Правила записи общеразвивающих упражнений



Одинаковые по названию упражнения могут иметь раз­ную структуру. Например, «поднимание рук вверх» можно выполнять одним широким махом через стороны. Можно делать это с промежуточной остановкой в положении «руки в стороны». Можно поднять руки одним махом, а опускать с промежуточной остановкой. Можно делать остановки и при поднимании рук, при опускании. Можно поднимать руки вверх через стороны, поочередно.

Одно и то же упражнение может выполняться из раз­ных исходных положений и в зависимости от этого по-разному влиять на мышцы.

В выполнении одного и того же упражнения может быть задействовано разное число мышечных групп, например наклоны хорошо сочетаются с активными действиями рук.

Наконец, некоторые визуально одинаковые упражне­ния используются и в младшей, и в старшей группе, но в младшей они выполняются слитно, а в старшей - под счет.

Вся конкретная информация об упражнении должна вытекать из записи, включающей, согласно установленным правилам, название, исходное положение. Запись упраж­нений должна быть рациональной. Название (условное или образное) показывает общую направленность дейст-

73


вий и делает излишним обозначение некоторых положе­ний, деталей движения.

Исходное положение конкретно обозначается только перед началом упражнения. Если упражнение выполняется в естественном для человека положении стоя, то указыва­ется положение ног. Если исходное положение - основная стойка, а положение рук иное, указывается только поло­жение рук. Всякое грамотно построенное упражнение за­канчивается исходным положением. Принято сокращен­ное написание термина «исходное положение» - и. п. Ана­логично обозначается основная стойка - о. с.

Счет отражает структуру упражнения и обозначается цифрами.

Упражнения симметричные для краткости можно запи­сывать наполовину, однословно замечая, что при повто­рении это же действие выполняется в другую сторону или с другой ноги.

Если в выполнении упражнения одновременно участ­вуют разные части тела, то сначала обозначается стержне­вое действие, например: подтянуть ноги, обхватив колени руками; или: наклониться, отводя руки назад; или: под­нять руки вверх, поднимаясь на носки.

Некоторые традиционные правила действий не обозна­чаются в записи, но должны выполняться естественно. На­пример, поднимая вверх руки, флажки, кубики и другое, надо смотреть на них, подняв голову, чтобы мышцы спины напрягались и в поясничной части обозначался прогиб.

Например, для старшей группы:

«Ножницы».

И. п. Сесть на пол, ноги врозь, руки в упоре сзади,

1 - поднять ноги, оттянув носки,

2 - скрестить,

3 - развести,

4 - и. п. (5 раз).

5 Наклоны в стороны.

И. п. Ноги на ширине плеч, руки за голову,

1 - наклон вправо (влево),

2 - и. п. (6 раз).

Для младшей группы:

«Кубики встречаются».

И. п. Узкая стойка, кубики за спиной.

Вып.: поднять кубики вверх - «стук!»; и. п. (4 раза).

«Загораем».

И. п. Лечь на пол на спину.

Вып.: покажем солнышку пятки...; и. п. (4 раза).

74


Подвижные игры

Значение подвижных игр

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому  делают наиболее эффективным комплексное решение оз­доровительных, образовательных и воспитательных задач.

Активные движения, обусловленные содержанием иг­ры, вызывают у детей положительные эмоции и усилива­ют все физиологические процессы.

Ситуации на игровой площадке, которые все время ме­няются, приучают детей целесообразно использовать дви­гательные умения и навыки, обеспечивая их совершенст­вование. Естественно проявляются физические качества -быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навы­ки пространственной ориентировки и др.

Необходимость подчиняться правилам и соответствую­щим образом реагировать на сигнал, организует и дисци­плинирует детей, приучает их контролировать свое пове­дение, развивает сообразительность, двигательную инициа­тиву и самостоятельность.

Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.

Таким образом, подвижные игры - действенное средст- во разностороннего развития.

Классификация подвижных игр

Для удобства практического использования игры клас­сифицируются. Отличают элементарные подвижные игры и спортивные игры - баскетбол, хоккей, футбол и др. По­движные игры - игры с правилами. В детском саду исполь­зуются преимущественно элементарные подвижные игры. Подвижные игры различают по двигательному содержа­нию, иначе говоря, по доминирующему в каждой игре ос­новному движению (игры с бегом, игры с прыжками и т.д.).

По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными дейст­виями. Сюжет может быть образный («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробышки и кот») и условный («Ловиш-ки», «Пятнашки», «Перебежки»).

75


В бессюжетных играх («Найди себе пару», «Чье звено быстрее построится», «Придумай фигуру») все дети выпол­няют одинаковые движения. Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотво­рение, что придает специфичный оттенок движениям.

По характеру игровых действий отличаются игры со­ревновательного типа. Они стимулируют активное прояв­ление физических качеств, чаще всего - скоростных.

По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности.

В программу детского сада вместе с подвижными игра­ми включены игровые упражнения, например «Сбей кег­лю», «Попади в круг», «Обгони обруч» и др. В них отсутст­вуют правила в общепринятом смысле. Интерес играющих вызывают привлекательные манипуляции предметами. Вы­текающие из названий задания соревновательного типа («Кто точнее попадет», «Чей обруч вращается» и др.) име­ют зрелищный эффект и собирают многочисленных зри­телей и болельщиков. Самых маленьких игровые упраж­нения подводят к играм.

Выбор игры

Подбирая игру, воспитатель обращается прежде всего к Программе воспитания и обучения в детском саду. Про­граммный перечень игр составлен с учетом общей и дви­гательной подготовленности детей конкретного возраста и направлен на решение соответствующих учебно-воспита­тельных задач./ Программные требования являются крите­рием и для подбора народных и традиционных для данно­го региона подвижных игр, для варьирования двигатель­ных заданий в знакомых играх.

Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует подбирать игры с незнакомыми детям движениями, чтобы не тормо­зить игровые действия.

Двигательное содержание игр должно согласовываться с условиями проведения. Игры с бегом на скорость, с метани­ем в подвижную цель или вдаль не имеют эффекта в поме­щении. Важно также учитывать время года и состояние пого­ды. Для зимней прогулки, например, логичны игры более ди­намичные. Но иногда скользкая площадка мешает бегу с увер­тыванием. Летом удобно соревноваться в быстром беге, но в очень жаркую погоду лучше такие соревнования не проводить.

76


; Регламентирует выбор игры и ее место в режиме дня. 'Игры более динамичные целесообразны на первой про­гулке, особенно если ей предшествовали занятия со значи­тельным умственным напряжением и однообразным по­ложением тела.

На второй прогулке можно проводить разные по дви­гательной характеристике игры. Но, учитывая общую уста­лость детей к концу дня, не следует разучивать новые игры.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 886; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!