Быть ответственным намного легче
Какими бы странными ни показались эти слова, но ответственным оставаться намного легче, чем быть разболтанным и безалаберным. Ответственность активизирует свободу личного выбора, раскрывает всю полноту творческого потенциала человека, указывает на то, что уже не перебросить на плечи другого и не переложить на рабочий стол сотрудника. Великое понимание ответственности дарует человеку осознание креста, который всякий несет по жизни сам и без которого жизнь умирает и растворяется в небытии.
Ответственность — это Божественное поручение и поставленная Богом задача. Это фактически Его приглашение к деятельному со-трудничеству.
Задумайтесь только, как величественно и прекрасно, торжественно и вдохновенно звучит призыв о несении ответственности за все творимое нами на жизненном пути!
Дерзновение —
движущая сила ответственности
Большинству людей кажется, что окружающий мир независим от них самих, что все в нем происходит как бы самостоятельно и человек ни на что не может повлиять, ничего не способен изменить. Такова логика безответственности.
«Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе»,[8]— говорит Апостол Павел. Дерзновение и мужество в изменении себя, изменении мира на христианских началах (если мы являемся не только теоретическими, но и сущностными носителями этого христианского начала) является одной из задач христианина, как человека ответственного. Это не значит, что нужно строить какие-то грандиозные проекты или устраивать государственный переворот. Эмоциональные дискуссии (с митингами «в поддержку»!) на темы переустройства России на православно-монархических началах (борьбы с экуменизмом и обновленчеством, «против растления», в поддержку и защиту тех или иных прописных истин) для многих из современных православных людей стали удобным полем деятельности, на которое можно периодически убегать от реальности ужаса утраты своих отношений с Богом, от осознания своей ответственности за эту утрату.
|
|
Ответственность — мостик к обретению полноты жизни в Боге, бытию в этой полноте и с этой полнотой в окружающем нас мире. Задача пастыря — помочь своим пасомым освободиться от своей неискренности в отношениях с Богом и помочь им в принятии и осознании ответственности.
Предательство —
антоним ответственности
В творениях святых отцов проблема ответственности не разработана глубоко и детально. В отдельную добродетель ответственность в святоотеческих писаниях не выделена. Но осознанием ответственности пронизаны многие святоотеческие и Богослужебные тексты.
Известная фраза святителя Игнатия Брянчанинова «Произволяющий способен» тоже относится к принятию ответственности. Более естественно для современного литературного языка эта фраза звучит так: «Кто хочет, тот может». По-другому: «Или ты веришь в то, что, с Божьей помощью, сможешь, или ты не можешь ничего».
|
|
Любой человек может стать подвижником, стать святым, достигнуть меры великих святых, если только захочет этого всем своим существом. Все мы знаем ответ преподобного Серафима Саровского на вопрос: «Почему сейчас нет святых людей, нет подвижников?» —«Потому что нет сейчас решимости». В этом контексте понятия решимость и ответственность чрезвычайно близки.
Безответственностью можно считать то, что у святых отцов называется отказом от несения своего жизненного креста. Для всех людей еще сто лет назад было совершенно очевидно, что само принятие креста Христова и следование по жизни за Христом — ответственный шаг, который делается раз и навсегда. Сбрасывание с себя креста, уход от своего креста есть предательство. Предательство, по всей видимости, это антоним ответственности.
Итак, предательство есть безответственность, тогда как терпеливое крестоношение на святоотеческом языке означает ответственность.
|
|
Церковные чинопоследования: чин монашеского пострига, чин крещения, чин венчания делают особый акцент на принятие личной ответственности. «Отрицаешься ли сатаны? — Отрицаюсь. Сочетаваешися ли Христу? — Сочетаюсь» — в чине крещения. «Имеешь ли твердое произволение взять себе в жену сию рабу Божию, которую здесь пред собой видишь? — Имею, честный отче» — это в венчании. «Пребудешь ли в монастыре сем на послушании даже до смерти? — Ей, Богу содействующу, честный отче» — это в монашестве.
Что же происходит сегодня?
