ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Связь успешности интеллектуальной деятельности с типологическими особенностями человека в основном изучается на учащихся. Профессиональная интеллектуальная деятельность изучается психологами слабо, а дифференциально-психофизиологические исследования этой деятельности можно пересчитать по пальцам. Во многом это связано с тем, что в «чистом» виде интеллектуальная деятельность человека встречается не так уж часто. Обычно она сочетается с перцептивной (операторы, авиадиспетчеры, радиотелеграфисты, телефонистки), организаторской (руководители всех рангов, преподаватели) или двигательной деятельностью (например, спортивные тренеры).
Таблица 9.1
Коэффициенты корреляции успешности деятельности
Референтов и редакторов с выраженностью типологических особенностей
Проявления свойств нервной системы
Типологические особенности | Референты | Редакторы |
Сила нервной системы | -0,470*** | -0,470*** |
Подвижность возбуждения | 0,376** | 0,350* |
Подвижность торможения | 0,405** | 0,350* |
«Внешний» баланс | -0,532*** | -0,361* |
Примечание: *~р< 0,05; **—р< 0,01; *** -р< 0,001.
Вэтой связи особый интерес представляют данные, полученные Ю. С. Якштисом (1992), который выявил, что успешности работы референтов и редакторов способствовали слабая нервная система, подвижность возбуждения и торможения и преобладание торможения по «внешнему» балансу (табл. 9.1).
|
|
М К. Кабардов (1983) и С. А. Изюмова (1988) показали, что способности к усвоению иностранного языка связаны с лабильностью нервной системы. При инертности нервной системы возникают трудности восприятия речи на слух, затруднения восприятия новой информации при дефиците времени и ее быстрой переработки, недостаточно высоки и темповые характеристики речевой деятельности. Очевидно, поэтому среди тех, чья работа связана с овладением иностранным языком (преподаватели иностранного языка, переводчики), преобладают лица с высокой лабильностью и подвижностью нервной системы.
Таким образом, выявляется четкая зависимость успешности интеллектуальной деятельности от свойства лабильности нервной системы. Однако все приведенные данные относятся к видам деятельности, где быстрота выполнения умственных операций имеет существенное значение. Другие типы умственной деятельности (в частности — научная) с этих позиций не изучена.
Стимулирование деятельности.На многих производствах применяются различные способы стимулирования и восстановления работоспособности рабочих и служащих (психологическая разгрузка в специально отведенных помещениях, транслирование музыки и т. п.). Некоторые исследования показывают, что осуществление этих мероприятий без учета типологических особенностей людей может принести не пользу, а вред. Сошлемся для доказательства этого на работу А. А. Коротаева, который использовал в качестве стимулятора музыку для сборщиц часового завода.
|
|
Если музыка была работницам неприятна, то даже в спокойной ситуации у лиц со слабой и сильной нервной системой деятельность ухудшалась, причем у первых по всем показателям (время выполнения операции, количество коррегирующих действий, количество неточных движений, количество отвлечении внимания) ухудшение было бо'льшим, чем у вторых. Особенно возрастают время выполнения операций и количество отвлечений внимания.
При напряженном темпе работы неприятная музыка вызывала ухудшение деятельности у работниц с сильной нервной системой и либо не изменяла, либо незначительно улучшала эффективность деятельности у лиц со слабой нервной системой.
Объяснение последнему факту автор видит в том, что работницы при высоком темпе все внимание сосредоточивали на рабочих операциях, а от музыки как бы отгораживались своеобразным психологическим барьером (не обращали на нее внимание, как говорили сами работницы).
|
|
Приятная музыка в спокойной ситуации (при оптимальном темпе работы) улучшала эффективность деятельности лиц как с сильной, так и со слабой нервной системой, однако у последних сосредоточенность внимания улучшалась в большей мере, наблюдалось у них и большее уменьшение коррегирующих действий.
