Дошкольного возраста (О.П. Радынова)
Ладовое чувство | Музыкально-слуховые представления | Чувство ритма |
Младшая группа
| ||
§ Внимание. § Просьба повторить. § Наличие любимых произведений. § Внешние проявления (эмоциональные). § Узнавание знакомой мелодии. | Подпевание знакомой мелодии сопровождением. | Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка мелодии на 3 – 5 звуков. Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки. Соответствие движений ритму музыки. |
Средняя группа (добавляются следующие критерии) | ||
§ Высказывание о характере музыки (двухчастная форма). § Узнавание знакомой мелодии по фрагменту. § Определение окончания мелодии. § Определение правильности интонации в пении у себя и у других. | Пение малознакомой попевки (после нескольких ее прослушиваний) с сопровождением. Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3 – 4 звуков на металлофоне. | Воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии. Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями. Соответствие ритма движениям музыки (с использованием смены ритма). |
Старшая группа (добавляются следующие критерии) | ||
§ Высказывания о музыке с контрастными частями. § Окончание на тонике начатой мелодии. | Пение знакомой мелодии без сопровождения. Пение малознакомой мелодии без сопровождения. Подбор по слуху хорошо знакомой короткой попевки на металлофоне. Подбор по слуху малознакомой попевки. | Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с малоконтрастными частями. Воспроизведение в хлопках, притопах на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии. |
|
|
ТЕМА 4. Музыкальная культура детей
Вопросы для обсуждения:
1. Характеристика понятия «музыкальная культура детей».
2. Структура музыкальной культуры.
3. Культура личности; культура общества; художественная культура.
4. Музыкально-эстетическое сознание – основа индивидуальной музыкальной культуры ребенка.
5. Компоненты музыкально-эстетического сознания ребенка (эстетические эмоции, чувства, потребности, интересы, вкус).
6. Способы формирования основ музыкальной культуры в дошкольном возрасте.
Литература:
1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. – М., 2013.
2. Зак А.З., Мадорский Л.Ф.. Музыкальное воспитание ребёнка. – М., 2011.
3. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2011
|
|
4. Ребенок в мире культуры / Под ред. Р.М. Чумичевой. – Ставрополь, 1998.
5. Эстетическое сознание и процесс его формирования / Под ред. Н.И. Киященко. – М., 2001.
Задания для СРС:
1. Раскройте содержание понятия «музыкальная культура детей».
2. Правомерно ли применение термина «детская музыкальная культура» в настоящее время?
3. В чем различие музыкальных интересов детей поколения прошлого века и современных дошкольников?
4. Каковы обогащения детской музыкальной субкультуры в ДОУ?
5. Разработайте вопросы для беседы с ребенком, позволяющие оценить его музыкальные интересы, представления о музыке.
6. Составьте конспекты занятий, направленные на формирование музыкальной культуры у детей.
Характеристика и структура музыкальной культуры
Музыкально-эстетическая направленность личности | ||||||||||
|
|
| ||||||||
Эстетические потребности, установки, интерес к музыке |
Эстетические эмоции, переживания, чувства |
|
Эстетическая оценка, вкус | |||||||
Пояснение термина |
Термин музыкально-эстетическое сознание взят из эстетики. Сознание является идеальным внутренним планом музыкальной деятельности. По содержанию это сфера идеального, а не реального. Является компонентом музыкальной культуры личности. С помощью музыкально-эстетического сознания (эстетического отношения к музыке) происходит постижение музыкальных произведений. |
Практические умения и навыки
| ||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||
Опыт восприятия музыки | Исполнительские: пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах |
|
Творческие: восприятие, выразительное исполнение, продуктивное творчество |
Общие знания о музыке, культурные навыки | ||||||||||||
|
| |||||||||||
Виды музыкальной деятельности | ||||||||||||
|
|
| ||||||||||
|
|
| ||||||||||
Слушание – восприятие музыки | Исполни-тельство | Детское музыкальное творчество |
Музыкально- образовательная деятельность | |||||||||
|
|
| ||||||||||
Музыкально-эстетическое сознание дошкольника
| |||||||||||||||
С помощью музыкально- эстетического сознания происходит постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них |
| Уровень музыкально-эстетического сознания зависит от развития музыкальных способностей, а также от общего развития детей | |||||||||||||
|
|
| |||||||||||||
Первоначальные формы музыкально-эстетического сознания выявляются к 3 годам. Формируются музыкальные эмоции, потребность в музыке |
|
С 4-го года жизни проявляют интерес к музыке, к определенным видам музыкальной деятельности | |||||||||||||
|
|
| |||||||||||||
Потребность в музыке (как стимулятор активной деятельности) | |||||||||||||||
|
| ||||||||||||||
Потребность к музыке усиливается, если для этого есть условия: Ø правильное педагогическое руководство; Ø самостоятельное восприятие | В восприятии главная роль принадлежит эмоциям. Муз. произведение может быть оценено на основе одних эмоций без осознания того, что в нем выражено | ||||||||||||||
|
| ||||||||||||||
Эстетическая эмоция объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке и является показателем духовного развития ребенка | |||||||||||||||
|
| ||||||||||||||
| Эстетическое переживание |
| |||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
Положительные или отрицательные эмоции, возникшие в результате слушания музыки, называются эстетическим переживанием |
| Переживания музыки индиви-дуальны. В сознании ребенка идет определенное оценивание музыки, которое может быть положительным и отрицательным | |||||||||||||
| |||||||||||||||
Формирование муз. вкуса это чувство, возникшее при восприятии или исполнении музыки. Развитый музыкальный вкус – это способность наслаждаться музыкой |
| Оценка музыки – сознательное отношение к своим муз. запросам, переживаниям, установкам, вкусу, рассуждениям. Эстетически воспринимая музыку, ребенок делает первые обобщения | |||||||||||||
ТЕМА 5. Методы и приемы музыкального воспитания детей
Вопросы для обсуждения:
1. Характеристика методов и приемов музыкального воспитания.
