Тема: ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ



295. Какие основные направления социальной работы с детьми-инвалидами выделяют:

1) обучение детей-инвалидов;

2) профилактика социального сиротства, социальная реабилитация детей-инвалидов;

3) воспитание детей-инвалидов;

4) медицинская помощь детям-инвалидам.

296. Какие подходы к пониманию инвалидности существуют:

1) медицинский и социальный;

2) медицинский и индивидуальный;

3) индивидуальный и социальный;

4) групповой и социальный.

297. Назовите один из принципов социальной работы с семьями, имеющих детей с особенностями развития:

1) конфиденциальность;

2) единство семьи и социальных институтов в процессе социализации ребенка;

3) научности;

4) обоснованности;

298. Назовите один из принципов социальной работы с семьями, имеющих детей с особенностями развития:

1) активизация роли родителей и включение в процесс социальной работы с детьми;

2) конфиденциальность;

3) научности;

4) обоснованности.

299. Какие этапы социальной работы с семьей выделяют:

1) диагностический;

2) диагностический, организационный, коммуникативный;

3) организационный;

4) коммуникативный.

300. Какие тактики социальной работы с родителями детей-инвалидов существуют:

1) непосредственная работа с родителями, опосредованная работа с конкретной семьей, непосредственная работа с группой родителей, опосредованная работа с группой родителей, развитие контактов между семьями;

2) доверие с ребенком;

3) доверие с родителями;

4) доверие с окружением ребенка.

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

Коррекция – это система педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития.

 Медико-педагогическая реабилитация – меры, направленные на укрепление или восстановление утраченного здоровья, применяемые в процессе обучения и воспитания.

Психолого-педагогическая реабилитация – это восстановление ребенка как субъекта ведущей деятельности (игра, учение) и общение в условиях обучения и воспитания.

Профилактика – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении детей и подростков.

Психолого-педагогическая реабилитация – это восстановление ребенка как субъекта ведущей деятельности (игра, учение) и общения в условиях обучения и воспитания.

Реабилитация– это комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление ребенка в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих.

Ресурсы – арсенал средств или возможностей, к которым можно обращаться по мере необходимости для выполнения какой-либо задач или совершенствования тех или иных действий, в особенности, когда они носят чрезвычайный характер или осуществляются в критической ситуации.

Социальная адаптация – процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности.

 Социальная диагностика – это комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.

Социальная коррекция – это деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.

Социальная служба – система учреждений, создаваемых соответственно основным направлением социальной работы в регионе.

Социально – педагогическая защита – система условий и средств, обеспечивающих физическую, психическую и нравственно-психологическую безопасность отдельного субъекта (воспитанника), отстаивание его интересов и прав, создание материальных и нравственных условий для свободного развития его духовных и физических сил.

Социальная защита детей – это комплекс правовых, экономических, медицинских и психолого-педагогических мер, обеспечивающих их оптимальное биологическое и социальное развитие. Адаптацию к существующим социально-экономическим условиям.

Социальная реабилитация – это процесс восстановления основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъекта основных сфер жизни общества.

Социальная реабилитация – это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, ограниченных или нарушенных по каким-либо причинам.

Социальная терапия – это целенаправленный процесс практического воздействия соответствующих государственных структур, общественных организаций и объединений, в том числе и религиозных, на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий.

Социальная технология – это совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы.

Социальная технология – это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а так же сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов.

Социальное консультирование – это квалифицированный совет, помощь лицам испытывающим различные проблемы, с целью восстановления социальных функций, выработки социальных функций общения.

Социально-педагогическая реабилитация – это возвращение, включение, реинтеграция детей и подростков в общество (семья, школа, класс и т.д.) способствующие полноценному функционированию в качестве социального субъекта.

Социальные проблемы – социальное противоречие, осознаваемое человеком (группой) как значимое для него несоответствие между целью и результатом.

Технология (от греческого слова techne – искусство, мастерство, умение плюс logos – учение) – это система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.

Технология социальной работы – это алгоритм деятельности, в результате, которого достигается определенная социальная цель и преобразуется объект воздействия.

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Технология социальной работы / под ред. Н.Г. Зайнышева. – М., 2000.

2. Социальная работа / под ред. В.Н. Курбатова. – Ростов-на-Дону, 1999

3. Технология социальной работы / под ред. Е.Н. Холостовой. – М., 2001.

4. Социальная работа / под ред. Е.Н. Холостовой – М., 2004.

5. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М., 2000.

6. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы (содержание и методы психосоциальной практики). – М., 2002.

7. Социальная педагогика (словарь-справочник). – Мн., 2000.

8. Социальная работа (словарь). – М., 2000.

9. Технология социальной работы: Учебно-методическое пособие /
С.Д. Матюшкова. – Витебск, 2006. – 103 с.

Дополнительная:

1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М., 2001.

2. Ваганова Д.К. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. – М., 1999.

3. Курс лекций «Социальная педагогика» / под ред. М.А. Галагузовой – М., 2000.

4. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. – М., 1999.

5. Грунова И.О. Несовершеннолетние в Республике Беларусь: основы правового положения, правовой защиты и ответственности. – Мн., 1999.

6. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. – М., 2002.

7. Добровольская Т.М. и др. Обучение девушек и женщин безопасному поведению в экстремальной ситуации. – Витебск, 2001.

8. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб., 2002.

9. Карюхин Э.В. Геронтологические НКО: от моделей ухода к становлению сектора. – М., 2002.

10. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. – М., 1997.

11. Копытина А.И. Практикум по арт-терапии. – СП б, 2001.

12. Кузнецов И.Н. Технология делового общения. – Мн., 1999.

13. Мэгги Комли. Учиться слушать. – М., 1999.

14. Молодежь в меняющемся обществе. Региональный мониторинговый доклад № 7-2000. Исследовательский центр ЮНИСЕФ.

15. Социальная педагогика / под ред. В.А. Никитиной. – М., 2000.

16. Коррекционная педагогика и специальная психология (словарь) /
Н.В. Новоротцева. – Ярославль, 1999.

17. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2002.

18. Принцип активизации в социальной работе / под ред. Ф. Парслоу. – М., 1997.

19. Севковская З.А. Молодежь Беларуси на пороге третьего тысячелетия. – Мн., 2002.

20. Смагина Л.Н. Семья: прошлое настоящее и перспективы. – Мн., 2000.

21. Социально-педагогическая работа с детьми, лишенными родительской опеки / под ред. Л.И. Смагиной. – Мн., 2001.

22. Станкин М.Н. Профессиональные способности педагогов. – М., 1998.

23. Комментарий к кодексу Республики Беларусь о браке и семье / под ред. В.Г. Тихини, В.Г. Голованова. – Мн., 2000.

24. Фурманов И.А., Аладьин А.А. Психологическая работа с детьми лишенных родительского попечительства. – Мн., 1999.

25. Швайко В.Ф. и др. Молодежный центр: основные направления социальной работы. – Мн., 1999.

26. Шевандрин Н.Н. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1999.

27. Шерток Л. Гипноз. – М., 1992.

28. Женщины в истории (возможность быть увиденными) / под ред.
И.Р. Чикаловой. – Мн., 2001.

29. Чикалова И.Р. Партии и власть в США и Великобритании: гендерная политика в 1970–1990-е годы. – Мн., 2000.

30. Первый периодический доклад по осуществлению положений конвенции ООН о правах ребенка. – Мн., 1998.

31. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. ООН, 1994.


ЧАСТЬ 4

Тестовые задания

по курсу: ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
И ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Часть А

1. История социальной работы зародилась в стране:

1) Китае;

2) Египте;

3) Междуречье;

4) Греции.

2. История социальной работы зародилась в:

1) 35 в. до н.э.;

2) 25 в. до н.э.;

3) 15 в. до н.э.;

4) 10 в. до н.э.

3. Развитие социальной помощи на Руси задержалось по причине:

1) монгольского нашествия;

2) распространения христианства;

3) отсутствия свода законов;

4) войн.

4. Социальные законы царя Ур-Намму существовали в стране:

1) Междуречье;

2) Египет;

3) Русь;

4) Греция.

5. Институт «оживления» был введен в законах:

1) законах Ур-намму;

2) законах Хаммурапи;

3) законах среднеассирийского царства;

4) законах Солона.

6. Социальная помощь Индии основывалась на законах:

1) Ур-Намму;

2) Ману;

3) Хаммурапи;

4) Соломона.

7. В Индии существовало форм брака:

1) 2;

2) 5;

3) 8;

4) 5.

