По делам их не поступайте



Его искушают фарисеи, их ложь окружает Его, и, согласно псалмопевцу: Но поразит их Бог стрелою; внезапно будут они уязвлены (Пс 63:8). И тем не менее, в силу достоинства священства, Он призывает народ слушать их, не на дела их смотря, а на учение. Ведь Он говорит: На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи, показывая этим, что седалище и есть учение закона. Потому и сказанное в псалме: не сидит в собрании развратителей (Пс 1:1), а также: И опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей (Мф 21:12) - мы должны принимать как учение. Иероним Стридонский, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

Если они живут хорошо, это им на пользу; если учат хорошо, это на пользу вам7. Так что принимайте то, что ваше, и не осуждайте то, что не ваше. <...> Ведь часто вам придется иметь дело с плохим человеком, но правильной верой. Плохая земля может произвести драгоценное золото, и золото не отвергается оттого, что земля плоха. Но как золото забирается, а земля оставляется, так и у подобных людей брать надо учение, а оставлять их нравы. Анонимный комментарий 43s.

 

Что же говорит Он народу? Итак всеу что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте. Это значит, что вы, сидящие в Церкви, не только слушатели, но и судьи священникам. Вы можете слышать и то, что неприемлемо. Вы судите о священниках, сравнивая с собой. И как вы все слышите, но не все делаете из услышанного, так и священники учат все, но не все делают то, чему учат. Ведь все люди различны, хотя природа их одинакова. Люди с самого начала сотворены одинаково, и только затем они разделены по рангам ради вас. По такой причине природа их принадлежит ин самим, а их распределение по рангам необходимо на пользу вам. Анонимный комментарий 439. 3 PG 56:876.

 

23:4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их

 

Наложение бремени

Можно и доныне видеть среди иудеев книжников и фарисеев, сидящих на Моисеевом седалище. Я не говорю, что только книжники и фарисеи сели на Моисеевом седалище, которые говорили и не делали и привязывали бремена тяжелые и неудобоносимые на плечи людям, а сами не хотели и перстом двинуть их (Мф 23:4). Действительно, я думаю, что понимающие и истолковывающие Моисея духовным образом, те и сидят на Моисеевом седалище, однако они - не книжники и фарисеи, но лучше их. Таковы возлюбленные ученики Христовы, которые благодатью Божией истолковывают Его слово и обнаруживают разные смыслы. Поэтому до пришествия Христова на Моисеевом седалище подобающим образом сидели те, кто подобающим образом и согласно разуму истолковывал слова Моисея. А после Христова пришествия они сидят на седалище Церкви, которая есть Христово седалище и престол. Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея 910.

 

Лицемерие и правда

Как на Моисеевом седалище неправедно сидели книжники и фарисеи, а праведно - те, кто верно понимал и преподавал закон, точно так же и на церковном седалище сидят некоторые, говорящие, что следует кому делать, а сами того не делающие, и, привязывая бремена тяжелые, возлагают на плечи людям, а сами не хотят двинуть их (Мф 23:4). О них говорил Спаситель: Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном (Мф 5:19). А другие из сидящих [сами] делают, прежде чем сказать, и говорят рассудительно, учитывая различия плеч, и возлагают на них бремена умеренно, сами прежде их поднимая для ободрения прочих слушающих. И об этих Господь сказал: А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном (Мф 5:19). Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея 911.

 

Этими словами Он обнаруживает двоякое зло в их действиях: именно то, что они от подчиненных без всякого снисхождения требуют полной и совершенной исправности в жизни, а сами себе предоставляют полную свободу действия, между тем как доброму начальнику надлежало бы поступать иначе, то есть к самому себе быть судьей строгим и взыскательным, а к подчиненным - кротким и снисходительным. Фарисеи же поступали наоборот. Таковы и все любомудрствующие на словах. Они без милости строги и взыскательны, потому что не испытали, как трудно учить делами. Немаловажно и это зло, и придает много силы прежним обличениям. Но посмотри, как Спаситель еще более усиливает это обвинение против книжников. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея 72.2й.

