Наибольшая заповедь



Вопрос таков: какая наибольшая заповедь в законе? И в этом месте уместно нам сказать нечто о различии заповедей. Ибо одни заповеди - главные, а другие - последующие [за ними], и так по порядку следует дойти до малейших заповедей. Ведь если бы Господь не ответил искушавшему Его фарисею и спрашивающему: какая наибольшая заповедь в законе, то мы бы полагали, что одна заповедь не больше другой. Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

22:37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим

 

А теперь, когда Господь, отвечая, говорит: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим - сия есть первая и наибольшая заповедь, мы научаемся необходимому представлению о заповедях, что есть большая заповедь и что есть меньшие до малейших. Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

Достойный всех этих даров ликует о премудрости Божией, обладая сердцем, преисполненным любовью Божией, душой, целиком просвещенной светом ведения и разумом, [целиком просвещенным] словом Божиим. И сподобившийся таких даров от Бога, конечно, разумеет, что весь закон и пророки (Мф 22:40) суть некоторая часть всей премудрости и знания Божиего, и разумеет, что весь закон и пророки изначально зависят от любви к Господу Богу и ближнему и связаны с нею и что совершенство благочестия заключается в любви. Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

Итак, первая заповедь (Мф 22:38) учит всякому виду благочестия. Ибо любить Бога всем сердцем есть основание всякого блага, а вторая содержит справедливое [отношение] к людям. И первая указывает путь ко второй, а вторая составляется из первой. Ибо преуспевший в любви к Богу с очевидностью всячески любит и ближнего, как самого себя. Кирилл Александрийский, Комментарии на Евангелие от Матфея

 

22:38—39 сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя

 

Еще обрати внимание на то, что фарисей спросил: какая наибольшая заповедь в законе (Мф 22:36), а Господь, отвечая ему, учит нас, что любить Господа - не только наибольшая заповедь, но и первая, и первая не по порядку Писания, но по достоинству добродетели. И следует обратить внимание, что она словно бы соответствует этому месту, потому что [соответствует] словно бы многим установленным заповедям. Итак, ныне Господь назвал первой и наибольшей заповедью - [заповедь] возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим, а второй - подобную первой, и из-за этого подобия великую: возлюби ближнего твоего, как самого себя, дабы, согласно этому, мы поняли, что есть и другая [заповедь], которая по значению и порядку будет третья, а другая - четвертая, и, так исчисляя по порядку заповеди закона, получая от Бога мудрость, кто-то может расположить их до малейшей. Это дело не кого иного, кроме как одного Христа, который есть Божия сила и Божия премудрость (1 Кор 1:24). Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

22:40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки

 

После этого ты спросишь, каким образом на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Ведь, как кажется, текст показывает, что все, написанное или в Исходе, или в Левите, или в Числах, или во Второзаконии, утверждается на сих двух заповедях. Каким же образом закон, установленный о прокаженных, или о претерпевающих истечение крови, или о кровоточивых женщинах утверждается на сих заповедях? А также каким образом пророчество, которое было сказано о пленении Иерусалима, или видение Египта у Исайи и других пророков, каким образом видение Тира или все пророчества о Тире и царе Тирском, каким образом также видение Исайей четвероногих [животных] в пустыне утверждаются на сих двух заповедях Мне кажется, что сказанное в этом месте следует понимать следующим образом: кто исполнил все, написанное о любви к Богу и ближнему, тот достоин получить от Бога величайшие милости, которым предшествует слово мудрости Духом Святым, после которого слово знания, которое согласно Духу есть. Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

ВОПРОС О МЕССИИ

41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: 42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. 43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: 44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? 45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? 46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

 

Обзор: Фарисеи и саддукеи задавали свои лукавые вопросы для того, чтобы искушать Христа, но не учиться у Него; поэтому Господь решил задать собственные вопросы людям, претендовавшим на знание закона, чтобы все это открылось перед народом (Ориген, Анонимный комментарий). Они считали Его просто человеком, но они же говорили, что Христос - Сын Давидов (Иоанн Златоуст). Иисус есть и Сын Давидов, как потомок по человеческой линии, и Господь Давида - как истинный Бог (Августин Иппонский). Уста их были заграждены, но ярость их не пресеклась (Иероним Стридонский).

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!