Тема 5.3. ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА



План

1. Определение игры как одного из видов деятельности.

2. Функции игровой деятельности.

3. История развития игровых технологий.

4. Классификация педагогических игр. Деловые игры.

Литература

1. Емельянова, М.В. Основы педагогических знаний в схемах и таблицах: Пособие для студентов педагогических вузов / М.В. Емельянова, И.В. Журлова, Л.В. Исмайлова. – 3-е изд., доп. – Мозырь: УО МГПУ, 2012. – С. 67-68.

2. Панфилова, А.П.Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.П.Панфилова; под общ. ред. В.А.Сластёнина, И.А.Колесниковой. – М.: Академия, 2008. – 368 с.

3. Трайнев, В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения / В.А. Трайнев. – М., 2005. – 320 с.

Ключевые слова

Игра, игра педагогическая ,игровые педагогические технологии

Определение игры как одного из видов деятельности

Игра есть вид непродуктивной деятельности человека в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение социального опыта. В процессе игровой деятельности складывается и совершенствуется управление поведением человека (Д. Б. Эльконин).

Игра педагогическая — деятельность воспитанника, мотивом которой является сам процесс или действия с воображаемыми предметами в воображаемой или реальной ситуации, направленная на познание, освоение и преобразование действительности и используемая в педагогическом процессе в качестве средства воспитания и обучения. В современной школе игровая деятельность используется как самостоятельная технология изучения понятия, темы или раздела учебного предмета; как элемент более обширной технологии; в качестве урока (занятия) или его этапа; как технология внеклассной воспитательной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает четко поставленной целью и соответствующим ей педагогическим результатом. Знание функций и классификации педагогических игр помогут учителю определить место и роль игровой технологии в педагогическом процессе.

Функции игровой деятельности

Игровая деятельность призвана выполнять следующие функции: развлекательную, коммуникативную, самореализации, терапевтическую (связана с преодолением трудностей), диагностическую, коррекционную, социализации.

Важной функцией игровых технологий является включение обучаемых в поиск решения социально-психологических и управленческих проблем, типичных для реальной профессиональной деятельности. Обучаемые, проигрывая разнообразные должностные и личностные роли (руководителя, педагога, методиста, маркетолога, специалиста по рекламе или эксперта, оппонента, клиента или активного зрителя и пр.), осваивают их, знакомясь с целесообразностью их поведения в той или иной ситуации.

Авторитет в области рекламы Дэвид Огилви в книге «Реклама» призывал: «Погрузитесь в свое дело с головой, отдавайте работе все силы, цените и уважайте свои внутренние побуждения и всегда им подчиняйтесь. Ваши способности, в том числе креативные, говорят на языке внутренних побуждений, инстинктов (мощные внутренние толчки), пусть ваш ум будет открыт и готов их воспринять» .

Во время игры, тренинга или анализа ситуаций принимаются управленческие решения в соответствии с заданной ролью. А поскольку интересы для разных ролей не совпадают, то игрокам зачастую приходится принимать решения в конфликтной ситуации, следовательно, происходит освоение и научение функции управления конфликтом.

Игровые занятия повышают чувствительность обучаемых к эмоциональным реакциям других людей и межличностным ситуациям, возникающим в командах, при этом в процессе игрового обучения у участников занятий не только улучшается восприятие самих себя, но и появляется потребность нравиться другим.

Профилирующей функцией игрового моделирования является то, что каждый участвующий в играх имеет возможность прочувствовать собственно механизм коллективной деятельности. На играх и тренингах более чутко распознаются сигналы обратной связи (оценки и реакции других), актуализируется компетентность в сфере невербальных средств коммуникации, следовательно, игровые технологии провоцируют потребность совершенствовать коммуникативную и психологическую компетентность, а порой и личную культуру, связанную с этикой деловых отношений.

Поскольку игры, как правило, проходят в довольно напряженной обстановке, постольку от их участников требуется определенная степень развития эмоциональной культуры, стрессоустойчивости, владения приемами психологической защиты.

В этой связи преподавателю и обучаемым необходимо владеть следующими техниками снятия напряженности в «трудной ситуации»:

1) игнорировать агрессию. Сделать паузу. «Перемотать пленку назад»;

2) признать факт, правоту. Продемонстрировать понимание чувств. Попросить о конструктивной критике; сосредоточиться на том, в чем есть согласие;

3) переключиться на совместный анализ проблемы. Показать, что хотите найти лучшее решение;

4) вовлечь участников игры в совместный поиск вариантов.

Значимой функцией игровых имитационных занятий является также порождение здорового противоборства между участниками, что способствует развитию их конкурентоспособности, уверенности в себе и повышению самооценки. Участие в играх научает умению управлять своим имиджем и демонстрировать свое отличие от других участников, которые в профессиональной практике могут стать конкурентами. Это важная функция, так как конкуренция в будущем в связи с образованием глобальных рынков, быстрым развитием технологий и все ускоряющимся изменением вкусов потребителей и клиентов станет еще более интенсивной.

Игровые занятия максимально индивидуализируют процесс обучения, что дает возможность каждому участнику демонстрировать собственный как умственный, так и творческий потенциал. У обучаемых расширяется интерес к выбранной профессиональной деятельности. Это позволяет им наилучшим образом и с наименьшими потерями адаптироваться к ней в реальной практике с высокой степенью психологической и мотивационной готовности.

Усвояемость информации на занятиях с применением игровых технологий намного эффективнее, чем при традиционном обучении (об этом свидетельствуют и результаты многочисленных исследований). Здесь происходит и расширение диапазона профессионального мышления, и развитие творческого потенциала обучаемых, и освоение практических умений и навыков работы с людьми, приобретение, как уже отмечалось, социального опыта.

По данным известных в игропрактике специалистов В. И. Рыбальского и Н. Б. Мироносецкого введение и широкое использование деловых игр в вузах позволяет уменьшить отводимое на изучение некоторых дисциплин время на 30- 50 % при большей эффективности усвоения учебного материала. Процесс обучения становится более творческим, увлекательным, а активность обучаемых становится «вынужденной», так как сама обстановка интерактивного взаимодействия заставляет участников игрового процесса быть активными.

На игровых занятиях довольно легко определить формальных и неформальных лидеров, интеллектуальных и конкурентоспособных партнеров, пассивных и индифферентных участников, мотивированных и безразличных, опытных и начинающих и т.п., их достоинства и недостатки, проявляющиеся при взаимодействии, индивидуальный стиль общения. Нельзя не отметить и тот факт, что за время обучения в режиме интерактивного взаимодействия у участников игровых занятий происходит изменение личностных ценностных ориентаций, деловое общение наполняется новым, менее прагматическим и директивным и более гуманным, нравственным смыслом.

И наконец, многодневное или многоразовое участие (в течение семестра) в играх и тренингах позволяет обучаемым реализовать функцию отработки навыков вербализации, умения слушать, задавать вопросы и отвечать на них, осуществлять публичную презентацию информации.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 639; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!