 

Насколько тяжелы и невыносимы для фарисеев и книжников бремена требований закона, о которых Он говорит и которые им дал Бог главным образом за согрешение с золотым тельцом! Книжники и фарисеи и учили тому, чтобы люди жили согласно заповедям закона, а не переходили к легкой и радостной благодати Христовой. И верно, выше Господь говорил об этих обременительных заповедях, призывая народ иудеев: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф 11:28). И в Деяниях Апостолов Петр говорит: Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? (Деян 15:10). Ибо были такие, кто в силу необъяснимых причин налагали бремена закона на своих слушателей, себя же этим не обязывали, будто оковы лежали на плечах их сердец, будто оковы разума удерживали их. Фарисеи и книжники не исполняли закон даже умеренно, то есть они не только не делали этого в полную силу, но и в сдержанной мере - хотя бы перстом двинуть. Отсюда следует, что священники, требующие праведности среди своего народа, но сами даже малого не делающие для праведности, поступают неправедно, хотя при этом могут казаться праведными учителями. Таковы возлагающие тяжелые бремена на приходящих для покаяния, ибо они говорят, и не делают; в то время как наказание за грех налагается на людей сейчас, отвергается наказание за грех в будущем. Анонимный комментарий 43й.

 

23:5 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих

 

Показное благочестие

Этими словами Он обличает их в тщеславии, которое и погубило их. Вышеупомянутые поступки показывали их жестокость и нерадение; а те, о которых говорится теперь, обнаруживают в них неумеренное желание славы. Оно-то и удалило их от Бога, оно заставило их подвизаться на ином позорище и довело до погибели. Действительно, каких кто имеет зрителей, такие являет и подвиги, стараясь им понравиться. Так, кто подвизается перед людьми, исполненными мужества, тот и сам старается отличиться мужеством; а кто борется перед людьми слабыми и малодушными, и сам становится небрежен. Так, если кто имеет перед собою зрителей, любящих смеяться, то и сам старается быть смешным, чтобы доставить им удовольствие. Другой же, имея перед собою зрителей серьезных и расположенных к любомудрию, и сам старается быть таким же, так как это согласно с расположением тех, от которых он ожидает себе похвалы. Смотри, как и здесь Спаситель увеличивает вину фарисеев. Он не говорит, что в одних случаях они поступают так, а в других иначе, - но что во всех своих делах одинаково. Таким образом, обличив их тщеславие, показывает далее, что они тщеславятся не важными какими-либо и нужными делами (никаких истинно добрых дел они не имели), но пустыми и ничтожными, которые обнаруживали только их развращение. Расширяют, говорит Он, хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея 72.2й.

 

Такие филактерии15 они называли «пергаментными кусочками» Десятисловия, потому что имевший их видел в них защиту и поддержку. Фарисеи же не понимали, что подобное должно носиться в сердце, а не на теле. Они, может быть, имеют ларцы с сокровищами, амбары и даже детей, но они не имеют понятия о Боге. Даже теперь среди нас есть такие дамочки с предрассудками, у которых имеются «маленькие Евангелия»: при отсутствии истинного креста и тому подобных вещей они в самом деле обладают рвением к Богу, но при этом не имеют истинного знания о Нем - оцеживающие комара, а верблюда поглощающие (Мф 23:24). Такого рода был и короткий и малый край1() предписаний закона, к которому на одеждах Господа прикоснулась и женщина, страдавшая кровотечением и не страдавшая суевериями фарисеев, - и она исцелилась. Так что, расширяя хранилища свои и увеличивая воскрилия своих одежд в поисках одобрения народом, они выставляли себя лицемерами, о чем говорит и то, что они искали предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах, и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: равви! равви! - что на латинском языке означает «учитель». Иероним Стридонский, Комментарии на Евангелие от Матфея 4.23.5λ7.

 

Итак, Господь, порицая книжников и фарисеев за их телесное и видимое благочестие, говорит: Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища™ свои и увеличивают воскрилия™ одежд своих. Ученики же Христовы совершают все свои дела с тем, чтобы их видел только Бог; ибо они привязывают закон Божий к своей руке духовным образом, то есть к своему благому делу, и, упражняясь в божественных науках и постоянно приводя их в действие, делают подвижными божественные заповеди пред очами своих душ, и воскрилие добродетели наполняют Иисусом, подражая Учителю. Ориген, Комментарий на Евангелие от Матфея 7 720.

