Преодоления глобальных кризисных коллизий, которые помогут отвести от
Человечества вселенскую угрозу.
1 – развертывание информационной революции. Она может создать объективную
предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу
нависшую над человечеством.
2 – утверждение как доминирующего типа мирового хозяйства смешанной
рыночной и социально защищенной экономики с элементами конвергентного типа. Эта
форма экономических отношений будет способствовать увязке интересов разных
хозяйственных субъектов, нахождению баланса между экономической эффективностью
и социальной справедливостью.
3 – становление принципа ненасилия и демократического согласия во всех
типах социальных и личностных отношений. Необходимо развенчать утвердившееся
издревле в сознании людей мнение, что "насилие – это органичный для людей
способ взаимного общения" (Ницше), что "агрессивность – неустранимый момент
человеческого поведения" (Фрейд). Идеал ненасилия, о котором говорили многие,
от Иисуса Христа до В. Ленина, может перестать быть только манящей далекой
целью, идеалом и превратиться в определяющий регулятив человеческих отношений.
4 – объединительные (экуменические) процессы духовной жизни как в
светском, так и в религиозном варианте. Терпимость (толерантность), отказ от
духовного противостояния, освещенного идеологией. Плюрализм мнений. Это
разумное признание того, что мир многомерен, разнообразен и иным быть не может
|
|
и не должен. А жить всем нам надо в этом мире, и устранение нетерпимости,
ксенофобии, покровительствующего мессианства – одно из главных условий жизни
нынешнего и будущего человечества.
5 – это идущая неуклонно межэтническая и межкультурная интеграция при
сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры.
Универсализация культуры и сохранение самобытности, оригинальности,
взаимопроникновение культур и заимствование "находок народов друг у друга".
6 – прорыв в области интеллектуального поиска. Переход человеческого
интеллекта от "состояния умственной удовлетворенности к состоянию
озадаченности, удивления", что предполагает взаимопроникновение традиционных,
восходящих к Гераклиту и Гегелю, диалектических способов мышления с концептами
современных формально-логических математизированных систем. Естественный
интеллект, сопряженный с "искусственным", дополнение творческих возможностей
человеческого мозга креативными возможностями компьютерных систем.
Перспективы современной цивилизации. Концепция устойчивого развития общества, ее основные принципы.
|
|
В настоящее время все большее количество философов склоняется к мысли, что на современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Ускорение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации социальных и культурных процессов в современном мире. Такой глобалистический подход ярко обнаруживается в концепциях «пост-индустриального общества», «технологической эры» американских социологов Д. Белла, З. Бжезинского, А. Тоффлера и др. Эти концепции акцентирую внимание на том факте, что всякий технологический переворот приводит к глубоким изменениям не только в производительных силах общества, но и во всем образе жизни людей. Особенностью же современного технологического переворота, связанного с информацией общества, состоит в том, что он создает принципиально новые предпосылки для универсализации и глобализации человеческого взаимодействия. Благодаря широкому развитию средств массовой информации и коммуникаций, углублению разделения труда и специализации, человечество объединяется в единую социокультурную целостность.Однако глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в современном мире, наряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных проблем, которые получили название «глобальных проблем современности»: Экологических, демографических, политических и т.п. Все эти проблемы важны для настоящего и будущего человечества. Конкретный анализ каждой из них входит в компетенцию специальных наук: социологии, демографии и т.д.
|
|
Концепция устойчивого развития (sustainable development) - одна из современных, наиболее распространенных и поддерживаемых мировым сообществом концепций взаимодействия общества и природы. Ее появление, развитие и признание связано с природоохранительной деятельностью ООН. По инициативе Генерального секретаря ООН в 1984г. была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию, которую возглавила премьер-министр Норвегии Гро Харлем Брундтланд. В задачи Комиссии входила, в частности, выработка предложений долгосрочных стратегий в области окружающей среды, которые позволили бы обеспечить устойчивое развитие к 2000 г. и на более длительный период; рассмотрение способов и средств, с использованием которых мировое сообщество смогло бы эффективно решать проблемы окружающей среды. В контексте развития каждое общество должно взяться за решение сложных задач, связанных с сохранением долгосрочного потенциала своих природных ресурсов. Необходимо обеспечить баланс между конкурирующими потребностями и интересами. Нынешние социальные и экономические потребности должны удовлетворяться таким образом, чтобы при этом не наносился ущерб долгосрочному наличию этих ресурсов или жизнеспособности экосистем, от которых зависит и наша жизнь, и жизнь будущих поколений".
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 504; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!