8. К порицаемым формам брака в Индии не относится:

1) брак по любви с согласия родителей;

2) насилие над невестой;

3) покупка невесты;

4) венчание.


9. Основная задача сыновей в Индии в древности:

1) продолжение рода;

2) поминальный обряд по умершим родителям;

3) забота о сестрах;

4) помощь слугам.

10. В Индии муж мог привести вторую жену на 10-ом году жизни, если:

1) первая жена рожала только девочек;

2) первая жена рожала только мальчиков;

3) первая жена рожала мертвых детей;

4) была бесплодна.

11. В Индии муж мог привести вторую жену немедленно, если:

1) первая жена рожала только девочек;

2) первая жена рожала мертвых детей;

3) первая жена была привержена к пьянству;

4) была бесплодна.

12. В Древнем Китае от телесных наказаний освобождались:

1) дворяне;

2) дети до 6 лет;

3) сумасшедшие;

4) нищие.

13. В Китае брачный возраст для юношей составлял:

1) 14–22 года;

2) 15–30 лет;

3) 16–20 лет;

4) 18–22 года.

14. В Древнем Китае брачный возраст для девушек составлял:

1) 12–20 лет;

2) 16–25 лет;

3) 14–20 лет;

4) 18–20 лет.

15. В Китае муж не мог развестись с женой, если:

1) она носила траур по его родителям;

2) была бедна;

3) имела детей;

4) была бедна.

16. В Спарте в общественных столах участвовали:

1) все жители;

2) мужчины с 20 лет;

3) пожилые;

4) граждане.

17. В Греции гости пользовались особым почетом поскольку под их видом мог скрываться:

1) бог Зевс;

2) император;

3) сборщик налогов;

4) бог Посейдон.

18. Первые общественные гостиницы для приезжих возникают в:

1) Афинах;

2) Спарте;

3) Китае;

4) Риме.

19. Литургии возникли в:

1) Афинах;

2) Спарте;

3) Китае;

4) Риме.

20. К числу литургий не относится:

1) расходы на подготовку спортсменов;

2) содержание армии;

3) содержание священников;

4) постройка военных кораблей.

21. К системе социальной помощи в Афинах не относится:

1) отправка граждан в путешествие;

2) выдача пособий;

3) содержание публичных домов;

4) поддержка сыновей погибших воинов.

22. В Афинах социальные пособия не получали:

1) инвалиды войны;

2) безработные;

3) неимущие;

4) сыновья погибших воинов.

23. В Афинах граждан отправляли в путешествие с целью:

1) отдыха;

2) обучения;

3) перенаселения городов;

4) овладения иностранным языком.

24. В Спарте мальчики воспитывались в семье до:

1) 7 лет;

2) 5 лет;

3) 3 лет;

4) 1 год.

25. В Спарте целью воспитания мальчиков являлось:

1) укрепление духа;

2) подготовка будущих воинов;

3) физическое развитие;

4) развитие умственных способностей.

26. В Греции проституцию официально ввел царь:

1) Солон;

2) Соломон;

3) Эвклид;

4) Давид.

27. В Греции проститутки отличались:

1) большими правами, чем обычные женщины;

2) внешним видом;

3) социальной защитой;

4) материальным положением.

28. В Риме роль социальных работников исполняли:

1) патриции;

2) эдилы;

3) рабы;

4) метеки.

29. В Риме зрелища достигают расцвета пари императоре:

1) Траяне;

2) Августе;

3) Цицероне;

4) Солоне.

30. В Риме к играм в цирке относится:

1) театральное представление;

2) бег колесниц;

3) кулачные бои;

4) спортивные состязания.

31. В Риме на бегах колесницами управляли:

1) военные;

2) желающие;

3) рабы;

4) граждане.

32. В Риме к обществам колесниц не относились:

1) белый;

2) красный;

3) голубой;

4) зеленый.

33. В Риме к играм в Амфитеатре относились:

1) бега колесниц;

2) бои гладиаторов;

3) капитолийские игры;

4) комедия.

34. В Риме первоначально бои гладиаторов устраивались на:

1) похоронах богатых горожан;

2) праздниках;

3) капитолийских играх;

4) общественных столах.

35. В древнеримском театре зрители предпочтение отдавали:

1) трагедии;

2) оперы;

3) комедии;

4) балету.

36. В древнеримском театре женские роли исполняли:

1) женщины;

2) мужчины;

3) не исполнялись;

4) дети.

37. В Риме капитолийские игры устраивались:

1) ежегодно;

2) раз в 4 года;

3) раз в 2 года;

4) не устраивали.

38. Главная цель похоронных товариществ в Риме:

1) предоставление достойных похорон;

2) помощь родственникам умершего;

3) сбор средств;

4) социальная защита престарелых.

39. В Риме прообраз воспитательного дома возник:

1) на площади;

2) в трущобах;

3) на рынке;

4) в госпитале.

40. В Риме законный брак, при котором:

1) супруги ели хлеб в момент обряда;

2) супруги обменивались кольцами в момент обряда;

3) супруги имели детей;

4) супруги сожительствовали более 3 лет.

41. В Риме списки проституток составляли:

1) чиновники;

2) гвардейцы;

3) эдилы;

4) порнотропсы.

42. Первоначально в Риме недееспособных опекали:

1) наследники;

2) дальние родственники;

3) специальные учреждения;

4) магистрат.

43. К основным формам опеки в Риме относится:

1) опека над инвалидами;

2) опека над женщинами;

3) опека над престарелыми родителями;

4) опека над нищими.

44. В Риме женщины не имели права:

1) передвигаться по городу без опекуна;

2) быть опекуном;

3) брать в долг;

4) иметь детей.

45. К основным функциям церкви в средние века не относится:

1) религиозная;

2) военная;

3) национальная;

4) хозяйственная.

46. К традиционным монашеским орденам в средние века относились:

1) бенедиктинцы;

2) антонины;

3) тамплиеры;

4) иониты.

47. К обновленным монашеским орденам в средние века относились:

1) бенедиктинцы;

2) тамплиеры;

3) францисканцы;

4) кармелиты.

48. Традиционные монашеские ордена в средние века не занимались:

1) соблюдением обетов;

2) служением богу;

3) помощью раненым;

4) соблюдением таинств.

49. К правилам подачи милостыни в средние века не относится:

1) подача в руки;

2) выяснение причин нищенства;

3) подача мимоходом;

4) слепая милостыня.

50. В средние века в первых больницах лечили:

1) травами;

2) ваннами;

3) постом и молитвой;

4) ртутью.

51. В Лионе «Дом Господа» был открыт в:

1) 540 г.;

2) 542 г.;

3) 544 г.;

4) 546 г.

52. Характерная черта нищенских монашеских орденов:

1) помощь больным;

2) молитвы;

3) возведение нищенства в идеал;

4) помощь раненым.

53. К ордену спиритуалов относятся:

1) бенедиктинцы;

2) картезианцы;

3) тамплиеры;

4) францисканцы.

54. Первоначально инквизиция была создана для борьбы:

1) со спиритуалами;

2) с грешниками;

3) с чревоугодниками;

4) с бедняками.

55. Инквизиция возникла в:

1) 1230 г.;

2) 1233 г.;

3) 1236 г.;

4) 1238 г.

56. Инквизиция возникла по приказу папы:

1) Бонифация VIII;

2) Иннокенция VI;

3) Людовика XII;

4) Пия V.

57. С 10 века способом очищения от грехов стало:

1) кровопускание;

2) пост;

3) самобичевание;

4) молитва.

58. Цель «праздника дураков» в странах Европы:

1) снятие социальной напряженности;

2) насмешка над христианством;

3) сбор средств для нищих;

4) средство отпущения грехов.

59. «Праздник дураков» в Европе отмечался:

1) 1 января;

2) 1 июня;

3) 1 сентября;

4) 1 декабря.

60. «Праздник дураков» церковью был запрещен в:

1) 14 веке;

2) 15 веке;

3) 16 веке;

4) 18 веке.

61. В средние века ремесленники считались:

1) святыми;

2) слугами сатаны;

3) монахами;

4) гражданами.

62. К причинам голода в средние века не относится:

1) слабость техники;

2) неразвитость транспортной инфраструктуры;

3) употребление в пищу суррогатов;

4) неумение хранить продукты.

63. К причинам эпидемий в средние века не относится:

1) таможенные барьеры;

2) неурожай;

3) рост цен на продукты питания;

4) слабость техники.

64. Средняя продолжительность жизни в средние века не превышала:

1) 20 лет;

2) 25 лет;

3) 30 лет;

4) 40 лет.