 

23:6—7 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель/

 

Клирики, любящие почет

Что же следует сказать о тех, которые любят предвозлежания на пиршествах, и председания в синагогах, и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель!»\'7d Очевидно, что прегрешения такого рода встречались не только у тогдашних книжников и фарисеев или встречаются у настоящих, но и в Церкви Христовой встречаются не только принимающие пиршества и застолья от устраивающих их, но также любящие председания на них и много делающие сначала для того, чтобы стать диаконами (не такими, о которых говорит Писание, но такими, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся и за то примут тем большее осуждение (Мф 23:14). Они хотят стать именно такими диаконами. Затем они стараются урвать видимые председания тех, кто называется пресвитерами. А кто не довольствуется этим, те много измышляют, чтобы люди звали их епископами (что означает «учитель»), хотя они должны понимать, что епископу следует быть непорочным и таким, как говорится далее21, чтобы, даже если люди и не называли его епископом, он был им перед Богом. Ориген, Комментарий на Евангелие от Матфея 1222.

 

До сих пор, обличая пороки фарисеев, Спаситель обращался только к ним одним, так как пороки эти были не велики и не важны и не было нужды предостерегать от них учеников. Но когда дело дошло до причины всех зол - амбициозности и восхищения учительских кафедр, - то Спаситель, выставляя на вид этот порок, обличает его со всей строгостью, восстает против него со всей ревностью и силой, обращаясь и к ученикам Своим. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея 723й.

 

23:8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все лее вы - братья

 

Один Учитель

Праведник не любит, чтобы его называли учителем ни люди, ни кто-то иной, поскольку у всех один настоящий Учитель; все же, кто его слушает, друг другу братья. Но кто рожден вышним рождением не только от воды, но и от Духа (Ин 3:5) и принял Духа усыновления (Рим 8:15), чтобы о нем можно было сказать, что он ни от плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родился (Ин 1:13), тот, не будучи сыном никого из находящихся на земле и ниже, [никого] не зовет отцом (Мф 23:9) на земле, но, исполняя всякое дело согласно [воле] Божией, говорит: Отче наш, сущий на небесах! (Мф 6:9; 23:9). И исполняющий божественные слова никоим образом не будет стремиться к тому, чтобы его звали учителем, зная, что в нем пребывает Христос, когда он поступает праведно, и что только Его должны называть учителем все наставляемые [Им], а себя признает слугою, по заповеди Христа, говорящего: Кто больший между вами, да будет всем слугою (Мф 23:11; 20:26; 10:43). Ориген, Комментарий на Евангелие от Матфея 1224.

 

Что именно говорит Он? Вы не называйтесь учителями. А вслед за тем указывает и причину этого: ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и один другого ничем не превосходит, потому что ничего не имеет своего. Поэтому-то и Павел говорит: кто Павел? кто Аполлос? Кто Кифа? Они только служители (1 Кор 3:5). А не сказал «учители». И еще: и отцом себе не называйте никого на земле. Это не то значит, чтобы они никого не называли отцом, но чтобы знали, кого собственно должно называть отцом. Как учитель не есть учитель в собственном смысле, так и отец. Один Бог есть виновник всех - и учителей, и отцов. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея 72.З25.

 

23:9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах Отцом себе не называйте никого на земле

 

Никого не надо называть учителем или отцом, кроме Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Он один - Отец, потому что все от Него. Он один - Учитель, потому что через Него все стало быть и через Него все примиряется с Богом. Но кто-нибудь может сказать: «Этому противоречит утверждение апостола, что он - учитель язычников. Или широко распространенное в устной речи монастырей Египта и Палестины обращение друг к другу - «отец». Разрешается это следующим образом. Одно дело - быть отцом или учителем по природе, другое - по милости. Ибо когда мы называем человека отцом, мы отдаем уважение его возрасту, но не указываем на Творца всей нашей жизни. Человека по праву назвать можно учителем только в связи с истинным Учителем. То обстоятельство, что мы имеем одного Бога и одного Сына Божьего по природе, не препятствует тому, чтобы другие воспринимались сынами Божьими по усыновлению. Сходно с этим, один Отец и один Учитель не исключают того, чтобы другие назывались отцами и учителями. Иероним Стридонский, Комментарии на Евангелие от Матфея 4.23. Ю26.