Покрестившиеся (даже в сознательном возрасте) и давшие Богу обет верности, «без необходимости» (т.е. еще кого-нибудь покрестить, повенчать, отпеть) даже не показываются в храме Божием.
В жизни, которая начинается сразу после Таинства венчания, люди нередко изменяют друг другу или по незначительной причине («Я наконец-то нашла человека, который меня по-настоящему понимает, в отличие от этого...»), а то и вовсе без причин. Супружеская верность и полнота супружеской жизни сегодня является достоянием очень немногих семей.
Если человеку, давшему монашеские обеты «разонравилось», и он принимает решение уйти из монастыря, то забирает себя самого, уже пожертвованного Богу, тем самым совершая предательство. Это безответственно по отношению к тем словам монашеских обетов, которые были произнесены им в день пострига перед святым алтарем. Но кто об этом вспоминает, когда вдруг «понял», что «это не то, что я искал»?..
|
|
В Таинстве священства вступающему на стезю пастырства вручается Залог, который тот должен сохранить до последнего своего издыхания. Это тоже символ ответственности, которую священнику необходимо пронести через всю свою сознательную жизнь.
Ни в браке, ни в крещении, ни в монашестве, ни в принятии священного сана хода назад, «канонического» оправдания сбрасывания ответственности, взятой пред Богом, не предусмотрено. Человека невозможно развенчать, раскрестить, или освободить от монашеских обетов.
Об ответственности
в семейной жизни
Мы слишком все не отвечаем
За тех, кого мы приручаем...
Остановимся подробнее на вопросе ответственности в супружестве.
Вступая в брак, человек берет на себя ответственность перед Богом, супругом (супругой), близкими и родными, перед детьми, которые должны родиться. Это ответственность за здоровье, цельность, благополучие и в конечном итоге спасение второй половины. Безответственное вступление в брак — беда нашего времени. Не проходит и полгода — надоедает супруг (или супруга), надоедает семейная жизнь. Ведь для сохранения чувств необходимо прилагать силы, постоянно подкладывать сухие веточки в огонь домашнего очага, необходимо постоянство.
Муж ответственен перед женой, жена — перед мужем. Если они с любовью и прямо высказывают свои недоумения, несогласия друг с другом — это ответственно. Накопленные и невысказанные в доброжелательной форме недовольства ведут, в конечном итоге, к развалу семьи. Смягчать гнев, недовольства, переживания супруга, уступка его требованиям — кропотливый и ответственный труд по сохранению любви в браке. Любя человека, предложи ему противостать тому злу, которое покушается на вашу любовь. Только так ты действительно сможешь доказать, что любишь своего супруга, и тем самым укрепишь семейный кораблик, одолеваемый бурями. Не исключено, что такое ответственное поведение является самым трудным для безответственного человека.
То же самое относится и к ответственности за наших детей. Если наркоманов, блудниц, преступников попросить рассказать об их детских и отроческих годах, то окажется, что это, в подавляющем большинстве своем, люди, которым в детстве не хватало материнской или отцовской любви. В их семьях не было доверительных и теплых отношений, или же их родители подали негативный пример поведения, совершенно не помня о том, что дети, особенно в раннем возрасте, фиксируют каждый жест, каждое слово...
Члены семьи могут сохранить семейный баланс, если в одинаковой степени задействуют три уровня ответственности:
1. Ответственность родителя за развитие и благосостояние ребенка, развитие его самостоятельности, а ребенка, когда он вырастет — за благосостояние больных или престарелых родителей.
2. Супружеская ответственность за продолжительность и развитие супружеских отношений, включая сюда заботу о нуждах и интересах супруги (или супруга).
3. Ответственность за собственные нужды и развитие себя как отдельной личности.
Чрезмерная ответственность в любой из этих областей и вследствие этого — пренебрежение другими, приводит к снижению гибкости и увеличивает возможность возникновения внутрисемейных проблем.
Многие женщины, недавно обратившиеся к Церкви и имеющие неверующих мужей, жалуются своим духовникам на свои семейные проблемы. Осознай и прими они ответственность за свою семейную ситуацию на себя, сразу бы обнаружили пугающий сознание факт собственной конфликтности, ставшей причиной сложившейся ситуации.
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 592; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!