Советская историческая наука в условиях развитого социализма 33 страница
Изучение истории революционного движения и передовой общественной мысли в России XIX в.
Дворянский период в истории российского революционного движения разрабатывался главным образом со стороны его идейно-теоретических и международных аспектов. Центральная его проблема — декабристское движение — нашла наиболее полное воплощение в работах М. В. Нечкиной. В 1975 г., когда отмечалось 150-летие восстания декабристов, М. В. Нечкина выступила с рядом статей, раскрывающих всемирно-историческое значение начала революционного движения в России2.
Монографическое исследование С. С. Ланды «Дух революционных преобразований», вышедшее в свет в 1975 г., посвящено анализу процесса формирования мировоззрения декабристов. Революционное движение и передовая общественная мысль 30—40-х годов XIX в. освещена в книге Л. И. Насонкиной «Московский университет после восстания декабристов» (1972).
Революционно-демократический этап в освободительном движении изучался неравномерно. Сравнительно мало было издано работ о Н. Г. Чернышевском и Н. А. Добролюбове, поскольку их мировоззрение и революционная деятельность находились в центре внимания исследователей в предшествующие десятилетия. Что касается А. И. Герцена и Н. П. Огарева, то им в рассматриваемый период посвящено несколько ценных работ. Обширные связи Герцена и Огарева с передовыми деятелями России, выступавшими их тайными корреспондентами, роль Герцена в разоблачении секретной политической истории России XVIII—■ XIX вв. раскрываются в работах Н. Я. Эйдельмана3. Большой научный интерес представляет монография 3. В. Смирновой
|
|
1 Лаверычев В. Я. Крупная буржуазия в пореформенной России (1861—
1900 гг.). М., 1974.
2 Нечкина М. В. 150-летний юбилей восстания декабристов. — Истори
ческие записки. М., 1975, т. 96; ее же. Декабристы во всемирно-историческом
процессе (к методологии изучения декабризма). — Вопросы истории, 1975, № 12.
3 Эйдельман Н. Я. Тайные корреспонденты «Полярной Звезды». М., 1966;
его же. Герцен против самодержавия. М., 1973.
8* |
227
«Социальная философия А. И. Герцена» (1973), дающая наиболее полное освещение социально-политических и философско-всторических воззрений великого демократа.
Не менее интенсивно изучалось мировоззрение Н. П. Огарева. Среди работ о нем выделяется монография Е. Л. Рудницкой «Н. П. Огарев в русском революционном движении» (1969), в которой революционная деятельность Н. П. Огарева раскрывается многопланово — от характеристики процесса формирования воззрений юного демократа до его совместной деятельности с А. И. Герценом в заграничный период. Среди новейших работ о Н. П. Огареве необходимо назвать монографию С. Конкина '. .', Существенным пробелом в изучении освободительного движения в России середины прошлого века являлась революционно-практическая деятельность его наиболее выдающихся представителей. Этот пробел успешно восполняется в связи с широко развернувшимся изучением первой революционной ситуации в России, превратившимся в одно из основных направлений в исследовании истории революционного движения в России XIX в. В 1958 г. для организации изучения этой проблемы при Институте истории АН СССР была создана группа под руководством М. В. Нечкиной. Этой группой изданы семь сборников статей «Революционная ситуация в России в 1859—1861 гг.» (1961—1978), а также ряд монографий. Исследователями изучен огромный материал, извлеченный главным образом из архивов, значительно расширен круг изучаемых вопросов. Группа переиздала ряд ценнейших источников («Колокол», «Полярная Звезда», «Исторические сборники», «Голоса из России»), которыми вооружила исследователей страны.
|
|
Основными аспектами изучения явились: ленинская концепция революционной ситуации и определение проблематики исследований; анализ экономических предпосылок революционной ситуации в России; крестьянское движение в стране, его особенности в годы революционной ситуации; солдатское движение в тот же период; революционное движение в России и польское национально-освободительное движение 1863 г.;. деятельность Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, Н. П. Огарева в годы революционной ситуации; революционная деятельность «Земли и воли» 60-х годов2; студенческое движение, общественное движение в годы первой революционной ситуации3; кризис «верхов»; революционное движение в различных районах России и в ее национальных окраинах.
|
|
Итоги этой большой работы были подведены в коллективной монографии «Революционная ситуация в России в середине
1 Конкин С. Николай Огарев. Жизнь, идейно-творческие искания, борьба. Саранск, 1975.
