ДУША КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ



 

Горбачева Е.В.,

студентка 4 курса УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Савич Д.М., канд. богосл. наук

 

Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» (греческий psyhe — «душа» + logos — «понятие», «учение»). В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор. С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» — одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись [3, с. 241].

Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием «душа». Практически все древние философы пытались выразить с помощью этого понятия психологии самое главное, сущностное, начало любого предмета живой природы, рассматривая ее как причину жизни, дыхания, познания. Душа - совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека; внутренний, психический мир человека.

Демокрит (460 — 370 гг. до н.э.) считал, душа — это материальное вещество, которое состоит атомов огня, шарообразных, легких подвигов. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. Так, по его мнению, душа получает ощущения от внешнегонего мира благодаря тому, что ее атомы приводят в, движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» от предметов. Материализм Демокрита носил наивный механистический характер [4, с. 85].

Гораздо более сложное представление о душе Аристотеля (384 — 322 гг. до н. э.). Его трактат "О душе" — первое специально психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество, в то же время он не считал возможным рассматривать в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы -идеалисты. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию «энтелехия», которая означает существование чего-то" [1, с. 56].

Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические процессы (мышление, память, чувства и т.д.) как на предмет своего изучения. В других случаях говорится о человеке, о личности как предмете психологии. Но и первый, и второй подходы к предмету психологии явно неудовлетворительны, так как все выше названное изучается не только психологией, но и многими другими науками. Нужен четкий критерий, чтобы ясно различать, что подлежит ведению психологии, а что лежит вне ее сферы. Это позволит лучше понимать задачи, которые может и должен решать психолог. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку (например, "тень", обитающая в теле и покидающая его после смерти, или боги). Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни [1, с. 64].

Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVIII века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно "душевные движения" [2, с. 3].

Душа в психологии — понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в философско-религиозной традиции и ориентированной на нее психологии. Душа — это нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало. Возникновение понятия душа связано с анимистическими представлениями первобытного человека, примитивно-материалистически истолковывавшего сон, обморок, смерть. Сновидения воспринимались как впечатления души, покидающей во сне тело и обретающей независимое от него существование [2, с. 17].

 

Литература:

1. Гиппенрейтер, Ю.Б. Лекции по введению в общую психологию / [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. (87 Кб). – Б/М, Б/Г. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. Дельфия. Понятие душа [Электронный ресурс]: энциклопедия. – Электрон. дан. (581 Кб). – Б/М, Б/Г. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

3. Психология [Электронный ресурс]: словарь. – Электрон. дан. (458 Кб). – 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

4. Шульц, Д. Шульц, С.Э. История современной психологи Пер. с англ. / [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. (247 Кб). – СПб, 1998. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

 

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 3060; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!