Тема 2. Философские и социологические аспекты духовности. Основания социологического подхода к изучению духовной жизни



Духовность как социальный феномен. Место духовного в системе общественных отношений. Духовность в системе социальной детерминации. Экзогенные характеристики духовности. Духовность в зеркале социально-экономического и технологического детерминизма. «Надстроечный» характер духовности (марксизм). Духовность с позиций географического детерминизма. Духовность и биологическое существование человека. Учение Л. Гумилева о пассионарности и феномен духовности. Идеалистические взгляды на место духовности в системе социальной детерминации. Духовное как субстанция. Эндогенный характер духовного. Духовность в свете учения П. Сорокина о производности социального от культурного. Этнический фактор в соотношение материального и духовного.

Духовность и общественные кризисы. Пограничные состояния социума как факторы генерирования духовности. Современная онтология духовности. Духовность и нравственность. Духовность и искусство. Духовность и наука. Духовность и религия.

Любовь как основание духовности. Свобода, ответственность, совесть, идеал в контексте духовности. Духовность и общение. Духовность и социальная практика.

Объяснение «духа» в античной (Аристотель, Платон, Демокрит), немецкой классической философии (Гегель) и материалистами XVII-XVIII вв. (Гоббс, Локк). Теологическое объяснение «души» человека. Вклад Дильтея в «философию жизни», в формирование понятий «понимание» и «герменевтика».

Экзистенциалистский подход к человеку и его сознанию. Культурно-исторический тип Н.Я. Данилевского. Э. Дюркгейм о «духовности». Концепции жизненных смыслов и культурных ценностей в неофрейдизме (Э. Фромм, В. Франкл).

Гносеологический и социологический подходы к анализу духовной жизни, их эвристические пределы. Становление социологии духовной жизни как самостоятельной дисциплины.   

Тема 3. Феномен духовной жизни. Духовная жизнь индивида

Переориентация духовной жизни от социоцентрического характера к антропоцентрическому: достижения и проблемы. Коллективизм и индивидуализм в ценностно-нормативной ориентации личности. Образы и стили жизни в культуре как детерминанты социализации личности.

Роль и значение творчества в контексте духовной жизни. Понятие интеллектуальной деятельности и продукта. Природа интеллектуальной собственности.  

Экономические, политические, интеллектуально-духовные, физические (виталистские) факторы в структуре духовной жизни. Варианты их взаимодействия в исторических типах социальности и духовности. Интеллектуально-духовная сила и ее производные как компоненты духовной жизни.

Роль ценностно-нормативной системы координат в духовной жизни. Традиции и обычаи как содержательные элементы духовной жизни. Знания, значения и смыслы как герменевтические элементы духовной жизни.

Соотношение материального и духовного в деятельности человека: история и современность. Специфика духовного производства и духовного потребления.

Тема 4. Духовная жизнь доиндустриального общества. Античность как тип духовности

Миф как проявление духовного. Многообразие интерпретаций мифологической формы духовного. Базовые черты мифологического мировосприятия: недифференцированность фундаментальных установок на субъективное и объективное, духовное и социальное; антропоморфизм; нерефлексивность образов мира; одушевление среды обитания; сближение предметов по вторичным признакам. Биполярность мифологического мышления. Миф как средство упорядочивания коллективного восприятия и деятельности. К. Леви-Стросс. Мистичность и дологичность (прелогичность) мифологического мышления. К. Леви-Брюль о законе «мистической партиципации» как основном законе архаичного мышления. Символизм языка мифа. Мифы и феномен архетипического. Духовность и коллективное бессознательное.

Архаичные формы религии: тотемизм, фетишизм, аграрные культы. Анимизм: вера во всеобщую одушевленность мира. Синкретизм ранних форм религии. Духовное и материальное в архаичных религиях. Магический элемент религиозных верований. «Религии неба» и «религии земли»: древние языческие верования всвете историко-религиозной схемы Н. Бердяева.

Место искусства в системе архаичной духовности. Архаичное искусство как нерасчлененное единство художественно-эстетического и магически-практического. Сюжеты и семантика архаического искусства. Духовный смысл образа мирового древа.                                                                                                                                      Поглощенность части (личности) целым (космосом, обществом) как системообразующее свойство архаичного типа духовности. Архаичная духовность -переживание мира как нерасчлененной целостности.

Исторические формы сознания: архаическая, магическая, мифическая, ментальная и интегральная структуры.

Мировые религии как основа социокультурной деятельности. Духовная структура мировых религий (христианства, ислама, буддизма, конфуцианства и иудаизма): общие принципы и специфика. «Сакральное» и «профанное» в духовной жизни. Напряженность между «обыденным» и «трансцендентным».

Наука и искусство в доиндустриальный период как регуляторы духовной жизни общества: основные научные и художественные парадигмы. Преобладающие художественные сюжеты. Принципы герменевтики и их применение при интерпретации сюжетов прошлого.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 569; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!