Легенда о Джоне Дн н Эдварде Нелли



 

Идем дальше. И сейчас мне хотелось бы обратиться к другой книге А- Кульского — «Миссия розенкрейцеров». Правда, автор и в «Тропе» тоже рассказывает про известного нам мага и других паук специалиста и мастера, но в «Тропе розенкрейцеров- текст очень отфильтрован. Давайте возвратим ему полное содержание. А заодно и узнаем кое-что новенькое для нас об Эдварде Кслли и Джоне Ди.

Эдварда Келли звали Эдвардом Тальботом. Он родился в Вустере в 1555 г. Молодой человек выучился па юриста и разбирал всевозможные тяжбы и споры делового характера. Это занятие, как вы понимаете, само по себе очень скучно, а потому Эдвард завел себе еще и хобби, в качестве которого выступала его страсть к распутыванию всевозможных шифров. Это были не абстрактные шифры, а вполне конкретные древние рукописи, записаннысгаинсгвснными знаками. А. Кульский сообщает, что у Э. Тальбота было и еще одно «хобби» — подделка подписей и документов. Именпо за это молодой человек был судим, и суд приговорил его к пожизненной высылке из Вустера.

С этого момента начались скитания по свету Эдварда Келли (это прозвище он взял вместо своей фамилии), он поменял много занятий, профессий и городов. Работал он и у одного алхимика, после чего поиск старинных рукописей с зашифрованными знаками у Э. Кслли стал более осмысленным. Да и само искусство алхимии ему очень поправилось... Правда, не от алхимика риал Келли об алхимических тайнах, а еще прежде, в университете, где, по словам Кульского, юноша познакомился с Джоном Ди. Думается, что учился Келли в Лондоне, поскольку местом пребывания Джона Ди называется тоже Лондон, а раз так, выходит, что все личные неурядицы Джон Ди к тому времени уже прошел и служил Елизавете, будучи ее советником. Ко времени начала необыкновенной истории, случившейся с Эдвардом Келли в уэльской таверне, они с Джоном Ди были уже «давно знакомы».

 

Итак, сама история. В тапсрне за стол к молодому человеку подсел странного вида незнакомец, и за рюмкой рома они разговорились. Узнав, что Келли считает себя специалистом по расшифровке тайного письма, человек сказал, что. возможно, сумеет заинтересовать своего собеседника, после чего достал старинный манускрипт, до сей поры никем не расшифрованный, а стало быть, не прочтенный. Попутно собеседник передал Келли историю происхождения этого документа, то есть историю того, как сей документ попал к нему в руки. Этой истории А. Кульский не приводит.

Келли. взглянув на текст, сразу же сказал, что содержание документа — алхимия, и что он берется этот текст расшифровать. Тогда незнакомец, вероятно сказав, что дальнейший разговор здесь ему вести неудобно, таким образом напросился к Келли в комнату и уже там, под самой крышей таверны, достал из-под накидки и положил перед Эдвардом два шарика, один из которых был расколот. В этом шарике находился в небольшом количестве красный порошок. Второй шарик был наполнен, но не красным, а белым порошком. Оба порошка, передает А. Кульский, были тяжелыми.

Несмотря на то что Келли никогда прежде ничего подобного не видел, он сразу понял, что перед ним не что иное, как Философский камень. Красный Лев. И еще к нему пришло ощущение, что незнакомец прочел его мысли. Потому что он тут же предложил Келли купить у него и документ, и оба шарика. Теперь Келли уже твердо был убежден, что незнакомец читает его мысли: он подумал, что у него, бедного беглого юриста, нет денег, чтобы купить это сокровище, — но тут услышал от собеседника, что тот продает все это всего за один фунт стерлингов. И он явно не шутил.

Конечно же. Келли не раздумывая купил предложенное. Странный этот человекульїбігулея. вежливо попрощался, -очень пристально посмотрел на специалиста по расшифровке сгаринных рукописей и... исчез». Способа, каким незнакомец покинул комнату, Келли так и не смог потом вспомнить. Тот будто растворился в воздухе.

Наутро молодой человек подступился с вопросами к хозяину таверны, обычно флегматичному и приветливому толстяку. Н€> вдруг этот приветливый и симпатичный толстяк, отводя взгляд, предложил Эдварду Келли немедленно съехать от него и поискать места в другой гостинице. При этом он вручил Келли запечатанный конверт, на котором ничего не было написано.

