Генрих Корнелии йгриппа фон Непесгейм



 

Конечно, начинать разговор о магах и алхимиках времен розенкрейцерства надо было не с -молодого- Джона Ди, а хотя бы с 11ара-цельса. Родился оп в 1493. а умер в 1541 г.. когда Ди было только И лет. А еще лучше - с 1снриха Корнелия Агриппы фон Неттесгей ма (1486-1535). которого Паранельс считал своим учителем, хотя гот был ста рте всего на 7 лег. Скажем несколько слов и о том и о другом, хотя Филиппа Ауреола Теофаста Ьомбаста фон Гогенгейма (настоящее имя Парацсльса) мы много раз уже упоминали. Говоря о магии и алхимии, и теософии, трудно сЯ>ойтись без питирования или хотя бы упоминания Агриппы и Парацельса, ибо эти имена за нсскол?.-ко веков заслуженно встроились в известный ряд герметических имен: Осирис. Гор. Тот. Орфей, 1омер. Гермес Трисмсгисг... Агриппа... Есть еще Пссвдо-Агрнппа (кажется, еще и не один) - дописывавшие работу Агриппы люди. Речь об -Оккультной философии» - работе, в которой Агршша впервые свел в единое учение разрозненные оккультные науки. Он не являлся автором самой идеи создания единой философии, а только гениальным исполнителем ее, потому что были выдающиеся из общего ряда оккультисты и до Агриппы - это. напри-

 

 

мер. Пико лелла Мирандола (1463-1494), ученик Марсилип Фичи-но (1433-1499) (оба флорентийцы, философы-неоплатоники из восстановленной Козимо Медичи Платоновской Академии), а также Иоганн Рейхлин (1455-1522), основатель гебраистики, на которых Агриппа основательно опирался. Правда, с точки зрения нынешнего масонства (о нем мы говорить вряд ли будем широко, ибо это тема для отдельной книги, и не одной), Агриппа «допустил громадную ошибку-, когда отождествил каббалу с колдовством...

вил

Уроженец Кельна, Агриппа самовольно взял себе имя основателя этого города и потому писался фон Неттесгеймом. Какие соображения двигали этим ученым в момент присвоения чужого имени, неизвестно. Впрочем, мы можем чего-то и не знать про его истинное происхождение, потому что не из одной ведь только начитанности (юношей он уже знал 8 языков и перечитал все книги по магии и алхимии, начав с каббалы) первым же месгом службы Корнелия Агрип-пы было место секретаря при Максимилиане 1, императоре Священной Римской империи и короле Германии. Максимилиан принял в юноше деятельное участие и приблизил его еще больше: он отпра-его в Париж в качестве... шпиона. Впрочем, сия карьера оккуль-

23В

тистуи мистику не удалась: в Париже он не преминул впутаться в политические интриги, где мог погибнуть еще до начала разведывательной деятельности. Пришлось бежать, причем бесславно, и из Парижа, и с почетной должности шпиона. Впрочем, Францию он не покинул, а устроился преподавать в одном из университетов (в Доле, где ему присудили степень доктора богословия). Примерно через год он начал писать свой главный труд — «Оккультную философию». Она получилась в трех томах и завоевала всеевропейскую известность. Интересно, что в число параметров для верного исполнения магических законов Агриппа внес такие неуловимые вещи, как состояние психики, концентрацию воли и воображение адепта. Если помните, о воображении говорит и Василий Валентин в трактате

«О микрокосме-.