65. Брачный возраст в средние века составлял:

1) 12–14 лет;

2) 14–15 лет;

3) 16–18 лет;

4) 18–20 лет.

66. Больных проказой помещали в:

1) изоляторах;

2) лепрозориях;

3) церквях;

4) госпиталях.

67. Палата бедняков в Антверпене была учреждена в:

1) 1450 г.;

2) 1458 г.;

3) 1460 г.;

4) 1462 год.

68. В Нюрнберге в 15 веке переписи бедняков проводились:

1) ежегодно;

2) два раза в год;

3) через год;

4) не проводилась.

69. В средние века «городские физики» выполняли функции:

1) врачей;

2) ученых;

3) мореплавателей;

4) нищих.

70. В Европе в средние века первой эпидемией была:

1) горячка;

2) лепра;

3) туберкулез;

4) чесотка.

71. В средние века самой многочисленной по жертвам была эпидемия:

1) лепры;

2) чумы;

3) чесотки;

4) горячка.

72. Лепрозории были учреждены орденом:

1) Святого Луки;

2) Святого Матвея;

3) Святого Лазаря;

4) Святого Иосифа.

73. В средние века физические недостатки являлись признаком:

1) святости;

2) покорности судьбе;

3) греховности;

4) избранности.

74. Прокаженным в средние века запрещалось посещать:

1) церкви;

2) мельницы;

3) лазареты;

4) города.

75. В 1348 году в Венеции был организован:

1) чумной дом;

2) санитарный кодекс;

3) санитарный совет;

4) палата бедняков.

76. В 1374 году в Милане был создан:

1) чумной дом;

2) санитарный кодекс;

3) санитарный совет;

4) палата бедняков.

77. В средние века милостыня рассматривалась как:

1) способ помощь бедным;

2) способ «спасти» богатых;

3) способ попасть в рай;

4) способ обогатиться.

78. В киновитном монашестве монахи селились:

1) изолировано;

2) вместе;

3) по отдельным кельям;

4) по несколько человек.

79. Христианское монашество возникло в:

1) 4 веке;

2) 5 веке;

3) 6 веке;

4) 7 веке.

80. В первую очередь жертвами «охоты на ведьм» были:

1) девушки-сироты;

2) замужние женщины;

3) маленькие девочки;

4) мужчины.

81. Гонения на ведьм начались в:

1) 1420–1430 гг.;

2) 1430–1440 гг.;

3) 1440–1450 гг.;

4) 1450–1460 гг.

82. Первые гонения на ведьм начались в:

1) западно-альпийских областях;

2) восточно-альпийских областях;

3) северо-альпийских областях;

4) южно-альпийских областях.

83. Инициатива «охоты на ведьм исходила:

1) «сверху»;

2) «снизу»;

3) «сверху и снизу»;

4) появилась самостоятельно.

84. К причинам «охоты на ведьм» не относится:

1) трансформация образа Сатаны;

2) страх перед загробной жизнью;

3) страх перед церковью;

4) социальный конфликт.

85. Пытка над ведьмами в средние века разрешалась в стране:

1) Англия;

2) Италия;

3) Франция;

4) Испании.

86. Главным в судебном процессе над ведьмой в средние века было:

1) уличить в сношениях с дьяволом;

2) узнать способы колдовства;

3) приговорить к смертной казни;

4) разрешить социальную напряженность.

87. Цель «охоты на ведьм»:

1) сохранить социальное равновесие;

2) выработать страх перед религией;

3) продемонстрировать ничтожность человеческой жизни;

4) унизить человека.

88. В 15 веке лепра отступает по причине:

1) правильного лечения;

2) изоляции больных;

3) поста больных;

4) молитв больных.

89. Во Франции имущество лепрозориев в 17 веке:

1) передано нищим;

2) передано городской власти;

3) передано другим больницам;

4) было уничтожено.

90. В Англии имущество лепрозориев в 17 веке:

1) передано нищим;

2) передано городской власти;

3) передано другим больницам;

4) было уничтожено.

91. В Германии имущество лепрозориев в 17 веке:

1) передано нищим;

2) передано городской власти;

3) передано другим больницам;

4) было уничтожено.

92. Венерические заболевания в Европе в 16–18 веках появились в следствии:

1) переселения народов;

2) великих географических открытий;

3) войн;

4) крестовых походов.

93. Эпидемия сифилиса была завезена в:

1) 1492 г.;

2) 1493 г.;

3) 1494 г.;

4) 1495 г.

94. Сифилис в 16–18 веках лечили при помощи:

1) ртути;

2) трав;

3) кровопускания;

4) промывания.

95. Лечение сифилиса ртутью предложил итальянский врач:

1) де Лоппо;

2) де Виго;

3) де Море;

4) де Коро.

96. Процедура лечения от венерического заболевания в 16-18 веках представляла собой:

1) «очистительное мероприятие»;

2) способ помощь больному;

3) способ попробовать новые методы лечения;

4) способ уничтожить больного.

97. В связи с распространением венерических заболеваний в 16–18 веках:

1) была регламентирована проституция;

2) были запрещены морские путешествия;

3) был запрещен въезд в крупные города;

4) была введена должность венерических врачей.

98. В европейских городах 16–18 веков к сумасшедшим относились:

1) гуманно; 

2) изгоняли;

3) безразлично;

4) истребляли.

99. В европейских деревнях 16–18 веков к сумасшедшим относились:

1) гуманно; 

2) изгоняли;

3) безразлично;

4) истребляли.

100. Первым специальным госпиталем для умалишенных стал в Европе:

1) Вифлеем;

2) Дом Господа;

3) Башня безумцев;

4) Дом сумасшедших.

101. Первый специальный госпиталь для умалишенных «Вифлеем» появился в:

1) Лондоне;

2) Париже;

3) Лионе;

4) Люксембурге.

102. Первый специальный госпиталь для умалишенных «Вифлеем» появился в:

1) 12 веке;

2) 13 веке;

3) 14 веке;

4) 15 веке.

103. В век Просвещения умалишенных, которые нуждались в специальном уходе и нахождении в госпиталях, называли:

1) неистовые;

2) меланхолики;

3) одержимые;

4) яростные.

104. В век Просвещения умалишенных, которые нуждались в священники и хорошем отношении, называли:

1) неистовые;

2) меланхолики;

3) одержимые;

4) яростные.

105. В век Просвещения умалишенных, которые нуждались в помощи экзорциста, называли:

1) неистовые;

2) меланхолики;

3) одержимые;

4) яростные.

106. Специальные отчисления на нужды умалишенных в век Просвещения были в:

1) Лионе;

2) Париже;

3) Гамбурге;

4) Варшаве.


107. В 16–18 веках к умалишенным относились в лечебницах как к:

1) животным;

2) больным;

3) святым;

4) избранным.

108. В 16–17 веках отношение к нищенству меняется по причине:

1) обеднения населения;

2) продажи индульгенций;

3) изменения законодательства;

4) обогащения населения.

109. Эдикт 1561 года в Риме был направлен на:

1) запрещение нищенства;

2) выдачу социальных пособий;

3) трудоустройство нищих;

4) ограничение нищенства.

110. Зоны бедности в Риме были введены:

1) папой Пием IV;

2) папой Пием V;

3) папой Григорием XIII;

4) папой Пием VI.

111. В Риме запретил подавать милостыню:

1) папа Пий IV;

2) папа Иннокентий XII;

3) папа Григорием XIII;

4) папа Пий VI.

112. В Европе новый этап социальной политики начался с реформ:

1) 1520–1530 гг.;

2) 1530–1540 гг.;

3) 1540–1550 гг.;

4) 1550–1560 гг.

113. В 16–17 веках страна, которая не боролась с нищенством:

1) Англия;

2) Германия;

3) Испания;

4) Франция.

114. Первый работный дом был построен в:

1) 1575 г.;

2) 1585 г.;

3) 1595 г.;

4) 1599 г.

115. Первый работный дом был построен в:

1) Германии;

2) Англии;

3) Франции;

4) Испании.

116. Во Франции работных домов было:

1) 2;

2) 3;

3) 4;

4) 5.

117. Общий госпиталь в Париже был создан в:

1) 1656 г.;

2) 1657 г.;

3) 1658 г.;

4) 1659 г.

118. Общий госпиталь был создан в:

1) Лондоне;

2) Лионе;

3) Париже;

4) Берлине.

119. Функция Общего госпиталя в Париже:

1) медицинская;

2) административная;

3) фискальная;

4) социальная.