Поднявшись к себе, чтобы собраться, а заодно прочитать содержимое конверта. Келли обнаружил, что письмо обращалось к нему. Эдварду, и что оно написано тем самым незнакомцем, который так дешево продал ему не только документ с секретом делания Философского камня, по и сам Философский камень. Незнакомец советовал Келли как можно скорее сняться с места и ехать в Лондон, а там показать и документ, и купленные шарики некоему Джону Ди. Письмо было подписано -Епископ».

Келли опять спустился к хозяшгу и молча положил перед ним плату за жилье и распечатанное письмо. Хозяин, вздохнув, сказал, что Келли очень не повезло, потому что он. хозяин, еще ночью заметил, что молодой человек общается с епископом. Все было бы хорошо и ничего в этом страшного нет, но... этот человек умер лет пятьдесят тому назад и похоронен на здешнем кладбище. А еще — все говорят, будто он знался с нечистым, хотя и был католическим священником.

Молодой человек немедленно покинул та верпу и отправился вон из города. Путь его лежал в Лондон.

Далее А. Кульский рассказывает о Джоне Ди. Кстати сказать, сколько авторов пишут о нем. но полной биографии этого удивительно бездонного человека, по-моему, таки нет. И каждый исследователь говорит о Джоне Ди что-то новенькое. Он и впрямь неисчерпаем. Например, только сегодня из газеты я ушал, что Джон Ди открыл новую Для своего времени звезду в созвездии Кассиопея... То, что мы уже знаем о нем из прежде приведенного материала, конечно, далеко не все, но вот о том. что его жизнь до королевы Елизаветы была столь же насыщенной и необычной, немного рассказал А. Кульский. 11апример. что прежде Джон Ди много скитался, но потом сумел зацепиться за университет в Лувене. Если помните, этот университет и город связаны с именем Корнелия Агриппы, которому пришлось уносить оттуда ноги из-за обвинения в убийстве ученика. Джон Ди не мог быть непосредственным, то есть личным учеником Агриппы потому, что даже в момент смерти Агриппы (1535). который был уже далеко не только от Лувена, но и от Бельгии, Джону Ди тоже было не до Лувена: ему стукнуло лишь 8 лет. Тем не менее Агриппа наверняка незримо присутствовал и освящаа своим присутствием этот университет, когда в нем появился Ди.

Не говорится, отчего и почему, но через какое-то время Джон Ди беседует лично с королем Англии Эдуардом VI. Тема беседы нензвестна, но с момента их встречи Ди стал получать королевскую ренту. Что это такое, я сказать не мо1у. на какую собственность короля начислялась рента, я тоже не знаю, но. вероятнее всего, это для Эдуарда она была рентой, а для Ди — либо вспомоществованием (регулярным) от короля, либо стипендией. Однако если Ди уже не был студентом, то и стипендией это называть неправильно. Значит — грант. Регулярно возобновляемый.

Когда воцарилась Мария Тюдор. Джона Ди арестовали и едва не казнили. Его обвинили в ереси. Л. Кульский не рассказывает, каким образом, обернулось дело — он только констатирует, что Ди избежал казни и оказался на свободе. Это происходило ровно в тот год. когда Келли только родился, т.е. в 1555-м.

История, которую мы привели в пересказе О. Барабанова и которая касается посещения Джона Ди архангелом Уриэлем (или Ариэлем?), подарившим Ди обсидиановый магический камень, который теперь хранится в числе личных вещей Джона Ди в Британском музее, если верить рассказу* А. Кульского, произошла не 11 марта 1582 г., а -в ноябрьский вечер 1582 года». Я склонен все же вернуть Джона Ди в март: получать подарки от ангелов, думаю, лучше всего весной, а не поздней осенью (если помните, Уриэль скажет, что Господь благословляет Джона Ди, а через три дня Михаил. 14 марта 1582 г.. принесет магический Камень из обсидиана и подарит его Ди). Сегодня неизвестны те заклинания, с помощью которых адепт не сходя с места смог бы увидеть все, что закажет (или кого закажет), прямо на полированной поверхности Камня. А. Кульский утверждает, что Джои Ди мог общаться таким образом -с существами из других измерений (или планов бытия). Для этот следовало просто внимательно вглядеться в поверхность камня». И далее: «Только он умел вызывать на полированную поверхность камня облики существ, открывав-тих ему секреты и тайны грядущих событий...»

Келли прибыл к Джону Ди. Того не надо было долго уговаривать, и они вместе занялись расшифровкой манускрипта. Но, естественно, сначала они отправились к золотых дел мастеру, чтобы проверить действие порошков. И. конечно. Красный Лев не подкачал: на их глазах совершилась траисмутация фунта свинца в фунт золота. Впрочем, больше всех был потрясен сомневавшийся ювелир. Вероятно, никогда прежде (а потом, думаю, тоже) ему такого наблюдать не приходилось. Здесь же А. Кульский сообщает, что белый порошок производил аналогичное действие, «по трансмугация проходила с образованием серебра». Следовательно, друзья (теперь это уж точно: не-раллей-вода) попробовали у того же ювелира и действие Белого Льва.

