Особенности зарубежных систем музыкального воспитания детей



 

 

 


Немецкая система музыкального

воспитания – автор Карл Орф

 

 

 

 

«Шульверк» (школа действия, школа творения)

Основана на развитии детского творчества

 

 

Основной метод музыкального воспитания в «Шульверке» – музыкальная

импровизация детей

 

 

Основное средство воздействия на ребенка – творческие музыкально-театрализованные игры, в которых объединяются пение, речь, жест, танец,

игра на музыкальных инструментах

 

 

Система К. Орфа построена на синтезировании различных видов музыкальной деятельности (пение, движении, игре на музыкальных инструментах)

посредством детского элементарного музицирования

 

Венгерская система музыкального

 воспитания – автор Золтан Кодай

 

 

 

В основе системы – пение – ведущий вид деятельности

(в силу народных венгерских традиций)

 

 

 

 

 

Обучение детей пению проводится с использованием релятивной (относительной) системы на основе народных песен и попевок – пение по ручным знакам воспитывает восприятие тяготения к устойчивым звукам, ощущение тоники

 

 

 

 

 

Японская система музыкального

воспитания – автор Синьити Судзуки (1989)

 

 

 

Система Судзуки – «Система воспитания таланта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суть концепции Судзуки

развитие психических функций

 человека и прежде всего способностей (таланта)

 

 

Особенность детских садов Судзуки

атмосфера любви, счастья, любви и внимания

 

 

 

 

Важные компоненты системы Судзуки

– обучение игре на скрипке в возрасте после двух лет;

– слушание музыки с рождения ребенка;

– музыкальный материал для музыкального воспитания                         младенца и ребенка первых лет жизни – музыка эпохи барокко и произведения композиторов-классиков

 

 

 

Цель программы для слушания

- сформировать эстетический вкус ребенка;

- развивать его музыкальную память;

- создавать предварительные условия для последующих                            музыкальных занятий на инструменте

 
                 

РАЗДЕЛ 2. РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СУБЪЕКТ

ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА 7. Концепция развития ребенка как субъекта детской

музыкальной деятельности

 

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика понятия «музыкальная деятельность».

2.  Виды музыкальной деятельности:

Ø восприятие музыки;

Ø исполнительство;

Ø творчество;

Ø музыкально-образовательная деятельность.

3. Особенности музыкальной деятельности детей.

4. Цели и задачи музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста

 

Литература:

1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А.  Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. – М., 2013.

2. Зак А.З., Мадорский Л.Ф.. Музыкальное воспитание ребёнка. – М., 2011.

3. Зимина А.Н. Теория и методика  музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2010.

4. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2011.

5. Сучкова И.М., Головнёва Г.В., Лысова Е.А. Музыкальное развитие детей 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» – М., 2011.

6. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика / Под ред. Г.М. Цыпина. – М., 2003.          

Задания для СРС:

1. Охарактеризуйте виды музыкальной деятельности.

2. Назовите этапы становления муз. деятельности в дошкольном возрасте.

3. Раскройте цели и задачи музыкального развития детей в разных возрастных группах.

4. Назовите ведущий вид музыкальной деятельности и его характерные особенности, проявляющиеся в различные возрастные периоды жизни дошкольников.

 

 

Виды музыкальной деятельности

 
 

 

 

 

   

 

 

 

   
 

Восприятие музыки

   

 

Восприятие музыки, специально

созданной для

слушания

 

Восприятие музыки

 в связи с ее

исполнением

 

Музыкально-

дидактические игры

 
 

 

 

 

   
 

 

 

 

   

Исполнительство

   

 

Пение

 

Музыкально-

ритмические

движения

 

Игра на

музыкальных

инструментах

 
 

 

 

   
 

Музыкальное творчество

   

 

Песенное

 творчество

 

Музыкально-

игровое и

танцевальное

творчество

 

Импровизация на детских

музыкальных

инструментах

 
 

 

 

 

   
 

 

 

 

   

Музыкально-образовательная

 деятельность

 

 

 

   

 

Знания

общего характера

 

Специальные знания,

связанные с различными

видами музыкальной

 деятельности

 
 

 

 

 

   
 

Пояснение термина

   

 

 

 

   

