Заблуждение вопрошающих



Что же Христос? Он отвечает на то и другое, имея в виду не слова их, но намерение, и так же, как и прежде, открывает сокровенные их помышления, частью обнаруживая перед всеми, а частью предоставляя обличение их совести вопрошающих. Теперь смотри, как Он показывает и то, и другое, то есть что будет и воскресение и что оно будет не такое, каким они представляют его себе. Что же Он говорит им? Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией. Так как они ссылаются на Моисея и на закон как знающие его, то Спаситель показывает, что самый этот вопрос и обличает их в неведении Писания. Потому-то они и искушали Его, что не разумели Писания надлежащим образом и не знали силы Божией. Удивительно ли, говорит Он, что вы искушаете Меня, Которого еще не знаете, когда не ведаете даже силы Божией, столько доказательств которой вам представлено, и между тем вы не познали ее ни из Писания, ни из общих начал разума? Ведь и из общих начал разума можно знать, что Богу все возможно. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

Они потому заблуждаются, что не знают Писаний и не считаются с ними, а вследствие того не знают и силы Божией, то есть Христа, Который есть сила и Премудрость Божия. Иероним Стридонский, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

22:30 ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божий на небесах

 

Как ангелы

Божий Наш Спаситель, отвечая им, не изъяснил им волю закона Моисея, как недостойным знать столь великое таинство, но только просто сказал, что священное Писание сообщает о воскресении мертвых, что там нет браков, а воскресшие из мертвых пребывают, как ангелы на небесах, и как ангелы на небесах ни женятся, ни выходят замуж, так (говорит) и воскресшие из мертвых. Я же думаю, что не только благодаря тому, что не женятся и не выходят замуж, удостоенные воскресения из мертвых пребывают, как ангелы на небесах, но и благодаря тому, что их смиренные тела преображаются в такие, как у ангелов, - воздушные и излучающие свет. Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

Глупцы! Они будущий век сравнивали с веком нынешним. Ведь в веке нашем мы умираем, и потому умираем, что рождаемся: потому и жен берем, чтобы сокращаемое через умирание восполнялось через рождение. Устрани необходимость смерти - и пользы от рождения не будет. Устрани пользу от рождения - и не будет причины для брака. Ибо этот мир плотский, тот же - духовный. Как душа в этом мире - странница, так и плоть в том мире - посторонняя. В мире сем душа подчинена плоти, то есть человеческим страстям, в то время как в том мире плоть подчинена духу. Всякое явление сильнее там, где его родина, - там оно и преобладает. Итак, если душа, насколько бы она ни была сильна, может закрываться в нашем несовершенном мире и подчиняться земной плоти так, что почти ничего не может взращивать или увеличивать в свойственной своей природе духовности; то насколько больше в том мире наша слабая и ничтожная плоть станет подчиняться достойной и мощной душе, уже не будучи в состоянии увлечь плотским и поступать согласно своей природе. Анонимный комментарий.

 

22:31 А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом

 

Зачем бы Он, говоря о постах, милостыне и других добродетелях духа, привел в пример сходство с ангелами, если бы в словах Его речь шла только о соитии мужа и жены: Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают как ангелы Божий на небесах? Затем, что как все плотские деяния суть деяния животных, а в особенности таковы действия половые, так и все духовные добродетели суть дела ангельские, в особенности же таково целомудрие. Только через это люди обретают подобие с ангелами. Анонимный комментарий.

 

22:32 Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых Бог живых

 

Он вновь заграждает уста саддукеев словами Моисея, так как и они сами ссылались на Моисея: о воскресении мертвых, говорит Он, не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых. Бог не есть Бог несуществующих и совершенно уничтожившихся, которые никогда уже не воскреснут. Не сказал о Себе – Я был, но сказал - Я Бог сущих и живых. Как Адам, хотя и жив был в тот день, когда вкусил от древа, но тотчас после изречения суда Божия подвергся смерти, так и праотцы, хотя и умерли, но остались живыми по обетованию воскресения. Как же в другом месте сказано: чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми (Рим 14:9)? Изречение это не противоречит предыдущему, потому что здесь говорится о мертвых, которые некогда оживут. Впрочем, есть и различие между словами. Надобно знать, что есть иная смерть, о которой сказано: предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Лк 9:60). И, слыша, народ дивился учению Его. Но эту пользу получили не саддукеи, которые, будучи побеждены, удалились, а народ, слушавший Его в простоте сердца. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

Вечность души

В доказательство вечности души Он приводит слова из Моисея: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова, но тут же добавляет: Бог не есть Бог мертвых, но живых. Так Он показывает, что души продолжают жить после смерти. Сказать, что Бог есть Бог мертвых, означает вверить жизнь Бога тем, кто жизни не имеет. Природа воскресения и как оно соотносится с добром и злом подробно рассмотрены апостолом Павлом в последней части его Первого послания к Коринфянам™. Иероним Стридонский, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

22:33 И, слыша, народ дивился учению Его

 

Если бы Авраам, Исаак и Иаков, умерев, навсегда перестали существовать, то о Боге никогда не говорили бы как об их Боге, то есть как Боге тех, кого больше нет. Как мы видели в предыдущем обсуждении, Иисус принимает предложение обманщика, исследует причины, затем приводит веские доказательства и дает ответ, если даже исходный вопрос представляется абсурдным. Мы должны следовать Христу в Его аргументации ясно и по порядку. В случае беседы с саддукеями по причине их незнания даже самих себя Он сначала привел разумный довод по аналогии: Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают как ангелы Божий на небесах, - потом и доводы от авторитета Писания: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Так и нам нужно пользоваться доводами и разума, и авторитета Писания, когда разговариваем с людьми, которые искажают истину. Однако из какого бы источника ни происходил довод для участников общения, мы сначала должны наметить собственную аргументацию, а затем подкреплять ее авторитетными свидетельствами, то есть мы пытаемся убедить слушающего нас своими аргументами, которые затем подтверждаем признанным авторитетом. Но задача наша - не просто убедить обманщика, но и научить того, кто ищет истину. Среди склонных к обману людей часто бывает, что они, даже понимая аргумент, с ним не соглашаются. А для честно ищущих истину достаточно бывает и объяснить основания - они поймут и смысл, и усвоят его, и отрицать не станут. И это значит, что такие люди на основе услышанных ими аргументов способны прийти к вере. Анонимный комментарий.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!