120. Главная функция работных домов:

1) использование дешевой рабочей силы;

2) помощь нищим;

3) обучение ремеслам;

4) приют для бездомных.

121. Реформа системы изоляции в 18 веке:

1) 1760–1793 гг.;

2) 1785–1795 гг.;

3) 1791–1799 гг.;

4) 1744–1737 гг.

122. Реформирование системы изоляции в 18 веке проходило во:

1) Франции и Германии;

2) Германии и Англии;

3) Франции и Англии;

4) Англии и Испании.

123. Итог первого этапа реформы системы изоляции в 18 веке:

1) создание нового вида изоляторов;

2) создание нового законодательства;

3) улучшение санитарно-гигиенического состояния изоляторов;

4) уменьшение количества изолируемых.

124. Итог второго этапа реформы системы изоляции в 18 веке:

1) пересмотр категорий заключенных;

2) создание нового законодательства;

3) улучшение санитарно-гигиенического состояния изоляторов;

4) создание нового вида изоляторов.

125. В итоге третьего этапа реформы системы изоляции в 18 веке в изоляторах должны были остаться:

1) опасные преступники;

2) преступники и умалишенные;

3) проститутки и преступники;

4) сумасшедшие.

126. Прообраз современной психиатрической больницы появился в:

1) Лондоне;

2) Марселе;

3) Париже;

4) Гамбурге.

127. Прообраз современной психиатрической больницы появился в:

1) 17 в.;

2) 18 в.;

3) 19 в.;

4) 20 в.

128. Специальная королевская медицинская комиссия была создана в:

1) Англии;

2) Германии;

3) Франции;

4) Италии.

129. Специальная королевская медицинская комиссия была создана в:

1) 1776 г.;

2) 1786 г.;

3) 1796 г.;

4) 1799 г.

130. К функциям королевской медицинской комиссии не относится:

1) регистрация средств лечения;

2) лечение больных;

3) сбор информации об эпидемии;

4) контроль за деятельностью врачей.

131. Королевская медицинская комиссия была преобразована в Королевское медицинское общество в:

1) 1778 г.;

2) 1779 г.;

3) 1780 г.;

4) 1790 г.

132. В 18–19 веках отношение к самоубийцам:

1) остается неизменным;

2) меняется в худшую строну;

3) меняется в лучшую сторону;

4) меняется только в сельской местности.

133. По медицинской реформе 18 века разграничили профессии:

1) фармацевта и хирурга;

2) хирурга и окулиста;

3) врача и фармацевта;

4) эпидемиолога и врача.

134. Принцип павильонного строительства больниц был разработан в:

1) Англии;

2) Франции;

3) Италии;

4) Германия.

135. Принцип павильонного строительства больниц был разработан в:

1) 1778 г.;

2) 1788 г.;

3) 1798 г.;

4) 1800 г.

136. Принцип павильонного строительства больниц возник по причине:

1) новых методов лечения;

2) большого количества пациентов;

3) скученности в старых больницах;

4) нехватки больниц.

137. Первая павильонная больница была построена в:

1) 1844 г.;

2) 1845 г.;

3) 1846 г.;

4) 1847 г.

138. На рубеже 17–18 веков большая часть преступлений представляла собой:

1) убийства;

2) кражи;

3) неуплату налогов;

4) насилие.

139. На рубеже 17–18 веков внутренняя структура преступности представляла собой:

1) небольшие вооруженные отряды;

2) крупные банды;

3) преступники-одиночки;

4) невооруженные отряды.

140. В 18 считалось, что наказание за преступление должно быть:

1) произвольным;

2) отражать преступление;

3) доступным;

4) зрелищным.

141. Во Франции в 17–18 веках тюрьма использовалась для:

1) женщин;

2) опасных преступников;

3) бродяг;

4) проституток.

142. К моделям карательного заключения в 19 веке в Европе не относится:

1) фламандская;

2) французская;

3) американская;

4) английская.

143. Основа наказания во фламандской карательной модели:

1) досрочное освобождение за поведение;

2) вознаграждение за труд;

3) работа;

4) разделение труда.

144. Основа наказания в английской карательной модели:

1) досрочное освобождение за поведение;

2) вознаграждение за труд;

3) изоляция опасных преступников;

4) разделение труда.

145. Нововведение а американской карательной модели:

1) формирование знаний о преступнике;

2) изоляция опасных преступников;

3) досрочное освобождение за поведение;

4) разделение труда.

146. Главными работниками в фабрично-заводской промышленности 19 века были:

1) мужчины;

2) дети;

3) не было разделения по полу;

4) не было разделения по возрасту.

147. В 19 веке на производстве спичек работали дети в возрасте:

1) 3–6 лет;

2) 5–7 лет;

3) 6–10 лет;

4) 8–10 лет.

148. Средняя продолжительность жизни рабочего класса в 19 веке составляла:

1) 30 лет;

2) 25 лет;

3) 17 лет;

4) 15 лет.

149. Причина большой младенческой смертности в 19 веке:

1) отравление опием;

2) недоедание;

3) инфекции;

4) удушье.

150. 8-часовой рабочий день на своих предприятиях установил:

1) Оуэн;

2) Форд;

3) Дерби;

4) Морби.

151. Манчестерское санитарное бюро было создано в:

1) 1796 г.;

2) 1797 г.;

3) 1798 г.;

4) 1799 г.

152. Результатом деятельности Манчестерского санитарного бюро стало появление:

1) санитарных врачей;

2) санитарного кодекса;

3) первого фабричного закона;

4) биржи труда.

153. Первый фабричный закон в Европе появился в:

1) 1800 г.;

2) 1802 г.;

3) 1804 г.;

4) 1825 г.

154. Первое рабочее страхование было введено в:

1) Германии;

2) Англии;

3) Франции;

4) Италии.

155. Первое рабочее страхование было введено в:

1) 1896 г.;

2) 1897 г.;

3) 1898 г.;

4) 1900 г.

156. Первые биржи труда появляются в:

1) Германии;

2) Англии;

3) Франции;

4) Италии.

157. Первые биржи труда появляются в:

1) 1900 г.;

2) 1906 г.;

3) 1908 г.;

4) 1910 г.

158. Первые ясли в Западной Европе возникли в:

1) Париже;

2) Лондоне;

3) Лионе.

159. Первая школа для слепых детей возникла в Европе в:

1) 1784 г.;

2) 1794 г.;

3) 1904 г.;

4) 1914 г.

160. Направление, при котором глухонемые приобщались к практической жизни:

1) французское;

2) английское;

3) немецкое;

4) австрийское.

161. Первые земства на территории Беларуси возникли в:

1) 1911 г.;

2) 1905 г.;

3) 1903 г.;

4) 1900 г.

162. Земства пришли на смену:

1) ведомствам императрицы Марии;

2) приказам;

3) НКСО;

4) ИЧО.

163. К задачам земств не относится:

1) оказание помощи нуждающимся;

2) выдача законопроектов;

3) заведование лечебницами;

4) открытие школ.

164. Главными расходами земских бюджетов были затраты на:

1) выдачу пособий;

2) строительство школ и лечебниц;

3) открытие новых рабочих мест;

4) пайки красноармейцам.

165. В состав земского попечительства входило:

1) 11 человек;

2) 8 человек;

3) 5 человек;

4) 3 человека.

166. Для земств характерны:

1) открытые формы помощи;

2) закрытые формы помощи;

3) сочетание двух форм;

4) произвольный характер социальной помощи.

167. Периодическое печатное издание земств:

1) Вестник;

2) Вестник земства;

3) Вестник губернских земств;

4) Газета губернская.

168. В начале 20 века 58% детей не посещали школу по причине:

1) социальной;

2) национальной;

3) экономической;

4) религиозной.

169. В сфере образования земства:

1) открывали учительские семинарии;

2) ввели платное обучение;

3) обучали детей на дому;

4) ввели стипендии успевающим ученикам.

170. В 16–18 веках на Беларуси благотворительным обучением бедных детей занимались:

1) ведомства императрицы Марии;

2) жены богатых людей;

3) приюты;

4) ИЧО.

171. Школьные суды на Беларуси были в школах:

1) католических;

2) православных;

3) иезуитских;

4) протестантских.

172. К домашним смотрителям на Беларуси относились:

1) няньки;

2) домашние учителя;

3) гувернеры;

4) слуги.

173. На Беларуси улучшения в сфере образования начались после создания:

1) Образовательной комиссии;

2) Научной комиссии;

3) Учебной комиссии;

4) Министерство образования.

