О некоторых способах подкисленная крови 19 страница



Как видите, при беге организм может перейти на жировые запа­сы уже через 80 минут бега, а при голодании лишь на третьи или чет­вертые сутки. Настолько велика разница в скорости подкисления кро­ви при беге и при голодании. Но если мы не будем ни бегать, ни го­лодать, а будем только подкисливать кровь одной из органических кислот, то в любой момент мы сможем мобилизовать свои жировые запасы, не испытывая при этом никакого чувства голода. Более под­робно об этом говорится в 8-ой главе.

Легко мобилизуются жировые запасы и у перелетных птиц. Этому способствует и молочная кислота, которая вырабатывается в процессе полета, а также и более высокий по сравнению с человеком уровень кислотности крови у птиц и в состоянии покоя.

Как видим, не голодание творит чудеса, а всего лишь подкисле­ние крови. И в организме после третьего дня голодания появляется не бог весть откуда взявшаяся огромная энергия, а всего лишь достаточная для этого состояния организма энергия. И обеспечивается она жирными кислотами и кетоновыми телами. Поэтому и проходит у нас чувство голода.

Следует сказать, что и мозг в первые дни голодания испытывает недостаток в питании. Он питается только глюкозой и в больших коли­чествах — около 100 г глюкозы в сутки. На окисление этой глюкозы расходуется около 20 % от всего поступающего в организм кислоро­да. Но когда организм при голодании начинает использовать жирные кислоты и в крови повышается уровень кетоновых тел, то часть по­требляемой мозгом энергии обеспечивается за счет этих тел.

Теперь нам становится ясно почему так трудно проходят первые три дня голодания. Но если голодание начать одновременно с подкислением крови какой-либо кислотой, то организм не будет испытывать чувства голода с первых же дней голодания.

Очень интересно говорится о подкислении во время голодания и в книге Дж. Армстронга 'Живая вода. Читая эту книгу, мы все внима­ние уделяем только уринотерапии, не обращая, как правило, внима­ния на то обстоятельство, что Армстронг проводил эту терапию обяза­тельно на фоне голодания. Читаем у него: А теперь о пользе втира­ния мочи и о подробностях моего самолечения. Во время моей первой

149


голодовки на воде и моче я был удивлен, но не встревожен, когда ощутил сердцебиение. Оно иногда было таким сильным, что казалось, будто у меня было не одно сердце, а два. Тогда я начал натирать мо­чой голову, шею и другие части тела — сердцебиение прекратилось. Я понял, что могу продолжать голод, не прерывая своей обычной дея­тельности.

Мои пациенты с кожными заболеваниями при растирании во время голодания продолжали обычную работу и никто не догадывался, что они голодают. После растирания мочой даже врач с помощью ап­паратуры не смог бы обнаружить по моему сердцу, что я ничего не ел. Однако он это обнаружил бы, если бы я не растирался мочой.

Надо сразу сказать, что Армстронг нигде не обмолвился о том, что голодание или урина подкисливают кровь. Просто он считал, что 'голодание является частью лечения. Армстронг пишет: "Во время ле­чения он ничего не ел, а только пил мочу и пресную воду. Как видите, голодание по Брэггу — это как-бы только часть методики Армстронга, когда используется только голодание и вода, а Армстронг дополни­тельно при этом использовал еще и мочу. А мы уже знаем, что таким образом Армстронг подкисливал кровь. Но Брэгг использовал, в отли­чие от Армстронга, уже не обычную воду, а дистиллированную, и этим тоже как-бы частично компенсировал отсутствующее в его методике подкисление уриной. Но подкисление с помощью дистиллированной воды все же уступало подкислению с помощью мочи, поэтому у Арм­стронга мы не находим упоминаний о трудностях голодания в первые дни, а наоборот, он нашел способ как снять чувство голода при голо­дании — с помощью натирания мочой кожных покровов тела. Этим он усиливал подкисление крови, хотя сам он об этом и не говорил.