Дальше пересказ не сможет передать всех нюансов стиля А. Кульского. а потому я позволю себе большую цитату (транскрипцию имен оставляю авторскую, а курсив мой):

«В руках Джона Ди действительно оказался "красный лев".

И нот здесь напрашивается целый ряд вопросов. Джон Ди оказывается обладателем трех сокровищ: таинственного зеркала, с помощью которого можно загля1гуть в будущее, некоторого количества "философского камня", именуемого "красным львом", и немного большего количества "белого льва", который хотя и значительно уступает по мо1уществу "красной тинктуре", однако также способен осуществлять трансмутацию.

Как же распорядился Джон Ди этими поистине бесценными сокровищами? И, главное, почему три этих потрясающих дара оказались у одного человека**' ? А самое странное, почем)', обладая истинным, проверенным рецептом приготовления "красного льва". Джон Ди не попытался тогда же самостоятельно синтезировать его, чтобы трансформироваться в человека пятого уровня?

Ведь само ио себе обладание "красным львом", делая возможной трансмутацию, то есть превращение неблагородных металлов в золото, еще не обеспечивало трансформацию алхимика в человека пятого уровня. Это. согласно традиции, было возможно только тогда, когда процесс получения "красной тинктуры" осуществлялся самостоятельно.

Итак, Джон Ди и Эдуард Келли, вместо того чтобы попытаться осуществить великое делание... начинают путешествие по Европе. Демонстрируя время от времени превращение неблагородных металлов в золото. В 1585 году они прибывают в Прагу, столицу Богемии.

С помощью порошка Епископа опи уже приобрели известность и даже были приглашены ко двору императора Максимиллиана Второго, который являлся большим приверженцем 1срмстичсского искусства. В настоящее время известно, что Эдуард Келли провозглашал себя адептом алхимии, то есть тем, кому удалось получить "красного Льва" самостоятельно. Хотя мудрый Джон Ди и призывал его не делать этого. Келли не внял голосу рассудка. Ди понимал, что финал может быть очень печальным, поскольку у них оставались уже последние крупицы "красной тинктуры", но Келли и слуща і ь ничего не хотел.

Вскоре ему пришлось горько пожалеть об этом. Император настойчиво требовал псе новых демонстрации, а запасы "красного льва" полностью исчерпались. Джону Ди удалось ускользнуть, но Эдуард Келли был схвачен и заключен в тюрьму. Fro повинные речи произвели на Максимиллиана Второго обратное впечатление. Он полагал, что Келли просто не хочет открыть ему. императору, великий секрет. Тем более что с просьбой освободить Келли к императору обратился не кто-нибудь, а сама королева Англии*'!

Ну нет. иалишь, строп тивец.' Или раскроешь секрет, или... (HI -А.В.) Джои Ди не остапил товарища в беде. От организовал Ксии побег us тюрьмы. Но подвела чистая случайность (или судьба-'): Эдуард ли сорвался с веревки и упал па камни, сломав себе обе ноги и переломав ребра. Теперь он уже не мог бежать. Поэтому выйти из тюрьмы ему было не суждено. Он умер узником в 1597 году.

Джон Ди уже в одиночку продолжал свои странствия по Европе. Но ни той самой рукописи, ни таинственного черного камня с ним не было. Эти предметы остались на английской земле, в надежных тайниках. Там же хранились несколько крупинок "красного льва".-Сейчас исследовсапсхи средневекового оккультизма считают, что Джон Ди несгучайнопутешеепшовал по опасным дорогам Европы. И не за черствой коркой хлеба направлялся он в Чехию.

Уже тогда, в конце ХМвека, орден Розы и Креста проводил своего рода глобальную рекогносцировку Весь ученый мир Европы как бы оценивался на весах; много ли наберется « нем умов, которые по глубине и способу мышления родственны розенкрейцерам ? И здесь важнейшим условием отбора являлся отнюдь неуровень знаний - он придет, если достойные Учителя возьмутся за ікло. Выбрать достойных учеников- вот в чем была истинная проблема!

