Классификация педагогических игр. Деловые игры



Существуют различные классификации педагогических игр.

Во-первых, по виду деятельности игры делятся на физические (двигательные), интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.

Во-вторых, по характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

В-третьих, на основе игровой среды различаются следующие игры: игры с предметами, настольные, комнатные, игры на местности, компьютерные, игры с ТСО и др.

В-четвертых, по характеру игровой методики выделяются операционные, сюжетно-ролевые, деловые, имитационные игры и игры-драматизации. Рассмотрим более детально данную классификацию как представляющую особый интерес и значимость с методической точки зрения.

Операционные игры. Помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций: методики написания сочинения (игра «Журналист»), решения задач (игра «Инженер-конструктор»), ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс.                         

Имитационные игры. На занятиях в процессе игры имитируются 1) деятельность какой-либо организации или предприятия; 2) события или конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.), а также обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет, улица, жилое помещение и т.д.). Сценарий имитационной игры включает содержание, описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

К неигровым имитационным технологиям относятся:

- производственные и ситуационные задачи и упражнения;

- анализ конкретных и случайных ситуаций:

- метод кейс-стади,

- метод кейсов, микроситуаций,

- метод «инцидентов»;

- игровое проектирование;

- информационный лабиринт;

- «папка руководителя с входящими документами»;

- групповые дискуссии;

- балинтовская сессия;

- психодиагностика;

- просмотр видеозаписей игр с разбором и обсуждением выявленных аспектов поведения участников;

- моделирование конкретных проблем самих обучаемых.

К неимитационным технологиям обучения обычно относят традиционные методы, широко практикуемые в образовательном процессе:

- лекция и ее разновидности:

- проблемная лекция,

- лекция-беседа,

- лекция-дискуссия,

- лекция с применением обратной связи,

- лекция с разбором кейсов,

- бинарная лекция;

- вводная сессия и др.;

- семинар;

- реферат, контрольная, курсовая, аттестационная и дипломная работы;

- практическое и лабораторное занятия;

- индивидуальное консультирование и инструктирование;

- письменное и устное тестирование обучаемых;

- алгоритмизированный контроль знаний;

- дистанционное и модульное обучение;

- открытое обучение (программное обучение, обучение на расстоянии, учебные пакеты) и др.;

- обучение на основе компьютера;

- демонстрация, экспериментальное или исследовательское обучение.

Сюжетно-ролевые игры. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения подобных игр с использованием ролей разрабатывается модель ситуации (сюжет), между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».

Игра-драматизация. Представляет собой социально-психологический «театр». Предполагает обыгрывание поведения человека в определенной социальной ситуации. Направлена на формирование у учащихся умений чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать обстановку и ориентироваться в различных жизненных ситуациях, влиять на потребности, интересы и деятельность людей.

Деловая игра . Основные характеристики деловых игр

Деловая игра – метод имитации принятия управленческих решений в различных ситуациях путем организации коллективной деятельности по заданным правилам и нормам.

В практике игрового моделирования используются следующие признаки классификации деловых игр:

по целенаправленности (назначению) - учебная, исследовательская, экспериментальная, проектировочная, производственная, аттестационная, универсальная;

по форме взаимодействия участников - игра с взаимодействием (установление контакта с помощью различных видов связи является обязательным элементом), без взаимодействия (решения одной группы не влияют на результаты и поведение другой);

по динамике моделируемых ситуаций - саморазвивающаяся, с регламентированным временем; с произвольным (зависящим от трудностей решения задач) регламентом;

по способам обработки и передачи информации - ручная (без применения технических средств), машинная (с использованием обычных техсредств оргтехники, с использованием ЭВМ, Интернета);

по скорости игрового времени - с реальным масштабом времени, в условно ускоренном времени, в условно замедленном времени, в произвольном масштабе времени (при отсутствии нормированного аналога в реальной жизни);

по типу коммуникации - с использованием устной, письменной (вербальной и невербальной), визуальной, формальной, неформальной, межличностной, межгрупповой коммуникации;

по конечному продукту игры - деловые игры с материализованным конечным продуктом или с абстрактным результатом.

Основные характеристики деловой игры, отличающие ее от других интерактивных обучающих технологий, следующие:

- моделирование процесса труда (деятельности) руководителей и специалистов по выработке управленческих или профессиональных решений;

- распределение ролей между участниками игры;

- различие ролевых целей при выработке решений.

- взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;

- наличие общей цели у всего игрового коллектива;

- коллективная выработка решений участниками игры;

- реализация цепочки решений в игровом процессе;

- много альтернативность решений;

- наличие управляемого эмоционального напряжения;

- наличие разветвленной системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры (поощрение и наказание, оценка принимаемых действий участников деловых игр).

Порядок проведения деловой игры

В любой деловой игре можно выделить этапы, т. е. последовательность шагов по ее проведению. Технология включает следующие этапы. Этап подготовки (разработка сценария, ввод в игру – постановка проблемы и выбор ситуации); этап проведения (процесс игры); этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры.

Введение в игру - обычно на этом этапе участников знакомят со смыслом, целями и задачами проводимой игры, общим регламентом, осуществляют консультирование и инструктаж. Может быть прочитана лекция или проведена беседа по актуальным проблемам, затрагиваемым в игре.

Разделение слушателей на группы - оптимальный размер группы 5 - 7 человек; в каждой группе выбирается лидер и, при необходимости, распределяются игровые роли. Роли могут распределяться как в начале игры, так и по мере необходимости, по ее ходу. Например, для внутрикомандной работы разыгрывается один комплект ролей, а для пленума (межгруппового взаимодействия) - другой.

Погружение в игру - на этом фрагменте слушатели получают игровое задание, например: разработать визитную карточку команды, подготовить мини-презентацию, сделать комплимент партнерам по игре, или участвуют в тренинге на совместимость и «срабатываемость» участников.

Изучение и системный анализ ситуации или проблемы. Эта работа осуществляется в каждой группе. Участники анализируют предлагаемую ситуацию, осуществляют диагностику, формулируют и ранжируют проблемы, договариваются о терминологии и т. д. Кроме того, обучаемые не только получают информацию, материалы для анализа, но и знакомятся с правилами поведения и правилами игры, следовательно, происходит процесс вхождения в ролевое поведение.

Игровой процесс - на этом этапе в соответствии с принятой в каждой группе стратегией осуществляется поиск или выработка вариантов решений, прогнозирование возможных потенциальных проблем, рисков и других последствий, рассматриваемых решений и конкретных действий. Наконец, в ходе дискуссии вырабатывается коллективное решение, затем разрабатывается и обосновывается проект, который визуализируется на плакатах, или делаются расчеты и заполняются документы, необходимые для решения и его презентации.

Общая дискуссия, или Пленум, - межгрупповое общение, каждая группа делегирует представителя своей команды для презентации и обоснования своих решений или проектов; идет обмен мнениями, оппонирование, вопросы и ответы. Для проведения межгруппового общения изменяется пространственная среда игры и распределяются специальные роли, как правило, выполняющие необходимые в игре функции «адвокат дьявола», «провокатор», «оппонент», «критик» и т.д.). На Пленуме активно работают экспертные группы, они оценивают не только результаты проективной деятельности команд, но и культуру коммуникации и презентации.

С комментариями по содержанию дискуссии, по проектам, а не только по итогам всей игры может выступить и преподаватель. Кроме того, ему необходимо вести Пленум, а следовательно, ставить вопросы и корректно управлять процессом обмена мнениями.

Подведение итогов игры. Необходимость этого этапа особенно важна, так как здесь оцениваются решения и проекты, происходит знакомство с разными стратегиями, определяется их эффективность и конкурентоспособность. На этом этапе подсчитываются баллы, штрафные и поощрительные очки, выявляются лучшие команды, игроки, проекты. Именно на этом этапе игра получает логическое завершение, особенно если ее итоги подводит не только преподаватель - организатор игры, но и практики, специалисты по исследуемой проблеме.

Система оцениванuя в конечном счете должна соотносить планируемые цели и полученный результат игры. Кроме того, она должна предполагать оценку в определенных шкалах качества вырабатываемых решений и проектов; позволять оценивать деятельность каждого отдельного участника и работу команды; личные характеристики участников игры.

Рефлексия. На этом этапе обучаемый осуществляет анализ собственного психического состояния, позволяющий преподавателю не просто выявить степень удовлетворенности обучаемых проведенной игрой и принятыми решениями, а услышать информацию о трудностях, которые испытали участники, об их удачах и личных достижениях.

