Лекция: Характеристика духовной жизни Ренессанса (2 часа)



План:

1. Общие черты духовного Европейского Возрождения.

2. Художественно-эстетическая доминанта духовности Ренессанса. Ренессанс как возрождение античного типа духовности. Реабилитация и одухотворение телесного. Духовный смысл ренессанского гуманизма. Утверждение ценности личности. Восстановление господствующей роли разума и формирование новой картины мира. Утверждение пантеизма. Пантеизм как возвращение идеи полноценности (целостности) мира и «примирения» природы с Богом.

3. Мир как гармоничное целое в зеркале искусства Ренессанса. Тематические и стилистические особенности искусства Возрождения.

4. Формирование прямой линейной перспективы в живописи и ее духовный смысл. Синтез духовного и телесного как основа ренессансной эстетики.

5. Возрожденческий «титанизм» как духовное явление. Обратная сторона «титанизма». Развитие ренессанского искусства как эволюция духовности.

6. Духовность Ренессанса как неудавшаяся попытка восстановления целостности человека. Ренессанская духовность как осмысление, переживание и созидание целостного мира как гармонии частей.                                                                                                         

Семинарское занятие: Европейское Возрождение как духовная реабилитация телесности (2 часа)

План:

1. Общие черты ренессанской духовности.

2. Ренессансный гуманизм как новый тип духовности. Кризис гуманизма.

3. Художественное творчество как основная форма духовной жизни эпохи Ренессанса.

Тема 7. Новое время: от рационализации духовного к овеществлению человеческого

Лекция: Формирование и утверждение новоевропейского рационализма (2 часа)

План:

1. Становление субъектно-объектной парадигмы в научном мышлении и ее значение для развития духовности. Человек и мир в свете научного рационализма.

2. Вера во всесилие разума и его ключевую роль в преобразовании мира: от целостного мира как механического соединения частей и «предустановленной гармонии» (Лейбниц) к миру как абсурду и хаосу (философия XIX - XX в.).

3. Суверенность личности как ценность. От суверенитета личности к ее отчуждению от общества. Секуляризация общественной жизни и культуры и ее аспекты.

4. Секуляризация как освобождение от внешней церковно-религиозной регламентации; секуляризация как узурпация человека миром повседневности и утрата способности трансцендирования. Секуляризация как «расколдовывание мира» (М. Вебер).

5. Культура Нового времени и «Фаустовская душа» (О. Шпенглер). Чистое, безграничное пространство - прасимвол западной (нововременной) духовности.

6. Духовность в культуре классицизма как поиск всеобщих законов и норм, как рационально выстроенная гармония. Пропорциональность, равновесие, симметрия, строгая композиция. Характеристика героев вне их индивидуализации, подчиненность личности строгим нормам общественного долга.

7. Архитектура классицизма: противоречие замкнутых, правильно выстроенных геометрических форм свободным линиям живой природы.

8. Романтизм как культура распавшегося, утратившего гармонию мира.

9. Конфликт реального и идеального: конституирующий принцип художественной культуры романтизма. Действительность как таинственная, иррациональная сфера, противостоящая разуму и личной свободе человека. Извечность и неразрешимость конфликта человека с миром. Утверждение прекрасного идеала как виртуальная гармонизация отношений человека с миром. Уход в природу, в историю, в свое «я» как формы «восстановления» утраченной гармонии в мире.

10. Естественнонаучный рационализм как основа материализации духовного.

Семинарское занятие: Новое время: от рационализации духовного к овеществлению человеческого (2 часа)

План:

1. Научная рациональность как господствующая форма духовного.

2. Секуляризация социальной и духовной жизни.

3. Художественная культура: от нормативного единства и целостности мира в классицизме к трагическому расколу мира в романтизме.   

Тема 8. Духовная жизнь индустриального общества

Лекция: Характеристика духовной жизни индустриального и современного общества (4 часа)

План:

1. XX век - время торжества идеологии технократизма и техно центризма. Технократизм как логическое продолжение социопогизаторстеа и отрицание органической связи человека с живым Космосом.

2. Модернизм - философия и искусство техногенной цивилизации. Основные направления и черты модернизма в свете духовности.

3. Дегуманизация, деинтеллектуализация и деэстизация духовной жизни.

4. Постмодерн и ниспровержение разума. Отказ от законодательной роли разума.

5. Постмодерн как тотальная «деконструкция» и хаотизация бытия и мышления. Отрицание мира как органичной целостности.

6. Мозаичность, клиповость постмодернистского «дискурса». Смешение «пространств» и «времен», трансформация текста в шизофреническое блуждание остаточного рассудка.

7. Тотальная ирония и цитатность постмодерна. Тяготение к синкретичным формам духовной практики. Движение от декларативного признания «здесь» и «сейчас» действующего эмпирического субъекта в качестве единственной достоверной реальности к фактическому отрицанию субъектности человека.

8. Постмодерн как тотальное свертывание человеческой духовности.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 406;