Далее продолжение основного текста. 1 страница



Здравоохранение же:

· как отрасль науки,

· как направление государственной политики,

· как сфера профессиональной деятельности,

· как один из аспектов повседневной жизни всех членов общества

— объемлет медицину в указанном Д.Н. Ушаковым значении слова, поскольку здравоохранение включает в себя пять сводов знаний и выражающих их практических навыков (характера организационно-управленческого и непосредственно «умельческого» воздействия на человека), охватывающих:

Профилактирование заболеваний (начиная с этапа взаимного выбора друг друга супругами и формирования ими своего образа жизни в период, предшествующий зачатию каждого ребёнка);

2)  профилактирование травм (как телесных, так и психических);

3) лечение заболеваний и травм, всё же возникших вопреки профилактическим мерам;

4) восстановление функциональности организма после заболеваний и травм;

5) действия с целью компенсации ущерба, нанесённого болезнями и травмами[3], в случаях если невозможно восстановить функциональность организма в полной мере или хотя бы частично.[4]

Если соотноситься с таким пониманием сути здравоохранения как одной из сфер деятельности общества, то министерство здравоохранения РФ в полном провале по первому и второму пунктам (профилактирование) — статистика заболеваемости растёт в преемственности поколений, а она в условиях эффективной системы здравоохранения, благодаря профилактической компоненте, должна снижаться.

По третьему пункту положение дел несколько лучше, чем в анекдоте «терапевт — почти всё знает[5], но мало что может вылечить; хирург — мало что знает, но много чего умеет отрезать или вырезать; психотерапевт — ничего не знает, ничего не умеет, но уважаем и вызывает опасения; патологоанатом — всё знает, всё умеет, но уже поздно…»[6].

Есть ещё один весьма глубокомысленный анекдот, относящийся ко второму пункту:

Приходит ветеринар к врачу. Врач с порога ему: Здравствуйте, на что жалуетесь?

Ветеринар в ответ: Ну-у-у… Так-то всякий может

Этот анекдот дополняет представленная слева фотография объявления, сделанная в одной из поликлиник России (если верить интернету; но если и не верить интернету и это — «фейк», то он правдоподобен и жизненно состоятелен в силу чего обречён на долгую жизнь. Также отметим, что это объявление написано безграмотно).

По четвёртому пункту минздрав по многим диагнозам в полном провале.

По пятому пункту минздрав по многим диагнозам и их последствиям тоже в полном провале.[7]

 

Соответственно следует признать, что:

· в настоящее время какая ни на есть медицина как социальная система в России имеется,

· но здравоохранения в стране нет в принципе;

· в обозримой перспективе здравоохранение не возникнет, и не возникнет оно до того времени, пока:

Ø в основу здравоохранения и медицины не будет положено качественно лучшее научно-методологическое обеспечение деятельности, соответствующее изложенным выше задачам здравоохранения;

Ø не произойдёт декомерционализации медицинской науки и сферы оказания медицинской помощи, после чего медицина сможет интегрироваться в субкультуру здравоохранения.

 

Поэтому:

В ближайшее время становление здравоохранения в России невозможно по множеству причин, первая из которых — непонимание министерством «здравоохранения»[8] как управляющим субъектом сути здравоохранения как отрасли науки и сферы практической деятельности, и своих необходимых функций по отношению к здравоохранению как к общественной и государственно-политической потребности.

Именно вследствие этой причины национальный проект «Здравоохранение» (2019 — 2024) — жизненно несостоятелен: он не обеспечен ни научно-методологически, ни квалифицированными кадрами медиков разных профилей подготовки, ни кадрами управленцев — организующих систему здравоохранения и управляющих её функционированием, и поэтому является фальсификатом.

Соответственно чиновники «минздрава» — вредители: кто сдуру и по некомпетентности, а кто по злому умыслу или без умысла (по причине завсегдашней продажности) — вопрос второстепенный. Поэтому министерство здравоохранения России по существу его деятельности и бездеятельности в постсоветские времена правильно было бы именовать министерством организации медленного, и потому незаметного для большинства людей геноцида[9], осуществляемого в преемственности поколений посредством дефективной медицины[10].