Армстронг добивался, конечно, больших результатов, чем Брэгг. Об этом легко судить и по его книге 'Живая вода. И этого он доби­вался более интенсивным подкислением крови. Если Брэгг пользовался только тем подкислением, которое создавал сам режим голодания и дистиллированная вода, то Армстронг к этому подкислению добавлял дополнительное с помощью мочи. Кроме того, будучи очень наблюда­тельным, он увидел, что недостаточно только пить мочу, а необходимо еще и натираться ею. Этим он значительно увеличивал степень крови. И вот при таком большом подкислении организм пе­реставал испытывать голод, так как быстро начинали мобилизовывать­ся жировые запасы. А Брэгг выжидал, пока в результате, по крайней мере, трех дней голодания в организме создавалась подкисленная среда и в кровь начинали поступать жирные кислоты и кетоновые те­ла, которые и решали энергетическую проблему организма. Но я не совсем точно сказал, что Брэгг выжидал, пока в результате трех дней голодания в организме создавалась подкисленная среда. Брэгг просто ничего не знал, что происходило в течение этих дней в организме. И

150


уж никак он не стремился подкисливать кровь — наоборот, он считал, что все наши болезни вызваны именно кислой реакцией крови. Он лишь по опыту знал, что улучшение наступает после трех дней голода­ния. Как видите, и ничего по сути не зная о своей методике оздоро­вления, можно пытаться лечить людей и при этом добиваться успехов.

Таким образом, лечебное голодание стоит в одном ряду и с уринотерапией, и с волевой ликвидацией глубокого дыхания, — все эти методы оздоровления базируются на одном действии — на подкисле­нии крови. И если вы захотите голодать и после прочтения этой главы, то я посоветовал бы вам не исключать при этом дистиллированную воду, да еще и подкисленную лимонной кислотой. И чувство голода не будет досаждать вам с первого же дня голодания. Такое голодание с интенсивным подкислением я оправдываю только в одном случае — когда вам необходимо избавиться от избыточного веса (более под­робно об этом говорится в 8-ой главе). Но использовать голодание только для подкисления организма с одновременной потерей необхо­димых организму энергетических и строительных запасов — вряд ли это будет оправданным решением. А ведь при длительном голодании расходуются в большом количестве и белки — до 20 г в сутки, а это приводит к невосполнимым потерям здоровья, к преждевременному старению, а иногда может привести и к гибели.

У Армстронга один из пациентов голодал 101 день. Разве он по­шел бы на такой неоправданный риск, если бы знал, что и голодание, и уринотерапия — это всего лишь подкисление крови, которое можно выполнить гораздо проще и эффективнее другими средствами.

В связи с тем, что оздоровительный эффект при голодании являет­ся следствием только подкисления крови, становится очевидным, что 24-х или 36-ти часовое голодание — это совершенно бессмысленное мероприятие. За это время может быть только израсходован нако­пленный в организме гликоген, но не произойдет никакого подкисле­ния крови. Нисколько за это время не будут израсходованы и жиры. И если они у кого-то имелись в избытке, то они так и останутся невос­требованными.

К слову сказать, и так называемая оздоровительная система Порфирия Иванова (известная многим 'Детка'), которая тоже вклю­чает в себя кратковременное голодание (не более полутора суток), да еще и без употребления воды, — все это лишь по иронии можно на­звать оздоровительной системой.

Сейчас я объясню, почему так негативно я оцениваю систему оздоровления Порфирия Иванова, но сначала мне хотелось бы ска­зать несколько слов общего характера, касающихся всех оздорови­тельных методик. Прежде всего каждая из таких методик должна быть понятна и доступна большинству людей. Нельзя же в качестве основ­ного аргумента многих из методик использовать только авторитет ее

151


создателя. В таком случае нам следовало бы прислушиваться прежде всего, к советам Махмуда Эйвазова, речь о котором шла в первой главе этой книги, ведь он прожил больше всех из тех людей, которые указывали на состояние своего здоровья и на свой возраст как на основное доказательство верности предлагаемой ими методики оздо­ровления. Но мы уже знаем, что Махмуду Эйвазову помогли прожить столь долгую жизнь Талышские горы, на которых он жил и пас овец. Эти горы состоят из магматических пород и в них нет кальция, а по­этому местная природная вода также почти не имела кальция, что и повлияло благоприятно на здоровье и на продолжительность жизни Махмуда Эйвазова. Если же следовать его советам и жить, например, в Одессе, то не исключено, что можно окончить свою жизнь и в 60 лет.