Но сами паллндисты, люди пятого уровня, взять па себя решение данной задачи не могли, ведь длительная беседа, контакт, рассказ об ордене давали основание заподозрить их. Целый ряд особенностей отличал паллидистов от обыкновенных люден. Ведь чтве і вуєм же мы сегодня пребывание рядом мощного экстрасенса, а паллндист многократно превосходил по внутренней мощи любого, самого знаменитого нынешнего экстрасенса.

Поэтому, хотя для самого паллилиста (адепта), розенкрейцера высокого ранга угроза со стороны Инквизиции не являлась сущег гвенной. но вот его собеседнику впоследствии, при нежелательном развитии событий, могли вполне приписать общение с дьяволом...

Вот почему к людям четвертого уровня для бесед и общения должны были приходить особы почти того же уровня, что и они сами. Алхимик старался никогда не демонстрировать {тем более неподготовленной аудитории) своих истинных возможностей.

Но паффер - такой же человек, как и те, кому он демонстрировал потрясающие возможности алхимии, пользуясь для этого "красным львом", предоставленным ему истинным алхимиком. Именно обыкновенный паффер был способен навсегда привлечь сердца и умымыслящих людей на сторону тайных знаний.

В помощь себе такой эмиссар ордена Розы и Креста нередко выбирал товарища для многомесячных и даже многолетних скитаний. Таким товарищем и был для Джона Ди ^Эдуард Келли.

Существует мнение, что после событий в Чехии след Джона Ди на нсскольколет затерялся среди лесистых гор Германии. Позже он вновь демонстрирует в нескольких городах чудеса алхимической трансмутации. Следовательно, там, в германских горах, он повидал тех, кто время от времени различными путями передавал ему это легендарное чудо - мелкие тяжелые кристаллики "красного льва"^.

Официальная биография Джона Ди повествует, что. возвратясь в Англию, он был тепло принят королевой и двором. И. будучи вновь назначен советником королевы, неоднократно принимал участие в Заседаниях королевского Тайного совета. А через несколько лет. под благовидным предлогом удалившись от дворцовых хлопот. Джон Ди с головой погрузился в изучение своей замечательной, поистине уникальной библиотеки. Он был работоспосснЗен просто на удивление. В его особняке, надо заметить, кроме библиотеки, размещалась еще и прекрасно оборудованная алхимическая лаборатория...

Впрочем, алхимические лаборатории имелись не только у Джона Ди. Но вот такими знаниями, какунего. таким контактом с тайн-гтленным Братством Розы и Креста обладали немногие алхимики.

Начало XVTJ века в Лондоне было тревожным: нередко случались волнения, беспорядки, перестрелки и резня на улицах. Однажды лондонская чернь, согласно официальной истории, напала на дом Джона Ди и подожгла его. В огне погибли замечательная библиотека и лаборатория Джона. Официальной датой его смерти считают 1008 год.

Но иселедоватыи оккультного наследия отстаивают свой, совершенноне похожий на официальный, вариант развития событий...

Многолетние скитания по дорогам Европы, опасности и лишения, наряду с колоссальным вкладом в славное дело Братства Розы и Кресга, позволили Джону Ди узнать некую информацию, отсутствующую лаже в той уникальной рукописи Епископа, которая досталась ему от Эдуарда Келли. Теперь, наконец, Джон Ди мог приступить к к чему шел день за днем всю свою жизнь. К тому, право на что радал в течение долгих лет.

Постепенно отойдя от дел и суеты двора, он погрузился в мно летнюю работу. Эзотерические исследоватеш полагают, чтоему уд-синтезировать "красногольва"приблизительно в 1603 году.

В тот день Джон Ди волновался, как юноша при первом свидании. В попался так же, как двадцать один год назад, когда впервые в ж держал на ладони такой невесомый и в тоже время безмерно тяжелый кристаллик "красного льва"! Тогда, два десятилетия назад, он, собственноручно проделав трансмутацию, окончательно убедился, что "философский камень" — это не сказка, не выдумка, а удивительная, потрясающая реальность этого мира!

Теперь он снова держал на своей ладони прозрачную, тяжелую, волшебную, прославляющую силу и величие Творца, испускающую нежное фиолетово-красное свечение, бесцешгую песчинку — "красную тинктуру", полученную им самим! Теперь он, Джон Ди — истинный адепт, истинный алхимик!

Постепенно возвращалось спокойствие. Спокойствие и уверенность. Он бережно положил песчинку, которую держал на ладони, в прозрачный хрустальный вмивяв, Туда, где находилась целая горка таких песчинок. Ранее столько "красного льва" сразу он не видел никогда. Великое делание было завершено! Теперь начиналось самое г. пое...

Да, дом Джона Ди сгорел. Но в нем давно уже не было пи самых редких инкунабул, ни "красного льва", ни таинственного черного камня, в котором можно было видеть будущее...

