Подготовка к выступлению – «шлифовка



Речи» и психологический настрой

 

Обратимся теперь  вновь к последовательности действий при создании текста. Современный риторический текст создаётся в несколько этапов:

1) Подготовительный (докоммуникативный). На этом этапе происходит анализ и оценка аудитории, перед которой предстоит выступать, поиск идеи, определение цели и задач речи, отбор материала и его осмысление, разработка концепции речи, отбор аргументов.

Этап первичного текста, на котором создаётся «черновой» вариант текста, который лучше всего положить на некоторое время в стол, так как вполне возможны незаметные на первый взгляд недостатки;

Пауза – этот этап не должен быть долгим, не более нескольких дней.

Этап «самоэкспертизы» – заключительный этап, где уточняются, отбрасываются, добавляются аргументы, углубляется содержание, корректируются языковые средства и стиль повествования и т. п. В конце работы обдумывается «изюминка», делающая начало речи наиболее эффектным.

 

Трудности создания первичного текста могут быть связаны:

· с дефицитом (или избытком) информации для реализации конкретного замысла;

· с поиском наиболее динамичного начала и убедительной концовки, с логическим размещением материала;

· с оценкой силы аргументов, их отбором, с размещением их в определенной последовательности;

· со словесным выражением («муки фразы»), с поисками языковых средств для стилистически адекватного выражения мыслей.

Этими трудностями объясняются недостатки, которые следует устранить на втором этапе: информационная избыточность текста, слабость вступительной и заключительной частей, слабость аргументов или неверное их размещение и т. п.

Работу над любым текстом следует начинать с оценки той аудитории, перед которой предстоит выступать, она во многом определяет и тему, и способ развертывания текста, и подбор материала, и его «украшение».

Написанный первичный вариант следует подвергнуть «самоэкспертизе». Следует указать следующие общепринятые критерии оценки текста:

1. Соответствие обстановке и цели общения, составу аудитории;

2. Информационная ценность;

3. Соответствие содержания действительности, которую отображает текст;

4. Оптимальность содержательней полноты и речевой сжатости применительно к условиям коммуникации;

5. Обоснованность эмоционально-оценочных акцентов;

6. Оправданность композиционной структуры с точки зрения жанра, адресата, условий общения;

7. Стилистико-языковая выдержанность;

8. Качество внешнего оформления.

Этап подготовки к выступлению как раз и связан с пересмотром текста и созданием или тезисов речи, или развернутого плана с определенными выписками, или «рассыпного конспекта», или иных индивидуальных способов сжатия текста: опорного конспекта (этот вид конспекта разработан педагогом В. Ф. Шaталовым [206]), схемы выступления, карточек с цитатами, отдельными мыслями и т. п.

Выход перед аудиторией для произнесения речи – это коммуникативный этап реализации акцио. Но чтобы этот этап прошел благополучно, необходимо учесть заранее некоторые детали.

Ораторы древности тщательно отрабатывали свои выступления вплоть до отдельного жеста, интонации, ритма речи. Вместе с тем наилучшее впечатление производит речь, сохраняющая элементы импровизации. Безусловно, репетиция речи и её произнесение перед «живой» аудиторией никогда не бывают идентичными, хотя оратор, когда пишет и репетирует речь, пытается учесть специфику аудитории и реальные условия.

 

 

При подготовке к выступлению  необходимо провести репетицию. Репетиция нужна по целому ряду причин, прежде всего для того, чтобы обеспечить себе психологический комфорт. Известно, что всегда трудно делать что-нибудь впервые, так как возможны ошибки, неточности, срывы. Отрепетированный текст позволяет сконцентрироваться на содержании, уменьшить помехи со стороны внешних воздействий, улучшить контроль над эмоциями. Хронометраж, проводимый в момент репетиции, поможет рассчитывать время выступления. Чем свободней и раскованней будет чувствовать себя оратор в аудитории, тем легче ему будет донести свою мысль до слушателей, выполнить коммуникативную задачу.

Наконец до встречи с аудиторией остались считанные минуты.