Деятельность – это активный процесс овладения общественным опытом,

достижениями культуры. Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. Музыка – язык чувств, поэтому имеет огромное значение в развитии чувств ребенка

 

Этапы становления музыкальной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

   

1 ЭТАП

2 ЭТАП

3 ЭТАП

 

 

 

 

 

   

 

   

Музыкально-предметная

деятельность

 

 

Музыкально-

игровая

деятельность

 

 

Музыкально-художественная деятельность

 

 

 

 

   

 

   

· интерес ребенка вызывают                  игрушки и                 инструменты,         издающие звуки;

 

· накапливается опыт манипулирования с ними;

 

· появляются                                предметные и                               сенсорные игры с объектами-носителями                 звуков.

 

· музыка – источник обогащения опыта эмоциональных отношений и                     переживаний;

 

· музыка –                       увлекательная                    игра;

 

· музыка – содержательная основа игр, отражение музыкальной культуры социума. 

 

· ребенка интересует не сам процесс, а                   качество результата деятельности;

· он способен дать оценку музыкальному произведению и выразить результаты собственного                      восприятия;

· исполнить музыкальное   произведение (спеть, станцевать, сыграть);

· сочинить (муз. импровизацию, муз.-дидактическую игру)

 
                                               

 

Цели музыкального воспитания и развития детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

v развитие музыкальной культуры ребенка-дошкольника;

v накопление у него опыта взаимодействия                                                с музыкальными произведениями;

v развитие у ребенка позиции активного участника, исполнителя – создателя музыкальных произведений.

 

 

 Задачи музыкального воспитания

 

 

 

 

 

 

Младший

дошкольный

 возраст

Средний

дошкольный

возраст

Старший

дошкольный

возраст

Детское музыкальное восприятие – слушание – интерпретация

 

· воспитание у детей слуховой сосредоточенности и                эмоциональной             отзывчивости на музыку;

· организация                       детского экспериментирования со звуками (музыкальными и шумовыми), знакомство с качествами музыкального звука                                  (высотой, длительностью, динамикой, тембром);

· активизация                      слуховой                   восприимчивости младших                        дошкольников. 

 

· воспитание слушательской культуры детей, развитие                 умений понимать и интерпретировать выразительные                    средства музыки;

· развитие умений                        сообщать о себе,             своем настроении с помощью музыки;

· развитие музыкального слуха и интонационного, мелодического, гармонического, ладового; освоение элементарной музыкальной грамоты.

 

· обогащение слухового опыта у детей при знакомстве с основными жанрами,              стилями и направлениями в музыке;

· накопление                      представлений о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов;

· обучение детей                  анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств                   музыкальной                       выразительности;

· развитие умений творчески интерпретировать музыку разными средствами художественной                     выразительности. 

             

 

Младший дошкольный  возраст Средний дошкольный  возраст Старший дошкольный  возраст

Детское музыкальное исполнительство – импровизация

 – творчество

  · развитие двигательно-активных видов муз. Деятельности (муз. ритмические движения и игра на шумовых муз. инструментах; · развитие координированности движений и мелкой моторики при  обучении приемам игры на инструментах; · формирование вокальных певческих умений в процессе подпевания взрослому; · стимулирование умений сочинять несложные музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах.      · развитие координации слуха и голоса, приобретение певческих навыков; · освоение приемов игры на детских музыкальных инструментах; · освоение элементов танца и ритмопластики для создания музыкально-двигательных образов в играх и драматизациях; · стимулирование желания ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.      · развитие умения чисто интонировать в пении a`cappella; · освоение навыков ритмического многоголосия посредством игрового музицирования; · стимулирование самостоятельной деятельности детей по сочинению танцев, игр, оркестровок; · развитие навыка сотворчества в условиях коллективной музыкальной деятельности.

 

ТЕМА 8. Методика приобщения детей к мировой и национальной

Музыкальной культуре

Вопросы дл обсуждения:

1. Особенности приобщения детей к мировой музыкальной культуре. Цели и задачи.

2. Характеристика понятий: «интонационный словарь эпохи», «интонационный музыкальный опыт ребенка».

3. Приоритетные направления работы по ознакомлению детей с музыкальной культурой региона (Краснодарского края).

4. Методы и способы приобщения детей к мировой и национальной музыкальной культуре.

