Мемория – этап запоминания и подготовки речи



К воспроизведению

Мемория (от лат"memoria"-"память")- это раздел риторики, изучающий особенности запоминания ораторской речи.

В классической риторике Мемория выделялась как отдельный этап ораторской деятельности, на котором человек должен был запомнить уже подготовленную речь (Колотилова Н. А. [99]).

В подготовке к выступлению следует отметить еще один важный момент, связанный с памятью как особым психическим феноменом. Чтение по бумажке заранее подготовленного текста допускается в таких ситуативных видах речи, как политический доклад, дипломатическая речь, и некоторых других. В подавляющем большинстве случаев нам приходится выступать, лишь частично опираясь на текст, или вообще без письменной опоры. Поэтому человеку, чья деятельность связана с речевой коммуникацией, необходимо развивать память, вырабатывать свои, индивидуальные приемы запоминания информации, облегчения ее воспроизведения.

 

 


                           

 

Повторение - необходимый элемент для крепкого усвоения материала. Повторение необходимо как средство, обеспечивающее запоминание, но оно не должно применяться механически. Вот три практических совета от Хайнца Леммермана:

ü Чтение вслух способствует лучшему усвоению материала (т. к. соединяет зрение и слух). Для повторения возьмите по мере надобности лишь небольшую часть материала, но такую, которую вам нужно основательно запомнить.

ü Наряду с простым повторением важно повторение комбинированное. Совокупность деталей плохо запоминается, гораздо лучше закрепляются знания, которые объединяются новыми и новыми связями. Мы связываем различные предметные области между собой всюду, где они соприкасаются.

ü При повторении делайте перерывы (созидательные перерывы). Намного эффективнее заучивать материал в течение двух дней по часу в день, чем в течение двух часов в один день, потому что во время перерыва между занятиями подсознание продолжает закрепление материала в памяти (Буянов, Е.[21]).

Умение создать организованную композицию запоминаемого материала – гарантия успеха. В книге «Память хорошая, память плохая» Р. Ю. Ильюченок пишет [78, с 54]: «Очень существен для запоминания характер заучиваемого материала: его сходство и разнородность. Число необходимых повторений возрастает с увеличением сходства между элементами материала. Если среди большого числа однородных элементов поместить несколько разнородных, то они слабее забываются».

 Мнемонические приёмы, то есть приёмы, облегчающие запоминание, использовали ещё античные ораторы. На протяжении веков мнемоническая техника совершенствовалась. Сегодня широко известны такие способы:

· способ смысловых ассоциаций; метод мест, при котором мысленно размещаешь объекты запоминания в различных знакомых местах: расставляешь слова в подъездах домов знакомой улицы, а потом, как бы гуляя по улице, «собираешь» их в определённой последовательности и т. п.

 

 


Основные законы психической деятельности, имеющие непосредственное отношение к памяти, таковы.

Чувственно-эмоциональная сфера является базой «психокосмоса» человека. То, что окрашено эмоционально, запоминается гораздо лучше. Легче запомнить не слово, а образ, вызываемый этим словом.

· важнейшим принципом работы сознания является принцип новизны. Привлечение внимания к новому и ответное проявление интереса приводит к возникновению в мозге очага активности, обусловленного эмоциональным фоном. Если информация нова, интересна, значит, она подавляет другую информацию. Исходя из психофизиологических возможностей мозга, можно сказать, что для запоминания важны количество материала, длительность и многократность его предъявления, а также его организация и целостность картины.

Применительно к речи Р. Ю. Ильючонок [78] сообщает следующие факты, характеризующие нашу кратковременную память: «Взрослые с трудом запоминают смысл фразы, если она содержит больше 13 слов, а дети не более восьми. Если в разговорной речи фраза содержит 14 слов, то 30% людей забывают начало фразы, а если больше 18 слов, то ее понимают только 15% людей. Понимание фразы затруднено также, если она длится более 15 секунд. Очень важна скорость произнесения слова: оптимально два слова в секунду и, вероятно, три слова в секунду - это предел скорости для понимания». Это материал и к нашему следующему вопросу – произнесению речи.

