Цели науки. Принципы, формы, уровни и методы научного познания.



Исходя из своих внутренних правил, наука не может выбирать цель, ибо назначение цели означало бы отказ от объективности. Наука по определению слепа. Единственное, что она может делать, так это (1) приближать природу к цифровой модели, и (2) по инерции двигаться в сторону «чем больше, тем лучше». Цели науке задаёт текущая религия. Если нет видимой точки отсчёта, то кто-то задаёт скрытую точку отсчёта и прикрывает её объективностью. В прошлые века большинство первооткрывателей придерживалось христианской морали. Сегодня из науки полностью ушёл дух, ушёл её смысл, смысл служения человеку. Первые охотники за микробами в XIX веке прививали себе болезни, чтобы найти лекарство от оспы или тифа. Нынешние медицинские корпорации запрещают производство аналогов известных лекарств, поскольку это может уменьшить их прибыль. Есть деньги – есть право на жизнь. Нет денег – нет права на жизнь. Сегодня многие исследования, особенно в генетике и биологии вообще невозможны без полного уничтожения морали. Наука не может быть вне религии, вне веры, вне «партийности». Да, фрейдизм – это лженаука, которая протаскивает в сознание принцип религии денег о том, что человек – это животное со звериными инстинктами.

Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т. е. по широте применимости в процессе научного исследования. Всеобщих методов в истории познания известно два: диалетический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом. Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки, т. е. имеют весьма широкий, междисциплинарный спектр применения. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания. Основные методы и уровни научного познания определяются двумя моментами: эмпирическим и теоретическим и осуществляются с помощью наблюдений и экспериментов, а также гипотез, законов и теорий.

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Особая роль эмпирии в науке заключается в том, что только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций». Отсутствие непосредственного практического взаимодействия с объектами обуславливает ту особенность, что объект на данном уровне научного познания может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.

 

Специфика технической науки. Инженерная и гуманитарная философия техники.

Под техникой понимается система созданных средств и орудий производства, а

также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса.

В технике человечество аккумулировало свой многовековой опыт, приемы, методы

познания и преобразования природы, воплотило все достижения человеческой

культуры. В формах и функциях технических средств своеобразно отразились

формы и способы воздействия человека на природу. Техника как

«производительные органы общественного человека» есть результат человеческого

труда и развития знания и одновременно их средство.

Цель и функция техники — преобразовывать природу и мир человека в

соответствие с целями, сформулированными людьми на основе их нужд и желаний.

Техника в своем развитии сейчас, пожалуй, начинает приближаться к

человеческому уровню (ментальные свойства человека).

Орудия и оружие суть продолжения (проекции) человеческих органов. Капп пишет

о бессознательном воспроизведении человеком самого себя в орудиях.

Бессознательным идеалом изобретения является человеческий орган, силу

которого необходимо увеличить. Форма орудия исходит из формы соответствующего

органа. Примеры: железная дорога - кровообращение, телеграф - нервная

система, и др.

Человек не только бессознательно воспроизводит свои органы, но и познает

затем сам себя, исходя из этих искусственных созданий. Этот принцип в целом

свойственен человеку. Но до Каппа никто не применял такого рода теории к

технике. Эта концепция - одна из первых в ряду версий технологической

антропологии.

Философское осмысление техники как таковой началось с середины XIX века. Роль

производственной техники рассматривалось К. Марксом. Цель — объяснить,- дз

что смысл орудий труда, заключается вы том, что люди в них проектировали сами

себя.

Постепенно в работах о технике определились два направления:

инженерная философия техники;

гуманитарная философия техники

Первая рассматривает развитие техники изнутри — анализирует природу

технического творчества, сущность техники, тенденции ее развития. Техника

представляет как способ бытия человека в этом мире. Ф. Десауэр рассматривал

техническое творчество как сопричастное божественному творению и продолжающее

его.

Вторая, анализирует положение техники в целом в жизни общества, влияние ее на

состояние общества, человека, культуры. В рамках него техника подвергается

критике. Утверждается что технически разум и его ориентации ограничены, так

как они ориентированны на приспособление к нуждам и целям человека, техника

часто изображается, как демоническая сила порабощающая человека и как

средство способное и уничтожить человечество. Это противостояние имеет одни

основы, поскольку роль техники, как и роль науки противоречива.

Одной из важнейших проблем, которой занимается философия техники, является

проблема и концепция человека, создающего и использующего технику.

Особенность этой проблемы в настоящее время связана с выросшей до

беспредельности технологической мощью, имеющейся в распоряжении человека.

Другие, напротив, видят в тех ни ке де мона, подчиняющего себе человека: эра человека сменится эрой ро бо тов, про изой дет ин тел лек

ту аль ное вы ро ж де ние ин ди ви дов, мо раль ная де гра да ция лич но сти.

Од ни взгля ды свя зы ва ют про гресс тех ни ки с раз ви ти ем нау ки, ра­цио

наль но го по зна ния. Дру гие, на про тив, упо ва ют на бо га. выс ший ир ра

цио наль ный дух.

    

    


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 451; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