РОМАННЫЙ СЮЖЕТ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО КАК ЛАБИРИНТ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ СОЗНАНИЙ (ПО М.М. БАХТИНУ)



Богданова К.В.,

выпускницаУО «Литературный институт имени А.М. Горького», г. Москва, Россия

Научный руководитель – Поклонская В.Н., канд. филол. наук, доцент

 

Объектом исследования является романный сюжет Достоевского, впервые увиденный М. Бахтиным как вспомогательный материал для построения полифонического пространства диалога.

Цель исследования – выявить возможность и плодотворность перенесения концепции М. Бахтина на других авторов, классических и современных, а также на литературу в целом в ее историософском аспекте как с целью непосредственного описания, так и для характеристики от противного, ввиду сложности и неоднозначности литературного процесса на современном этапе его развития и недостаточности системно-монологической модели построения романа.

В системно – монологическом построении романа сюжет выполняет функцию связующего звена между автором и персонажами, которые говорят и действуют в условиях несвободы, обусловленной идеологической позицией автора, своим жестко обозначенным местом во внешнем пространстве, соотнесенностью с другими персонажами. М. Бахтин увидел новаторство Ф.М. Достоевского как системную полифонию, крайний плюрализм точек зрения в романной структуре.

Идеологическая полифония, ввиду множества этических и психологических доминант, влечет за собой определенную сложность в построении сюжета, сочетании между собой сознаний, полновесных голосов, равных как друг другу, так и автору. Например, при прочтении произведений Л.Н. Толстого оценка восприятия не может быть полностью свободной, поскольку образы героев обрисованы по-авторски пристрастно, без возможности их выхода за пределы монологического повествования. У Ф.М. Достоевского же не существует образа как такового, как не существует и объективной внешней реальности, но в роли персонажа выступает чистое самосознание, вобравшее в себя элементы быта. М. Бахтин видит любые внешние черты образа в качестве материала для самосознания, чистого самовластного слова, которое лишает внешнее определенности и завершенности, а его романный сюжет представляет собой только материал, провокацию для развития персонажа и персонажей как самостоятельных идеологем. Именно с этой точки зрения интересен романный сюжет у Достоевского в передаче М. Бахтина: обычная фиксация на событийности переносится в область внутренних интерпретаций, а сложная сеть диалогов между разными персонажами открывает неоднозначность и нелинейность взаимодействия говорящих друг с другом сознаний. 

Даже центральная идея, учитывая всю ее важность у Достоевского, не принцип ведения романного повествования. Голос героя, построенный как голос автора, входит в идеологические отношения с другими героями. Диалог героев друг с другом и автором включает тезу, антитезу, синтез. Отношения сознаний у Достоевского настолько сложно и многопланово, что М. Бахтин подчеркивает нервность и издерганность романной атмосферы, чрезвычайную важность каждого смыслового акцента.

Самосознание героев сливается с идеологией, но не представляет собой чистой идеологии, а некоторую ошибку, неточность, погрешность личной интерпретации, идеология даже в некотором смысле распределяется между героями. Романный сюжет Достоевского служит для столкновения самодовлеющих сознаний и обрывается там, где между ними начинаются настоящие связи, тогда как в монологически построенном романе диалог – часть сюжета.

Слово героя здесь почти драматическое слово. Идеологическая драма, полифония Достоевского может быть использована для характеристики современного литературного и даже культурного процесса. В описании феномена Достоевского М. Бахтин (наподобие Аристотеля и Платона) стоит между поэтикой и философией. Его концепция в этом виде может служить основой для описания литератур и отдельных текстов, которые выходят за рамки классического сюжетного романа. В более сухом виде может рассматриваться как понятие идейного плюрализма для описания любой культурной деятельности в ее множественности и вариативности с акцентом не на внешние социальные данности, а на сознание во всей его многоплановости и невозможности для него полного вмещения другого кругозора, а также идеологем, не совпадающих с его личностными доминантами.

 

Литература:

1. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. – М.: «Советская Россия»,
1979 г.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 499; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!