Как и все мыслители того времени. Агриппа искал покровительства у сильных мира сего. Например, он подумывал вернуться в Кельн, для чего написал работу под названием «Благочестие женщин» и посвятил ее Маргарите Гсптской (дочери Максимилиана). Некоторое, причем весьма продолжительное, время Агриппа состоял при Луизе Савойской, матери французского короля, личным врачом. Но то ли Луиза была жадна, то ли у нее не было средств, эти два года философ прожил в жуткой нищете. Он жил и в Англии, ив Бельгии, и возвращался в Кельн, но везде впутывался в какие-то сомнительные истории, результатом коих было одно и то же: его причисляли к сонму еретиков и начинали преследовать и духовные, и светские власти. В Меце он спас от костра женщину, зато сам едва не попал в тот же костер, объявленный врагом церкви. В бельгийском Лувене Агриппу обвинили в убийстве собственного ученика (эту историю я расскажу ниже). Во Франции маг и алхимик попал в тюрьму по иной причине: невоздержанный на язык, он кругом рассказывал о жадности королевы-матери, за что и поплатился, просидев в темнице год. Это произошло уже после того, как Агриппа. не поладив с кельнским инквизитором, получил запрет на проживание не только в этом городе, но и вообще в Германии. Правда, это произошло уже под конец жизни: из Ісрмании маг отправился в Гренобль, где и скончался через некоторое время в 1535 г. А до Кельна он был еще историографом короля Карла V. Шел 1530 г., в течение которого Агриппа пересмотрел свое отношение к магии и нашел, что это занятие не стоит того, чтобы относиться к нему всерьез. В это время он публику

239

верующего жизненно необходима. — ведь он не щадит своей жизни ради Христа и Латинского (Иерусалимскою) королевства. И не только; боевую практику тамплиеры проходили и в Испании, воюя с маврами. Причем Первый крестовый поход состоялся за 36 лет до кон-цаХІ в. и вовсе не в Святую землю: в 1064 г. франки из Тулузы, собрав провансальцев и всех желающих, ходили в Испанию освобождать ее от мавров. С тех пор крестоносцы (не только таміьтиерьі) беспрерывно воевали в Испании, отстаивая идеалы и рубежи христианства и католичества и отвоевывая ДЛЯ Европы Иберийский полуостров. Хотя, бы через эту роль Ордена Храма, которую он играл на самом западе Европы, если совместить се с ролью рыцарей на Востоке, можно понять то значение тамплиеров, какое они имеют в европейской, а также восточной истории. И в культурах, конечно.

Что касается ареста тамплиеров в октябре 1307 г.. то Климент V его не санкционировал, и Гийом де Ногаре осуществил его от имени французского короля, даже не ставя Рим в известность. Это была чисто французская акция, а не общеевропейская, как сказано в первой главе. И только поддавлснием — исследователи говорят. Филиппа, а я считаю, Ногаре, — папа подписал буллу 27 ноября 1307 г., которой предписывалось европейским монархам и церковни" арестовать и судить Орден Храма. Папа Климент был целиком в ках Гийома дс Ногаре: это ведь ОН, а не король Франции Филипп сделал Бертрана де Го тем. кем он стал. Отправляй по Европе с.в буллу, папа Климент надеялся, что ничего страшного не произоГ и что храмовники ни в чем «этаком- не замешаны. Во многом так и произошло, но, во-первых, репутация Ордена Храма была подорвана навсегда, а во-вторых, головка Ордена была снесена, поскольку географически Орден базировался не на Кипре (Кипром владели все-таки госпитальеры), и тем более не в Святой земле, а на земле франков. И Орден лишился всех своих высших чинов-магистров. Думаю, странно мягкая деятельность инквизиции, назначенной Климентом, постоянное откладывание допросов, постоянные вызовы свидетелей из тридевятого царства, регулярные перерывы в деятельности миссии — это все результат личной позиции Климента V, кото тоже никак не подходит на роль элодея в этой пьесе, как бы ни вались нынешние исследователи сгустить краски.

И когда уже все было решено, когда король и ею подручные конфисковали, Климент выступает на арену и отвоевывает и ство Ордена Храма. Можно подумать, в нем говорит алчность, но... Да. Климент собирается не уничтожить Орден тамплиеров, а слить его с Орденом Госпиталя и передать этому новому Ордену всю собственность тамплиеров!.. По разным причинам, от Климента V не зависящим, слияние не состоялось.

Отчею же не переместился Орден, даже своими остатками, куда-то в иное место? Ведь даже сам факт благоволения к тамплиерам хотя бы португальского короля Дионисия и образование им Ордена Христа в 1319 г. - более чем прозрачный намек на возрождение храмовников. Почему этого не произошло?

