Обычай отпускать узника



Не удивляйся, если римский принципат пребывал у них еще в первоначальном состоянии и для иудеев, воспринявших римское иго, было внове дарованное им на пасхальный праздник [право] просить за одного [узника], которого хотели, хотя сам он, как кажется, был повинен в тысячах убийств. Так язычники подают некоторые милости тем, кого они подчиняют себе, пока утверждается на них их ярмо. Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

Распри или мир

Я полагаю, что этими событиями указывается на некий таинственный смысл. Варавва был поставлен на создание распрей, войн и убийств в душах людей, а Иисус - как Сын Божий, и Мир, и Слово, и Премудрость - на всякое благо. Итак, они двое были связаны человеческими делами и телами. И тот народ потребовал освободить себе Варавву, и из-за него тот род не перестает иметь распри, убийства и разбои, <...> подобно всем иудеям, которые не верят в Иисуса в душе. Ибо где нет Иисуса, там распри, и тяжбы, и войны, а где [присутствует] Иисус так, что можно сказать: А если Христос в нас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности (Рим 8:10), там одновременно всякое благо, и бесчисленные духовные богатства в Его руках, и мир; ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно (Еф 2:14). И если кто-то усматривает в этом противоречие, то пусть узнает, что тот известный Варавва, связанный людьми, которого они пожелали освободить себе, есть не только согрешающий Израиль тогда по плоти, но и все ему подобные в учении или в жизни. Поэтому всякий, творящий зло, выпускает на волю Варавву в своем теле, а Христа связывает. А творящий добро освобождает Христа, а Варавву связывает. Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

Варавву или Иисуса?

Видишь ли, с какой предусмотрительностью заботится Пилат о том, чтобы избавить их от греха, и с какой тщательностью стараются они не оставить для себя и тени к своему оправданию? Что надлежало делать: уличенного ли отпустить преступника, или сомнительного? Если позволено было отпускать одного из уличенных преступников, то тем более сомнительного. И конечно, Иисус не казался для них худшим явных человекоубийц. Евангелист не просто сказал: имели разбойника, но - разбойника известного, знаменитого по своим злодеяниям, совершившего бесчисленные убийства. И всетаки они предпочли его Спасителю вселенной и не посовестились ни святого времени, ни законов человеколюбия, ни другого чего-либо подобного. Зависть совершенно ослепила их. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

27:18-19 ибо знал, что предали Его из зависти. Между тем, как сидел он на судейском, месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него

 

Сон жены Пилата

Смотри, вот и еще обстоятельство, которое могло всех их отвлечь от их намерения. После доказательств, заключавшихся в делах, немаловажная вещь была и сон. Но почему же не сам Пилат видит его? Или потому, что жена была более достойна его, или потому, что если бы видел он, то не поверил бы ему, и даже, быть может, не сказал бы о нем. Поэтому так и промышляется, что видит этот сон жена, чтобы это сделалось известным для всех. И не просто видит она сон, но и страдает много, чтобы муж, хотя бы из сострадания к жене, помедлил совершать убийство. Тому же содействовало и само время: она видела сон в ту же ночь. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

Иисус был предан по зависти, причем по явной зависти, так что даже Пилат знал об этом. Ибо евангелист не пожелал умолчать о деле божественного промысла, содержащем похвалу Богу, Который пожелал во сне обратить жену Пилата, чтобы, насколько было в ее силах, воспрепятствовать ему, чтобы он не дерзал выносить приговор против Иисуса. Матфей не привел сна, а только сказал, что она во сие много пострадала за Иисуса. И потому она во сие пострадала, чтобы не пострадать еще больше. Поэтому мы говорим, что жена Пилата была блаженной, которая во сне много пострадала за Иисуса и приняла во сне то, что ей предстояло претерпеть [в жизни]. Из чего кто-нибудь дерзнет сказать, что лучше принять несчастье во сне, чем принять его в жизни. Ибо кто не предпочел бы принять свои несчастья во сне, нежели принять их в своей жизни (если только, возможно, он не приобрел такого, чтобы ему было полезно принять в своей жизни более жестокое, нежели принять более легкое во сне)? Ведь утешается и успокаивается на лоне Авраамовом тот, кто принимает несчастья в своей жизни (а не те несчастья, которые он принимает во сне), за что и будет иметь утешение. А стало ли началом ее обращения к Богу, что она во сне много пострадала за Иисуса, то знает Бог. Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

27:20—23 Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Бараеву, а Иисуса погубить. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят

 

Кого из двух?

Можно видеть и доныне, каким образом иудейский народ возбуждается и разжигается своими старейшинами и учителями иудейского воспитания против Иисуса, так что они предают Его на погибель и освобождают Варавву. Ибо толпы верят своим князьям и священникам. Правитель сказал народу: Кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? - а толпы, как настоящие многочисленные толпы, которые идут по пространному пути, ведущему в погибель (Мф 7:13), попросили освободить Варавву, желая его иметь отпущенным для себя. Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

Имя Варавва

Когда Пилат предложил отпустить Иисуса, следуя обычаю, по которому народ получал привилегию даровать свободу одному узнику в честь праздника, народ, склоненный первосвященниками, выбрал вместо Него Варавву. Тайна их будущего неверия заключена уже в самом имени Вараввы, которое означает «сын отца». Они и предпочли такого «сына отца» Христу. По наущению своих вождей они выбрали антихриста, человека греха и сына дьявола. Они выбрали предназначенного к осуждению, но не Начальника жизни. Иларий Пиктавийский, Комментарий на Евангелие от Матфея.

 

Что же я сделаю Иисусу?