При напряженной работе приятная музыка оказывала на тех и на других противоположное влияние. У работниц с сильной нервной системой происходило практически такое же улучшение деятельности, как и при оптимальном темпе работы, а у работниц со слабой нервной системой приятная музыка либо не вызывала улучшения деятельности, либо ухудшала ее (по количеству коррегирующих действий и отвлечении внимания).
Таким образом, А. А. Коротаев показал, что использование музыки в качестве стимулирующего работоспособность средства требует непременного учета типологических особенностей работающих.
Дополнение к этим результатам можно найти в работе Л. Я. Дорфмана, выявившего, что у лиц с сильной нервной системой физическая выносливость была выше на фоне возникшей под влиянием музыки эмоции радости, а не страдания. У лиц же со слабой нервной системой все было наоборот.
|
|
9.8. ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
До сих пор мы приводили данные об эффективности деятельности без учета того, какой характер она носит — индивидуальный или групповой. Между тем, как показано в ряде исследований, это для работающих далеко не безразлично, и типологические особенности могут иметь при этом немаловажное значение.
В. М. Русалов (1979) изучал особенности межличностного взаимодействия в совместной деятельности лиц, различающихся свойствами экстраверсии—интроверсии и нейротизма (стабильных и нестабильных). Для экстравертов, стабильных по ней-ротизму, наиболее благоприятными являются партнеры—экстраверты, лабильные по нейротизму, или интроверты, лабильные по нейротизму, а менее благоприятными — экстраверты — стабильные или же интроверты — стабильные.
Экстраверты — лабильные показывали лучшие результаты в тех случаях, когда их партнерами были интроверты вне зависимости от выраженности нейротизма; в то же время худшие результаты были, когда они работали вместе с экстравертами, особенно с лабильными. Интроверты — лабильные лучше работали с экстравертами и хуже, если работали с интровертами, особенно с лабильными (т. е, с высоким нейро-тизмом). Интроверты — стабильные лучше работали с партнерами, имеющими те же темпераментные свойства или прямо противоположные.
Таким образом, исследование В-. М. Русалова показало, что взаимодействие в работе осуществляется лучше в том случае, если партнеры имеют противоположные типологические особенности.
Сходное явление обнаружилось и во взаимоотношениях игроков в спортивной команде: меньше взаимоотрицательных оценок было между игроками, различающимися по типологическим особенностям (Е. П. Ильин, 1983).
В одном исследовании зарубежных психологов было показано, что экстраверты более эффективно работают в группе, даже если работа носит индивидуальный характер, чем в одиночестве; интроверты же, наоборот, лучше работают в одиночестве, чем в группе.
И. X. Пикалов (1977) установил, что сплоченность коллектива значительно возрастает в тех случаях, когда общие задачи осуществляются парами, подобранными по противоположным свойствам темперамента. Аналогичную закономерность выявили и другие исследователи.
Показано также, что группы, сформированные по признаку силы—слабости нервной системы (в одной группе были только лица с сильной нервной системой, а в другой — только со слабой нервной системой), показали разную эффективность совместной деятельности: вторые решали задачу быстрее в 1,5 раза и допускали ошибок почти в 3 раза меньше.
9.9. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ АРТИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Имеются лишь единичные работы, в которых артистическая деятельность связывалась с наличием тех или иных типологических особенностей.
Артисты цирка.Цирковое искусство разнообразно по своим жанрам. Специфика каждого жанра требует проявления различных способностей, следовательно, и различных задатков, в качестве которых выступают типологические особенности проявления свойств нервной системы.
В работе Н. Е. Высотской и соавт. (1974) показано, что для акробатов-темповиков, жонглеров и иллюзионистов характерна «спринтерская» типология (слабая нервная система, высокая подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения над торможением по «внешнему» балансу). Эта типология полностью соответствует характеру их деятельности: быстрота движений, которая является у них ведущим качеством. В работе М, К. Акимовой (1974) тоже показано, что подвижность нервных процессов способствует овладению навыками жонглирования.