Первое впечатление об ораторе — зрительное. Психологи установили, что 80% информации о мире мы получаем через зрение, поэтому и наши слушатели оценивают нас, прежде всего зрительно — каков наш внешний облик, поза, выражение лица, одежда, манеры. Первое впечатление обманчиво, тем не менее, оно очень сильно. Если мы вызываем в слушателях антипатию, то разрушить ее бывает очень сложно, и выступление окажется неэффективным: оратор не сможет устано­вить столь необходимый для успеха речи контакт с аудиторией и не достигнет свой цели (Данцев Д. Д., Нефедова Н. В. [51]).

Чаще всего дурную службу оратору сослужит нервозность и волнение, так тщательно подготовленная речь рискует провалиться, если оратор психологически не готов. Большое значение имеет самоконтроль и умение импровизировать, ориентироваться на аудиторию и соответственно что-то изменять.

 На данном этапе большую роль играет умение оратора регулировать свое эмоциональное состояние: преодолевать волнение, направлять его в созидательное русло. Овладеть приемами управления собственным поведением в условиях эмоциональной нестабильности поможет аутогенная тренировка, представляющая собой разные комплексы методов психосаморегуляции. Умение сконцентрироваться на предстоящем выступлении, создать нужный эмоциональный настрой, преодолеть страх перед возможной неудачей зависит от ряда качеств оратора, в первую очередь от волевых усилий. Волевые качества оратора многое определяют в его профессиональном становлении. Например, воля тесно связана с  таким психическим процессом как внимание. Внимание – это направленность на определенный объект и сосредоточенность сознания человека на нём в процессе деятельности. И в непринужденном диалоге, и в споре, и в монологе важно уметь управлять своим вниманием и вниманием слушателей.

Аудитория обычно не ждет любого оратора с распростертыми объятиями. Ее, как правило, необходимо «расшевелить», «достучаться» до нее. Аудитория склонна сопротивляться воздействию, которое пытается оказать на нее оратор, в силу стремления каждой личности противостоять внушению.

 

 

 


Хорошая публичная речь — это искусство. Почему так трудно бывает хорошо выступить? Причин обычно несколько: оратор волнуется, он забывает, о чем собирался говорить, боится вопросов, опасается, что не уложится в отведенное время, боится, что его не поймут, не поверят ему, не уверен в себе и т. д.

Специалист в области ораторского искусства Ф. Снелл [183] указывал на следующие трудности оратора:

· нельзя прервать выступление, когда хочется;

· нельзя рассчитывать на собеседников, успех зависит только от вас;

· трудно понять отношение аудитории к себе;

· слушатели сопоставляют вас с образцовыми ораторами; с теми, кого видят по телевизору;

· нельзя вести себя свободно, так, как хочется;

· по вашему выступлению о вас составят мнение, которое потом будет трудно изменить [120].

 Контакт с аудиторией легче бывает установить, если вы учтете следующие рекомендации:

1) заранее ознакомьтесь с аудиторией, в которой вам предстоит выступать, — акустика, место, где вы будете стоять, расстояние от слушателей;

2) выбрав место, стойте так, чтобы не было затруднено дыхание, в то же время будьте устойчивы — рекомендуется стоять больше «вольно», чем «смирно», не следует переми­наться с ноги на ногу;

3) будьте умерены в жестикуляции и мимике — только самые необходимые движения; в процессе выступления не «мучайте» свой галстук или пуговицу пиджака, оставьте в покое уши и кончик носа, не стоит каждые пять минут по­правлять прическу, иначе говоря, избегайте делать механические жесты: они выдадут ваше волнение, которое недоброжелательный слушатель воспримет как незнание вами пред­мета речи;

4) не читайте речь по написанному тексту — если вы не знаете ее суть, не стоит и выходить к слушателям. Вполне допустимо (если объем выступления большой) иметь перед собой его тезисный план, карточки с цифровым материалом, цитаты;

5) в процессе произнесения текста речи смотрите на своих собеседников, а не в окно, на потолок или себе под ноги, тог­да вы вовремя заметите малейшие признаки усталости, невнимания или разочарованности вашей речью и сумеете улыбкой, шуткой, интересным замечанием вновь возбудить интерес ваших слушателей. Помогает восстановить утерянный контакт и обращение к слушателям с вопросом, предложением выполнить какое-либо действие, позволяющее убедиться немедленно в правоте ваших утверждений (Данцев Д. Д., Нефедова Н. В. [51]).

 

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1096; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!