Порфирий Иванов тоже обратился к нам со своими советами-заповедями под названием 'Детка с позиции своего возраста (он прожил 85 лет). Он ничего не объясняет, а лишь просит следовать его советам, так как он полагает, надо думать, что столь преклонного возраста он достиг только благодаря тем действиям, которые он по­стоянно выполнял. Возможно, что эти действия и несут в себе оздо­равливающее воздействие на наш организм, но настолько ли они эф­фективны, чтобы взять их за основу нашего оздоровления? Попытаем­ся кратко остановиться хотя бы на некоторых из этих 12-ти заповедей.

Первая заповедь. "Два раза в день купайся в холодной природ­ной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайся, в чем можешь: озере, речке, ванной, принимай душ или обливайся — это твои условия. Горя­чее купание заверши холодным.

Чуть выше в этой главе уже говорилось о низкотемпературном воздействии на организм. В основе этого лечебного метода лежит все то же подкисление крови, но лишь незначительное, более эффективно можно подкислиться любой органической кислотой, не прибегая к об­ливанию холодной водой. Мы, конечно, не можем ставить в вину П. Иванову то обстоятельство, что он не сказал нам ничего о меха­низме холодового воздействия на организм. Но можем ли мы при­знать, что идея обливания холодной водой принадлежит исключительно П. Иванову? Нет, конечно, Водолечением занимался лет сто до Ива­нова немецкий священник Себастьян Кнейп (его книга 'Мое водолече­ние), а также наш соотечественник Каминский (его книга о водолече­нии называется 'Друг здравия), который опередил в этом Иванова на целых полстолетия. Но суть не в авторстве. Водолечение не получило широкого распространения по причине малой эффективности этого метода, а также и по причине его обременительности.

А вот что пишет по поводу водных процедур известный уже нам Евгений Мильнер ('ФИС, 1991, № 12, 'Личная жизнь бывшего мара­фонца'): 'Мой второй жизненный кризис начался с того, что я решил

152


доказать, что я тоже могу быть 'моржом, как все нормальные люди. Все эти годы я вел безуспешную борьбу с холодной водой. Ничего не получалось, я плюнул и поставил на этом крест. Но тут сериями пошли статьи о системе закаливания знаменитого теперь Порфирия Иванова. И главное, все гениально просто: вылить два ведра холодной воды на голову утром и вечером, походить босичком по сырой земле-матушке, и все болезни долой! И я начал закаливаться.

Что значит два раза по два ведра?! Первую неделю я обливался в ванной водой из-под крана по два ведра три раза в день (знай на­ших!) перед завтраком, обедом и ужином. Скоро я, правда, сник и оставил только два обливания — утром и вечером. Вскоре на бедрах появилась красная сыпь, потом пошла обычная простуда, но я не от­ступал: по системе надо продолжать обливания, даже если повысится температура. Иначе можно навредить организму. Не будем вредить, будем обливаться! И еще две недели водных процедур. Интересно, что простуду действительно как ветром сдуло, самочувствие прекрасное, только холодновато немного и познабливает. Правда, красные пятна на бедрах набирали силу и зуд появился. И вот случилось то, что и должно было случиться: заболели и распухли сначала левый, а потом и правый сустав. И тогда только я вспомнил эвакуацию, наш подвал и бедные мои суставы... Обливания я прекратил сразу: 'терпелка кончилась.