2, Л инков Я- И. Революционная борьба А. И. Герцена и Н. П. Огарева и тайное общество «Земля и воля» 60-х годов. М., 1964.
8 Сладкевич Н. Г. Очерки истории общественной мысли России в конце 50-Х'—начале 60-х годов XIX в. (Борьба общественных течений в годы первой революционной ситуации). Л., 1962.
228
XIX века» (1978), в которой приняли участие ученые исследовательских учреждений, университетов и пединститутов. В процессе подготовки этой монографии были решены многие принципиальные и спорные вопросы —о связи революционной ситуации с глубинными процессами социально-экономического развития страны, о соотношении объективных и субъективных факторов в процессе назревания революционной ситуации, о ее этапах, о развитии революционных событий в России в 1859—1863 гг. и многие другие.
|
|
В 1980 г. М. В. Нечкина объединила свои работы о первой революционной ситуации, выходившие в 1928—1979 гг., в сборнике «Встреча двух поколений». На основании обширнейшего документального материала, в том числе конспиративных документов Н. П. Огарева и А. И. Герцена из Пражской коллекции ЦГАОР, М. В. Нечкина раскрыла проблему смены дворянского этапа революционного движения разночинским в условиях первой революционной ситуации через взаимодействие лондонского центра во главе с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым и петербургского центра во главе с Н.Г.Чернышевским и Н.А.Добролюбовым, создание первой революционной организации 60-х годов XIX в. «Земля и воля».
Примечательной особенностью изучения советскими историками революционного движения в России явилось то, что на первый план выдвинулись проблемы, которые на предшествующем этапе не изучались или разрабатывались слабо. Характерно при этом стремление исследователей к обобщающим по» строениям. Монографическое изучение вопросов истории революционного движения приобрело важное и, по существу, определяющее значение.
Среди проблем истории революционного движения второй половины XIX в., привлекших пристальное внимание исследователей за последние двадцать лет, была несомненно проблема революционного народничества. Обращение к ней оказалось связанным с необходимостью широкого обсуждения ряда спорных вопросов, выработки нового подхода к изучению истории революционного народничества и вызванного этим решения целого комплекса проблем.
Критический пересмотр утвердившихся представлений касался прежде всего неумеренного противопоставления революционных народников 70-х годов революционерам-демократам «шестидесятникам»—Н. Г. Чернышевскому, Н. А. Добролюбову и плеяде их соратников. Тезис о революционных народниках как представителях революционного демократизма и продолжателях идей «шестидесятников» получил развернутое обоснование в работах Б. П. Козьмина'., который доказывал, что
1 Козьмич Б. П. Русская секция Первого Интернационала. М., 1957; его
же. Народничество на буржуазно-демократическом этапе освободительного
движения. — Исторические записки, 1959, т. 65. . . ,
223
народническая доктрина в своих основных принципах содержалась уже в трудах Н. Г. Чернышевского и в особенности в произведениях А. И. Герцена.
Важное значение для изучения революционного народничества имела монография Ш. М. Левина', который был не согласен с Б. П. Кузьминым в определении периода оформления доктрины революционного народничества, полагая, что это произошло на рубеже 60—70-х годов и получило отражение в произведениях П. Л. Лаврова, М. А. Бакунина, П. Н. Ткачева. К указанным расхождениям добавились другие — об этапах истории народничества, его общей оценке в истории российского освободительного движения, разрешении народниками вопроса о судьбах капитализма в России, о понимании характера сложной и противоречивой народнической идеологии в целом, ее эволюции, о деятельности революционных народников среди рабочих, об отношении между народничеством и русской социал-демократией.
Разногласия между исследователями привели к дискуссии, которая развернулась на страницах журналов «Вопросы литературы» (1960—1961) и «История СССР» (1961—1962). Дискуссия продолжалась в исследовательских работах — статьях и монографиях.
Исследованию истории народничества способствовала группа по изучению общественного движения в пореформенной России, возникшая в Институте истории АН СССР и начавшая свою исследовательскую и координационную деятельность в 1961 г.2
В 1961 г. была издана монография П. С. Ткаченко «Революционная народническая организация «Земля и воля». Автор высоко оценивает деятельность этой организации и подробно ее характеризует. В последующие годы вышли работы Р. В. Филиппова3, Н. А. Троицкого4, Э. С. Виленской5, касавшиеся деятельности ранних народнических организаций. Исследователи спорили о времени формирования народнической доктрины. Если Р. В. Филиппов полагает, что она оформилась на рубеже 60—70-х годов и связывает исходный момент ее оформления с деятельностью ищутинцев, то Э. С. Виленская находит, что народническая идеология оформилась еще в эпоху падения
1 Левин Ш. М. Общественное движение в России в 60-—70-е годы XIX в.
