МАССОВАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН



 

Кравченко А.А.,

студент 4 курса УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Пушкина О.И., ст. преподаватель

 

Массовая культура – исторический феномен, сложившийся в эпоху индустриализации и получивший особое распространение в период развития современных информационных технологий. Это одно из наиболее ярких и неоднозначных проявлений современной цивилизации. Актуальность данной темы заключается в тесном проникновении массовой культуры во все сферы жизни общества. Данный вид культуры в последнее время получает все большее распространение, и вместе с тем подвергается все большей критике, не смотря на то, что у нее есть и положительные функции. Человек в XXI веке – в разгар информатизации и глобализации общества – уже не представляет своей жизни без главных источников массовой культуры – средств массовой информации.

К полноценному изучению “массового общества” ученые приступили только в конце XIX - начале XX века. О предпосылках массовизации, а в последствии и возникновении особой культуры масс или массовой культуры говорили Г. Лебон, Х. Ортега-и-Гассет, С.Московичи и др. В их работах массовая культура трактуется как предельное выражение духовной несвободы, социальный механизм отчуждения и угнетения личности человека.

Впервые характеристику толпе и массе дал Г. Лебон. По его мнению, в массе стираются индивидуальные достижения отдельных людей и исчезает их своеобразие; бессознательное проступает на первый план: «сознательная личность исчезает, чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, принимают одно и то же направление... Индивид, пробыв несколько времени среди действующей толпы, приходит в такое состояние, которое очень напоминает состояние загипнотизированного субъекта»[1].

Наиболее полное отражения теория массового общества нашла в работе «Восстание масс»[3] Х. Ортега-и-Гассета. В ней он дал первым всесторонний критический анализ этого нового социального феномена – «массового человека». Именно с «массовым человеком» связывает философ кризис высокой европейской культуры, на что повлиял XIX век с его либеральной демократией, технической революцией и растущим общим материальным улучшением. Масса вытесняет элитарное меньшинство (людей с особыми качествами) с ведущих позиций в обществе, замещает его, начинает диктовать свои условия, взгляды, вкусы, которые, по оценке знаменитого испанца, не очень-то хороши.

С. Московичи представляет действия людей в современном «массовом» обществе как поведение «толпы». Он сближает понятия «масса» и «толпа», отмечая одно лишь отличие: в толпе люди связаны через непосредственный личный контакт, в массе - через медиа-контент (СМИ): «Массы нигде не видно, потому что она повсюду. Читатели, слушатели, телезрители, оставаясь каждый у себя дома, они существуют все вместе, они подобны. Коммуникация делает из людей публику и понижает интеллектуальный уровень людей, погружая их в толпы на дому»[2, c.238].

В историографии существует несколько значений этого понятия «массы»:

- как культура большинства (например, в Древнем Риме или в период Средневековья – это культура низшего сословья – большое количество людей);

- как своеобразный феномен культуры ХХ века, выделенный философом Х.Ортега-и-Гассет.

Можно выделить следующие черты массовой культуры:

- общедоступность и узнаваемость – причины успеха массовой культуры, однако простоту произведений массовой культуры нельзя однозначно связывать с их низким уровнем;

- занимательность – обращением к тем сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей: любовь, семейные проблемы, насилие, ужасы и т.д.;

- тиражируемость – выпускается в больших количествах, рассчитанных на потребление действительно массой людей;

- коммерческий характер, т.к. продукт, создаваемый в рамках массовой культуры, — это товар, предназначенный для массовой продажи, а для этого товар должен быть демократичным.

Средства массовой информации — это каналы, по средствам которых мы приобщаемся к плодам массовой культуры. Наиболее популярным среди них является телевидение, основными функциями которого являются — информирование; помощь в решении проблем; передача знаний от одного поколения к другому и основная – развлечение, однако существует и другое, менее заметное влияние – телевидение формирует мнения, стереотипы, определяет способ мышления и принятия решений, меняет формы и качество проведения свободного времени, под его воздействием ослабевают родственные связи и личные контакты между людьми.

 

Литература:

1. Лебон, Гюстав. Психология народов и масс / Г. Лебон. // Библиотека Фиделя Кастро [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/socio/ psihologia.htm. – Дата доступа: 10.04.2011.

 

2. Московичи, Серж. Век толп : Исторический трактат по психологии масс / пер. с фр. Т.П. Емельяновой. – М. : Центр психологии и психотерапии, 1998. - 480с.

3. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Аксиология: учебно-методический комплекс / авт.-сост. О.И. Пушкина. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008. – С. 125-141.

 

 

СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА «БРЕСТ»:


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1539; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!