Впереди того, кто ранее носил имя Джона Ди, ждала иная жизнь, долгая, в несколько тысячелетий. Осталось сделать всего ничего. Пройдя таинство "философской смерти", уже под другим именем он навсегда покинул Лондон, а затем її Англию и устремился туда, где ждали его братья Розы и Кресга.

Теперь V него не было другой дороги — только вместе с ними! Но разве он не шел к этому все прошл ые десятилетия? Разве не был он одним

из них всегда?

В последний раз под видом случайного путника он прошел мимо дымящихся руин собственного дома. Затем, никем неузнанный, свернул в неприметный переулок. Через несколько часов шум ный Л он дон остался далеко позади. Па ближайшем постоялом дворе розенкрейцер нанял экипаж и вскоре, остов-ляЯ-за спиной милю за милей, устремился в неизвестность...»

Не могу воздержаться от комментариев, которые касаются не столько самой легенды — ведь почти все, что мы говорим о розенкрейцерах, основано на леїендах. — сколько подачи этой легенды автором —А. Кульским. Хотя он регулярно позволяет себе многие вольности, здесь их число зашкаливает за разумно допустимое. Он вносит столько отсебятины, что это делает всю рассказашгую историю неправдоподобной. А. Кульский по-своему представляет не только мотивации Джона Ди и Эдварда Келли, но. при отсутствии информации, легко заменяет эту информацию собственными выдумками, не замечая, что эти выдумки гораздо глупее стройной легенды, хотя бы легенда и была полной неправдой.

Не зная, по какой причине Джон Ди и Эдвард Келли предприняли путешествие по Европе, он выдвигает две несогласованные между собой версии. Первая — путешествие предваряло образование Ордена розенкрейцеров, и таким образом Джон Ди якобы выполнял серьезную миссию — поиск по Европе умов. То есть, по А. Кульскому, получается, что, если бы не нашли достаточного количества умов, то Орден Розы и Кресга не состоялся бы. Однако вспомним, что он уже существовал! Потому что, веря рассказываемой истории о том, что умерший 50 лет назад епискон может не только беседовать с Келли. не только написать письмо про Джона Ди (которому меньше или столько же лег. сколько прошло со дня смерти епископа), по и принести и передать Келли древнюю рукопись, которую, надо понимать, в свое время похоронили вместе с епископом, А. Кульский почему-то не принимает во внимание столь же (или даже менее) невероятной и более стройной истории про Христиана Розенкрейца, уже образовавшего Братство Розы и Креста. Второе, на что необходимо обратить внимание: будущие розенкрейцеры собираются с помощью Джона Ди -провести рекогносцировку» Европы. Потому что хотят организовать свой Орден. Но не забудем о том. что Орден -класси

 

чсских- розсмкрсйініроя будет образован примерное 1615—1620 гт.. В . і Ірагу к Максимилиану Второму Ди и Келли прибывают в 1585 г.. то есть за 30 лет до -классических- розенкрейцеров! Уточним еще: и за год до рождения \\оглі\пл Валентина Аидреа. -обвиняемого- втом, что написал вес документы розенкренперства. О какой рекогносци-ропке - и для коіч> — можно вести речь.- Вторая причина путешествия столь же нелепа: якобы в манускрипте (А. Кульский называет его пергаментом, и возможно, так и было) не хватало какой-то очень важной детали процесса Великого делания, и Джон Ди отправился ее искать по Европе. Здесь неправда ветвится сразу на несколько, антиаргументов. Во-первых, почему, если па руках у друзей перг мент, они вдруг ищут другой пергамент по Европе? Не справедли ли было предположить, что "недостающее звено- находится ско" псего на том же Востоке, откуда и пергамент. Или Европа была лена дрепними египетскими пергаментами, в которых стоило ко покопаться? Во-вторых, раз епископ переда,! Кслли пергамент Уэльсе, то именно в Уэльсе и надо было искать в первую оче В третьих, как мог быгь увереп Джон Ди втом, что вообще чего-то рукописи не хватало, если он не пробовал по этой рукописи д Философский камень? Или пробовал? Тогда почему столь скоро отправился па поиски недостающего звена? Ведь Великое д* требовало десятилетий кропотливого труда. - и уж тогда пдрут ло бы ясно, что чего-то нс хватает. На самом деле события сгре гельпо идут друг за другом: около 1580 г. - рукопись у Келли. Приме но тогда же она уже у Джона Ди. Ранее 1582 г. путешествие по Ев* пе не могло начаться, ибо в марте 1582 г. Джон Ди беседует ангелами". Как мы помним, через год. 26 марта 1583 г., ангелы напаяв диктовать Джону Ди свой алфавит. Следовательно, в путь он тронуться лишь весной или летом 1583 г. Когда бы он успел выя что в Великом лелании ему не хватает звена?