 

23:10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос

 

Один Наставник

Подобно тому, как прежде Он сказал: что вы думаете о Христе? - а не сказал «обо Мне», так и здесь. Но желал бы я здесь спросить: что на это скажут те, которые слова один и один27 часто относят только к одному Отцу, отвергая Единородного? Скажут ли они, что Отец есть наставник? Это подтвердят все, и никто не будет противоречить. И, однако же, один, говорит Спаситель, ибо один у вас Наставник - Христос. Как, говоря это, Спаситель не отвергает того, что и Отец есть наставник, так и, называя Отца одним учителем, не отвергает того, чтобы вместе и Сын был учителем. Слова один и один сказаны для отличия от людей и от прочих творений. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея 72.328.

 

23:11 — 12 Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится

 

Смирение и гордость

Подлинно, ничто не может сравниться со смирением, почему и Спаситель напоминает им часто об этой добродетели: и когда малых детей поставил перед ними, и в настоящей беседе, и когда, беседуя на горе о блаженствах, с этой добродетели начал Свое слово, и теперь, когда с корнем исторгает гордость, говоря: кто унижает себя, тот возвысится. Видишь ли, как Он здесь ведет слушателя к делам, совершенно противоположным гордости? Он не только запрещает искать первенства, но и предписывает избирать последнее место. Через это, говорит Он, ты получишь желаемое. Итак, желающему первенства надлежит избрать себе место ниже всех: кто унижает себя, тот возвысится. Но где мы найдем такое смиренномудрие? Хотите ли опять пойти во град добродетели, в селения святых, то есть в горы и ущелья29? Там-то мы и увидим эту высоту смиренномудрия. Там люди, блиставшие прежде мирскими почестями или славившиеся богатством, теперь стесняют себя во всем: не имеют ни хороших одежд, ни удобных жилищ, ни прислуги и, как бы письменами, явственно изображают во всем смирение. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея 72.З30.

 

Поскольку повсеместно можно видеть, что учителя новых учений стремятся к достоинству учительства по любви к тщеславию и кичливости, Господь устраняет такой помысел и отсекает путь, ведущий к погибели. Итак, если ты желаешь, говорит Он, славы и первенства, ищи звания служителей и младших и подвизайся в смиренномудрии. Кирилл Александрийский, Комментарии на Евангелие от Матфея 255ъл.

 

О, если бы это услышали все, особенно диаконы, пресвитеры и епископы, особенно те, кто думает, что не для них написаны слова: Кто возвышает себя, тот унижен будет (Мф 23:12). Из-за того, что они будто бы не знают слов: кто унижает себя, тот возвысится (Мф 23:12), они не слышат Сказавшего: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф 11:29). Он«возгордились и из-за гордости подпадают осуждению дьявола (1 Тим 3:6) и не стремятся через смирение подняться от осуждения за гордость, хотя им следовало бы помнить слово премудрости, говорящей: Насколько ты велик, настолько уничижай себя, и обретешь милость пред Богом?2. И это первым совершил Господь, потому что, насколько Он был велик, настолько уничижил Себя. Ибо Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени (Флп 2:6- 9) и так далее. Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея 12п.

 

На этом брачном пире, который - призвание Божье, иудеи рассчитывали быть первыми среди возлежащих. Вместо того они принижены были и оказались за язычниками. Язычники, понимавшие, что приглашения они не заслуживали, оказались впереди иудеев, которые раньше их были званы, ведь значение здесь имеет не первенство приглашения, а достоинство ответа на него. Иудеи приглашены были на обычный обед, язычники - на великий пир. Первых приглашали пророки, вторых - Сам Сын, бывший причиной пира. Иудеи избраны были Богом за отцов их, а язычники - за их собственную веру. Потому в другом месте относительно иудеев Христос говорит: когда ты будешь позван кем на брак [то есть брачный пир Христа], не садись на первое место (Лк 14:8). Анонимный комментарий 4334.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 87; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!