История развития игровых технологий
Первые дидактические игры появились в нашей стране уже в конце XVIII в. В 1793 г. была издана игра по освоению детьми азбуки в процессе игры, а в 1886 г. игра капитана Н.А. Сыкалова для обучения солдат, рядовых пехоты уставу царской армии.
В разные годы игра привлекала к себе пристальное внимание не только психологов, философов и искусствоведов, но также исследователей и практиков в различных областях профессиональной деятельности. Человечество с древности стремилось использовать трудовые ресурсы как можно эффективнее. Это связано, на наш взгляд, с таким явлением, как профессионализм. Для формирования и развития профессионализма появились специальные учебные заведения, в них осуществлялся учебный процесс и, соответственно, использовались разнообразные способы, методы, или, как теперь называют, технологии обучения. Наряду с традиционными методами (урок, лекция, семинар, практическое или лабораторное занятие) были разработаны и методы активного обучения (МАО) или интенсивные технологии обучения (ИТО): дидактические, деловые и имитационные игры, тренинги, анализ конкретных ситуаций и т.д.
На основе исследований различного игрового поведения были разработаны многосторонне направленные игровые методики обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров. Несмотря на все их различие, главная отличительная черта этих методик - то, что обучение осуществляется при определяемой условностью ситуации неосознанности настоящих целей деятельности.
|
|
История деловых и имитационных игр, как и игр вообще, представлена также в ряде отечественных трудов.
Известные исследователи методов активного обучения Я. М.Бельчиков и М. М. Бирштейн отмечают, что деловые игры впервые были разработаны и применены в нашей стране в 1932 г. Их создание явилось откликом на потребность промышленности, первый опыт проведения производственных игр сразу же получил признание и бурное развитие.
Метод был подхвачен многими промышленными предприятиями и использован для ускорения управления предприятиями.
В 1930-х гг. - для быстрого освоения вводимой в то время новой диспетчерской системы управления. Деловые игры применялись для апробации проектов диспетчерской системы и одновременно с целью подготовки специалистов к работе при проектируемой перестройке управления.
Существовавшие в то время наркоматы (например, энергетики и электрификации) использовали деловые игры как инструмент для повышения квалификации и аттестации своих специалистов.
Наркомат высшего образования предложил применить деловые игры в учебном процессе промышленных академий и вузов и санкционировал развертывание научно-исследовательских работ по игровому моделированию.
|
|
В 1930-х п. была разработана методика проведения производственных игр, создана их первая классификация и намечены перспективы развития и использования.
В 1934-1935 п. были проведены проектировочные диспетчерские игры. Это делалось, как правило, с участием фактических руководителей производства.
В 1930-е гг. широко распространились аварийные игры. Необходимость в них возникла в связи с большим количеством крупных и мелких аварий на электростанциях.
В 1938 г. деловые игры в нашей стране были запрещены, как и кибернетика, генетика и некоторые другие разделы науки.
И в последующие годы деловые игры развивались в основном за рубежом. В научно-технических журналах начали появляться статьи о зарубежном опыте игрового моделирования (пока в нашей стране игры были запрещены, за рубежом, в частности в США, они эффективно развивались). В конце 1950-х гг. в США деловые игры как метод были заново «изобретены» в связи с решением проблемы снабжения армии, и интерес к ним начал быстро развиваться во всем мире.
В 1955 г. американская корпорация «Рэнд корпорейшн» разработала первую машинную игру для службы материально-технического обеспечения американского военно-воздушного флота, которая открыла путь к развитию и применению имитационных игр для моделирования производственно-хозяйственных организаций.
|
|
Первая деловая игра в США (АМА) была создана в 1956 г. Американской ассоциацией управления. В ходе поисков новых форм обучения, которые позволили бы провести практические занятия по принятию решений в управлении фирмой, ученые этой ассоциации создали управленческую игру с применением ЭВМ. Игра называлась «Имитация решений в высшем управленческом звене». Темой ее был взят один из актуальнейших вопросов Соединенных Штатов - развитие крупной производственной компании в течение 4-5 лет. Развитие это происходит в острой конкурентной борьбе, сопровождается всякого рода неполадками, перебоями в снабжении, кризисом сбыта и т. п. Первый эксперимент с данной игрой прошел 27 мая 1957 г. на ежегодном семинаре Американской ассоциации управления по принятию решений при участии 20 президентов крупнейших фирм. Игра сразу же получила широкое признание в США. Было создано много ее модификаций. С тех пор имитационные игры, моделирующие функционирование производственно-хозяйственных операций, стали называться «деловыми», или «управленческими». В зарубежной и отечественной литературе этот термин широко используется до настоящего времени. Через 10 лет игры применялись почти во всех американских школах бизнеса.
|
|
Первые деловые американские игры не отражали процесс принятия решения, основное внимание уделялось выбору из нескольких готовых вариантов. Большая часть из них - это рыночные игры. Они, как правило, моделировали деятельность нескольких предприятий, производящих какой-либо продукт и сбывающих его на рынке. Каждую компанию представляла команда игроков, которая принимала решение по нескольким управляемым параметрам. Решения в таких играх рассчитываются по некоторой математической модели, и игроки информируются о результатах своих действий.
Затем широкое распространение получили внутрифирменные игры, включающие более выраженный драматический компонент. В такого рода играх участники получали возможность развить управленческие навыки, обучиться принимать решения в сложных ситуациях с учетом многих факторов.
Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 353; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!