Именно в силу отсутствия в России (как и в остальных государствах мира) реального эффективного здравоохранения статистика заболеваемости населения в постсоветские годы непрестанно растёт (в том числе и в преемственности поколений — новые поколения и телесно, и психически менее здоровы, чем предыдущие) и будет продолжать расти вопреки обещаниям чиновников и доминирующей в Думе партии «Единая Россия» повысить качество жизни широких масс населения (включая здоровье), поскольку все такого рода обещания не подкреплены ничем, что способно воплотить их в жизнь: одна из иллюстраций на эту тему ниже[11].

 

2. Немного об истории развития медицины и здравоохранения

· Люди болели и получали травмы во все эпохи, поэтому потребность как минимум в облегчении страданий, вызываемых болезнями и травмами, а как максимум в полном восстановлении функциональности организма после болезней и травм — была всегда во всех культурах.

· Соответственно во всех обществах были люди, которые проявляли интерес к этой личностно и социально значимой проблематике, работали в направлении её разрешения, накапливали и осмысляли положительный и отрицательный опыт и передавали свои знания и навыки преемникам в новых поколениях, в результате чего во всех культурах возникало то, что ныне принято называть «народная медицина».

А некоторый уровень медицинской грамотности (включая и профилактическую составляющую) в пределах сложившейся традиции всякой народной медицины был социальной нормой, поскольку при отсутствии инфраструктур службы скорой помощи (включая и санитарную авиацию для экстренных случаев) и обширных малонаселённых территорий быстрое оказание профессиональной медицинской помощи было невозможно. В силу этого при возникновении проблем со здоровьем надо было для начала «продержаться» до прибытия знахаря-целителя к пациенту или до момента доставки пациента к целителю; а ещё лучше — уметь повседневно профилактировать надобность обращаться к целителю за профессиональной помощью.

Важно понимать, что все субкультуры народных медицин своеобразны потому, что с момента их возникновения они обусловлены природной средой, во взаимодействии с которой формировалась культура народа и его образ жизни. В частности, «фармакология» народной медицины основывается не на природонезависимых технологиях химического синтеза и биотехнологиях, а главным образом на биоразнообразии биоценозов региона проживания каждого народа, и отчасти — на минеральном сырье, доступном в этом регионе. Потому те снадобья, что создавались и использовались народной медициной в лесной зоне умеренного климата, невозможны в степях, в пустынях, в тропиках, за полярным кругом, на берегах морей и океанов. Там используются свои снадобья, производимые на основе местного биоразнообразия биоценозов и местного минерального сырья (грязи в Саки — лечебные, но они в Крыму, а не на Кавказе; на Кавказе источники минеральных вод — лечебные, но они на Кавказе, а не в Приладожье и т.п.). Поэтому в каждой зоне, обладающей физико-географическим и ландшафтно-биоценозным своеобразием, — своя специфика снадобий народной медицины и специфика народной медицины в целом.

И хотя традиции народной медицины были не всесильны[12], но и в наши дни не следует пренебрежительно относиться к ним и их носителям в прошлом и в настоящем, поскольку субкультуры народной медицины были одним из факторов, благодаря которому ныне живущие народы исторически состоялись как народы. И традиции народной медицины во многих регионах до сих пор живы и имеют некоторые возможности для дальнейшего развития. Знахари-целители прошлого многое умели и не только в области фармакологии, но и в области хирургии и травматологии. Так археологи находили человеческие останки, относимые ещё к каменному веку, которые показывают, что люди жили довольно продолжительное время после хирургических операций, не простых и для нашего времени — ампутации конечностей, трепанации черепа (без рентгена, ультразвуковых исследований, компьютерной томографии), не говоря уж о правильно сложенных без рентгена исросшихся после переломов костях[13]; говорить что-либо о полостных операциях в древности не представляется возможным, поскольку мягкие ткани без мумификации либо замораживания в ледниках или вечной мерзлоте не сохраняются, хотя, по мнению хирургов наших дней, полостные операции в ту эпоху были невозможны в силу технико-технологической необеспеченности их проведения и послеоперационного восстановления пациентов.

Причём в некоторых отношениях народные медицины прошлого были выше нынешней технико-технологической медицины. Так если возвратиться к анекдоту про врача и ветеринара, то опрос пациента во многих традициях был вторичен по значимости по отношению к тому, как целитель сам воспринимает пациента и его проблемы посредством своих собственных чувств и осмысления прочувствованного им лично на основе его собственного жизненного опыта и знаний, хранимых традицией. И это принципиально правильно, поскольку в одних и тех же симптомах могут выражаться различные по своим причинам болезни и внутренние травмы, а пациент может о чём-то не договаривать или что-то преувеличивать в силу субъективных особенностей его организма, культуры чувств, осмысления прочувствованного в себе, угнетённого болезнью или травмой состояния психики, психологического давления культуры и окружающих и т.п., а разобраться во всём этом без собственной высокоразвитой личностной культуры чувств целителя-знахаря и осмысления им воспринятого — невозможно.

