ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РЕПЕРТУАРА 2-ГО ГОРОДСКОГО ТЕАТРА



В Г. ВИТЕБСКЕ (1919–1926 гг.)

Зубревич Е.В.,

студентка 5 курса УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Котович Т.В., доктор искусствоведения, профессор

Так как 2-ой гостеатр основной период своего существования (1919-1926 г.г.) базировался на деятельности еврейской труппы, соответственно репертуар включал значительную часть еврейских постановок.

В октябре 1921 г. были поставлены следующие пьесы: «Воры», «Уриель Акоста», «Перед бурей», а также спектакли Агиттеатра, инсценировались еврейские праздники, устраивались концерты симфонического оркестра. В декабре 1921 г. формируется следующий репертуар: «Габри и его жены», «Сирота Хася», «Хозяйка гостиницы», «Уриель Акоста», «Король горы» [1, л. 170а]. 3 ноября на сцене 2-го гостеатра прошла комедия «Заброшенный уголок» и еврейская комедия «Две кошки в одном мешке» [2, л.2].

Репертуар за январь 1922 г. представляли: «Сафо», «Бог мести»,«Уриель Акоста», «Сирота Хася», «Вечный странник», «Нойме», «Хозяйка гостиницы», «Вечный странник» [3, л.169об.]. В репертуар апреля 1922 г. входили такие постановки как пьеса из украинско-еврейской жизни «Жидивка велхрестка» Тогобочного и «Помста жидивки» Козич-Ушанской [4, л.6].

В летнем сезоне 1923 г. состоялись гастроли Московского театра, в программе которого «Не рыдай», «Последнее танго», «Вечерняя Москва», «Деды», армянские частушки, всепения, выступал балет и Эксцентрический оркестр [5, л. 45-45об.]. Зимний сезон открылся музыкальной комедией, в составе которой были актеры из Москвы и Харькова. Ставятся спектакли украинского репертуара, например, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя.

В течение зимнего сезона 1924 г. прошла общедоступная музыкальная комедия, поставленная для детей и школ, «Суламиф» (Гольдф) с С. Р. Медведевой в главной роли. Также шла пьеса классика еврейской литературы Шалом Алейхема «С филдт ништ», которая отмечалась успехом. Готовилась к постановке драма Я. Гордина «За океаном», в которой были заняты ведущие актеры труппы Я. Т. Либерт, И. Ракитин, Г. З. Вайсман. Особенно популярная в это время еврейская оперетка, характеризовалась так: «Еврейская оперетка от халтуры переходит к более профессиональным спектаклям. В общем, если принять во внимание некоторую небрежность постановок, то ансамбль довольно сильный» [6, л. 73]. 31 января проходила музыкальная сатира «Дочь раввина» с участием И. Ракитина, С. Р. Медведевой и Г. З. Вайсмана, отмечалось, что в пьесе много пения и большой балет. Пресса так отзывается об этом спектакле: «Это единственная из музыкального репертуара пьеса с большой долей современности» [6, л.78]. Особой популярностью пользуются пьесы Гордина, например, 2 февраля была представлена одна из самых ярких постановок – «Хася ди Есойме». В феврале 1924 г. гастролеры, артисты харьковского театра, Б.А Бронина и И. Б. А. Анчаров, представляли веселую музыкальную комедию «А трест фун хасаниш». Также в репертуар вошли в основном еврейские постановки: «Колдунья», «Коварство и любовь», «Хорошо сшитый фрак» Зальбера 7, л.317]. В 1924 г. прошли бенефисы, посвященные ведущим силам театра, например, бенефис Р. И. Медведевой, которая выступала в роли Беллы в спектакле «Семха лец» А. Мора. Пьеса была очень музыкальна. Также в марте состоялся бенефис режиссера и актера труппы И. Ракитина, представивший спектакль «Бурлак». И был организован бенефис Г. З. Вайсмана. Артист выступил в известной музкомедии-боевике варшавских театров «Хиньке Пиньке».

В целом музыкальная комедия отдаленно напоминала развлекательную пьесу, а скорее напоминали драму с водным номером упрощенного танца и такого же пения.

В 1925 г. 2-ой гостеатр обращается непосредственно только к еврейскому репертуару, например, «Сильве», «Фирта», «Рейзенман», «Сатана», «Кольтерга» и др. [8, л. 4]. Заседание реперткома утвердило следующий репертуар на январь 1926 г.: «Кармен», «Ложа №6»,, «Кровавый король» и другие спектакли, относящиеся к еврейскому театру [1, л.80].

Таким образом, в репертуаре 2-го гостеатра преобладает еврейская театральная традиция. При этом среди национальных спектаклей преобладают постановки классического театра. Здесь в спектакль привлечены пластическое и вокальное искусства, что связано особенностями ментальности еврейского народа. В результате образуется эмоционально и энергетически выраженная постановка.

 

Литература:

1. Государственный архив Витебской области,ф.170, оп.1, д.360

2. ГАВО ф.2289, оп.2, д.79

3. ГАВО ф.1959, оп.1, д.20

4. ГАВО ф.1319, оп.1, д.7

5. ГАВО ф.246, оп.1, д.315

6. ГАВО, ф. 2289, оп.2, д.93

7. ГАВО ф.246, оп.1, д.317

8. ГАВО ф.170, оп.1, д.433

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 481; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!