М., 1958.
2 В 1965 г. группа издала сборник статей «Общественное движение в по
реформенной России», посвященный 85-летию со дня рождения Б. П. Козьми-
на. В сборнике опубликована хроника заседаний группы с 1961 по 1965 г.
3 Филиппов Р. В. Из истории революционно-демократического движения
в России в конце 60-х ■— начале 70-х годов XIX в. Петрозаводск, 1962; его же.
Идеология «Большого общества пропаганды» (1869—1874). Петрозаводск, 1963.
* Троицкий Н. А. Большое общество пропаганды. 1871—1874 (так называемые «чайковцы»), Саратов, 1963.
5 Виленская Э. С. Революционное подполье в России (60-е годы XIX в.,). М., 1965.
230
крепостного права и нашла свое выражение в трудах А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского.
Б. С. Итенберг в монографии «Движение революционного народничества. Народнические кружки и «хождение в народ» в 70-х годах XIX в.» (1965) наряду с большим и новым материалом, широко раскрывающим тему, коснулся спорных проблем истории революционного народничества — отношения революционных народников к «шестидесятникам», оценки народниками вопроса о судьбах капитализма в России и др. Б. С. Итенберг считает революционных народников преемниками и продолжателями Чернышевского, полагая, что явления пореформенного периода, связанные с развитием капитализма в стране, могли быть оценены современниками не ранее конца 70-х — начала 80-х годов прошлого века. Эти взгляды встретили возражение со стороны ряда советских историков.
В 1966 г. вышли два исследования, посвященных истории революционного народничества,— монографии С. С. Волка и М. Г. Седова1. Первая из них, характеризующая деятельность «Народной воли», отмечает сильные стороны народнической доктрины, а также указывает на слабые стороны их деятельности, прежде всего на отсутствие опоры в массах, что и предопределило поражение «Народной воли». Монография М.Г.Седова начинается с оценки «Земли и воли», но в центре внимания находится «Народная воля». Деятельность этой организации автор считает высшим взлетом в революционной борьбе народников.
Исследователи стали обращать пристальное внимание идейным и теоретическим исканиям революционеров в конце 70-х—• начале 80-х годов. В. А. Твардовская показала процесс изживания анархо-бакунистского аполитизма и выработки новой социально-политической доктрины народнического движения2.
В последующий период были изданы исследования Н. А. Троицкого3, содержащие новые материалы и ценные обобщения по революционному народничеству. Издавались работы, посвященные идеологам и выдающимся деятелям народнического движения. Однако в некоторых из них, например в книге Н. М. Пирумовой, проявилась тенденция идеализации воззрений и деятельности М. Бакунина4.
Советские историки изучали также вторую революционную ситуацию в России конца 70-х — начала 80-х годов. Изданы две
1 Волк С. С. Народная воля. М. — Л., 1966; Седов М. Г. Героический
период революционного народничества. М., 1966:
2 Твардовская В. А. Социалистическая мысль в России на рубеже 1870—
1880-х годов. М., 1969.
3 Троицкий Н. А. «Народная воля» перед царским судом. 1880—1891 гг.
Саратов, 1971; его же. Царские суды против революционной России. Полити
ческие процессы 1871—1880. Саратов, 1976; его же. Царизм под судом про
грессивной общественности. 1866—1895 гг. М., 1979.
4 Пирумова Н. М. Михаил Бакунин. Серия «Жизнь замечательных людей».
М., 1970.
231
монографии, посвященные этой проблеме,— М. И. Хейфеца и П. А. Зайончковского'. В этих исследованиях рассмотрен кризис внутренней политики царизма в конце 70-х — начале 80-х годов, определяются вызвавшие его социальные силы. М. И. Хейфец считает такой силой крестьянское движение. Ближе к истине П. А. Зайончковский, который полагает, что непосредственной причиной кризиса была героическая борьба народовольцев.
Однако вторая революционная ситуация в России изучена недостаточно, особенно сравнительно с первой. Большинство работ, ей посвященных, ограничивается кризисом «верхов», другие же ее признаки, их взаимодействие, специфические особенности должным образом не изучены.