Субкультуры народной медицины разных народов и региональных цивилизаций на протяжении многих веков (а подчас и нескольких тысячелетий) развивались изолированно друг от друга, и в условиях взаимной изоляции некоторые из них породили уникальные практики, не имеющие аналогов в культурах других народов. К числу такого рода практик, принадлежат:

· японский точечный массаж «шиацу» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Шиацу), приверженцы которого утверждают, что он безмедикаментозно лечит почти всё, вплоть до пневмонии и некоторых разновидностей сахарного диабета;

· китайские и иные восточно-азиатские школы иглоукалывания, которые тоже достигают ощутимых улучшений состояния или излечения пациентов во многих случаях, когда европейская медицинская традиция оказывается неэффективной;

· на Руси — баня с парилкой, здравоохранительно-профилактические и оздоравливающие (медицинские) аспекты пользования которой ныне большей частью забыты.

И если рассматривать медицинские традиции, развивавшиеся в разных регионах планеты, то, — как это не удивит многих, — европейская медицинская традиция, которая со второй половины ХХ века практически безальтернативно доминирует в большинстве государств мира, включая Россию, в качестве единственной официально признаваемой многими государствами медицины, — не безальтернативна. Кроме неё были развиты и не искоренены полностью до настоящего времени глобализацией по крайней мере ещё две древних медицинских традиции:

· Индийская, основанная на «Аюрведе»[14].

· Тибетская, с основами которой в России можно ознакомиться (но не освоить её) по переводу тибетского медицинского трактата «Джу-Джи»[15] Петра Александровича Бадмаева (1851 — 1920)[16].

Высокомерно смотреть на эти древние медицинские традиции (возможно, что уходящие корнями ещё в допотопную цивилизацию, предшествовавшую нашей) с позиций европейской медицинской традиции наших дней не стоит, хотя бы потому, что европейская медицинская традиция стала доминирующей не столько вследствие её превосходства над другими в дееспособности, сколько в силу политических причин: она — одна из компонент библейского проекта порабощения человечества от имени Бога, который до активизации большевизма в начале ХХ века был безальтернативным проектом глобализации.

Так П.А. Бадмаев в предисловии к переводу «Джу-Джи» на основе сопоставления обеих традиций, которыми он владел, пишет: «… то, что было известно врачам Востока еще в IV веке до н. э., европейцы узнали лишь в конце XVIII столетия» . Далее по тексту он показывает, что на момент написания им перевода «Джу-Джи» были болезни, неизлечимые в практике европейской медицины, которые, однако, давно уже успешно лечились тибетской; что были болезни, которые европейская медицина лечила только хирургическим путём, а тибетская — терапевтически; что были хирургические операции, которые европейская медицина только-только начинала делать во времена П.А. Бадмаева, а тибетская медицина такие операции делала на протяжении уже нескольких веков.

Кроме того, и это главное, европейская традицияв силу причин мировоззренческого характера, стоящих вне медицины и здравоохранения как таковых (об этом далее в разделах 4.1 и 4.2),движется в беспросветно тупиковом направлении: она уже дала названия более чем 20 тыс. болезней[17]; накопила уйму фактов о строении и функционировании организма человека, его систем и органов, клеток различного функционального назначения и их органелл и продолжает их накапливать; развила и продолжает развивать технические средства диагностики и оказания помощи пациентам; создала более сотни тысяч препаратов, претендующих на роль лекарств (в России зарегистрировано около 70 тыс. разного рода снадобий, из которых далеко не все действительно что-то лечат, хотя рекламируются и их производство приносит прибыли фармацевтическим компаниями, но это — особая тема: те, кому она интересна, — могут «погуглить» сами и найдут много чего, над чем следует подумать). Кроме того европейская медицинская традиция породила уйму юридически обязывающих[18]протоколов оказания медицинской помощи, многие из которых только затрудняют её оказание из-за бюрократических неувязок во взаимодействии разных подразделений системы «здравоохранения»[19] либо потому, что клинический случай в силу особенностей пациента не укладывается в предписания протокола; либо они вообще никчёмны в конкретике ситуации (см. фото выше: часть черепа снесена, мозг разрушен, его ошмётки валяются на асфальте в луже крови… но надо соблюдать протокол и установить факт смерти по записи кардиографа, поскольку иначе потом бюрократы и юристы замучают)[20].