174. Образовательная комиссия была создана в:

1) 1770 г.;

2) 1773 г.;

3) 1794 г.;

4) 1799 г.


175. На Беларуси частные пансионаты подчинялись в 18–19 вв.:

1) государству;

2) частному лицу;

3) ИЧО;

4) Министерству государственного призрения.

176. Пансион благородных девиц основала графиня:

1) Качалова;

2) Чернышева;

3) Шумская;

4) Вяземская.

177. Свислочская гимназия открывается в имении графа:

1) Савича;

2) Тышкевича;

3) Бенчарского;

4) Радивила.

178. Контролировали деятельность государственных и частных учебных заведений на Беларуси:

1) почетные смотрители;

2) интенданты;

3) ревизоры;

4) судьи.

179. Первое общество помощи учащимся на Беларуси было создано в:

1) Могилеве;

2) Витебске;

3) Минске;

4) Вильно.

180. Главная причина подростковой преступности на Беларуси:

1) нищенство;

2) лень;

3) влияние семьи;

4) отсутствие социальных работников.

181. На Беларуси несовершеннолетние преступники:

1) подвергались более легким наказаниям, чем взрослые преступники;

2) система наказаний не отличалась;

3) подвергались более суровым наказаниям, чем взрослые преступники;

4) по законодательству не преследовались.

182. На Беларуси в систему государственного и общественного призрения несовершеннолетних преступников в начале 20 века не входило:

1) колонии;

2) рабочие приюты;

3) тюрьмы;

4) спецшколы.

183. Комиссия по внедрению особого суда для несовершеннолетних была создана в:

1) Минске;

2) Петербурге;

3) Могилеве;

4) Витебске.

184. Если суд над несовершеннолетними в Петербурге не мог оправдать преступника, то:

1) несовершеннолетнего отправляли в колонию;

2) несовершеннолетнего отправляли в исправительный приют;

3) дело откладывали на неопределенный срок;

4) несовершеннолетнего отдавали на поруки.

185. Основная проблема призрения несовершеннолетних правонарушителей на Беларуси в 19 веке:

1) малочисленность исправительных приютов;

2) строгие законы;

3) малочисленность благотворительных организаций;

4) отсутствие законодательной базы.

186. МВД отказалось от монастырского призрения в 19 веке по причине:

1) отказа епархий;

2) побегов преступников;

3) слишком мягкого наказания;

4) отсутствия данного вида наказания.

187. На Беларуси первое общество исправительных и земледельческих колоний для несовершеннолетних было основано в:

1) Минске;

2) Могилеве;

3) Вильно;

4) Витебске.

188. Общества земледельческих и исправительных колоний для несовершеннолетних на Беларуси в 19 веке курировало:

1) ИЧО;

2) ведомство императрицы Марии;

3) МВД;

4) Александровский комитет.

189. Виленская Марфо-Мариинская обитель в 18–19 веках оказывала помощь:

1) преступникам;

2) нищим;

3) проституткам;

4) бродягам.

190. На Беларуси призрением больных в средние века занимался орден:

1) рахитов;

2) антонинов;

3) кармелитов;

4) ионитов.

191. На Беларуси в Уставе ордена бонифратров содержалось:

1) методы лечения больных;

2) требования по обращению с больными;

3) санитарно-гигиенические советы;

4) способы профилактики.

192. На Беларуси в госпиталях рахитов и бонифратров бедняки получали помощь:

1) за незначительную плату;

2) наравне с другими сословиями;

3) бесплатно;

4) по страхованию.

193. На Беларуси период 16 – конец 17 веков называют:

1) период санитарной помощи;

2) период эпидемиологической помощи;

3) период шпитального призрения;

4) период госпитальной помощи.

194. В 16 веке на Беларуси научные разработки по помощи аномальным детям ведутся в:

1) Краковском университете;

2) Виленском университете;

3) Минском благотворительном обществе;

4) Варшавском университете.

195. 1-й съезд врачей Северо-Западного края состоялся в:

1) 1892 г.;

2) 1893 г.;

3) 1894 г.;

4) 1896 г.

196. На Беларуси призрение слепых в 19 веке курировало:

1) ИЧО;

2) Мариинское Попечительство о слепых;

3) общество Красного Креста;

4) Алексеевский комитет.

197. Первая перепись слепых в Российской империи прошла в:

1) 1885 г.;

2) 1886 г.;

3) 1887 г.;

4) 1889 г.

198. Из белорусских губерний в 19 веке по слепоте лидировала:

1) Минская;

2) Могилевская;

3) Гродненская;

4) Виленская.

199. Из белорусских губерний наименьшее количество слепых в 19 веке зарегистрировано в:

1) Минской;

2) Могилевской;

3) Гродненской;

4) Виленская.

200. На призрение слепых в Российской империи в 19 веке наибольшие пожертвования были от:

1) квазигосударственных обществ;

2) императорской семьи;

3) магнатов;

4) зарубежных благотворителей.

201. В структуру попечительства о слепых на Беларуси не входило:

1) училища для слепых;

2) приюты для малолетних слепых;

3) работные дома для слепых;

4) заведения для обучения взрослых.

202. На Беларуси попечительство о слепых впервые создало:

1) летучие отряды врачей-окулистов;

2) глазные лечебницы;

3) глазные пункты;

4) глазные аптеки.

203. Самая известная глазная лечебница на Беларуси в 19 веке:

1) лечебница Виленского отделения попечительства о слепых;

2) лечебница Витебского отделения попечительства о слепых;

3) лечебница Гомельского отделения попечительства о слепых;

4) лечебница Могилевского отделения попечительства о слепых.

204. На Беларуси в начале 20 века глазных лечебниц было:

1) 1;

2) 2;

3) 3;

4) 4.

205. На Беларуси профессиональная помощь глухим началась по сравнению с Российской империей:

1) раньше;

2) одновременно;

3) позже;

4) не оказывалась.

206. На Беларуси профессия учителя, занимающегося только с глухонемыми учениками оформилась в:

1) 17 в.;

2) 18 в.;

3) 19 в.;

4) 20 в.

207. Первая специальная школа для глухонемых появилась на Беларуси в:

1) 1813 г.;

2) 1823 г.;

3) 1833 г.;

4) 1843 г.

208. В начале 20 века на Беларуси школ для глухонемых детей действовало:

1) 1;

2) 2;

3) 3;

4) 4.

209. В Российской империи освидетельствованием душевнобольных занимались в 19 веке:

1) врачи;

2) полиция;

3) губернаторы;

4) социальные работники.

210. На Беларуси первый дом для умалишенных открылся в:

1) 1800 г.;

2) 1810 г.;

3) 1820 г.;

4) 1830 г.

211. На Беларуси первый дом для умалишенных открылся в:

1) Минске;

2) Могилеве;

3) Гомеле;

4) Витебске.

212. Положение душевнобольных на Беларуси стало улучшаться по причине:

1) новых методов лечения;

2) ликвидации приказов;

3) изменения отношения;

4) новых условий содержания.

213. Наиболее распространенным методом работы священников в психиатрических заведениях на Беларуси 19 века было:

1) индивидуальные беседы;

2) наставления на истинный путь;

3) лечение;

4) отпущение грехов.

214. Общество попечения о душевнобольных было создано в:

1) Москве;

2) Минске;

3) Петербурге;

4) Витебске.

215. С приходом советской власти было упразднено:

1) НКСО;

2) Министерство по государственному призрению;

3) Алексеевский комитет;

4) Министерство социальной защиты.

216. Вместо благотворительных обществ и заведений в 1917 году было создано:

1) Министерство по государственному призрению;

2) Совет Народных Комисаров;

3) Народный комиссариат социального обеспечения;

4) Министерство социальной защиты.

217. Развитие системы социального обеспечения и страхования, развитие врачебно-трудовой экспертизы характерно для периода:

1) 1919–1941 гг.;

2) 1941–1945 гг.;

3) 1945–1991 гг.;

4) 1991–2000 гг.

218. НКСО на Беларуси первоначально возглавлял:

1) Чернушевич;

2) Олдак;

3) Винокуров;

4) Чернышева.

219. Первый съезд работников социального обеспечения состоялся в:

1) 1920 г.;

2) 1921 г.;

3) 1922 г.;

4) 1923 г.


220. В 1920 гг. социальное страхование на Беларуси распространялось на:

1) утрату трудоспособности;

2) безработицу;

3) старость;

4) беременность.

221. В 1923 году на Беларуси образован:

1) Красный Крест;

2) Госстрах;

3) ВТЭК;

4) Министерство социального обеспечения.