Исследовательская работа по изучению революционного движения в XIX в. развертывалась и в крупнейших регионах страны — на Украине, в Поволжье, на Урале, в Сибири. В некоторых из них изданы ценные монографии. Таковы исследования Г. Н. Вульфсона и 3. В. Першиной2. В Саратове регулярно издается межвузовский сборник «Освободительное движение», в котором исследуются как общероссийские, так и региональные проблемы освободительного движения дореволюционного периода.
Советские историки уделили внимание исследованию передовой общественной мысли. Сложность этой проблемы вызвала необходимость обращения к изучению ленинского теоретического наследия, в котором эта проблема получила исчерпывающее объяснение. Теоретическое наследие В. И. Ленина, характеризующее его отношение ко всем главнейшим направлениям русской общественно-политической мысли XIX—начала XX в., было освещено в коллективной монографии ленинградских историков, изданной в связи с 100-летием со дня рождения В. И. Ленина3.
Издавались и другие работы, посвященные проблемам истории русской общественной мысли, прежде всего ее передовых течений4. Разрешалась проблема отношения марксизма к народничеству5, поскольку в отдельных работах продолжала допускаться некоторая идеализация последнего.
1 Хешрец М. И. Вторая революционная ситуация в России. (Koiieu 70-х—
начало 80-х годов XIX в.). Кризис правительственной политики. М., 1963;
Зайончковский П. А. Кризис самодержавия на рубеже 1870— 1880-х годов
М, 1964.
2 Вульфсон Г. Н. Разночннно-демократическое движение в Поволжье и
на Урале в годы первой революционной ситуации. Казань, 1974; Першина 3, В.
Очерки истории революционного движения на юге Украины. Киев — Одесса
1975.
3 В. И. Ленин и русская общественно-политическая мысль XIX — начала
XX в. М. — Л., 1969.
1 Володин А. И. Гегель и русская социалистическая мысль XIX в. М., 1973.
5 Хорос В. Г. Народническая идеология и марксизм. М., 1972; Пантин И. К. Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке. М., 1973; Водолазов Г. Г. От Чернышевского к Плеханову. М., 1969.
232
Конкретных исследований, посвященных проблемам истории передовой общественной мысли в России, было издано немного.' Среди них необходимо выделить «Очерки по истории русской общественной мысли. Вторая половина XIX —начало XX в.», принадлежащие перу Ш. М. Левина. Ценность этой монографии -заключается в том, что ее первые две части, посвященные освободительному движению 60—70-х годов XIX в., изложены в историографическом плане, благодаря чему книга выполняет двоякую функцию —знакомит с историей передовой общественной мысли пореформенной России и с ее историографией.
Таким образом, советские исследователи проделали большую работу по изучению истории революционного движения и передовой общественной мысли в России XIX в., настойчиво овладевали ленинским теоретическим наследием, в процессе дискуссий вырабатывали единые критерии в оценке изучаемых процессов и явлений.
Изучение истории пролетариата и его революционной борьбы в XIX в. Передовой силой капиталистического общества, авангардом и руководителем трудящихся масс в борьбе за революционное низвержение социального гнета и неравенства является пролетариат. Потому история пролетарского революционного движения составляет одно из важнейших направлений советской историографии. С конца 50-х годов разработка истории пролетариата второй половины XIX в. вступает в новую фазу.. От изучения его отдельных выступлений историки перешли к систематическому исследованию всех сторон жизни и деятельности рабочего класса.
Формирование рабочего класса связано с превращением мануфактуры в фабрику и явилось главной социальной стороной промышленного переворота. После работы А. Г. Ратина, систематизировавшего обширные данные о формировании рабочего класса в масштабах всей страны, в ряде работ было дано развернутое исследование складывания пролетариата в крупнейших индустриальных районах, прежде всего в Москве и Петербурге '. В этих работах рассматривался вопрос образования слоя постоянных наемных рабочих, вскрывались источники формирования пролетарских кадров, устанавливалась их численность. Было показано, что постоянные рабочие становились преобладающим слоем среди рабочих крупной промышленности по мере превращения мануфактуры в фабрику, а главным источником рабочих кадров являлось разоряющееся крестьянство. Процесс образования класса промышленных пролетариев в России завершился в основном в 80-х годах XIX в. При изучении формирования пролетариата первостепенное значение имеет
Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!