«Выгружение» из игры. Командам предлагается разработать «Памятку», или «Уроки, которые можно извлечь», или «МАСТАК». Выбор техники, способствующей «выгружению» участников из игрового процесса, зависит от целей игры (например, извлечь разумные уроки или освободить от играемых ролей, высказать критику в чей-то адрес или сказать комплимент) и игротехнической компетентности преподавателя. Например, преподаватель может дать участникам игры задание - подготовить «исследовательский проект, в котором команды должны определить новое применение тому, что они только что изучили, новые способы применения умений и навыков, отличающиеся от тех способов, которые обсуждались на деловой игре.

Завершающая часть игры может быть посвящена размышлениям участников об их будущем, о перспективах использования в учебном процессе такого рода технологий обучения, домашним заданиям и т.д. В зависимости от целей игры можно также поменять местами два последних фрагмента, так как рефлексия может потребовать довольно большого времени. Кроме того, после рефлексии иногда бывает сложно переключиться на игровое взаимодействие.

Деловая игра, как и любая другая интерактивная технология, имеет как преимущества, так и ограничения. Их можно представить следующим образом.

 

Преимущества ДИ Ограничения ДИ
Деловая игра позволяет в рамках кратковременного учебного процесса в системе повышения квалификации руководителей и специалистов сместить акцент с «системы знаний» на «систему навыков, умений, способов поведения, отношений, приемов творчества), т. е. на значимую деятельность для конкретной профессии, должности, социально­психологических отношений Отсутствие хорошо проработанного теоретически и методически игрового способа развертывания содержания той или иной профессиональной деятельности, моделируемой в игре, приводит к тому, что многие разработанные специалистами игры реально «не играют»), оказываются деловыми играми лишь по названию, поскольку в них нет собственно игры
ДИ оказывает влияние на мыслительную деятельность и развивает аналитический потенциал участников занятия Во многих разработках не заложен механизм организации познавательной и мыслительной деятельности участников, что провоцирует преподавателя использовать лишь собственный опыт и интуицию, к сожалению, не всегда результативно
Учебная ДИ является не только инструментом игрового моделирования, но и методом педагогики для достижения образовательного результата. Эта двойственность определяет преимущества ДИ как инструмента научения. Имитация ситуации деятельности осуществляется в реальном учебном процессе. Участник игры анализирует, отбирает данные, ставит и решает задачи реально и, следовательно, происходит освоение новой информации и развитие умений ДИ ставит обучаемого в условия мнимой или условной ситуации, задаваемой имитационной моделью, требует выполнения мнимых (игровых) действий. В такой ситуации действия играющих эффективны лишь в том случае, если они хорошо владеют содержанием и спецификой той или иной деятельности и если сам преподаватель может выступить на игре в роли инструктора-консультанта и эксперта. При отсутствии такой компетентности ДИ может нанести серьезный ущерб содержательной части обучения или привести к потере учебного времени
Методических разработок по деловым играм существует очень много. Изданы десятки учебно­методических пособий по обучающим играм для большинства сфер деятельности: экономической, производственно-хозяйственной, управленческой, экологической, педагогической. Разработаны деловые игры для конкретных направлений промышленности, транспорта, сельского хозяйства, медицины. Опубликованы практические пособия с играми по современным направлениям: маркетинг, менеджмент, банковское дело, аудит и т. д. Заинтересованный преподаватель всегда найдет подходящую разработку для своего занятия Отсутствие единой или хотя бы принимаемой большинством авторов - разработчиков ДИ технологии описания приводит к тому, что каждый автор постепенно вырабатывает свои собственные принципы ее конструирования и описания. Это вызывает большие трудности у преподавателей при внедрении ДИ, особенно когда описание недостаточное, нет развернутых характеристик ситуации, ролей, не описаны инструкции участникам, не сформулированы правила, не предложена система оценивания и т.д. В целом ряде случаев такие разработки вообще невозможно использовать и они остаются не востребованными
ДИ является коллективным методом обучения и организационного развития персонала. Коллективное мнение формируется на протяжении всей деловой игры, а она, как правило, идет не менее четырех часов. Навыки сотрудничества отрабатываются и при выработке решений в группе и при анализе или критике решений других групп. В игре участники вынуждены использовать разнообразные сенсорные каналы: аудиальный, визуальный и кинестетический, этому способствует «управляемое эмоциональное напряжение», интенсифицирующее процесс обучения и вызывающее включенную активность. Обучение становится радостным Поскольку в ДИ все участники исполняют разнообразные роли: профессиональные, должностные, игровые и т.д., и каждой роли предписаны то или иное поведение, установки и действия, то возникает конфликт не только мнений, но и интересов. Слабое владение коммуникативной компетентностью как участниками игры, так и ее преподавателем приводит к возникновению серьезных инцидентов, перерастающих в конфликтную ситуацию. Если преподаватель не владеет социально-психологической компетентностью, он не может эффективно управлять конфликтом, на игре возникает антиэффект - обучаемые порождают и осваивают негативный опыт взаимодействия

 

Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, а также реальных затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях.

