Злословие и насмешки



Никто, остановившись, не злословит Иисуса, ни подходя прямо к Нему; ибо идущие мимо злословили Его (или, как сказано в греческом, проходящие). Это те, кто после того, как Бог разрушил ограду виноградника, обрывает оставшееся, ибо написано: Для чего разрушил Ты ограду ее, так что обрывают ее все, проходящие по пути? Итак, пока кто-то не прошел путь и не свернул с пути, и может, остановившись, сказать Богу: Ты поставил на камне ноги мои (Пс 39:3), - тот не злословит Иисуса. Если же он упал, или прошел, или перешел, или свернул, тогда злословит Его. Так же как доныне те, кто впал в злодеяния и оставил вечные пределы и путь небесной Церкви, колеблются и увлекаются всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф 4:14). Ибо если кто-то назовет все ереси проходящими и отклоняющими, не ошибется. Поэтому те, кто находится среди проходящих, злословят Иисуса. Они не имеют крепкой главы, но кивают ею то вверх, то вниз, потому что неразумны и не имеют своих глаз на своей главе, на которой должны были иметь, по слову Екклезиаста: У мудрого глаза его - в голове его (Екк 2:14). Стало быть, проходящие и отклоняющие непременно злословят Сына Божия, потому что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса (1 Кор 12:3). И злословящие произносят разные речи: одно злословие говорят те, кто не понимает и не слышит то, что говорится <...>. Иисус сказал: Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин 2:19). Проходящие же, словно лжесвидетели (Мф 26:60), наговаривали на Иисуса, будто это было сказано не о Нем, и поносили Его: Разрушающий храм и в три дня Созидающий его! В самом деле, не Он разрушает храм, но что другие разрушают, то Он созидает: будь то храм тела Своего (Ин 2:21), который был предан иудеями смерти, будь то храм Его свидетелей и всех, которые приняли в себя Слово Божие и умерли из-за козней нечестивых ради благочестия (ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия и оживут (Ин 5:25; 5:28). И они солгали не только тем, что говорили: Разрушающий храм, но и тем, что сказали: «и Я в три дня создам (reaedificabo) его». Ведь Господь не сказал, что создаст Его, но воздвигнет (suscitaturum). Ибо слово «создание» (aedificationis) не показывает внезапность действия, а «воздвижение» (suscitationis) показывает. Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

О, скверные и пребеззаконные!

Что же: пророки разве не были пророками или праведные праведными, оттого что их Бог не освободил от напастей? Они оставались таковыми, хотя и претерпевали страдания. Что может сравниться с вашим безумием? Если их слава не омрачилась бедствиями, наведенными вами на них, но они остались пророками и при всех страданиях, которые терпели, то тем более не надлежало вам соблазняться о Христе, Который и делами, и словами искоренял в вас эту мысль. Впрочем, говоря и делая это, они ничего не успели даже в самое это время. Тот, который погибал в крайнем нечестии, который все время жизни своей провел в убийствах и грабежах, в то время, как говорено было это, исповедал Его и вспомнил о Царстве; равно и народ плакал о Нем. Хотя не ведающим домостроения тайны казалось, что все происходившее свидетельствовало о противном, а именно: что Он слаб и бессилен, - но истина и самыми противными обстоятельствами усилилась. Итак, слыша это, вооружимся против всякого возмущения сердечного, против всякого гнева. Если увидишь, что сердце твое возгорается, огради грудь твою крестным знамением: вспомни что-нибудь из случившегося тогда, - и этим воспоминанием ты рассеешь всякое возмущение духа, как прах. Помысли о словах, делах; помысли, что Он Владыка, а ты - раб. Он пострадал для тебя, а ты - для себя. Он - за облагодетельствованных Им и вместе распявших Его, а ты - за себя самого. Он - за причинявших Ему оскорбления, а ты - часто за обиженных тобой. Он - в глазах целого города, даже всего народа иудейского, в глазах пришельцев и соотечественников, которым Он изрекал человеколюбивые глаголы, а ты - в присутствии нескольких. А что всего обиднее, Он оставлен был и самими учениками. Те, которые прежде услуживали Ему, убежали от Него; а враги и противники - иудеи, воины, с обеих сторон разбойники, окружая Распятого, досаждали, укоряли, поносили, насмехались, хулили: и разбойники оба поносили и хулили Его. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

Знамение Ионы

Вот то знамение, которое Он прежде обещал просившим! Род лукавый и прелюбодейный, так говорил Он, ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф 12:39), - то есть крест, смерть, гроб и воскресение. И опять, иным образом указывая на силу креста, говорил: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я (Ин 8:28), - то есть, когда распнете Меня, и подумаете, что уже победили Меня, тогда-то особенно узнаете Мою силу. Действительно, после того как Он был распят, их город истреблен, иудейство кончилось, гражданское бытие и свобода их исчезли. Напротив, евангельская проповедь процвела и простерлась до пределов вселенной: земля и море, обитаемые и необитаемые страны, повсюду возвещают силу слова Христова. Итак, вот что говорит Он, и вот что случилось во время распятия на кресте! И это тем более удивительно, что случилось в то время, как Он пригвожден был ко кресту, а не тогда, когда ходил по земле. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

27:41-43 Подобной первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын Пусть сойдет с креста

 

Пусть теперь сойдет с креста, и мы уверуем в Него.

Лживое обещание! Что больше: сойти еще живым с креста или мертвым выйти из гроба? Он воскрес, а вы не верите. И если бы с креста сошел, вы бы тоже не поверили. А мне кажется, что все это навевается демонами. Как только Господь был распят, они тут же почувствовали силу креста и поняли, что их силы надломлены. Они делают все это, чтобы Он сошел с креста. Господь же, зная коварство противников Своих, остается на кресте, чтобы уничтожить дьявола. Иероним Стридонский, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

Подобно (прочим, проходящим мимо и злословящим Иисуса), и первосвященники с книжниками и старейшинами, проходя мимо, говорили Ему, пораженные совершенными Им прежде чудесами: Других спасал, а Себя Самого не может спасти (очевидно, не веря, что Тот, Кто смог спасать других, тем более мог спасти и Себя Самого), и обещали, что они уверуют в Него как в Царя Израилева, если они увидят, что Он сошел с креста. Но Он Сам и не думал совершать что-либо не достойное [Его] ради их беззаконного осмеяния и сделать то, о чем они говорили, вопреки разуму и порядку вещей. Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

СМЕРТЬ ИИСУСА

44 Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его. 45 От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; 46 а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? 47 Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. 48 И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; 49 а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. 50 Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. 51 И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; 52 и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли 53 и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. 54 Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий. 55 Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; 56 между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.

 

Обзор: Оба разбойника поносили Иисуса, но когда померкло солнце, сотряслась земля, расселись камни и настала тьма, один из них поверил и отрекся от своего неверия (Ориген, Иероним Стридонский). Свет мира померк, чтобы не видно было распятого Господа (Иероним Стридонский). До последнего дыхания Иисус прославлял Бога как Своего Отца (Иоанн Златоуст). Извращающие истину напояют себя уксусом (Ориген). Иисус добровольно отдал жизнь (Иоанн Златоуст), предав дух в руки Бога Отца (Ориген). Земля не могла удержать Его, и гробы отверзлись, потому что врата смерти были отворены (Иларий Пиктавийский). Завеса храма разодралась сверху вниз - это символ раздирания мира и открытия тайны его спасения (Ориген). Женщины следовали за Ним до самых последних минут Его жизни и за то удостоились первыми узреть Его воскресение (Иоанн Златоуст).

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!