Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 135 страница



 

эксплуатируемых садистские наклонности (хотя есть много индивиду­ альных исключений).

потому, вероятно, садизм (за исключением особых случаев) может исчезнуть лишь тогда, когда будет устранена возможность господства

одного класса над другим, одной группы над другой, относящейся

к расовому, религиозному или сексуальному меньшинству. Если не


 

258


считать доисторического периода (и нескольких мелких социальных систем), то можно утверждать, что мир еще не знает такого состояния.

 

все же надо сказать, что создание правового порядка, опирающегося на закон и отвергающего произвол в отношении личности, — уже шаг вперед даже при том, что во многих частях мира, включая США, такое развитие идет непросто и периодически нарушается ”во имя закона

порядка”.

Общество, основанное на эксплуатации, предполагает и еще некото­ рые показатели. Например, оно имеет тенденцию ущемлять тех, кто находится внизу, ограничивать их независимость, целостность, крити­ ческое мышление и творческий потенциал. Это не означает, что оно лишает своих граждан всевозможных удовольствий и развлечений, толь­ ко чаще всего эти стимулы скорее тормозят, чем способствуют развитию личности. Так, например, римские императоры питали свой народ пуб­ личными зрелищами преимущественно кровавого толка. Современное общество демонстрирует подобные садистские развлечения с помощью средств массовой информации, вещающих о преступлениях, войнах и же­ стокостях. Там, где нет ужасающей информации, все равно мало пользы,

 

гораздо больше вреда (как это мы видим в любой рекламе продуктов, жвачки или курева). Такая ’’культурная программа” не развивает челове­ ка, а способствует только лени и пассивности. В лучшем случае она строится на развлечениях и сенсациях, но почти никогда не несет насто­ ящую радость: ибо радость невозможна без свободы. Свобода пред­ полагает ослабление управления, контроля и давления, т. е. именно то, что так претит анально-садистскому типу личности.

 

Что касается садизма в каждом отдельном случае, то он коррелирует со среднестатистическим социальным типом, включая индивидуальные отклонения в ту или другую сторону. Индивидуальные факторы, кото­ рые способствуют развитию садизма, — это все те обстоятельства, которые дают ребенку или взрослому ощущение пустоты и беспомощ­ ности (несадистский ребенок может стать садистским подростком или взрослым, если появятся новые обстоятельства). К таким обстоятельст­ вам относится все, что вызывает страх, например ’’авторитарное” нака­ зание. Я подразумеваю такой вид наказания, который не имеет строго фиксированной формы и не связан с тем или иным проступком, а произ­ вольно выбирается по усмотрению власть имущего и в соответствии

 

его садистскими наклонностями. В зависимости от темперамента ребенка страх перед наказанием может стать доминирующим мотивом

 

его жизни, его чувство целостности может постепенно надломиться,

чувство собственного достоинства — рухнуть: если ребенок чувствует себя обманутым, то он теряет чувство самодостаточности и перестает быть ’’самим собой”.

 

Другое обстоятельство, приводящее к утрате жизненных сил, может быть связано с ситуацией душевного обнищания. Если ребенок не полу­ чает положительных стимулов, если ничто не будит его, если он живет

 

безрадостной атмосфере черствости и душевной глухоты, то ребенок внутренне ’’замерзает”. Ведь нет ничего, где бы он мог оставить свой след; нет никого, кто бы ему ответил на вопрос или хотя бы выслушал его. И тогда в его душе поселяется чувство отчаяния и полного бессилия. Такое чувство бессилия не обязательно должно привести к формирова­ нию садистского характера; дойдет ли дело до этого или нет, зависит от многих других факторов. Это, однако, одна из главных причин, которая способствует развитию садизма как на индивидуальном, так и на обще­ ственном уровне.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 76; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!