И в российском сегменте интернета регулярно появляются публикации о том, как протоколы, положения других руководящих документов, распоряжения вышестоящего начальства соблюдались, но пациент умер или его здоровью был нанесён ущерб[21], либо отказано в признании инвалидом[22] именно вследствие соблюдения протоколов, положений руководящих документов, распоряжений вышестоящего начальства. И так же регулярно появляются публикации о том, что кто-то из медиков нарушил протокол, положения руководящих документов, распоряжения вышестоящего начальства, в результате чего пациент остался жив или был предотвращён ущерб его здоровью, а как минимум облегчены страдания неизлечимо больным, но в итоге — врачи были наказаны: получили выговоры, были лишены премий, уволены[23], предстали перед судом и были осуждены. Этот античеловечный врачебно-бюрократический маразм — прямое следствие системообразующих принципов европейской медицинской традиции.

И за всеми этими реальными и иллюзорными достижениями европейская медицинская традиция, вследствие своей коммерционализаации:

· перестала видеть живого человека (как элемент различных взаимосвязанных друг с другом суперсистем: общества, биоценозов, техносферы, биосферы, ноосферы Земли) в конкретике проблем его организма и личности, она видит в пациенте:

Ø не субъекта (человека), которому нужна помощь,

Ø а объект того или иного — по своей сути организационно-технологического — воздействия, осуществляемого медперсоналом непосредственно, либо посредством медтехники и фармацевтики (см. карикатуру ниже) — к тому же на определённых условиях, вплоть до прямого или опосредованного принуждения граждан к оказанию им «медицинских услуг» на якобы добровольной основе[24];

· и главное — перестала понимать, что в нездоровой биосфере, при нездоровом образе жизни цивилизации человек, будучи их элементом, не может быть здоров и в силу этого обречён утрачивать здоровье и генетически запрограммированный биологический ресурс организма — и как индивид, и как биологический вид в преемственности поколений, в том числе и под воздействием европейской медицинской традиции, противопоставившей себя Жизни.

Как следствие европейская медицинская традиция ориентирована на то, чтобы:

· быть коммерчески эффективной (а для этого люди должны быть в меру больны: т.е., чтобы они нуждались в оказании медицинских услуг, но могли бы работать и зарабатывать на нескончаемое лечение);

· устранить симптомы заболеваний и их давление на психику пациента, а не на то, чтобы вылечить (оздоровить) пациента (этого она сделать во многих случаях неспособна по причине неадекватности научно-методологического обеспечения её деятельности — об этом далее в разделе 4.1).[25]

Русская традиция народной медицины у многих вызывает ироничное отношение, что является во многом результатом пропаганды реальных и мнимых достижений европейской медицинской традиции в нашем обществе, осуществляемой со времён Петра I по настоящее время при поддержке государства, а также политики подавления и искоренения «народного невежества». Но если посмотреть на Елену Малышеву в ежедневной программе 1‑го канала российского телевидения «Жить здорово!», то она сама стала вызывать скептически-ироничное отношение и к ней самой, и к европейской медицинской традиции, которую она представляет, и это — заслужено[26].

Далее фрагмент, отделённый от основного текст звёздочками, посвященный тому, как нам видится древнерусская традиция народной медицины. Поскольку он носит бездоказательный характер (главным образом вследствие того, что документирование клинических случаев традициям народной медицины не свойственно), то те, кому он представится сказочно-несбыточным, по прочтении могут смело забыть о его существовании.

*   *   *

Если говорить о древнерусской традиции народного здравоохранения и медицины, как компоненты здравоохранения, то, судя по их остаточным проявлениям, дошедшим до наших дней, её скелетной основой были «загово́ры» и биополевое воздействие (биоэнергетика — «наложение рук» на пациента или на зоны нездоровья в его организме — в теле и биополевой системе). Всё это дополнялись фармацевтикой на основе растений, продуктов пчеловодства, воды и минералов, а также — поста́ми[27] и физиотерапией, основными средствами которой были русская баня с парилкой, с отварами и настоями трав, которые подавались на раскалённые камни, с чаями и квасами в перерывах между заходами в парилку, и русская печка.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!