Ответ прост: тысячи самых активных членов Ордена, а этот костяк составляли французы, сидели в тюрьмах, причем пожизненно. Другие тысячи, получив хорошую пенсию от государства, прекратили свою орденскую деятельность. Вероятно, многие из них не порвали прежних связей, но теперь вошли в состав масонских лож. организованных, если верить Элифасу Леви, самим Жаком де Моле. В Англии Орден не тронули, но точно известно, что его давно уже там и не жаловали. Влияние английских тамплиеров на политику государства продлилось недолго. Первая причина гибели Ордена все же не в перечисленных частностях, я в том. что централизацию орденской власти с 1314 г. восстановить не удалось. Разрозненные группы храмовников в других странах, кроме Франции, не смогли объединиться на крепкой основе. И здесь проявилась вторая, она же основная, причина: Орден лишился Святой земли, которая могла бы их объединить (и объединяла два столетия), и историческая необходимость в его существовании практически отпала. Подтверждением тому может служить то обстоятельство, что Орден иоаннитов тоже быстро захирел, несмотря на то что его не коснулись ни репрессии, ми амбиции мелких чиновников типа Гийома де Ногаре.

М, Мельвиль не уточнила, как умер Ф илипп IV, но про папу Климента сообщает, что он заболел неожиданно и принимал в качестве Лекарства толченые изумруды, что, по ее словам, явилось ядом для ег» организма. Я не силен в этих вопросах и принимаю данные объяснения за чистую правду, которую и доношу до вас. Во всяком случае, п остальном фрашгуженка не расходится с другими исследователями. И датой смерти папы тоже называет июнь 1314 г.

Следующая глава, кажется мне. вряд ли однозначно ответит на "оставленные в ней вопросы. Скорее всею, этих вопросов станет

*т свою работу иод названием -О тщете наук и искусств- Главний вывод автора - не только о магии, но и вообще о науке — таков: чем больше у человека зпания. тем больше он осознает, как мало знает. Агриппа заявлял, что единственная наука, которую стоит изучать. — ?то тс оология. Карлу V не понравилась не сама позиция историографа, а резкое несоответствие одной его работы и другой. Дело в том, что как раз в то время вышли три тома -Оккультной философии» Корнелия Лгриппы... Расставание с последним покровителем было не скандальным, но взаимно разочаровало И короля, и философа.

Вличной жизни Агриппе не повезло: он похоронил двух своих первых жен молодыми, а третья (та, что от дьявола") едва не довела до могилы его самого. Именно с нею и связано странное происшествие в кабинете мага, то есть убийство юноши-ученика, в котором был обвинен Агриппа.

Дело, по рассказам супруги философа, обстояло гак. Впрочем, заранее скажу, что с первого и до последнего окна история эта не вызывает доверия — самым достоверным здесь можно считать лишь факт удушения молодого человека... Итак, в отсутствие Агрнппы в городе (если почните, это был бельгийский Лувен) в дом к его супруге пришел ученик мага (другая версия — ученик снимал в доме Аг-риппы комнату, и тогда все происшедшее выглядит более логичным). Ему понадобился какой-то текст, который можно было найти лишь в кабинете учителя. Юноша упросил жст/ Агринны дать ему ключ от кабинета, открыл кабинет и стал искать то, что ему нужно. Женщина ушла. Тем временем ученик обнаружил на Столе книгу с магическими заклинаниями. Сам того не замечая, он зачитался ею до того, что начал произносить заклинание вслух. И ему явился демон, которого нужно было вызывать как раз этим заклинаннсм. Демон был не в духе и спросил, что ему. ученику, от него !гужно. Состояние -нс в духе- - это обязательный ритуал, который должен быть известен и вызывающему, и вызываемому. Далее вызывающий должен энное число раз пригрозить демону Божьим именем, произнести еще какие-то магические слова, прежде чем демон покорится и станет выполнять волю мага. Юноша этого знать не мог. ибо еще не дочитал до нужного места раскрытую книгу. Он растерялся и ничего не мог ответить. 11ечигтая сила не преминет воспользоваться о1Ыопшостьк> неопытного мага и в силах погубить его. Элнфас Леян рассказывает.

чго при более благополучном исходе для жизни (хотя тоже не пода-гу»я!) не маг станет управлять демоном, а демон магом, но здесь и этого не произошло: демон просто задушил парня и исчез. Вернув-"мійся в город Агриппа обнаружил в своем кабинете труп своего ученика и. во-первых, столкнулся с тем. что произошедшее настолько неправдоподобно, что ему с его репутацией черного мага, никто рсеоьез не поверит. То есть о том. чтобы обратиться к властям, не могло быть и речи.

