Специфика соц. Познания. Соц. Прогнозирование, его типы и методики



Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием

которого является отражение объективной реальности в его сознании, а

результатом — получение нового знания об окружающем мире. В процессе познания

всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком

смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека,

наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания

соответственно является либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле —

весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные

люди и общество в целом.

Целью социального познания, как и познания в целом, является установление

истины. Истиной называют соответствие полученных знаний содержанию объекта

познания. Однако установить истину в процессе социального познания нелегко,

потому что:

1) объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей

структуре и находится в постоянном развитии

2) ограничена возможность применения такого метода эмпирического

исследования. Поэтому наиболее распространенным методом социального

исследования является научная абстракция.

Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной

деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе

социального познания общество познает себя. Такое совпадение субъекта и

объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так

и на его результаты. Получаемое социальное знание всегда будет связано с

интересами индивидов — субъектов познания, и этим обстоятельством во многом

объясняется наличие разных, часто противоположных выводов и оценок,

возникающих при изучении одних и тех же общественных явлений. Социальное

познание начинается с установления социальных фактов. Различают три вида

таких фактов:

1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;

2) продукты материальной или духовной деятельности людей;

3) словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.

Главным источником получения знаний об обществе является социальная

действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется

достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об

установлении только относительных истин.

Социальное прогнозирование – называется некоторое вероятностное знание о

будущем состоянии общества и отдельных его сторон. В отличие от

умозрительных представлений основывается по определенных познавательных

процедурах, можно выделить 3 вида процедур:

1) Экстраполяция - мысленное прослеживание в будущее тенденций

без к-л. изменений.

2) Моделирование – построение некоторых будущих состояний

обществе исходя из к-л. теоретических предложений о их изменении.

3) ( при прогнозировании соц. отношений и действий)- сценарий будущего

Соц. прогноз – вид знаний специфичный по функциям, поскольку во многих

случаях целью этого прогноза является знанием о будущем, которое не наступит

или хотелось, чтобы не наступило. И в этом случае само корректирование

человеческой деятельности должна носить вероятностный, ориентировочный

характер.

    

Наука как социальный феномен. Аспекты бытия науки (вид духовного производства, система организаций и учреждений и др.).

Наука предстает прежде всего как социальный феномен. Это значит, что она зависит от многообразных сил и влияний, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в социальном контексте, тяготеет к компромиссам и сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь. Тем самым фиксируется двоякого рода зависимость: как социальный феномен наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Часто наука рассматривается в качестве социокультурного феномена потому что, границы сегодняшнего понимания науки, расширяются до границ «культуры». И с другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и «подлинного» фундамента последней в целом в ее первичном — деятельностном и технологическом — понимании. Как социокультурный феномен, наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Познавательная деятельность вплетена в бытие культуры.

Наука, понимаемая как социокультурный феномен, не может развиваться вне освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Открываются новые возможности этоса науки: проблема интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата в научном сообществе и коллективе. Проявление социокультурной регуляции науки осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности. Как социальный феномен, наука включает в себя многочисленные отношения, в том числе экономические, социально-психологические, идеологические, социально-организационные. Отвечая на экономические потребности общества, наука реализует себя в функции непосредственной производительной силы, выступая в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей. Отвечая на идеологические потребности общества, наука предстает как инструмент политики.

Под аспектами бытия науки понимаются сущностные признаки науки, которые являются необходимыми и достаточными для того, чтобы определить такой феномен, как наука, и отграничить ее от других явлений человеческой жизни.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 674; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!