Психологические механизмы игровой деятельности основываются на фундаментальных потребностях личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. Содержание игр развивается с возрастом ребенка от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и затем к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми. Игровая технология реализуется в процессе обучения (на уроке) при помощи игровых приемов и ситуаций, которые стимулируют учащихся к учебной деятельности. Пути реализации игровой технологии на уроке: цели ставятся перед учащимися в форме игровой задачи, для чего, например, вводится элемент соревнования; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется как средство игры; выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. В младшем школьном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры, способствующие развитию связной речи, словарного запаса, числовых представлений, памяти, внимания, мышления, воспитанию нравственных качеств и привычек поведения. В старшем школьном возрасте и в процессе учения наряду с дидактическими играми применяются деловые игры и их различные модификации: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама. Технология организации и проведения дидактической игры проектируется с учетом принципов добровольности, соревновательности, занимательности, коллективности, эмоциональности, удовлетворения потребности в самореализации, следования установленным правилам.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

 

 

 

1. Подготовительный этап

А. Разработка игры

 

 

   
 

Постановка дидактической цели

—>

Разработка сценария игры

>

Подготовка материального обеспечения

 

         

Б. Введение учащихся в игру

           
  Постановка цели  

Ознакомление с правилами игры

 

Распределение ролей

 

Комплектование групп

 
     

 

 

 

 

 

 
                           

I

  3

Анализ хода и результатов игры. Подведение итогов

 
  Вывод учеников на основе игры   Анализ и оценивание работы   Формулировка выводов   Выработка рекомендаций  
                 

Особенность деловых игр заключается в том, что в них на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения: выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и затем имитируется его реализация на практике. Виды деловых игр: производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные, комплексные.

В процессе обучения находят применение именно деловые учебные игры. Они используются для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления знаний, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. Деловая игра на уроке может включать следующие этапы: знакомство с реальной ситуацией; построение имитационной модели; постановка главной задачи командам (группам и т. п.), уточнение их роли в игре; создание игровой проблемной ситуации; вычленение теоретического материала, необходимого для решения проблемы; разрешение проблемы; обсуждение и проверка полученных результатов; коррекция; реализация принятого решения; анализ итогов работы; оценка результатов работы.

Операционные игры направлены на развитие каких-либо умений (операций), например, умений писать, вести дискуссии, решать задачи.

Название интерактивных методов педагогического процесса происходит от психологического термина «интеракция», что означает взаимодействие, которое при этом понимается как непосредственная межличностная коммуникация участников.

Исследователи (С. С. Кашлев и другие) определяют интерактивные методы педагогического процесса как способы целенаправленной деятельности педагога и учащихся по организации взаимодействия всех участников педагогического процесса для создания оптимальных условий своего обучения и воспитания.

В зависимости от ведущих функций интерактивные методы педагогического процесса подразделяются методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации; методы обмена деятельностями; методы мыследеятельности; методы смыслотворчества; методы рефлексивной деятельности; интерактивные игры.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое деловая игра, каковы ее типы?

2. Что должен знать педагог о порядке проведения деловой игры?

 

Упражнение «Галерея славы». Попросите студентов приготовить большие листы бумаги и различные фломастеры, карандаши и ручки.

Создайте комфортную атмосферу, в которой каждый участник игры может вспомнить достижение, которым он особенно гордится: самое приятное, что ему приходилось делать, возможно, даже самое лучшее. Это воспоминание само приходит ему в голову, напоминает ему о его внутренних возможностях.

Задача участников игры - нарисовать это достижение. Причем следует подчеркнуть, что художественные способности никак не оцениваются. Подойдет графическое изображение любого качества, а также схематическое изображение. Самое главное - воплотить свое достижение в изобразительной форме. На выполнение этого задания может уйти около 10 минут.

Ближе к концу процедуры предложите участникам перечислить на этом же листе бумаги качества и личные возможности, которые им были необходимы для этого достижения. Они смогут избавиться от излишней скромности, поставив себя на место восхищенного наблюдателя.

Когда работа завершена, картины прикрепляются к стене, и участники обходят галерею. Каждый из них по очереди может рассказать все, что хочет, о своем достижении.

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 863; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!