Агриппа нашел сдинсгвенный выход: он вызвал того же демона и приказал ему оживить юношу. Ожившего мертвеца учитель быстренько выпроводил из дома. Однако юноша едва успел дойти до городской площади, где упал и умер, на этот раз безвозвратно. Казалось бы. смерть была вполне естественной, подозрений вызвать не могла, но все же именно Агриппа был обвинен в убийстве. В легенде говорится, что па теле юноши уже были трупные пятна. Я думаю, что. скорее всего, это не так и что винова і ы переводчики. Вероятно, речь шла не о трупных шггнах. а о следах удутпеиия на шее мо--ІОДОГО человека. Как бы то ни было. Агриппе срочно пришлось

бежать из Лувена.

Поясню свои сомнения. Во-первых, вы догадываетесь, что вся эта история может оказаться выдумкой от начала до конца. Такие истории про магов ходили и ходят в устном и письменном пересказе пачками, как у нас анекдоты про Чапаева. Во-вторых, если канва правдива, то детали либо сильно искажены, либо придуманы пересказчиками (а можег, и участниками). Хотя демон может сделать с магом все, что пожелает, не думаю, чтобы он сразу же бросился душить юношу -себе в убыток-. Гораздо проше и выгоднее ему было бы заполучить такого шустрого парня себе на службу - зачем же сразу убивать? Впрочем, убить-то мог. это бесспорно Если парень и впрямь оказался шустрым и стал излишне пререкаться. На самом деле у де мона. если верить магическим книгам, очень много способов залучить неопытную душу, а парень был неопытен. Это выгодно нечистой силе и еще по одной причине: даже когда юноша вырос бы в настоящего млн. это старое падение оставило бы его в руках вызванного но неопытности демона, а это сулило бы ему (демону) гораздо большие выгоды, чем смерть вызывавшего. Итак, демон, с вероятностью пятьдесят на пятьдесят, не убивал юношу. Тогда это мог

 

2*0

241

сделать либоАгриппа. либо его жена. Припомним, что это ведь она, третья жена, допела философа и мага чуть ли не до сумасшествия (а может, довела-таки?). Причиной, но которой кто-то на них мог задушить молодого человека, могла быть любовная история. Либо юноша домогался жены мага, либо она его. Если она его. то могла задушить и она. а если домогался юноша, то и сам Агриппа. Остальное — по легенде. То есть вызывается демон, оживляется юноша и отправляется на площадь. Тогда речь не о трупных пятнах, а о следах удушения, и тогда обвинение по сути справедливо независимо от того, кто виновен в смерти парня. Если же речь все-таки о трупных пятнах, это означает, что А гриппы не было дома несколько дней, то есть что все произошло в его отсутствие. Тогда вина жены теоретически возрастает в геометрической прогрессии. Правда, вспомним, что вина и с демона (пятьдесят на пятьдесят) не снимается. В общем, за неимением участников процесса и мы тоже отложим этот вопрос как неразрешимый.

Другая легенда из тех, что ходили про Агриппу, это легенда п его странного помощника-оборотня. Видел ли его кто в человеч ком обличье, нам уже знать не дано, а вот в виде большого черного пса он сопровождал хозяина везде. Говорят, что па смертном одре Агриппа отрекся и от магии, и от этого -спутника»:

— Убирайся прочь, скверное животное, источник погибели моей! - и что собака умчалась прочь и утопилась в реке (!).

О таком «спутнике» магов — не только одного Агриппы — рассказывают многие легенды. Но собака - не такая уж большая, как можно подумать. Это черный пудель. О пуделе же идет речь и в большин-стве легенд об Агриппе.

Есть и курьезная легенда - о том. что в разъездах, которые у него бывали часто, Агриппа расплачивался на постоялых дворах за пищу н ночлег золотыми монетами, которые потом, по его отъезде, превращались в морские раковины. Ездить магу и философу пришлось много - он объехал, считай, всю Европу, и всю жизнь причиной его отбытия из того или иного места был конфликт с церковью.

Основная же легенда про Агриппу - это та легенда, где говорится про доктора Фауста (Фаустуса). Имеется в виду, что многие считают Фауста и Агриппу одним и тем же лицом.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 272;