиф назван словом βουλευτής, что значит «член совета». Некоторые считают, что о нем говорится в первом псалме: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых (Пс 1:1) и так далее. Иероним Стридонский, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

Иосиф обвил [тело Господа] чистою плащаницею и положил в новом гробе, где не было мертвого, сохраняя тело Иисуса для небывалого воскресения. И я полагаю, та плащаница приобрела больше чистоты от того, что в нее было завернуто тело Христово. Ибо тело Иисуса даже в смерти было таковым, что очищало все, к чему бы ни прикоснулось, и скорее обновляло тот новый гроб, который был высечен в скале. Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

Из духовного смысла Писания мы можем понять, что тело Господа должно было быть обвито в чистый холст, но не в золото, не в самоцветы, не в шелка. Но это может также означать, что обвивший Иисуса в чистую плащаницу принял Его с чистыми помыслами. Тело Его положено было в новом гробе, чтобы после воскресения никому не пришло в голову, что воскресло одно из бывших там тел. Но новый гроб может также означать девственное чрево Марии. У входа в гроб помещен был большой камень, чтобы видно было, что вход не открыть без помощи других людей. Иероним Стридонский, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

Иосиф Аримафейский, уговоривший Пилата отдать тело Иисуса, завернул его в плащаницу, поместил в новый гроб, высеченный в скале, и привалил большой камень к двери гроба. И хотя, вероятно, таковым был порядок событий, и хотя необходимо было произвести погребение Того, Кому предстояло воскреснуть из мертвых, все эти события, однако, упоминаются в отдельности, потому что каждое из них имеет собственное значение. Иосиф назван учеником Господа, так как он являлся образом апостолов, пусть даже и не значился среди двенадцати. Это он обвил тело Господа чистой плащаницей; это то же самое полотно, на котором к Петру сходят с неба всякие виды животных. Не слишком трудно будет понять из этого, что Церковь погребается вместе с Христом под видом плащаницы. Так же, как на полотне, в исповедании Церкви собирается все разнообразие живых существ - и чистых, и нечистых. Итак, тело Господа через учение апостолов помещается на покой в пустом гробе, заново высеченном в скале. Иными словами, их учение ввело Христа в огрубевшее сердце язычников, бывшее нетронутым, пустым и не проницаемым для страха Божьего. А поскольку Он один в состоянии проникнуть в наши сердца, то к двери гроба привален был камень: как никто до Него не был явлен как автор Божественного познания, так никто не будет и после Него. Иларий Пиктавийский, Комментарий на Евангелие от Матфея.

 

Большой камень

Итак, мы говорим (чтобы не понять случайно слишком просто это место), что сказавший: Мы погреблись со Христом крещением (Рим 6:4; Кол 2:12) и воскреснем Им, и сам был погребен после Христа со Христом в новом умопостигаемом гробе, высеченном в скале, и все, погребенные со Христом в крещении, - чтобы воскреснуть с Ним из нового гроба Первенца из мертвых и имеющего во всем первенство (Кол 1:18). И Иосиф привалил к двери гроба не множество камней, а один, причем большой, и больший, чем могла быть сила злоумышленников, однако не больший, чем сила ангела, сошедшего с небес, который отвалил от гроба камень и сидел на нем (Мф 28:2); потому что все, что находится вокруг тела Христова, суть чистое и новое, и не просто большое, но весьма (Мк 16:4) большое. Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

27:61 Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба

 

Верность женщин

Для чего они сидят здесь? Они ничего еще не знали о Нем должным образом, ничего не представляли великого и высокого. Потому принесли они и миро, и при гробе бодрствовали, чтобы, когда утишится неистовство иудеев, приступить и намастить Его. Видишь ли мужество жен? Видишь ли пламенную любовь их? Видишь ли щедрость в издержках и решимость на саму смерть? Будем и мы, мужи, подражать женам, чтобы не оставить Иисуса в искушениях. Они столько издержали для умершего и предавали даже души свои, а мы (опять скажу то же) ни алчущего не питаем, ни нагого не оденем, но видя, что просит он, спешим пройти мимо. Конечно, если бы вы увидели Его Самого, то каждый истощил бы все свое. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

27:62-63 На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну

 

Действия вождей

Рассмотри также, как дорожат истиной и ученики, - как ничего не скрывают из того, что говорено врагами, хотя бы то было и позорное. Вот они называют Его обманщиком - и ученики не умалчивают об этом. Это показывает и жестокость врагов, доходивших до того, что даже и по смерти не оставляли своего гнева, и вместе простоту и правдолюбие учеников. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

Надлежит при этом исследовать и то, где сказал Он: после трех дней воскресну. Более ясных слов об этом нигде не найдешь, кроме примера Ионы. Беззаконные иудеи знали, следовательно, и понимали слова Его и сознательно злодействовали. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

27:64—66 итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать

 

Страх воскресения

Ложь везде обличает себя и как бы невольно защищает истину. Смотри: надлежало верить тому, что Он умер, и погребен, и воскрес, - и все это через самих врагов становится достойным всякого вероятия. Вникни в эти слова, которые вполне подтверждают все это. Мы вспомнили, говорят, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал, - следовательно, Он скончался - после трех дней воскресну: прикажи охранять гроб, - следовательно, погребен Он - до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его, - следовательно, если гроб запечатан, то обмана уже не будет. Невозможное дело! Итак, в самой вашей же просьбе дано непререкаемое доказательство Его воскресения. Если гроб был запечатан, то не было никакого и обмана; если не было обмана, а гроб найден пустым, то явно, что Он воскрес, - нельзя и прекословить этому. Видишь ли, как и против воли подвизаются в пользу истины? Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!