Семинарское занятие: Детерминанты духовной жизни современности. Судьба духовности в XX веке: от «одномерного» человека-потребителя к «постчеловеку» (2 часа)
План:
1. Религиозная и светская духовность: различие и специфика, изменение соотношения в процессе общественного развития.
2. Дифференциация сфер духовной жизни: науки, философии, права, морали, искусства, религии.
3. Социальная обусловленность кризисных явлений в духовной сфере.
4. Процессы глобализации в современном обществе.
5. Соотношение глобальных и локальных духовных процессов.
6. Новая мифология. Виртуальная реальность.
7. Специфика духовной жизни в постиндустриальном обществе.
8. Характеристика детерминант духовной жизни в индустриальном обществе.
9. Эволюция понятий «духовное» и «материальное».
10. Новые явления духовной жизни, обусловленные типом индустриальных отношений. Функциональная значимость форм массовой коммуникации в современном обществе.
11. Специфика современных массово-коммуникационных каналов.
12. Массово-коммуникационная детерминация духовной жизни постиндустриального общества.
13. Источники массовой культуры.
14. Массовое сознание и массовая культура – единство и различие.
15. «Омассовление» духовной жизни.
16. Модернизм: отчужденный человек во враждебном технократическом мире.
17. Постмодерн: от разрушения целостной картины мира к тотальной утрате человеком субъектного и его трансформации в «постчеловека».
Тема 9.Русская духовность как натурфилософское обоснование соборности
Лекция: Основные черты русской духовности (2 часа)
|
|
План:
1. Характеристика русской духовности в работах отечественных и зарубежных мыслителей (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Бердяев, Н. Лосский, Б. Вышеславцев, Е. Трубецкой, П. Сорокин, Д. Лихачев, Е. Троицкий и др.).
2. О. Шпенглер о пространстве как основном прасимволе культуры и роль пространства в детерминации русской духовности. Тезис о «неоформленности» и «женственности» русской души: теоретические конструкции и реальность.
3. Дуализм русской души. Н. Бердяев о«качании от святости к свинству» как характерной черте русской души. Пограничное бытие (между двумя безднами - внутренней и внешней) как причина дуализма русской души.
4. Русское православие как система духовных установок и ценностей. Официально-духовное и народное («обыденное») православие.
5. Христианская антропология и русская духовность. Русская духовность и соборное миропонимание. Соборность как принцип устроения всеобщей гармонии и восстановление органической целостности мира.
6. Космизм, соборность, открытость философским вопросам, приоритет смысложизненных ориентации как черты русской духовности.
7. Концепция духовности в творчестве Ф.И.Достоевского: духовность как субъектность целостной личности (личности как триады: тело-душа-дух).
|
|
8. Триадность человека как необходимое условие его гармонической включенности в мировое целое: тело как средство связи человека с природой, душа - средство единения человека с человеком, дух - средство соединения с Богом и своим «я». Творчество Ф.М. Достоевского как отражение ключевых духовных установок и ценностей русской духовности. Легенда и «Великом инквизиторе» («Братья Карамазовы») и идеал преображенного мира.
9. Образ человека как микрокосма. Тема смерти как область русской духовности. Типы отношения к смерти. Натурфилософский и духовный смысл образа отчужденной природы. Неприятие пути технократического порабощения живой природы и идеологии холодногорационализма. Антиурбанистические интонации и их духовное значение. «Отпадение от Бога» как основная причина отчуждения от природы.
Тема 10. Русская духовность как социальное обоснование соборности
Лекция: Отношения личности и общества в зеркале русской духовности (2 часа)
План:
1. Отношения личности и общества в зеркале русской духовности. Социальная типология личности как составная часть художественной социологии.
|
|
2. Внемирской тип личности. Социально-философский смысл образа православного аскета в русской культуре. Созидательный и разрушительный типы личности.
3. Феномен соборной личности.
4. Странничество как социальное и духовное явление.
5. Любовь к ближнему как основная духовная и социальная связующая сила. Духовный смысл образа «маленького человека».
6. Идея религиозных оснований социального. Принцип иерархичности в русской художественной социологии. Отрицание крайних форм социального неравенства. Идея ненасильственного движения к социальной гармонии и обретению целостности в социальном пространстве.
7. Преемственность поколений в контексте русской духовности: обретение целостности в социальном времени.
8. Русская культура как общая художественная социология. Характеристика общества как целостного организма. Типология общества. Образы органического и химерического общества.
9. Русская культура о социальном отчуждении как альтернативе соборности. Уровни и виды социального отчуждения. Личный, социально-групповой и общесоциальный уровни отчуждения.
10. Виды социального отчуждения: отсутствие социальных условий реализации личностью своих способностей («Левша») и претензия личности на несвойственные ему роли (Хлестаков). Основные причины социального отчуждения и пути его преодоления.
|
|
Семинарское занятие: Русская духовность как натурфилософское обоснование соборности. Русская духовность как социальное обоснование соборности (2 часа)
План:
1. Характеристика русской духовности отечественными и зарубежными мыслителями.
2. Православие в системе русской духовности.
3. Отечественная художественная культура как область духовности.
4. Единство человека и природы в зеркале русской культуры.
5. Проблема смерти в контексте русской духовности.
6. Гармонизация отношений человека и природы как преодоление их отчуждения.
7. Социальная типология личности в русской культуре.
8. Проблема социальных различий в свете идеала социальной справедливости.
9. Феномен социального отчуждения: взгляд русской культуры.
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 622; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!