Для силовых акробатов, гимнастов и джигитов характерны другие типологические особенности: слабая нервная система, инертность возбуждения и уравновешенность нервных процессов по «внешнему» балансу. Инертность возбуждения является задатком хорошей двигательной памяти (для гимнастов и джигитов), а слабая нервная система является базой для проявления высокой чувствительности (что особенно важно для силовых акробатов, у которых большую роль играет удержание равновесия).
У канатоходцев и эквилибристов найдены слабая нервная система, подвижность нервных процессов, уравновешенность по «внешнему» балансу и преобладание торможения по «внутреннему» балансу. Последнее обеспечивает устойчивость позы тела, так как пробу Ромберга на статическое равновесие лучше выполняют лица с преобла-
данием торможения по «внутреннему» балансу, а не с уравновешенностью и тем более не с преобладанием возбуждения.
Своеобразная типология у клоунов. Наличие у большинства из них большой и средней силы нервной системы, инертности нервных процессов создают основу для высокой работоспособности в течение длительного времени. Очевидно, это связано с тем, что клоунада — единственный жанр циркового искусства, представители которого выступают с короткими сценками в течение всего многочасового представления.
В целом же преобладание среди артистов цирка слабой нервной системы оправдано тем, что она способствует проявлению артистизма, а наличие у большинства артистов цирка преобладания возбуждения или склонности к этому по «внешнему» балансу способствует эмоциональности выступлений.
Артисты балета.Е. Высотская и А. М. Сухарева (1974) изучали типологические особенности учащихся хореографического училища. Специфической особенностью обучения хореографии является многократное, изо дня в день, повторение одних и тех же движений, жестов, поворотов, фигур, т. е. тренировочная деятельность их носит монотонный характер. В то время как у учащихся общеобразовательных школ с возрастом количество лиц со слабой нервной системой уменьшается, у учащихся хореографического училища число таких лиц возрастает. Увеличивается с возрастом и число учащихся хореографического училища, имеющих инертность возбуждения и торможения, в результате .чего в старших классах их количество заметно больше, чем в общеобразовательной школе. Следовательно, усиливаются такие типологические особенности, которые обеспечивают устойчивость к монотонии.
Правда, у юношей хореографического училища наблюдалась явная тенденция к увеличению с возрастом подвижности торможения, причем по уровню подвижности торможения они превосходят как своих сверстников из общеобразовательной школы, так и девушек хореографического училища. Очевидно, эта особенность типологии юношей, занимающихся хореографией, имеет какую-то связь с их деятельностью. Во время танца юноши осуществляют много поддержек партнерш. В этом отношении они близки по роду деятельности нижним силовым акробатам. Последних тоже отличает инертность возбуждения и большая подвижность торможения.
Среди учащихся хореографического училища оказалось больше лиц с преобладанием торможения по «внешнему» балансу и с преобладанием возбуждения по внутреннему балансу (по сравнению с учащимися общеобразовательной школы).
Таким образом, среди занимающихся хореографией лиц с монотонофильными типологическими особенностями проявления свойств нервной системы оказалось больше, чем среди учащихся общеобразовательной школы. То, что эти типологические особенности нужны для успешного овладения хореографией, свидетельствуют данные сравнения учащихся с высокой и низкой работоспособностью (по оценкам педагогов). Среди первых было больше лиц с инертностью возбуждения и торможения, с преобладанием торможения по «внешнему» балансу и с преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу, т. е. с теми типологическими особенностями, которые способствуют устойчивости к монотонии.
Изучение связи свойств нервной системы с выраженностью у учащихсяпрофес-сионально важных качеств показало, что эмоциональность, артистичность, танцеваль-ность лучше выражены у лиц с подвижностью нервных процессов и с преобладанием возбуждения по «внешнему» балансу. Координированность, вестибулярная устой-
чивость, прыгучесть больше связаны с инертностью нервных процессов и с преобладанием торможения по «внешнему» балансу. Слабость нервной системы обнаружилась в большей мере у учащихся с хорошей танцевальностыо, координированностыо, с хорошим вращением.