Итак, когда просили они Варавву, то Пилат сказал: что же я сделаю Иисусу? Вопросом этим он опять хотел образумить их; предоставляя им свободу в выборе, он хочет, чтобы они хотя по чувству стыда испросили Иисуса, и таким образом все стало бы делом их великодушия. Если бы сказал он, что Иисус ни в чем не согрешил, то вызвал бы в них только большее упорство; когда же просил спасти Его по чувству человеколюбия, то против этой просьбы и убеждения нечего было прекословить им. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

27:24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы

 

Неохотное согласие

Пилата По какому же закону, иудеи, позволительно желать то, что непозволительно делать? На каком основании не вредит сердцу то, что разлагает тело? Вы боитесь замарать себя пролитием крови Его, которая будет на вас и на детях ваших. И поскольку порочность ваша не позволяет вам взять на себя столь великое злодеяние, то вы заставляете вершить суд правителя. Но, настойчиво принуждая его, вы не позволяете ему уклониться от той цели, от которой вы сами коварно воздерживаетесь. Пилат согрешил, сделав то, чего делать не желал, поддавшись вашим замыслам и вашей ярости. Так вы соблюдали закон, что испугались положить в сокровищницу серебро, которое продавший Христа возвратил вам, опасаясь, как бы кровавые деньги не осквернили священных ларцев. Чье же сердце повинно в таком притворстве? Совесть священников принимает то, что не принимает в себя денежный ящик! Вот так вы прикрываетесь тенью обмана и совершаете сделку с предателем. Лев Великий, Проповеди.

 

Зачем же предаешь?

Почему не спас Его, как Павла сотник? И этот знал также, что он угодил бы иудеям; и из- за Павла было возмущение и смятение; и, однако, он мужественно стал против всего. Но Пилат действует весьма малодушно, слабо. Все провинились: ни Пилат не восстал против черни, ни чернь против иудеев; и никому из них ниоткуда нет оправдания: они еще сильнее кричали, то есть еще более кричали: да будет распят. Хотели не только убить, но и убить как за худое, и когда судья противился, они только упорствовали, крича одно и то же. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

Христос побеждает, когда Его судят, поскольку выясняется Его невинность, о чем и Пилат говорит: Невиновен я в крови Праведника Сего. Лучший случай - нет защиты, и все же подтверждается невинность. Совершеннейшая праведность - не поддерживаемая словами, но утверждаемая истиной. И нужно, чтобы язык хранил молчание, когда присутствует сама справедливость. И пусть язык молчит в добром деле - он привык говорить в делах злых. Я не желаю, чтобы справедливость защищалась так, как обыкновенно оправдывается порочность. Победа Христа - не заслуга речей, а добродетели, ибо Спаситель, Который есть Премудрость, умеет побеждать, храня молчание, умеет одолевать, не давая ответа. Потому Он предпочитает установить истину Своего дела, а не говорить о ней. Верно, что заставит Его говорить, если для победы достаточно молчать? Может быть, Его заставит страх потерять жизнь? Но это и было самой причиной Его победы: Он потерял Свою жизнь, чтобы дать жизнь всем; Он предпочел быть побежденным внутри Себя, чтобы стать победителем в каждом человеке. Максим Турский, Проповеди.

 

Возможность раскаяния

Видишь ли, сколько сделал Христос для того, чтобы приобрести их? Как Иуду часто отклонял Он от его намерения, так удерживал и этих и во все время благовествования Своего, и во время самого суда. В самом деле, когда они видели, что правитель-судья умывает руки и говорит: неповинен я в крови Праведника Сего, то и слова, и дела убеждали их к раскаянию, равно как и тогда, когда Иуда удавился и сам Пилат увещевал их взять на казнь другого вместо Иисуса. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

Пилат взял воду согласно пророчеству: буду омывать в невинности руки мои (Пс 25:6), так чтобы этим омовением рук очистились дела язычников и чтобы таким образом мы отделились от бесчестия иудеев, восклицавших: да будет распят. Он словно бы говорит: «Я истинно желал отпустить невинного человека, но поскольку зарождается бунт и я буду обвинен в измене кесарю, то вот: невиновен я в крови Праведника Сего». Судья же, которого заставляют вынести приговор против Господа, не осуждает жертву, но уличает приносящих Его в жертву, говоря, что праведен Тот, Кто должен быть распят. Смотрите вы, говорит он, «я - служитель законов, это по вашему слову проливается кровь». Иероним Стридонский, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

27:25 И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших

 

Весь народ сказал

Когда обвинявший и предавший Его осуждает сам себя, и тот, который должен произносить решение, снимает с себя ответственность, и видение является в ту же ночь, и Пилат просит у них Его как осужденного, то как могут они оправдаться? Если они и не хотели объявить Его невинным, то не надлежало, по крайней мере, предпочесть Ему разбойника, разбойника отъявленного и весьма известного. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

Что же они?

Когда увидели, что судья умывает руки и говорит: неповинен я в крови Праведника Сего. И тогда уже, как они сами произнесли на себя определение, он дозволил им все. Смотри же, сколь велико и здесь их безумие! Такова ярость, такова злая страсть: она не позволяет видеть то, что должно видеть. Пусть так, что вы самих себя прокляли; для чего навлекаете проклятие и на детей? Впрочем, человеколюбивый Господь, хотя они и неистовствовали так безумно против себя и детей, не подтвердил согласием этого приговора не только по отношению к детям, но и по отношению к ним самим; но даже и из них самих принял покаявшихся и удостоил бесчисленных благ. И Павел был из числа их, и многие тысячи уверовавших в Иерусалиме (видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев (Деян 21:20), говорил Иаков) были также из этих. Если же некоторые остались, то себе самим должны вменить мучение, их ожидающее. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!