2. Развивающий характер обучения.
3. Специфика наглядного метода в музыкальном воспитании детей.
4. Выбор методов и приемов в зависимости от этапа работы над музыкальным приемом.
5. Возможности проблемного применения методов обучения.
6. Классификация музыкально-дидактических игр и пособий, используемых для развития основных музыкальных способностей детей.
Литература:
1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. – М., 2013.
2. Зак А.З., Мадорский Л.Ф.. Музыкальное воспитание ребёнка. – М., 2011.
3. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2010.
4. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2011.
5. Романец Д.И. Нотная грамота. Тетрадь-раскраска для дошкольников и младших школьников. – М., 2013.
6. Петрова И.А. Музыкальные игры для дошкольников.- М., 2011.
7. Сучкова И.М., Головнёва Г.В. Музыкальное развитие детей 2-7 лет. – М., 2011.
Задания для СРС:
1. Дайте краткую характеристику методов и приемов музыкального воспитания. Ответьте, в чем проявляется их специфика в применении к музыкальному воспитанию детей?
2. Приведите примеры использования наглядных методов и приемов с нарастанием проблемности в различных группах детского сада.
3. Подготовьте сообщение по одной из статей из опыта работы музыкальных руководителей. Проанализируйте методы и приемы, используемые педагогом в практике работы с детьми.
4. Охарактеризуйте музыкально-дидактические игры и пособия, используемые для развития основных музыкальных способностей.
Методы и приемы музыкального воспитания детей
Метод – способ взаимодействия педагога и воспитанника, направленный на решение задач образования, воспитания, развития Прием – часть метода | |||||||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
Наглядный метод | |||||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||
Наглядно-слуховой метод | Наглядно-зрительный метод | ||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
Выразительное исполнение музыкального произведения |
| Исполнение выразительного фрагмента музыкальной пьесы | Использование показа игрушки:
|
| Использование картин, иллюстраций. видеофильмов | ||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||
Использование аудио записи |
| Графические изображения |
| Детские муз. инструменты | |||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||
| Словесный метод | ||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
Использование художественного слова: стихи, сказки, загадки |
| Рассказ: подводящий к восприятию |
| Указание, объяснение, пояснение, напоминание |
| Беседа: вводная, обобщающая, сопровождающая | |||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
Практический метод | |||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||
Показ образца педагогом исполнительских приемов | Использование игровых приемов | Упражнения, повторения | |||||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
Творческие задания | Метод проблемного обучения | Вариативные задания | |||||||||||||||||||||
Творческие задания носят характер импровизации (придумай, сочини) | Метод проблемного обучения предусматривает создание проблемы | Вариативные задания – это разные варианты исполнения заданий | |||
Игровой метод игровые ситуации, игровые приемы; музыкально-дидактические игры |
| Этапы работы над музыкальным произведением | |||
№ п/п | Учебные задания | Методы обучения | ||
1 этап | Первоначальное ознакомление с музыкальным произведением в процессе слушания музыки, пения, музыкально-ритмического движения | Выразительное исполнение взрослым; пояснение содержания характера произведения, сведения о музыке; беседа с детьми; применение наглядных художественных средств | ||
2 этап |
Последовательное разучивание песен, хороводов, плясок, танцев, упражнений и усвоение знаний, навыков, умений | Показ взрослым приемов исполнения песен, танцев; пояснения и указания детям во время их исполнения; упражнения детей в усвоении навыков (индивидуальные, групповые) | ||
3 этап |
Закрепление знаний, умений, навыков; отработка выразительности исполнения песен, танцев, игр | Неоднократные повторения отдельных «трудных» мест и всего произведения; оценка выразительности детского исполнения взрослым и самими детьми; заключительная беседа и оценка исполнения выученного произведения | ||
4 этап |
Проверка выученного репертуара и качества усвоения знаний, умений и навыков | Систематическое наблюдение за каждым участником в процессе коллективного действия; индивидуальный опрос в ходе разучивания; выборочная проверка усвоенных знаний и навыков за определенный период (месяц, квартал); исполнение выученных произведений на праздниках, развлечениях, наблюдение за самостоятельной деятельностью детей с целью выявления их интересов и правильности приобретенных ими способов творческих действий. | ||
Музыкально-дидактические игры
Характеристика понятия «музыкально-дидактическая игра» | ||||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||
Музыкальная игра предполагает наличие определенных правил, игровых действий или сюжета | Музыкально -дидактическая игра объединяет все виды муз. деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на муз. инструментах |