5. Интегрированные формы работы по приобщению детей к мировой музыкальной культуре.

 

Литература:

1. Василенко В.М. Народное искусство. – М., 2001.

2.  Зак А.З., Мадорский Л.Ф.Музыкальное воспитание ребёнка. – М., 2011.

3. Князева О.Л., Махонева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 2007.

4. Куликовская И. Педагогические условия становления целостной картины мира у дошкольников. – М.,2002.

5. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2011.

6. Ребенок в мире культуры / Под общ. ред. Р.М. Чумичевой. - Ставрополь, 1998.

7. Русская народная песня для детей (+СD). – М..2012.

 

Задания для СРС:

1. Составьте коллекцию музыкальных произведений (шедевров классической и народной музыки) по одной из предложенных тем музыкального воспитания дошкольников:

· музыка выражает настроения и чувства человека;

· песня, танец, марш;

· музыка рассказывает о животных и птицах;

· природа и музыка;

· сказка в музыке;

· музыкальные инструменты.

2.Раскройте роль методов и приемов, активизирующих процесс восприятия музыки детьми.

3.Определите задачи и формы работы музыкального руководителя и воспитателя группы по приобщению детей к мировой и национальной культуре.

 

Методика приобщения детей к мировой и

национальной музыкальной культуре

 

 

 

 

 

 

Значение приобщения к мировой и национальной культуре

 

Способствует развитию

патриотизма и любви к Родине,

родному кубанскому краю

 

Приобщает к национальной

культуре, способствует

формированию духовной

 личности

 

 

 

 

 

Приоритетные направления

 

 

 

Музыкальная культура,

пробуждающая душу ребенка,

воспитывающая чувство

прекрасного должна быть

национальна

 

Широко использовать

фольклор во всех его

направлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки,

хороводы, музыкальная игра)

 

 

Главную роль в приобщении к

народной культуре должны

играть народные праздники и

традиции

 

Чаще знакомить детей с

народной музыкой, с ярко

выраженной гармонией,

ритмом и интонацией

 

 

 

Разнообразие муз. впечатлений способствует пониманию языка интонации народной, класс. и совр. музыки, различной по стилю; постижению «интонационного словаря» разных эпох (характерных особенностей)

 

Накопление разнообразных

музыкальных впечатлений

позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт (различать музыку разных национальностей, композиторов)

 

 

 

 

 

 

Цели

 

 

 

 

Формировать у детей

эмоционально окрашенное

чувство причастности к

духовному наследию прошлого

 

Формировать духовность –

интегрированное свойство

личности (нравственность,

способность

 к сопереживанию)

 

 

 

 

 

 

Организационные формы

Приобщения детей к мировой и национальной культуре

 

 

Информационные

тематические занятия

 

Развлечения различных видов и форм

 

Календарные праздники

 

 

 

 

 

 

Экскурсии

по знаменательным местам;

посещение музеев края

 

Концерты

Народных коллективов

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности организационной работы

 

 

 

 

 

Две роли: современный персонаж и

из прошлого

Напр.: хозяйка и Кузя

 

Разнообразие видов

деятельности в

синтезе с достоверной

информацией

 

Наличие

предметов быта,

 костюмов,

декорации

 

 

 

 

 

Знакомство с национальными

блюдами, чаепитие

 

Организация совместной

работы с родителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способы приобщения к музыкальной культуре

(по Радыновой О. П.)

 

 

Моторно-

двигательный прием (жест, ритмопластика, движения)

 

Тактильный прием – (прикосновение

педагога к ребенку в характере звучания музыки)

 

Эмоционально-выразительное

пояснение

характера музыки

 

 

 

 

Вокализация - напевание педагогом мелодии

 

Мимика – выражение глаз, улыбка, грусть

 

Игровой прием «цвет –

настроение»

 

 

 

 

Оркестровка – выбор выразительного тембра инструмента

 

Поли художественный прием (синтез видов искусств)

 

Выразительная интонация

сходная с

настроением музыки

 
                                                     

ТЕМА 9. Восприятие музыки – ведущий вид детской музыкальной

Деятельности

Вопросы дл обсуждения:

1. Значение восприятия музыки в детском саду.

2. Цели и задачи восприятия музыки.

3. Характеристика репертуара для слушания музыки в ДОУ.

