Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 139 страница



 

поэтому они прямо-таки ищут авторитет, которому готовы подчи­ ниться, ибо испытывают в этом потребность. Их подчинение нередко имеет потребительскую цель, что в полной мере относится и к Гим­ млеру. Он использовал своего отца, своих учителей, а позднее и своих начальников в армии и партии (от Грегора Штрассера до Гитлера) ради своей карьеры и устранения соперников. Он никогда не бунтовал и не ’’высовывался”, пока не нашел мощных покровителей в лице Штрассера

других нацистских лидеров. Он вел свой дневник так, как однажды ему велел это делать отец, и чувствовал угрызения совести, если хоть день пропускал. Его родители и он сам были католики. Они регулярно ходили в церковь (во время войны 3—4 раза в неделю), и он заверял отца, что чтение аморальных книг (вроде Золя) не принесет ему вреда. У нас нет данных о страстной религиозности молодого Гиммлера; его отношение к религии было довольно-таки символическим, как это характерно для всех буржуазных семей.

 

Переход из-под влияния отца в подчинение к Штрассеру и Гитлеру (и от христианства к арийскому язычеству) вовсе не сопровождался бур­ ными страстями. Все шло тихо-мирно и без всякого риска. А когда главный идол его жизни — Гитлер перестал быть ему полезным, он попытался его предать, проявив готовность подчиниться новым хозя­ евам и работать на союзников, которые вчера еще были заклятыми врагами, а сегодня — победителями. В этом состоит, вероятно, самое существенное различие между Гиммлером и Гитлером. Гитлер был ’’бунтарем” (пусть даже и не ’’революционером”). У Гиммлера полно­ стью отсутствовал элемент бунтарского протеста. И потому предполо­ жение о том, что переход Гиммлера к нацизму был якобы актом протеста против своего отца, совершенно лишено оснований. Настоящая мотивация для этой перемены, по-видимому, совершенно другая. Гим-


 

263


млеру нужна была сильная могущественная фигура фюрера для компен­ сации собственной слабости, Его отец был слабым человеком, который после поражения кайзеровской империи и крушения своих идеалов утра­ тил остатки былого общественного престижа и гордости. Движение национал-социалистов даже на первой стадии, когда в него вступил Гиммлер, было достаточно сильным в плане критики, направленной не только против левых, но и против буржуазной системы, к которой принадлежал его отец. Эти молодчики играли роль героев, которым принадлежит будущее, и Гиммлер, слабый юноша, с конформным созна­ нием, нашел себе более достойный объект почитания, чем отец. Одно­ временно он мог с некоторым пренебрежением, если не со скрытым презрением, взирать на своего папеньку — вот и весь его бунт.

 

Потребность Гиммлера в подчинении более всего проявилась в его отношении к Гитлеру; здесь вполне допустимо, что приспособленчество толкнуло его к прямой лести, но провести грань между лестью и фанати­ ческим обожанием довольно трудно. Гитлер был для него Человекобо-гом, как Христос в христианстве или Кришна в Бхагавад-Гите*. ”В него переселилась душа одного из самых ярких героев мира; и потому самой кармой* мирового германского духа ему было предназначено вступить в битву с Востоком и спасти арийскую нацию” (149, 1953, с. 189).

 

Он преклонил колени перед новым богом Кришной-Христом-Гит-лером, как раньше он поклонялся Иисусу Христу. На сей раз идолопок­ лонство доходило до фанатической любви, тем более что новые идолы сулили вполне определенные перспективы в карьере.

 

Подчинение Гиммлера личности отца сопровождалось глубокой зави­ симостью от матери, которая любила и баловала сына. Гиммлер нестрадал от недостатка материнской любви, как это нередко изображается


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 77; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!