Заучивание в публичных выступлениях крайне не рекомендуемая практика. Если Вы станете запоминать свою речь слово в слово, то даже отлично написанная речь, в конечном итоге может превратиться в ужасную. В таких случаях часто получается следующее: Оратор не произносит речь естественно – вместо того, чтобы поддерживать визуальный контакт со слушателями, говорить с акцентом на важные моменты, правильно двигаться и жестикулировать, он будет сосредоточен на вспоминании речи. Он просто будет сосредоточен на вспоминании того, что было написано. Это означает, что оратор будет терять внимание аудитории.

Наихудшим сценарием может быть забывание какой-либо из частей выступления. Оратор, пытающийся заучить наизусть речь, может также потерять нить рассуждений в середине выступления (Вострикова, Т. И. [34]).

Что же делать, если, не смотря на серьезную предварительную работу, Вы в процессе выступления все же потеряли нить повествования? В этом случае можно поступить следующим образом:

- сделайте краткие выводы по ранее сказанному;

- повторите сказанное Вами последнее предложение: «Хочу еще раз подчеркнуть, что…» – выигрывайте время, чтобы вспомнить;

-задайте вопросы слушателям: «нет ли у Вас вопросов по прежнему материалу?»;

- смените тему: «Теперь перейдем к следующему вопросу…»;

-имейте для такого случая наготове какую-либо веселую историю или шутку; это, конечно, должно быть связано с темой выступления: «Здесь мне приходит на ум один забавный эпизод…»;

- обратитесь к своим тезисам;

- объявите перерыв;

- если это произошло в конце выступления, то просто его завершите (Николаенко В. М. [141]).

 

 

Вопросы для самопроверки

1.Расскажите о структуре классическогориторического канона. 

2. Дайте общую характеристику инвенции как одному из первых этапов построения речи. Какую роль античные ораторы отводили нравам, страстям и аргументам в структуре инвенции? Как Аристотель определял понятие «топос»?

3. Почему этап диспозиция является необходимым в структуре риторического канона? Аргументируйте свой ответ.

4.Расскажите о содержательной стороне текстового разнообразия при создании его композиционной структуры. Как создаются тексты типа рассуждение, описание, повествование? В каких учебно-речевых ситуациях возможно использование текстов такого типа?

4. На каком этапе риторического канона происходит совершенствование и правка языкового и стилевого рисунка текста? Каковы основные функции данного этапа?

5.Дайте понятие «троп», «риторическая фигура». Каковы сущность и функции в речи риторических фигур? Приведите примеры, иллюстрирующие данные понятия.

6. Какие вы знаете приемы запоминания текстов? Какие из них в большей степени могут помочь вам в подготовке речи к воспроизведению?

7.Что необходимо предпринять, если вы забыли в момент выступления, что хотели сказать далее, и возникла неловкая пауза?

 

Практикум

1. Каково содержание риторического канона? Обозначьте суть каждого из этапов. Дайте определение этапу инвенции, диспозиции, элокуции через образное сравнение, создав при этом небольшой текст.

Например: «Этап диспозиции легко сравним с шахматной партией: чем точнее гроссмейстер расположит фигуры, тем вероятнее выигрыш. Чем правильнее разместит учитель подобранный материал, тем больший отклик получит его информация у школьников».

2. Какую роль играют на этапе инвенции «общие места»? На примере любого текста выявите топосы, которые использовались при его создании с целью наиболее эффективного раскрытия темы.

3. Сравните содержание этапа диспозиции и содержание понятия «композиция» текста.

4. Укажите различия между тропами и фигурами, используя вышеприведенный текст.

5. Составьте свод правил на тему: Архитектоника выступления (Станкин М. И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения [Текст] / М. И. Станкин – М.: Московский психолого-социальный инст-т; Флинта, 1998. – С. 24 –50.