222. Пенсионное обеспечение по старости в БССР было введено в:

1) 1927 г.;

2) 1928 г.;

3) 1929 г.;

4) 1930 г.

223. В годы НЭПа на Беларуси появляются:

1) спецшколы для аномальных детей;

2) новые социальные службы;

3) спеццеха для инвалидов;

4) дома-интернаты для престарелых.

224. С 1937 года в БССР пенсии начинают получать:

1) рабочие;

2) военные;

3) служащие;

4) колхозники.

225. В СССР впервые в мире было введено:

1) страхование по безработице за счет нанимателей;

2) страхование по инвалидности;

3) декретные отпуска;

4) ВТЭК.

226. Частные пенсионные фонды появились на Беларуси в:

1) 1910 гг.;

2) 1920 гг.;

3) 1930 гг.;

4) 1940 гг.

227. Впервые в СССР статучет нищих был налажен в:

1) 1925 г.;

2) 1926 г.;

3) 1927 г.;

4) 1928 г.

228. В СССР за уклонение от трудовой повинности было:

1) штраф;

2) административное взыскание;

3) уголовная ответственность;

4) порицание.

229. Отношение государства к проституции в СССР:

1) безразличное;

2) положительное;

3) отрицательное;

4) не высказывалось.

230. В СССР в период борьбы с алкоголизмом в городах:

1) открывались зоны трезвости;

2) усиливалась уголовная ответственность;

3) увеличилось количество спортивных мероприятий;

4) увеличивалось количество алкоголиков.

231. В период ВОВ в СССР социальная помощь носит характер:

1) государственный;

2) общественный;

3) государственно-общественный;

4) социального призрения.

232. Первый в БССР приемник-распределитель возникает в:

1) Минской;

2) Витебской;

3) Могилевской;

4) Гомельской области.

233. В конце ВОВ в детские приемники-распределители направлялись:

1) дети из оккупированных территорий;

2) дети-инвалиды;

3) дети с отклонением в развитии;

4) дети из неблагополучных семей.

234. В деятельности Министерства социального обеспечения в послевоенный период преобладающей становится проблема:

1) сиротства;

2) инвалидизма;

3) пенсий;

4) безработицы.

235. Впервые в БССР отделение дефектологии было открыто в:

1) Минском пединтитуте;

2) Витебском пединтитуте;

3) Брестском пединтитуте;

4) Гродненском пединтитуте.

236. Представители колхозов пенсии стали получать с:

1) 1964 г.;

2) 1965 г.;

3) 1966 г.;

4) 1967 г.

237. В РБ социальные работники отмечают свой профессиональный праздник:

1) 5 января;

2) 5 февраля;

3) 5 марта;

4) 5 апреля.

238. В РБ первый выпуск профессиональных социальных работников был в:

1) 2005 г.;

2) 2000 г.;

3) 1995 г.;

4) 1990 г.

239. Министерство социальной защиты появилось в:

1) 1990 г.;

2) 1993 г.;

3) 1995 г.;

4) 1997 г.

Часть Б

1. Наука о теоретических и практических проблемах образования и воспитания взрослых.

2. Дети, имеющие значительные врожденные или приобретенные отклонения от нормального физического или психического развития.

3. Лица или группа лиц, покинувшие страну постоянного проживания в результате военных действий, насилия, преследований или иных чрезвычайных обстоятельств.

4. В христианском понимании проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему.

5. Божий дом, приют; богоугодное заведение для присмотра нищих, больных и увечных.

6. Различные учреждения, преследующие благотворительные цели; синоним – «благотворительные заведения ».

7. Это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

8. Учреждения для приема и призрения подкидышей и бесприютных младенцев.

9. Учебно-воспитательное учреждение для умственно отсталых детей.

10. Понимается как исторически изменяющаяся система взглядов, принимающая самоценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.

11. Загородные лагеря для оздоровления детей в основном из бедных семей в XIX – начале XX в. на Беларуси.

12. Особые приюты, для неимущих, нищенствующих, проституток и т.д., в которые они направлялись принудительнона время или навсегда по распоряжению местного начальства.

13. Общее название учреждений для призрения беспризорников, сирот и детей бедных родителей.

14. Учреждения, организуемые различными благотворительными обществами, для обеспечения трудоспособных нуждающихся работой, жильем, частично или полностью – одеждой и пропитанием, трудового перевоспитания бездомных.

15. Специфическая форма сословной взаимопомощи, сельского социального патроната детей, распространенная на белорусских землях в XVI – нач. XVIII в.

16. Лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность вследствие физических или умственных недостатков, которое нуждается в социальной помощи и защите.

17. Детоубийство.

18. В дореволюционной России – благотворительные общества полуобщественного-полугосударственного характера (государственно-общественные), находящиеся под эгидой царской семьи, что давало им особые привилегии со стороны государства.

19. Средневековое общинное собрание на Беларуси, которое рассматривало внутренние вопросы крестьянской общины.

20. Создатель монастыря или церкви, вкладчик, попечитель, церковный староста.

21. Одна из важнейших христианских добродетелей, готовность помочь кому-нибудь или простить к кому-нибудь из сострадания, человеколюбия.

22. Собирание милостыни как средство к существованию.

23. Организованная система помощи в XIX в. со стороны государства или общественных институтов.

24. Правовая форма защиты личных и имущественных интересов граждан.

25. Форма покровительства нуждающимся.

26. Покровительница в благотворительном учреждении.

27. Покровительство, забота.

28. Официально назначаемое лицо для попечения о ком-нибудь.

29. Меры для попечения о ком-нибудь.

30. Дать приют и пропитание, проявить заботу.

31. Передача части избыточного продукта в древней общине в распоряжение вождей на различные общественные нужды.

32. Взаимопомощь, взаимный обмен услугами и дарами.

33. Совокупность изменений и преобразований, которые осуществляет формы и степени недостаточности интеллектуальной деятельности.

34. Безразборная раздача милостыни.

35. Совокупность изменений и преобразований, которые осуществляет личность или социальная общность (группа людей) для поддержания своей целостности и устойчивости при взаимодействии с другими социальными общностями или природой.

36. Система мероприятий и учреждений, обеспечивающих осуществление по гарантированию минимальных достаточных условий жизни, удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования.

37. Процесс педагогического влияния на социальное действие ребенка в различных сферах его микроструктуры. В более узком смысле слова – педагогика внешкольного воспитания.

38. Деятельность государственных, муниципальных и др. общественных организаций по социально-экономической поддержке, по осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

39. Учебная дисциплина для подготовки специалистов в области социальной работы, систематизированное изложение с учебными целями ее основ.

40. Помещение для приюта странников, прохожих, скитальцев, богомолов.

41. «Приискание» работы для безработных, содействие в овладении какой-либо профессией, устройство профессиональных школ.

42. Поведение лица, оказывающего помощь нуждающемуся путем интерпретации его поведения, совместного обсуждения альтернативных направлений деятельности и действий.

43. Человеколюбие, благожелательное отношение к человеку, индивидуальная благотворительность.

44. Пожертвования монастырям, церквам, костелам и др. учреждениям земельных угодий (в т.ч. с крестьянами), денег, драгоценностей и др.

45. Учреждение для призрения престарелых, бездомных, бедных и больных на Беларуси в XV – XVIII вв.

46. Система социальной помощи нуждающимся, которая впервые была испытана в городе Эльберфельд (Германия) в 1852 г.

47. В конце XIX – начале XX в. пенсионные фонды для государственных служащих, средства которых составлялись из обязательных отчислений от их жалования, наград и пособий, ежегодных ассигнований.

48. Психически неполноценные или симулирующие помешательство люди, которых многие верующие считали «ясновидцами» и «прорицателями».

49. В начале 20 века в Гомеле открыла сеть благотворительных учреждений, провела водопровод.

50. Социальные работники в Риме назывались.

51. Сеть благотворительных заведений в Европе в 19 веке, оказывающих специализированную помощь.

52. Название первой больницы, построенной павильонным типом.

53. Образцом фламандской карательной модели был работный дом в.

54. Образцом английской карательной модели был работный дом в.

55. Образцом американской карательной модели был работный дом в.

56. В Риме юноша самостоятельно мог вести дела с.

57. В Греции публичные дома назывались.

58. В Греции диктерионы возглавляли.

59. В Греции цвет волос у куртизанок.

60. Общественные учреждения в Греции, где юношей обучали военному делу.

