Горе книжникам и фарисеям



«Горе» - это вопль печали. Потому Он говорит, что они затворяют для людей Царство Небесное, что скрывают в законе утешение истиной, которая во Христе. Они под видимостью своего учения теряют из виду Его приход во плоти, о котором предсказывали пророки. Сами они не становятся на путь вечности во Христе, но и не позволяют делать это другим. Иларий Пиктавийский, Комментарий на Евангелие от Матфея.

 

Фарисеи и книжники имеют знание о законе и пророках, знают, что Христос - Сын Божий, не скрыто от них и то, что Он рожден от Девы. Но, захватывая себе добычу от подчиненного им народа, они и сами не входят в Царство Небесное, и могущим войти этого не позволяют. О них говорит пророк Осия: Как разбойники подстерегают человека, так сборище священников убивают на пути в Сихем и совершают мерзости (Ос 6:9). И еще о них: Священники не говорили: «где Господь?» (Иер 2:8). Совершенно точно, что всякий учитель, вводящий своими дурными поступками в соблазн учеников, затворяет для них Царство Небесное. Иероним Стридонский, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

23:14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение

Лицемерные молитвы

Этими словами Спаситель начинает обличать книжников и фарисеев в том, что они пресыщались и, что еще ужаснее, наполняли чрево свое не от имущества богатых, но от стяжания вдов, и таким образом еще более увеличивали их бедность вместо того, чтобы облегчить ее. Они не просто ели, но поедали. И это корчемство еще прикрывали самым низким лукавством: лицемерно долго молитесь. Всякий, делающий зло, заслуживает наказания; кто, приняв на себя образ благочестия, употребляет его для прикрытия своих злых дел, тот подлежит гораздо жесточайшему наказанию. Почему же Спаситель совсем не лишал сана книжников и фарисеев? Потому что не пришло еще время. Вот почему Он и оставил их до времени. А обличая их, Он предохраняет народ от обольщения, чтобы он, смотря на высокий сан книжников, не увлекся к подражанию им. Так как прежде Он сказал: все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте (Мф 23:3), то теперь, чтобы неразумные, основываясь на этих словах, не подумали, что им позволяется все, показывает, в чем книжники извращают закон. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

«Поедание» доверчивых вдов

Женский род неосторожен и мягок. Неосторожен потому, что не все, что видит или слышит, женщина принимает разумно; мягок потому, что женщина легко направляется: от плохого к хорошему или от хорошего к плохому. Мужчины же осторожнее и тверже. Осторожнее, потому что все, что мужчина видит, он пропускает через разум; тверже, потому что ни от зла не обращается с легкостью к добру, ни от добра легко не отказывается ради зла - ибо руководствуется разумом. Итак, тверже, потому что разумнее. Мы предпослали это объяснение, чтобы показать женскую неосторожность и легкость39. Самозванцы от святости потому и тянутся к женщинам, что женщины не так легко могут понять их обман - в силу свойственной им неосторожности, и что они легко увлекаются их религиозностью - в силу их мягкосердечности. В основном по двум причинам они предпочитают общение с вдовами. Во-первых, потому, что имеющая мужа женщина не так легко поддается обману, имея советчиком своего мужа. Она ничего своего им не отдаст, ибо находится под властью мужа. А вдов обмануть легко, ведь мужа-советчика у них нет, и они сами отдают свое, не находясь под чьей-нибудь властью. По этой причине Иисус, когда осуждает иудейских священников, предупреждает и христиан о том, что не нужно задерживаться у вдов дольше, чем у других. Если даже никакого дурного желания при этом и нет, то может возникать подозрение о наличии такового. Анонимный комментарий

 

23:15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 12; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!