Предположить, что события с епископом произошли хотя бы 10 лет раньше, тоже нельзя: тогда Эдварду Келли было бы вс« 17-20 лет. то есть он не успел бы сделаться юристом, поработать в этом качестве достаточно большой срок, затем судиться самому; подделку документов и бежать из Вустера, потом какое-то время скрываться под другим именем и забрести, наконец, п та верпу в уэльском городке. В 1580-1582 гг. ему было 25-27 лет. и это более правдоподобно.

 

27В

Теперь хотелось бы высказаться о мелочи, но такие мелочи разбросаны но тексту А. Кульского на каждом шагу и могут ввести читателя в заблуждение. Он говорит, что произвести трансмутацию при помощи Философского камня (Красного Льва) алхимик может, но при атом он сам нс может трансформироваться (в человека пятого уровня), поскольку -согласнотрадиции- трансформация происходит только с тем. кто сам добыл Философский камень. О чем речь, вполне понятно, но вот важнейший вопрос: откуда -традиция-? Мы знаем, что традиции возникают, изменяются и умирают, а значит, вполне возможно, что сегодня алхимик, получивший самостоятельно Философский камень, уже не трансформируется? Или -традиция» все еше действительна?.. На самом деле здесь всего-навсего оговорка: нс традиция, а закон (или закономерность) — вот что сопровождает получение Философского камня. Оговорка знаменательная: А Кульский даже там. где ничто нс мешало сказать правильно, почему-то умудряется вставить совершенно нс то слово, и читатель, которому попалась в целом правильная книга -»того автора, должен быть готовым к такого рода сюрпризам, то есть быть всегда начеку.

И еще одно важное замечание. Сказать, что Джону Ди -удалось ускользнуть» от Максимилиана - это значит не сказать ничего. Ведь результат-то был плачевным: Эдварда Келли не только схватили, но и 12 лет. до самой его смерти в 1597 г.. продержали в тюрьме. Поэтому нам очень интересно, каким образом -ускользнул- Джон Ди. Если легенд.і не сохранила такой важной информации, то исследователь, каковым является А. Кульский. обязан в зтом месте повествования просто сказать: я незнаю, как сумел ускользнуть Джон Ди.

Другие измышления автора куда более серьезны, хотя па первый взгляд и кажутся более невинными: -И здесь важнейшим условием отбора являлся отнюдь не уровень знаний — он придет, если достойные Учителя возьмутся за дело. Выбрать достойных учеников — "от в чем была истинная проблема! - - говорит А. Кульский, объясняя, зачем подались Джон Ди и Эдвард Келли в Европу. Из этого следует, что будущих розенкрейцеров XVII в.. которые сами еще пе успели опериться, уже волновала проблема будущих учеников — где. мол. их взять? Во-первых, пи из одного трактата на тему розенкрейцеров информации о наличии такого рода проблемы почерпнуть нельзя. Это чистая придумка А. Кульского, да еще поданная с глубокомысленным видом. Его розенкрейцеры напоминают какого-нибудь

Пег. вспомним розенкрейцера Элифаса Лепи, который наверняка с большим знанием дела заявляет: тамплиеры — это прямые предшественники розенкрейцерства. Аббат и учитель розенкрейцерской интерпретации каббалы, изгнанный за это из рядов католических священников. Альфонс-Луи Коистап (настоящее имя Элифаса Леви) знает, о чем говорит. 'Гак что зацепка за этого автора у нас еегь.

Итак, натурфилософы, алхимики и каббалисты, розенкрейцеры, будем считать, «выросли» из Ордена Храма. Давайте выясним теперь, какие у нас имеются основания предполагать, что тамплиеры псе же обладали тайными знаниями — помимо тех, что касались 11ер-вой церкви.

Этому вопросу В. Смирнов посвящает много места в своей книге, но выделяет еще и отдельную глапу под названием «Алхимия, или королевская власть». Процитируем ее весьма основательно, дабы потом извлечь из комментариев к ней достаточную пользу. Впрочем, как вы убедитесь, и сам текст В. Смирнова — это пространный и многогранный комментарий к другим текстам, реже — обстоятельствам. Итак (курсив мой):

«В целом исследователи признают, что алхимия получила широкое распространение в Европе в XIII—XVII веках. Авторами алхимических трактатов были священники, ученые, рыцари, иудеи и сарацины. Их язык был понятен, каждому в меру, посвященным. Если вычленить некий предельно простой в своей тотальности паттерн7 алхимии, он будет выглядеть следующим образом.

