ОРАТОРИЯ – КОММУНИКАТИВНЫЙ ЭТАП РИТОРИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



1.Акцио – оратория в действии.

2. Подготовка к выступлению – «шлифовка речи» и психологический настрой.

3. Виды ораторской речи по целевой установке говорящего.

4. Выступление.

Риторическая гимнастика

1) Поработайте над артикуляцией. Выполните следующие упражнения:

· языком почистить десна в обе стороны. Делать «уколы» в щеки, вытягивать его как можно дальше, изменять форму. Издавать звуки, похожие на скачку лошади;

· губами вращать в разные стороны, вытягивать их. Захватывать воздух вытянутыми губами, напрягать и расслаблять. Появится легкость и четкость при разговоре;

· надувать щеки, катать воздух во рту от одной щеки ко второй. Разминать их следует обязательно, иначе голос будет дряблым;

· про себя, не открывая рта, произносить различные слова, звуки. Тренируется глотка, в результате чего звучание становится громким и глубоким;

 

2) Передача смысла

Прочтите отрывок, предложенный ниже, и затем перескажите его по возможности дословно (старайтесь запомнить детали!) или собственными словами (самостоятельно формируй­те речь).

Ирисы известны человечеству не одну тысячу лет — древнейшее из их изображений было обнаружено на острове Крит среди росписи одного из величайших архитектурных и исторических памятников мира — Кносского дворца, выстроенного в конце третьего тысячелетия до нашей эры. А жители Древнего Египта разводили ирисы уже в ХVI-ХV веках до нашей эры. И берега Нила пестрели нежным фиолетово-белым покрывалом из этих цветов. Бархатистые лепестки ириса, напоминающие язычки диковинных существ, стали причиной того, что египтяне считали это душистое чудо символом красноречия, способности изящно и полно осветить любую тему разговора в самых изысканных выражениях.

 

Публичное выступление

Вспомните и расскажите:

· о своем первом дне в первом классе, о своих впечатлениях;

· о своем первом дне в институте;

· о выпускном вечере в школе;

· о своем первом экзамене;

Продумайте все детали своего выступления, используя полученные знания на занятиях по педагогической риторике.

Акцио – оратория в действии

Акция (лат. actio – действие, разрешение) – раздел классической риторики, назначение которого в подготовке оратора к выступлению.

Акцио – заключительный этап риторического канона, связанный с произнесением речи перед аудиторией, с выступлением оратора. Именно в процессе реализации этого этапа задача как сказать? получает свое комплексное решение.

 

 


Это самый важный и ответственный этап риторической деятельности оратора, потому что на нем во время произнесения речи за короткое время должен реализоваться вся длительная предварительная подготовительная работа и привести к ожидаемой цели Здесь большое значение имеет самоконтроль оратора и его умение "на ходу" корректировать свои действия, не дожидаясь окончательного провала речи, мобилизовать свои силы, активизировать внимание слушателей, достойно завершить свою речь (Мацько Л. И. [119]).

Акцио – это не просто озвучивание текста, это предъявление его оратором конкретной аудитории, что нередко влечет за собой трансформацию исходного текста, демонстрирующую импровизационные навыки говорящего.

Понятия «спонтанность» и «неподготовленность» речи не синонимичны. Различается степень подготовленности речи: она определяется и ситуацией общения, и личностными особенностями говорящего (уровнем его речевых умений).

Схематически это можно обозначить так:

Естественно, что говорящему (учителю) следует знать свои возможности и в ситуациях официального общения не рассчитывать на импровизацию: в более сложных случаях возможно предварительное составление плана, запись тезисов и даже текста сообщения (но не чтение его в момент общения).

Спонтанность устной речи способствует проявлению таких недостатков звучащего текста как излишний лаконизм (преувеличены возможности слушателя – допускаются пропуски в доказательствах) и избыточность (говорящий не успевает отрабатывать вербальную форму мысли – возникают повторы, уточнения, в которых нет необходимости). Это результат несинхронности мышления и вербального «формулирования мысли». Спонтанность устной речи требует от говорящего достаточной жесткости самоконтроля.


Выступление с речью - "это жизнь текста, само речевое действие", которое основано на взаимодействии вербальных и невербальных параметров: созданный текст речи должен быть оживлен действием "языка" тела, т. е. голосовыми, кинетическими (жесты, мимика, позы), проксемическими и др. характеристиками. Только синтез вербального и паравербального позволяет превратить речь в систему "рефлексов социального контакта" и выступить в качестве "средства получения признания" (Ж. Лакан). [3]


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 676; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!