| Музыкально -дидактическая игра обогащает детей новыми впечатлениями, развивает инициативу, самостоятельность, способность к восприятию основных свойств муз. звука | Музыкально –дидактическая игра должна быть проста и доступна, интересна и привлекательна | ||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||
| Цели | |||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||
Активизировать навыки музыкального восприятия | Развивать музыкальные способности дошкольников | Развлечь детей, доставить радость | ||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||
| Классификация музыкально-дидактических игр | |||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||
Классификация на основе различия игровых действий детей(настольные, хороводные, подвижные) (Ветлугина Н.А.) |
| Классификация на основе развития основных музыкальных способностей: ладового чувства; муз. –слуховых представлений, чувства ритма (Костина Э.П.) | Классификация основанная на различии характера музыки, эмоционального образа и средств муз. выразительности (Комисарова Л.Н.) | |||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||
| Методика организации музыкально-дидактических игр | |||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||
Сбор детей к игре, выбор игры, активизация внимания, формирование интереса к муз. деятельности |
| Объяснение правил игры педагогом с показом действий. Проведение игры. |
| Оценка действий детей: мл. гр. положительная, ср. гр. положительная, косвенно указать недочеты, ст. гр. дифференцированная | ||||||||||||||||
ТЕМА 6. Отечественные и зарубежные системы, концепции,
программы музыкального воспитания и развития
детей дошкольного возраста
Вопросы для обсуждения:
1. Характеристика понятий: «система», «программа», «технология».
2. Классификация программ:
· вариативные и альтернативные программы;
· комплексные и парциальные программы;
· базовые и федеральные программы.
3. Краткая характеристика «Программы воспитания и обучения в детском саду» (ред. Васильевой Н.В., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.).
4. Современные отечественные программы музыкального воспитания детей.
5. Зарубежные программы музыкального воспитания детей.
Литература:
1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. – М., 2013.
2. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. – М., 2010.
3. Костина Э. Камертон: Программа музыкального образования детей раннего дошкольного возраста. – М., 2004.
4. Программа «Синтез»: развитие музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств/Под ред. К.В. Тарасовой. – М., 2000.
5. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: программа и методические рекомендации. – М., 2000.
6. Сучкова И.М., Головнёва Г.В., Лысова Е.А. Музыкальное развитие детей 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство». – М., 2011.
Задания для СРС:
1. Дайте характеристику современных отечественных программ музыкального развития детей дошкольного возраста.
2. Каковы основные направления и принципы построения современных программ по музыкальному воспитанию?
3. Приведите примеры зарубежных программ и технологий музыкального воспитания и развития дошкольников.
4. Подготовьте реферат об особенностях музыкального развития детей в одной из стран мира.
Характеристика понятий |
| ||||||||||||
| |||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||
|
| ||||||||||||
Концепция – определенный способ понимания трактовки, каких либо явлений; руководящая идея их освещение; ведущий замысел; конструктивный принцип различных видов деятельности | Технология – строго научное проектирование и точное воспроизведение, гарантирующее успех педагогических действий | Система – это предметно или логически упорядоченная совокупность составляющих, а также связей между ними, выполняющая определенные функции | |||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
| |||||||||
Программа – это заранее разработанный план, в котором предусмотрены действия, как ребенка, так и педагога и итог – знания, умения и навыки | Интеграция – это совокупность, совмещение, взаимопроникновение. Используется в современных образовательных программах |
| |||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
| ||||||||||
| Виды программ |
| |||||||||||
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||
Комплексные (развивающие) программы направленные на формирование у ребенка универсальных способностей и развитие их до уровня соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества | Парциальные (локальные) программы, включают одно или несколько направлений развития дошкольников. Это программные блоки, которые могут быть составляющими комплексных программ
| ||||||||||||
|
| ||||||||||||
К ним относятся: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, «Радуга» Т.Н. Дороновой, «Детство» авторский коллектив ЛГПУ им. Герцена, «Развитие» (Детский центр Л.А. Венгера), «Истоки» (Центр «Дошкольное детство» им. Запорожца, г. Москва) | К ним относятся: «Гармония» авторский коллектив при Центре «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, К.В. Тарасова, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан; «Синтез», авторский коллектив: К.В. Тарасова, М.Л. Петрова, Т.Г. Рубан; «Учим детей играть по слуху», автор – М.А. Трубникова «Малыш», автор – В.А. Петрова | ||||||||||||
Современные отечественные программы музыкального
Дата добавления: 2021-04-07; просмотров: 325; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!