Тема 7. Духовная жизнь индустриального общества: от «одномерного» человека-потребителя к «постчеловеку»
Различие и специфика религиозной и светской духовности, изменение их соотношения в процессе общественного развития стран Запада и Востока. Дифференциация сфер духовной жизни: науки, философии, права, морали, искусства и религии. Общественное сознание и общественное мнение.
Социальная обусловленность кризисных явлений в духовной жизни индустриального общества. Основные детерминанты духовной жизни в индустриальном обществе. Эволюция понятий «духовное» и «материальное» в индустриальном обществе.
Функциональная значимость и специфика каналов массовой коммуникации. Роль массовой коммуникации и массовой культуры в современной духовной жизни. «Омассовление» духовной жизни. Современные явления духовной жизни.
XX век - время торжества идеологии технократизма и техноцентризма. Технократизм как логическое продолжение социологизаторства и отрицание органической связи человека с живым Космосом. Модернизм - философия и искусство техногенной цивилизации. Основные направления и черты модернизма в свете духовности. Дегуманизация, деинтеллектуализация и деэстизация духовной жизни. Постмодерн и ниспровержение разума. Отказ от законодательной роли разума. Сомнения в универсальности понятия «истина» и возможности построения единой «картины мира». Постмодерн как тотальная «деконструкция» и хаотизация бытия и мышления. Отрицание мира как органичной целостности.
|
|
Мозаичность, клиповость постмодернистского «дискурса». Смешение «пространств» и «времен», трансформация текста в шизофреническое блуждание остаточного рассудка. Тотальная ирония и цитатность постмодерна. Тяготение к синкретичным формам духовной практики. Движение от декларативного признания «здесь» и «сейчас» действующего эмпирического субъекта в качестве единственной достоверной реальности к фактическому отрицанию субъектности человека. Постмодерн как тотальное свертывание человеческой духовности.
Процессы глобализации в духовной жизни современного общества. Глобализация виртуальной реальности: природа новой реальности, ее возможности для развития личности человека.
Виртуальные миры, формируемые посредством искусства и литературы, и их воздействие на общественное и массовое сознание. Соотношение глобальных и локальных духовных процессов. Возможные негативные последствия воздействия дальнейшей виртуализации на процессы социализации личности.
Тема 8. Основные черты русской духовности. Русская духовность как натурфилософское обоснование соборности. Русская духовность как богопознание
Характеристика русской духовности в работах отечественных и зарубежных мыслителей (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Бердяев, Н. Лосский, Б. Вышеславцев, Е. Трубецкой, П. Сорокин, Д. Лихачев, Е. Троицкий и др.). О. Шпенглер о пространстве как основном прасимволе культуры и роль пространства в детерминации русской духовности. Дуализм русской души. Н. Бердяев о«качании от святости к свинству» как характерной черте русской души. Пограничное бытие (между двумя безднами - внутренней и внешней) как причина дуализма русской души. Русское православие как система духовных установок и ценностей. Официально-духовное и народное («обыденное») православие. Христианская антропология .и русская духовность. Русская духовность и соборное миропонимание. Соборность как принцип устроения всеобщей гармонии и восстановление органической целостности мира. Космизм, соборность, открытость философским вопросам, приоритет смысложизненных ориентаций как черты русской духовности.
|
|
Концепция духовности в творчестве Ф.И.Достоевского: духовность как субъектность целостной личности (личности как триады: тело-душа-дух). Триадность человека как необходимое условие его гармонической включенности в мировое целое: тело как средство связи человека с природой, душа - средство единения человека с человеком, дух - средство соединения с Богом и своим «я». Творчество Ф.М. Достоевского как отражение ключевых духовных установок и ценностей русской духовности. Легенда и «Великом инквизиторе» («Братья Карамазовы») и идеал преображенного мира.
|
|
Отношения личности и общества в зеркале русской духовности. Социальная типология личности как составная часть художественной социологии. Внемирской тип личности. Социально-философский смысл образа православного аскета в русской культуре. Созидательный и разрушительный типы личности. Феномен соборной личности. Странничество как социальное и духовное явление. Любовь к ближнему как основная духовная и социальная связующая сила. Духовный смысл образа «маленького человека». Идея религиозных оснований социального. Принцип иерархичности в русской художественной социологии. Отрицание крайних форм социального неравенства. Идея ненасильственного движения к социальной гармонии и обретению целостности в социальном пространстве. Преемственность поколений в контексте русской духовности: обретение целостности в социальном времени. Русская культура как общая художественная социология. Характеристика общества как целостного организма. Типология общества. Образы органического и химерического общества. Русская культура о социальном отчуждении как альтернативе соборности. Уровни и виды социального отчуждения. Личный, социально-групповой и общесоциальный уровни отчуждения. Виды социального отчуждения: отсутствие социальных условий реализации личностью своих способностей («Левша») и претензия личности на несвойственные ему роли (Хлестаков). Основные причины социального отчуждения и пути его преодоления.
|
|
Общие черты отечественной художественной гносеологии. Познание как «стяжение» истины. Неприятие абстрактного рассудочного знания: Созвучие художественного и религиозного познания. Обращение к Богу как «духовный» вектор человека любящего и пребывающего в трудах. Барское безделье как онтологическая основа атеизма. Богопознание как органическая часть жизни. Богопознание как единение «земного» и «небесного». Ипостаси «земного» и «небесного» в русской культуре. «Земное» как источник жизни, материальный достаток и порабощенность материальным. Низшая ипостась «земного» как исходная ступень богопознания. Искушение - падение - покаяние - искупление - преображение как вектор человеческого бытия.
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 626; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!