В то же время, какое бы качество не рассматривалось у учащихся, оно было сильнее выражено у лиц с преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу, т. е. у лиц, обладающих повышенной потребностью в двигательной активности. Очевидно, эти лица обладают более высокой работоспособностью, отсюда и лучшее развитие у них профессионально важных качеств.
Музыканты-исполнители. Ю. А. Цагарелли (1981) показал, что свойства нервной системы связаны со многими профессионально-важными качествами музыкантов-исполнителей. Эмоциональность, музыкальная память (образная и эмоциональная) связаны со слабостью нервной системы и высокой лабильностью, а логическая музыкальная память связана с инертностью нервных процессов. Оригинальность музыкального логического мышления связана с низкой лабильностью, а оригинальность и быстрота образного музыкального мышления — с высокой лабильностью и подвижностью нервных процессов. Восприятия музыкальной информации на сенсорно-перцептивном уровне лучше осуществляется лицами с высокой лабильностью. Таким образом, у лиц с разными типологическими особенностями музыкальность, как интегральное образование, имеет разную структуру (с точки зрения выраженности разных способностей, ее составляющих).
Индивидуальный стиль исполнительской деятельности музыкантов также находится под влиянием типологических особенностей проявления свойств нервной системы. Поскольку лица со слабой нервной системой обладают большей абсолютной чувствительностью, чем лица с сильной нервной системой, они в исполнении тяготеют к детализации и эмоциональной тонкости. Для вторых же характерно более масштабное и менее детализированное исполнение.
Для музыкантов с инертностью нервных процессов ближе произведения, содержащие более крупные «блоки» музыкальной информации. Для музыкантов же, отличающихся подвижностью нервных процессов и быстротой переработки информации, доступнее произведения, состоящие из более мелких «блоков».
Музыкантам со слабой нервной системой лучше удаются миниатюры и пьесы, требующие тонкости и детализации, а музыкантам с сильной нервной системой — масштабные сложные произведения, что следует учитывать при выборе музыкантами репертуара.
Как установлено Л. А. Лепиховойи Т. Ф. Цыгульской (1982), музыкантам больше всего присуща слабая и высоколабильная нервная система. Именно эти типологические особенности способствуют более успешной музыкальной деятельности, в частности — хоровой (И. А. Левочкина, 1988). Роль высокой лабильности нервной системы для успешности музыкальной деятельности показана и в других исследованиях (И. С. Букреев, 1983; М. В. Никешичев, 1990).
По данным И. А. Левочкиной, активированность нервной системы влияет на качественные различия музыкальной деятельности. Высокоактивированные имеют ярко выраженную артистичность, эмоциональность исполнения, легкость усвоения музыкального материала. Низкоактивированные достигают больших успехов за счет большей старательности, собранности, стремления к отточенности исполнения.
Контрольные вопросы
1. Есть ли необходимость в профессиональном отборе на любые профессии?
2. Какую роль в профессиональном отборе может играть дифференциально-психофизиологическая диагностика?
3. Можно ли по быстроте профессионального обучения прогнозировать успешность профессиональной деятельность в будущем?
4. С какими типологическими особенностями происходит более успешная профессиональная адаптация?
5. Какие типологические особенности проявления свойств нервной системы образуют монотонофильный типологический комплекс?
6. Какие свойства темперамента влияют на устойчивость к монотонной профессиональной деятельности?
7. Какие типологические особенности влияют на надежность деятельности человека в экстремальных условиях?
8. Что такое операциональная напряженность и как она связана с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы?
9. Зависит ли успешность интеллектуальной деятельности от свойств нервной системы?
10. Каких людей выгоднее подбирать для совместной деятельности — с одинаковой или противоположной типологией и почему?
11. Какие выделены стили по соотношению ориентировочных и исполнительных операций?
Глава 10
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1041; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!