6. Чтобы практически проверить содержание «этапов говорения», создайте высказывание (жанр – поздравление), сознательно «расчленив» этапы речевого действия.

a) определите ситуацию: день учителя? окончание школы? Цель высказывания? Ваше отношение к адресату? Обозначьте лексически «внутреннее программирование»: о чем я буду говорить? чем привлечь внимание слушателей? (Ассоциативно в памяти возникают слова, «минисюжеты», образы... – выбор сделан!)

b) представьте в общих чертах языковое структурирование высказывания: выбор слов, актуальное членение текста (тема – рема, форма связи и пр.).

c) произнесите ваше поздравление (переход к внешней речи непосредственен). Трудность: подготовка следующей фразы накладывается на предыдущую. Внутреннее программирование во многом облегчает спонтанность высказывания.

8.Выберите 2-3 афоризма из области риторики и подготовьтесь обосновать свой выбор: а) предельно кратко; б) развернуто, с тезисами; в) письменно, в виде связного текста (небольшого сочинения).

9.Определите, какие изобразительно-выразительные средства использованы во фрагментах риторических произведений. Установите, какую функцию выполняют эти изобразительно- выразительные средства в данном риторическом произведении.

 

 Иосиф Бродский. Похвала скуке. Речь перед выпускниками Дармутского колледжа в июне 1989 года. …

 

То, что предстоит вам, – замечательное, но утомительное странствие; вы сегодня садитесь, так сказать, на поезд, идущий без расписания. Никто не может сказать, что вас ожидает, менее всего те, кто остается позади. Однако, единственное, в чем они могут вас заверить, что это путешествие в один конец. Поэтому попытайтесь извлечь некоторое утешение из мысли, что как бы ни была неприятна та или иная станция, стоянка там не вечна. Поэтому вы никогда не застревайте – даже когда вам кажется, что вы застряли; это место сегодня становится вашим прошлым. Отныне оно будет для вас уменьшаться, ибо этот поезд в постоянном движении. Оно будет для вас уменьшаться, даже когда вам покажется, что вы застряли... Поэтому посмотрите на него в последний раз, пока оно еще имеет свои нормальные размеры, пока это еще не фотография. Посмотрите на него со всей нежностью, на которую вы способны, ибо вы смотрите на свое прошлое.

 

Литература

Основная

1. Иванчикова, Т. А. Речевая компетентность в педагогической деятельности  : учеб. пособие [Текст] / Т. В. Иванчикова. — М. : Флинта: Наука, 2010. —  223 с.

2. Михальская, А. К. Педагогическая риторика: учеб. пособие [Текст] / А. К. Михальская. — 2-е изд. — Ростов н /Д: Феникс, 2015. —  380 с. — (Высшее образование).

3. Михальская, А. К. Педагогическая риторика: учеб. пособие для вузов [Текст] / А. К. Михальская. — Ростов на Дону: Феникс, 2013. — 380 с. — (Высшее образование).

4. Педагогическая риторика в вопросах и ответах [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. А. Ипполитова [и др.]. — Москва: Прометей (Московский Государственный Педагогический Университет), 2011. — ­ 254 с. on-line.

дополнительная

1. Василина, В. Н. Иллокуция как коммуникативная характеристика высказывания [Текст] / В. Н. Василина // Вестник МГЛУ. Серия 1. Филология. – 2005. – № 2 (18). – С. 44–53.

2. Вострикова, Т. И. Риторический канон и педагогическая риторика: этап меморио в профессионально-педагогическом диалоге на лингвистическую тему [Текст] / Т. И. Вострикова // Вестник университета (Государственный университет управления). – М. –2011. – № 4. – С. 21–24.

3. Кашкарева, Е. А. Текстовая деятельность педагога и классический риторический канон: пропорциональное соотношение этапов [Текст] / Е. А. Кашкарева // Сибирский педагогический журнал. –2010. – № 3. – С.160 –167.

4. Клюев, Е. В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция) : учеб. пос. для вузов [Текст] / Е. В. Клюев. – М.: Приор, 2001. – 272 с.

5. Липатова, В. Ю. Риторический канон: Диспозиция [Текст] / В. Ю. Липатова ; под ред. Н.А. Ипполитовой // Общая риторика : учеб. пос. – М. : Экзамен, 2012. – 397 с.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 4963; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!