 

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Андрагогика – наука о теоретических и практических проблемах образования и воспитания взрослых. Впервые термин был использован немецким историком просвещения К. Каппом в книге о педагогических взглядах Платона (1833). Большинство современных андрагогов склоняется к мнению, что – это самостоятельная наука, во многом отличная от педагогики. Основными задачами а. является раскрытие закономерностей, социальных и психологических факторов образования и воспитания взрослых; разработка методических систем учебно-воспитательной работы с индивидами и группами. В РБ а. как наука и учебная дисциплина стала внедряться в 60-70-е годы. Новый всплеск интереса к а. начался с середины 90-х годов, в связи с разработкой теории и практики профессиональной социальной работы со взрослыми.

Аномальные дети– дети, имеющие значительные врожденные или приобретенные отклонения от нормального физического или психического развития, что вызывает необходимость в социальной помощи, поддержке и защите, специальном обучении и воспитании.

Беженцы– лица или группа лиц, покинувшие страну постоянного проживания в результате военных действий, насилия, преследований или иных чрезвычайных обстоятельств. Законом РБ «О беженцах» от 17 марта 1995 г. в соответствии с Конституцией РБ и общепризнанными нормами международного права определяется правовой статус б., регулируется порядок его принятия и утраты, устанавливаются правовые, экономические и социальные гарантии защиты прав лиц, не являющихся гражданами Беларуси. Законом регулируются обязанности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления в отношении б. Вопросы приема, признания, размещения, обустройства и занятости б. Решает Государственная миграционная служба РБ.

Благотворительность– в христианском понимании проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему, стремление исполнить «некоторую потребность». В древние времена религиозно-нравственная б. ограничивалась подаянием милостыни нищему, любому, кто протянет руку («слепня»). Позднее – безвозмездная материальная и иная помощь частного лица, группы лиц, благотворительных организаций и учреждений нуждающимся, в первую очередь людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. В России и на Беларуси XVIII – начала XX в. термины «благотворительность» и «призрение» понимались как синонимы.

Богадельня– божий дом, приют; богоугодное заведение для присмотра нищих, больных и увечных. Появились на белорусских землях вместе с христианством первоначально при больницах, затем – фактически при каждой церкви или монастыре. Разновидностью богаделен на Беларуси были шпитали.

Богоугодные заведения– различные учреждения, преследующие благотворительные цели; синоним – «благотворительные заведения ».

Волонтеры – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать индивидуально, работать бесплатно в государственных или частных организациях социальной помощи и защиты либо являться членами добровольческих организаций. Работа волонтеров может быть как непосредственно исполнительская, так и организаторская (например, создание и руководство различными благотворительными организациями или учреждениями). Участие студентов в волонтерском движении – неотъемлемая часть подготовки профессиональных социальных работников.

Воспитательные дома– учреждения для приема и призрения подкидышей и бесприютных младенцев.

Вспомогательная школа– учебно-воспитательное учреждение для умственно отсталых детей. В них дети, страдающие олигофренией в степени дебильности и другими нарушениями, обучаются по специальной программе в объеме начального образования.

Гуманизм – в контексте данной книги понимается как исторически изменяющаяся система взглядов, принимающая самоценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Критерием оценки гуманных действий является благо человека.

Детские колонии– загородные лагеря для оздоровления детей в основном из бедных семей. В XIX – начале XX в. на Беларуси существовали сельские, школьные, каникулярные (дачные) д. к., создаваемые различными благотворительными обществами практически при всех более-менее крупных городах.

Дома работные– особые приюты, для неимущих, нищенствующих, проституток и т.д., в которые они направлялись принудительнона время или навсегда по распоряжению местного начальства. В России появились при Петре I. К началу XX в. теряют свое значение и преобразуются в дома трудолюбия или дома для престарелых и инвалидов. На Беларуси р. д. не существовало.

Дома сиропитательные– общее название учреждений для призрения беспризорников, сирот и детей бедных родителей.

Дома трудолюбия– учреждения, организуемые различными благотворительными обществами, для обеспечения трудоспособных нуждающихся (муж., жен. и беспризорников) работой, жильем, частично или полностью – одеждой и пропитанием, трудового перевоспитания бездомных. В России первый д. т. по образцу западноевропейских был основан в 1881 г. На Беларуси они появились в нач. 90-х годов XIX в. К 1907 г. д.т. действовали в Вильно (1893), Свентянах (1901),Витебске (1895), Двинске (1897), Гродно (1893) и Минске (1897). Большинство из них основано белорусскими отделениями Попечительства о домах трудолюбия и работных домах. Один из самых крупных в Российской империи д. т. принадлежал Гродненскому христианскому благотворительному обществу и курировался Министерством внутренних дел. В его мастерских занимались плетением корзин, расщипыванием перьев, вязанием чулок, вышиванием на канве, плетением ковриков из соломы и т.п. 296 мужчин и 2 тыс. 850 женщин.

Дядькование– специфическая форма сословной взаимопомощи, сельского социального патроната детей, распространенная на белорусских землях в XVI – нач. XVIII в. В соответствии с обычаем д. шляхта за определенную, чаще натуральную плату отдавала своих детей в возрасте 4–5 лет на 3–5 лет в крестьянские семьи на воспитание. В ходе д. решались прежде всего социально-педагогические задачи: воспитание у детей физических и духовных качеств (трудолюбия, силы, нетребовательности к еде, одежде; любви к родной земле, милосердия и т.д.), свойственных простому народу, а также умения выживать в трудных ситуациях, основываясь на принципах помощи и взаимопомощи. Д. сохранялось в некоторых местах Беларуси вплоть до середины XIX в.

Инвалид– лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность вследствие физических или умственных недостатков, которое нуждается в социальной помощи и защите. Понятие и. укоренилось на Беларуси с конца XVIII в. Первоначально и. называли старых солдат, неспособных к строевой службе из-за увечья и ран (иногда тоже, что «ветеран»). В XIX в. и. – лицо, которое по состоянию здоровья не могло себя обслужить. В БССР в зависимости от степени потери трудоспособности установлены 3 группы инвалидности, которые существуют и в настоящее время. И. обеспечивается государственной пенсией (пособием), необходимым лечением, помощью социального работника.

Инфатицид– детоубийство.

Квазигосударственные общества.В дореволюционной России – благотворительные общества полуобщественного-полугосударственного характера (государственно-общественные), находящиеся под эгидой царской семьи, что давало им особые привилегии со стороны государства: от частичного финансирования до предоставления льгот. Их деятельность регламентирована и узаконена специальным образом. На территории Беларуси имели свои отделения следующие к. о.: Ведомство учреждений императрицы Марии (Мариинское ведомство) (1797), Императорское человеколюбивое общество (1802), Российское Общество Красного Креста (с 1872 г.), Попечительство о домах трудолюбия и работных домах (1895), с 1906 г. – Попечительство о трудовой помощи), а с 1913 г. – Всероссийское попечительство об охране материнства и детства и Алексеевский комитет.

Копа– средневековое общинное собрание на Беларуси, которое рассматривало внутренние вопросы крестьянской общины (в т.ч. вопросы призрения и помощи нуждающимся, борьбы с проявлениями социальной патологии), выполняло роль народного суда. Судьями были все собравшиеся. Они имели право равного голоса в принятии решения. К., например, могла приговорить закоренелых пьяниц к покаянию, приковыванию к позорному столбу, прогонке с бутылкой на шее по селу или «хлысты» (наказание лозовыми прутьями). Решение к. не подлежало апелляции и выполнялось немедленно (в т.ч. и смертная казнь), сразу же по рассмотрению дела и одобрения его присутствующими на собрании сельчанами. Копные суды были в большом ходу у литовско-русских крестьян. Копа велась и в тех случаях, когда приходилось разыскивать преступника. Потерпевшие вызывали «на сок» всех окольных жителей, и никто не имел права отказываться от этого под страхом быть обвиненным копою. Копный суд был не чем иным, как продолжением того следственного суда, который совершался еще в эпоху Русской правды. К. действовала на территории Беларуси вплоть до XVIII в.

Ктитор– создатель монастыря или церкви, вкладчик, попечитель, церковный староста.

Меценат – богатый покровитель искусств в Древнем Риме. Меценатство – один из видов благотворительности всфере культуры. Оно имеет различные направления и вызывается неоднозначными причинами.

Милосердие– одна из важнейших христианских добродетелей, готовность помочь кому-нибудь или простить к кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Принцип поведения, основанный на сочувствии, сострадании, готовности делать добро как посредством «милостей телесных», так и «милостей духовных».