Первое. Существуют некие разъединенные король и королева, метафорически обозначаемые солями или металлами. Они должны вступить в 'сакральный'1 брак, умереть, и в результате этого сложного химического процесса возможно рождение Принца, философского камня, иногда называемого Фениксом.

Второе. Существует некая, абсолютно драгоценная вещь или субстанция, камень мудрых, способный порождать золото, т.е. метафизический Свет. Этот камень невиден, он брошен п грязи и презираем, но способен стать наследником и І Іринцем, равнозначным Царю Мира. Камень постоянно сравнивается с Христом и зачастую даже объявляется "Христом", ибо оказывается, что этот камень — живой! Он лишен наследства, но при помощи ритуалов Великого делания адепт может вернуть ему престол.

На "политическую", "династическую'' сторону алхимии обратили внимание. В особенности современные исследователи в этом смысле комментируют "Химическую свадьбу" Христиана Розен-крейца (у нас речь об этом произведении еще пойдет. — А.В.), в том числе и из-за ярко выраженной тамплиерской символики одежд некоторых ее персонажей. В ходе этого повествования разыгрывается некое действо — аллегория внутри аллегории. В нем участвует принцесса из неопределенного "королевского" рода. Владения несчастной захвачены маврами, саму же ее, эаключешгую в деревянный ящик, бросают в море. Когда она спасается, се находит иринц. который не только женится на ней, но и помогает вернул, утраченные владения. А вот, например, один из самых известных алхимических трактатов — "Двенадцать ключей мудрости" Василия Валентина, по утверждению современных комментаторов, кроме основного своего содержания — духовного алхимического делания, — в иносказательной форме излагает сакральные основы королевской власти в Европе!

Поражает в этих трактатах то. что они почти дойкам заимствуют терминологию текстов о Святом 1раале1 Камень именуется почти так же. как камень Святой Грааль (lapsit exillis) — lapis exilis, что переводится как "невидный камень", "исчезнувший камень". Василий Валентин пишет: "...Я пишу сей трактат, дабы приоткрыть запесу и указать на Камень Древних, прибывший в нашу юдоль скорби с небес для исцеления и утешения человеков..." Поиск "потерянного камня" фактически приравнивается к поиску "потерянного царя"! Алхимик маркиз Эрмаиштадский утверждал, что путь камня повторяет Крестный путь Христа, выраженный через святую мес-су, что вновь возвращает нас к видениям Святого Грааля, только выраженным несколько в ином семантическом коде. Если попытаться выразить разницу между текстами Граалиапы и текстами алхимии, — то можно сказать, что тексты о Святом Граале построены на метафоре, а алхимические тексты — на аллегории. Но говорят "ни практически об одном и том же. Парацельс утверждал: "Философский камень — это Христос природы, а Христос — это философский камень духа ».

Здесь и далее мы встречаем алхимические термины, в которые зашифрованы соли и металлы, как указывает В. Смирнов, а также ■Производимые с ними действия — нагрев, растворение и т.д. В алхитирана типа Сталина: вот, я уже стар, а страну остави гь не на кого...

Вы заметили, что я говорю за Сталина? Это самый мерзкий писательский прием: мы не можем знать, о чем думает реальный исторический персонаж. А Л. Кульский сплошь и рядом рассказывает нам, о чем думает в данную минуту Максимилиан: -Ну нет. шалишь, строн-тивец! Или раскроешь секрет, или...» Обра:» мыслей непридуманного героя — самое сложное для исторического писателя, I няи этот образ мыслей от себя — главный залог неуспеха прои.п которое ты пишешь. Многие вкладывают в голову героя цитаты нодлнппых речей (если это король, знаменитый врач. ни композитор и т.д.) или подлинных публикаи;:. (если это знаме* писатель), но этого делать тоже нельзя когда писатель пишет -Я. ню чудное мгновенье-, он. возможно, думает о том. что угарно (Матрена рано закрыла заслонку печки). или что завтра 01 с соседним батюшкой водку пить и т.д.