Кстати, через два года после этой истории, когда в общем-то все неприятности с суставами уже были позади, я навестил моего друга детства Марка Лейкина в Симферополе и увидел, как он в ванной об­ливается холодной водой. И опять во мне кровь взыграла, и я решил еще раз, теперь уже совершенно точно самый последний, попробо­вать начать все сначала, то есть известную 'Детку'. Но температуру воды все же решил ограничить двадцатью градусами. Начал с одного ведра утром после зарядки. Две недели держался, потом все пошло по предыдущему сценарию: легкая простуда, обливания продолжаю, все проходит, потом появляется красная сыпь на бедрах и зуд. Все, продолжения я ждать не стал.

В нашем клубе (клубе любителей бега) я знаю по крайней мере нескольких человек, которые стали жертвами холодовой аллергии. Света Сапожникова, первая марафонка клуба (и последняя!), тоже решила освоить 'Детку'. Через неделю появилась красная сыпь на те­ле, потом зуд, дальше легкая простуда и, наконец, радикулит. У Ана­толия М. через месяц после начала водных процедур по системе Ива­нова все тело покрылось красной сыпью, которая вызывала нестерпи­мый зуд. С огромным трудом ему удалось избавиться от холодовых реакций с помощью лечебных средств.

Когда сторонники водолечения заявляют о его эффективности, то такие утверждения следует пропускать через сито относительности.

153


До, лучше обливаться холодной водой, чем ничего не делать для свое­го здоровья. Как говорится — на безрыбье и рак рыба. Но стоит ли останавливаться на какой-то случайной и не совсем ясной методике оздоровления? Мы не в состоянии опробовать при нашей короткой жизни все предлагаемые методики и выбрать лучшую. Поэтому я и пы­таюсь аргументировано обосновать ту или иную методику, показать, в чем заключаются недостатки одной и достоинства другой, чтобы чи­татели могли осознанно выбирать и более простую, и более эффек­тивную для себя оздоровительную систему.

Итак, обливание холодной водой дает нам некоторое оздоровле­ние. А что же дают нам другие заповеди 'Детки? Читаем другую за­поведь: 'Перед купанием или после него, а если возможно, то и со­вместно с ним выйди на природу, встать босыми ногами на землю, а зимой на снег хотя бы на 1 — 2 минуты. Вдохни ртом воздух несколько раз и мысленно пожелай себе и всем людям здоровья'.

И опять первенство в 'хождении босиком принадлежит все тому же немецкому священнику Себастьяну Кнейпу, который занимался во­долечением еще в XIX веке. Он выдвинул смелые по тому времени лозунги: 'Самая лучшая обувь — это отсутствие обуви' и 'Каждый шаг босиком — это лишняя минута жизни. Но дело не в первенстве — кто первый сказал 'делай так. Нас интересует эффективность оздорови­тельных процедур. И если первую заповедь 'Детки можно отнести к системе не столь эффективного подкисления крови, то вторую — к ка­тегории бесполезного занятия. Но все это выдается как эффективное закаливание.

Никакое закаливание не дает нам полноценного здоровья — об этом можно прочитать в 18-ой главе этой книги.

В связи со второй заповедью мне припомнился очень давний слу­чай. Во время Великой Отечественной войны я жил в Казахстане. И вот зимним морозным днем в начале 1945 года к нам в село зашло двое незнакомых мужчин. Они подошли к колодцу, у которого было несколько моих односельчан, и спросили у кого бы можно было пере­ночевать. Колодцы же во время зимы, а в Казахстане зимой всегда стоят большие морозы, обрастают и внутри и снаружи наледями. И можете представить себе удивление сельских жителей, когда они уви­дели, что один из пришедших стоит на льду босыми ногами. Им каза­лось, что они увидели чудо. И это чудо имело свое естественное про­должение — оказалось, что этот человек умеет ворожить. Эта новость сразу разнеслась по селу. А кому в то время не хотелось узнать о своих близких, находившихся на войне. И все стали приглашать его погадать. Он с удовольствием ходил со своим спутником по домам и говорил всем приятные новости. У моего дедушки по отцу (Василия Павловича) пятеро сыновей было на фронте и от одного уже несколь­ко лет не было вестей, но этот предсказатель говорил, что война вот-