Нищенство– собирание милостыни как средство к существованию. Н. – поступок, заключающийся в обращении к благотворительности, при определенных условиях делающих такое обращение наказуемым.

Общественное призрение – организованная система помощи в XIX в. со стороны государства или общественных институтов. Система общественного призрения представлена как МВД, так и земскими (городскими) учреждениями, церковью и благотворительными обществами и учреждениями. В то же время разграничивали государственное и собственно общественное (представленное общественными организациями или учреждениями), частное призрение и их разновидности.

Опекунство– правовая форма защиты личных и имущественных интересов граждан. Юридически правомерным является существование двух форм о.: в виде опеки и попечительства. В настоящее время опека устанавливается над детьми до 15 лет, лишившимися родительского попечения, в целях обеспечения им надлежащих условий содержания, воспитания и образования; над лицами, которых суд признал недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия.

Патронаж– форма покровительства нуждающимся. В дореволюционной Беларуси существовал в отношении сирот, больных детей, учащихся, вышедших из мест заключения и т.д. в виде материальной помощи и различных услуг частными лицами, благотворительными организациями и учреждениями.

Патронесса – покровительница в благотворительном учреждении.

Попечение – покровительство, забота.

Попечитель1.Официально назначаемое лицо для попечения о ком-нибудь (попечение сирот, инвалидов, престарелых и т.д.) 2. В дореволюционной Беларуси и России – звание руководителя некоторых учреждений (попечитель учебного округа).

Попечительство1.Меры для попечения о ком-нибудь (учредить попечительство над сиротами). 2. Учреждение, общественная благотворительная организация для попечения о нуждающихся в помощи (Попечительство о слепых, Попечительство о глухонемых и т.д.).

Призреть – дать приют и пропитание, проявить заботу. На Беларуси существовало государственное, общественное, частное призрение и их разновидности. Понятие «призрение» появляется в XVII в.

Психолого-ориентированныемодели социальной работы – совокупность теоретических концепций социальной работы, в основе которых находится познание закономерностей психологического статуса, развития человека.

Редистрибуция– передача части избыточного продукта в древней общине в распоряжение вождей на различные общественные нужды.

Реципрокация– взаимопомощь, взаимный обмен услугами и дарами.

Слабоумие.В настоящем учебном пособии термин с. используется для обозначения тех состояний, при которых наблюдаются разные формы и степени недостаточности интеллектуальной деятельности. Этим термином в настоящее время пользуются психиатры, дефектологи, юристы, социологи и социальные работники. На некоторых этапах развития учения о с. он не заключал в себе такого широкого обобщающего значения, какое имеет сегодня. В некоторых государствах до сих пор термином с. пользуются для обозначения только одной из форм или степеней глубокой (легкой) интеллектуальной недостаточности.

Слепня– безразборная раздача милостыни. У восточных славян – одна из первых и основных форм проявления милосердия и благотворительности, предопределенная христианскими догматами. На деле с. была более нужна самому нищелюбцу, чем нищему, как средство для обеспечения своего будущего в загробной жизни. Нищий для благотворителя – лучший молитвенный ходатай. В старину говорили: «В рай входят святой милостыней, нищий богатым питается, а богатый нищего молитвою спасается».

Социолого-ориентированныемодели социальной работы. В их основе находится познание закономерностей социального развития, структурирования общества, взаимодействия его социальных институтов.

Социальная деятельность– совокупность изменений и преобразований, которые осуществляет личность или социальная общность (группа людей) для поддержания своей целостности и устойчивости при взаимодействии с другими социальными общностями или природой.

Социальная защита– система мероприятий и учреждений, обеспечивающих осуществление по гарантированию минимальных достаточных условий жизни, удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования. Идентифицируется с государственной системой гарантированной социальной помощи населению.

Социальная педагогика процесс педагогического влияния на социальное действие ребенка в различных сферах его микроструктуры. В более узком смысле слова – педагогика внешкольного воспитания.

Социальная помощь– деятельность государственных, муниципальных и др. общественных организаций по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, правовых услуг, по осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В досоветский период осуществлялось бесплатно или за незначительную плату в формах материальной помощи, социального патронажа, социального обслуживания в стационарных условиях (богадельни, приюты, инвалидные дома и т.д.), консультативной помощи и проч. Основные виды с.п.: материальная, финансовая, пенсионная, кредитная.

Социальная работа1.Специфический вид государственной и негосударственной деятельности по оказанию помощи тем, кто в ней нуждается (индивидам, социальным группам, этническим общностям) с целью увеличения или восстановления их функциональных возможностей и особенностей. Термин перенесен из научной традиции американской системы помощи в начале XX в. взамен понятий «призрение», «благотворительность», «попечение» и т. п. В широкой научной практике применяется с конца 80 – начала 90-х годов. 2. Учебная дисциплина для подготовки специалистов в области социальной работы, систематизированное изложение с учебными целями ее основ. 3. Научная теория.

Странноприимницы(странноприимный дом) – помещение для приюта странников, прохожих, скитальцев, богомолов.

Трудовая помощь– «приискание» работы для безработных, содействие в овладении какой-либо профессией, устройство профессиональных школ (например, ремесленных), училищ и курсов для желающих получить работу.

Фасилитарное поведение– поведение лица, оказывающего помощь нуждающемуся путем интерпретации его поведения, совместного обсуждения альтернативных направлений деятельности и действий, объяснения ситуаций, подбадривания и нацеливания на мобилизацию внутренних ресурсов.

Филантропия– человеколюбие, благожелательное отношение к человеку, индивидуальная благотворительность.

Фундация– пожертвования монастырям, церквам, костелам и др. учреждениям земельных угодий (в т.ч. с крестьянами), денег, драгоценностей и др.

Шпиталь– учреждение для призрения престарелых, бездомных, бедных и больных на Беларуси в XV – XVIII вв.

Эльберфельдская система– система социальной помощи нуждающимся, которая впервые была испытана в городе Эльберфельд (Германия) в 1852 г. Основана на принципах децентрализации и индивидуализации призрения (местное самофинансирование; участие в оказании помощи значительного числа социальных работников; качественный учет нуждающихся; надежное определение и оказание индивидуальной помощи; планомерность, своевременность мер и т.д.). В конце XIX – нач. XX в. Э. с. активно внедрялась в белорусских городах с использованием отечественного исторического опыта, накопленного в ВКЛ, и давала неплохие результаты.

Эмеритальные кассы – в конце XIX – начале XX в. пенсионные фонды для государственных служащих, средства которых составлялись из обязательных отчислений от их жалования, наград и пособий, ежегодных ассигнований. Учреждались различными ведомствами (военно-сухопутным, морским, инженеров путей сообщения и т.д.) и земствами. Пенсии выдавались по достижению определенного возраста как самому служащему, так и его родственникам в случае его смерти. Пенсионное обеспечение назначалось в случае увечья и тяжелой болезни. Пенсию могли наследовать дети до поступления ими на службу или до совершеннолетия. Для большинства служащих э. к. были важнейшим источником их социального обеспечения.

Юродивые– психически неполноценные или симулирующие помешательство люди, которых многие верующие считали «ясновидцами» и «прорицателями».

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузьмин К.В. История социальной работы. – М., 2002. – 480 с.

2. Винничук Л. Люди, обычаи и нравы Древней Греции и Рима. – М.,
1988. – 350 с.

3. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. – М., 2003. – 385 с.

4. История социальной педагогики / под ред. В.И. Беляева. – М., 2003. – 410 с.

5. История педагогики / под ред. А.И. Пискунова. – М., 1988. –250 с.

6. Григорьев А.Д. Социальная работа на Беларуси. – Мн., 2000. – 240 с.

7. Венгер Ю.И. История социальной работы. – Витебск, 2005. – 110 с.

8. История государства и права зарубежных стран: в 2 т. – М., 1998.

9. Крючок Г.Р. Очерки истории медицины на Беларуси. – Мн., 1976. –
264 с.

10. Шепельский М.С. Земства и школа на Беларуси // Начальная школа. – 1992. – № 4. – С. 32–36.

11. Слобожанин В.П. Земское самоуправление в Беларуси. – Мн., 1994. –
85 с.

12. Славутыя імены Бацькаўшчыны. – Мн., 2003. – 230 с.

13. Григорьев А.Д., Кожурова М.А. Социальная работа на Беларуси с несовершеннолетними преступниками. – Мн., 2000. – 72  с.

14. Григорьев Г.А. Крестьянские общества взаимопомощи БССР: 1921–
1930 гг. – Мн., 1993. – 110 с.


Часть 5

Тестовые задания


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 971; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!