4. Возрастные возможности восприятия музыки детей разных возрастных групп.

5. Методы и приемы, используемые в процессе организации слушания музыки. 

6. Этапы формирования музыкального восприятия.

7. Особенности формирования восприятия музыки в разных возрастных группах.

 

Литература:

1.  Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А.  Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. – М., 2013.

2.  Зак А.З., Мадорский Л.Ф.. Музыкальное воспитание ребёнка. – М., 2011.

3.  Зимина А.Н. Теория и методика  музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2010.

4.  Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2011.

5.  Радынова О.П. Музыкальные шедевры: программа и методические рекомендации. – М., 2000.

6.  Программа «Синтез»: развитие музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств / Под ред. К.В. Тарасовой. – М., 2000.

    

Задания для СРС:

1. Почему деятельность слушания музыки можно назвать приоритетной в дошкольном возрасте?

2. Перечислите факторы, определяющие полноценность музыкального восприятия в дошкольном возрасте.

3. Раскройте методику усложнения беседы о музыкальном произведении от занятия к занятию.

4. Составьте развернутый план-конспект беседы о музыкальном произведении.

 

 

 

Восприятие музыки

 

 

 

 

 

 

Восприятие музыки в ДОУ

 

 

 

 

Восприятие музыки, специально созданной для слушания

 

Восприятие музыки

в связи с ее исполнением (как этап разучивания)

 

Музыкально-дидактические

игры

 

 

 

 

 

Значение восприятия музыки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обогащает музыкальные

 впечатления дошкольников от

восприятия музыки различных

 жанров, стилей эпох

 

Подготавливает детей к работе над музыкальным произведением

(в любом виде музыкальной

деятельности)

 

 

 

 

 

 

Цель восприятия

 

 

 

Приобщать детей

к музыкальному искусству

 

 

Воспитывать устойчивый

интерес и любовь к музыке

 

 

 

 

 

Тематизм в слушании музыки

(последовательное усложнение  бесед о музыке)

 

 

 

Первая тема: «Какие чувства передает музыка?» Детей знакомят с жанрами, различным характером музыки

 

Вторая тема: «О чем рассказывает музыка?» Детей знакомят с программностью и изобразительностью музыки

 

Третья тема: «Как рассказывает музыка?» Детей знакомят с различными средствами музыкальной

 выразительности

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика музыкального репертуара

 

Художественность – выбор

высокохудожественных образцов муз. искусства (эталон красоты)

 

Доступность (содержание

муз. произведений и доступность

для воспроизведения их детьми)

                             

 

Возрастные возможности восприятия музыки

 

 

На 1-2 году жизни дети воспринимают общее настроение, характер музыки, ее эмоциональное

содержание

В мл. группах заинтересованно слушают короткие, яркие пьесы (песни). Внешне проявляют свое отношение к музыке. Чувства передают мимикой, жестом

 

 

Дети 4-5 лет живо откликаются на музыку плясового характера.

 Появляется желание узнать, о чем рассказывает музыка. Проявляется музыкальная память. Предпринимаются попытки высказаться о музыке.

Дети 5-7 лет имеют достаточное развито произвольное внимание, умение сосредоточиваться, улавливать музыку более детально. Чувствуют настроение музыки, следят за развитием худ. образа. Выделяют средства муз. выразительности. Самостоятельно высказываются о музыке.

 

 

Методы и приемы развития у детей

музыкального восприятия

 

 

Наглядно-слуховой

 метод

 (исполнение музыки, качество ее звучания)

 

Наглядно-зрительный (вспомогательный). Применяется для усиления впечатлений от музыки

 

Словесный метод

для активации

восприятия музыки

 у детей

 

 

 

 

 

 

 

Практический метод

 

 

 

 

Прием «Вокализация» - (пропевание выразительных моментов в музыке) с учетом характера пьес. Использование грамзаписи.