Или А. Кульский описывает, в каком состоянии был Джон Ди, когда он получил Философский камень. И что это было точно такое же состояние, как то. когда он двадцать лет назад держал в руках же -крупинки- Философского камня... да откуда писатель, пи! сейчас, может знать, в каком состоянии был его герой, тем более | это герой, живший 300 лет назад? Тем более что это не I герой, о котором пиши, сколько влезет, а реальный АиичикДжин,

И еше одна мелочь. Тигель — это сосуд, в котором и х< алхимики разогревают смесь. Он. как правило, громоздок, масс а если с тонкими стенками — это для жидкостей, в любом случае; сосуд с огнеупорными стенками, то есть такими стенками, «по не расплавятся при нагревании, в то время как должно плавиться содержимое. Значит. Джои Ди никак не мог собирать в тигель уже полученные им порции Красного Льва. Для этого ему нужна была какая-то другая посуда — пробирка хотя бы.

Ну, прошу прошения у читателя за то. что много места уделил -разоблачению- своего страта А. Кульского. Просто, ловя его на неточностях, я так же переживаю за его репутацию, как и за свою. К тому же. подозреваю, что и сам машинально говорю: -есть мнение-, -мно-гие считают» и т.д.. тем самым вызывая недоверие читателя к тому, о чем собираюсь сказать.

Но один весьма серьезный упрек А. Кульскому хочу высказать-Книги -Миссия розенкрейцеров» и -Тропа розенкрейцеров-, вьгпущепные издательством -А.С.К.» в 1999 г.. подписаны в печаті, одним и тем же чистом — 2.0Н.99. Так вот. в -Тропе розенкрейцеров» та же самая история рассказывается А. Кульским очень кратко и с такими, например, нюансами. Побег, который якобы подготовил Эдварду Келлн из тюрьмы Джон Ди. ні.... ,шгне упоминается, как не упоминается и вмешательство Елизаветы с просьбой к Максимилиану отпустить Келли. Здесь я целиком согласен — скорее всего, ни побега, ни августейшей просьбы не было. А значит, это чистая придумка А. Кульского. Тоестьнолучается, что А Кульский придумывает не голько внутренний диалог или состояние героя, но и описываемые факты. Еще большие вопроси появляются, когда в -Тропе розенкрейцеров- рукопись, которую Келли получил якобы от призрака Епископа, он получает просто от какого-то собеседника, который сообщает ему. что -нашел ее п могиле католического епископа»...

Вот здесь уж извините! На «собеседника» наплевать, но опять же читатель держится за дурачка: будто бы епископ завещал похоронить себя с этой рукописью!.. ІІО даже если и так. то — почему кто-то разорил могилу католического епископа? Это что — в порядке вещей? И почему теперь, пусть и с предосторожностями, но продает с таким трудом добытую рукопись (и те же два шарика, про которые мы знаем) всего за один фунт стерлингов? Так может поступить только запойный алкоголик, которому немедленно нужно принять дозу

Так с призраком встречался Келли или с преступником — разорителем могил? Между прочим, католический свящеппик, да еще епископ, наверняка похоронен таким образом, что разорить могилу вряд ли кому-нибудь придет в голову. Правда, такого рода информация о католическом епископе могла существовать в передаче самого Джона Ди — хотя бы потому, что был он протестантом и ненавидел католичество. Но откуда взялось такое несоответствие в двух книгах одного и того же автора, подписанных в одном и том же издательстве к печати в одно и то же число? Призрак Епископа — или разоритель ногилы?.. Автору перестаешь верить и там, где оп не придумывает. Как говорится, единожды солгавши...

Вернемся к астроному, астрологу, алхимику и тл. Джону Ди. Скорее всего, никаких путешесі вий но Европе в паре с Эдвардом Келли он не совершал. У пего было множество занятий и ири королеве Ели-'*авете. Да и незачем начальнику разведки самому в качестве аіента болтаться по Европе, да еще при этом -для отвода глаз» превращать свинец в золото — так скорее навлечешь на себя подозрения и неприятности. А если и путешествовал Джон Ди. то причина этих путешествий уже прозвучала: ради Англии, то есть в качестве шпиона. Возможно, проникнуть к Максимилиану и было сто целью. Удалась она или нет, неизвестно, а вот «провалившегося- напарника пришлось оставить Максимилиану. Возможно, Джон Дн даже и готопил для него побег, возможно, Эдвард Келли и получил те переломы, о которых говорит А. Кульский, но это уже на его совести.

И еще очень важный момент: Джоїгу Келли незачем было «прибиваться- к европейским, германским розенкрейцерам. Еще до Аид-реа он уже сам создал в Англии розенкрейцеровский орден. 1Іричм-на также описана: чтобы преггиводействовать Ордену иезуитов, образованному в 1534 г. Игнатием Лойолой. И, как видите, английские розенкрейцеры были тоже протестантами, как позже лютеране-германцы, розенкрейцеры, которых мы считаем «классическими».

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 561; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!