154


вот кончится и все его сыновья вернутся домой. Дедушка на радостях пообещал отдать ему патефон (самое дорогое, что у нас тогда было), когда вернутся сыновья. Но не пришлось отдавать патефон не только потому, что один мой дядя так и не вернулся домой, а просто некому было отдавать его, так как весной того же года умер этот предсказа­тель от простуды. Но не подумайте, что он постоянно ходил босиком. Его видели босым только когда он впервые появился у нас, а по селу он ходил уже обутым. Очевидно, этот предсказатель был хорошим психологом и знал как можно безошибочно воздействовать на массы. Но систематическим закаливанием он, по-видимому, не занимался, а поэтому мог серьезно заболеть. Правда, и закаливание не может слу­жить гарантией против простуды.

А теперь продолжим обсуждение заповедей Порфирия Иванова. Заповедь третья: 'Не употребляй алкоголя и не кури'. Эту заповедь я не берусь комментировать. Ее проповедуют все, да мало кто отказы­вается и от алкоголя, и от курения.

Заповедь четвертая: 'Старайся хоть раз в неделю полностью об­ходиться без пищи и воды, с пятницы (18 — 20 часов) до воскресенья (12 часов). Это твои заслуги и покой. Если тебе трудно, то держись хо­тя бы сутки.

Мы только что выяснили, что оздоровление при голодании проис­ходит в результате подкисления крови. А подкисление начинается с 3-го или 4-го дня голодания, когда начинается мобилизация жировых запасов и в крови накапливаются кетоновые тела, которые непосред­ственно и подкисливают кровь. Поэтому суточное или полуторасуточное голодание никаким оздоравливающим эффектом не обладает. Правда, кто-то может возразить, что даже при 24-часовом голодании снижается потребление пищи, мы как бы 52 дня в году ничего не едим. Это только так кажется, что не едим. Ведь за эти сутки мы добиваемся только снижения запасов гликогена в организме, но потом мы полнос­тью восполняем эти запасы. Голодание в течение суток ничего не дает нам в плане оздоровления. А если оно направлено на снижение сум­марного потребления пищи, то ведь можно точно так же волевым по­рядком каждый раз вставать из-за обеденного стола с небольшим чув­ством голода, как это рекомендуют французы, но почти никто не вы­полняет этой рекомендации, так как волевых людей не так уж много, а поесть всем хочется. А вот предложить такой режим питания, при котором наш организм по много часов не испытывал бы чувства голо­да и когда бы мы насыщались всего лишь небольшим количеством пи­щи, — это был бы реальный путь к оздоровлению. Обо всем этом го­ворится в 8-ой главе этой книги.

Что еще любопытно в четвертой заповеди Порфирия Иванова, так это голодание без употребления воды. И в этом апологеты 'Детки' видят нечто необыкновенное. Если организм не поить водой, то, по их

155


мнению, он начнет вырабатывать свою воду и этой водой будет еще более эффективно очищаться. Все это вздор. Единственное, чего мож­но добиться при безводном голодании, — это сгущения крови и свя­занных с этим неприятностей. А вода нужна организму и как веще­ство-растворитель, и как вещество-очиститель, и как вещество, эффек­тивно участвующее в терморегуляции организма. Поэтому вряд ли разумно при голодании не принимать еще и воду, да еще и не давая этому никакого объяснения, а всего лишь полагаясь на чей-то авторитет.

А в пятой заповеди говорится примерно то же, что я говорил по поводу четвертой заповеди, что после 24-х часового голодания мы с лихвой можем перекрыть наше пищевое воздержание последующей обильной едой. Цитирую: "В 12 часов дня воскресения выйди на при­роду босиком и несколько раз подыши и помысли, как написано выше. Это праздник твоего тела. После этого можешь кушать все, что тебе нравится."

Английский геронтолог Джустиан Гласе (ее книга "Жить до 180 лет) основным фактором борьбы со старением считала изменение укоренившихся принципов питания. О влиянии питания на здоровье человека говорится во многих работах ученых. О выборе продуктов питания неоднократно говорил и Брэгг, и Джарвис. В чем-то они были правы, а в чем-то ошибались, но только не были безразличны к тому, что мы едим.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!