 

«Мышечно-двигательный» прием – сопровождение восаприятия музыки мелкими движаниями пальцев рук (постукивание)

 

Прием

«Оркестровка»

предполагает выбрать и использовать подходящие по тембру инструменты

 

 

 

 

 

 

Прием «Передача характера музыки в движении» предполагает инсценирование песен, творческое спользование танцевальных и образных движений

 

Прием «Цвет - настроение» поиогает выявить реакции детей на музыку, закрепить предстваления о ее характере

 

Объединение различных видов искусства

 всегда желательно. Чаще всего используется чтение стихов и показ картин, (иллюстраций), соответствующих настроению музыки

 

           Этапы формирования музыкального восприятия

                                   

 

Название  этапов Методические приемы
Первый этап: первоначальное ознакомление с музыкальным произведением (1 занятие) Активизация внимания детей (сюрпризный момент) Загадка (чтение стихов, пословицы, заклички, рассказ) и пр. Выразительное исполнение музыкального произведения. Название пьесы, (песни); ФИО композитора. Показ игрушки (мл. гр.), иллюстрации, картины и т. д. Повторное слушание музыкального произведения. Напоминание название пьесы, композитора. 
Второй этап: Последовательный разбор музыкального произведения (2-3 занятия) Игровой прием «Угадай мелодию» (для детей ст. групп) Установка на восприятие веселой (грустной) музыки Слушание музыки. Обоснование характера (высказывания детей), беседа о эмоциональном содержании муз. пьесы Установка на восприятие отдельных средств музыкальной выразительности (темп, ритм, мелодия, динамика, регистр) Исполнение наиболее выразительных фрагментов музыки Высказывания детей с использованием эпитетов (ст. гр.)
Третий этап: Закрепление (1-2 занятия) Игровой прием «Угадай мелодию» - для всех групп (в младших и средней группах по мелодии; в старших – по вступлению, заключению, аккомпанементу) Практические приемы (вокализация, передача характера музыки в движении, оркестровка и др.)

  Особенности формирования восприятия  музыки в разных возрастных группах  

 

Возрастные группы Отличительные особенности восприятия  музыки в разных возрастных группах
Младшие  группы Репертуар состоит из контрастных по характеру произведений. В основе методики – выразительное исполнение, теплота, мимика, эмоциональность. Обилие наглядных приемов, в частности игрушек. Пояснения короткие. Многократные повторения названия песни. Акцент на изобразительные моменты. Новые музыкальные понятия закрепляются дидактическими играми.
Средняя группа Репертуар усложняется. Он включает оттенки настроений. Используются игровые приемы, игрушки заводные и на резинках. Применяются приемы: узнавание мелодии, самостоятельное движение ребенка с игрушкой; используют дидактические игры.
Старшие группы Репертуар состоит из народной, классической и современной музыки. Часто используются звуки природы. Меняется характер пояснений – поэтические цитаты. Муз. восприятие активизируется, если произведение звучит в новом (аудио) исполнении. Практические действия в процессе слушания также активизируют их восприятие. Они напевают, двигаются, действуют с карточками. Узнают пьесу по фрагменту.

ТЕМА 10. Исполнительство как вид детской музыкальной

Деятельности

Вопросы дл обсуждения:

1. Значение певческой деятельности в музыкальном и личностном развитии дошкольника.

2. Цели и задачи певческой деятельности детей.

3. Возрастная характеристика развития голоса и слуха дошкольников.

4. Методика обучения пению.

5. Содержание вокально-хорового воспитания в детском саду.

 

Литература:

1.  Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А.  Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. – М., 2013.

2.  Детям от 2 до 7 лет. Развивающая музыка. Знакомимся с инструментами симфонического оркестра. – М., 2010.

3. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М., 2003.

4. Клыпина Е., Иванов О. Музыкальные картинки. Сборник песен для детей. – М., 2012.

5.  Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2011.

6.  Русская народная песня для детей (+СD). – М., 2012.

7.  Щемененко А.В. Топотушки-хлопотушки. Ритмика и вокальное воспитание детей. – М., 2011.

    

Задания для СРС:

1. Охарактеризуйте певческую деятельность как способ формирования музыкальности ребенка. Определите ее воспитательное значение.

2. Каковы особенности певческого голоса детей дошкольного возраста?

3. Выберите любую песню из детского репертуара. Определите этапы ее разучивания, дайте анализ исполнительских трудностей.

4. Раскройте игровые задания, подберите приемы, упражнения, наглядные пособия, направленные на формирование вокальных и хоровых навыков у детей дошкольного возраста.

5. Раскройте методику разучивания упражнений из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной.


Дата добавления: 2021-04-07; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!