Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 132 страница
*’’Авторитарный характер” впервые стал предметом изучения в немецком экспериментальном исследовании 1936 г. Исследование показало, что 78% рес пондентов не обладали ни авторитарным, ни антиавторитарным характером
потому в случае победы Гитлера они не должны были стать ни убежденными нацистами, ни антифашистами. Только 12% опрошенных имели антиавторитар-ный характер и были убежденными противниками нацизма, а 10% были авто ритарно настроены и могли стать ярыми нацистами. В первом приближении этот результат соответствует той ситуации, которая сложилась в реальности после 1933 г. Позднее Адорно подробно изучал проблему авторитарности, но с бихеви ористских, а не психоаналитических позиций (4, 1950).
|
|
^Если поразмышлять немного, то можно выдвинуть еще один аргумент:
’’неравнодушие” к экскрементам и запахам имеет некоторые основания еще
|
|
биологической эволюции — на животной стадии развития психики обоняние, как известно, играет более важную роль, чем зрение.
255
вующая установка (или сублимация) еще не закрепилась, он не проявля ет ’’чистоплюйства”, а предпочитает быть грязнулей. Человек-накопи тель ощущает себя самого как осажденную крепость: он должен не допустить, чтобы что-либо вышло наружу, удержать все, что находится
|
|
крепости. Его упорство и настойчивость обеспечивают почти автома тическую защиту от любого вторжения.
Накопительской личности часто кажется, что у нее совсем мало сил, физической и духовной энергии и что этот запас очень быстро тает, что он невосполним. Такой человек не понимает, что каждая живая субстан ция постоянно обновляется, что только функционирование живых ор ганов увеличивает их силу, в то время как их ’’простой” ведет к атрофии. Для него смерть и разрушение обладают большей реальностью, чем жизнь и рост. Акт творчества для него — чудо, о котором он слышал, но
|
|
которое он не верит. Его самые главные ценности — порядок и надеж ность. Его девиз гласит: ’’Ничто не ново под солнцем”. В человеческих отношениях он воспринимает близость как угрозу: надежность обес печивается только ценой освобождения от всяких связей с людьми. Накопитель подозрителен, ратует за ’’справедливость”, которую пони мает весьма однозначно, в плане: ’’Мое — мое, а твое — твое”.
Накопитель может чувствовать себя уверенно в этом мире только при том условии, что он им владеет, распоряжается им, является его хозяином, ибо другие отношения с миром — такие, как любовь и твор чество, — ему неизвестны (он на них не способен).
То, что анально-накопительский характер связан с садизмом, в зна чительной мере подтверждается клиническими данными, и тут уж не важно, объяснять ли эту связь теорией либидо или зависимостями человека от окружающего мира. Тесная связь между анально накопи тельской личностью и садизмом проявляется также в том, что в социа льных группах с таким характером чаще всего обнаруживается высокая степень садизма*.
Садо-мазохистский характер в первом приближении соответствует
бюрократической личности^ (не столько в политическом, сколько в социальном смысле). В бюрократической системе каждый человек осуще ствляет контроль над своими подчиненными, а он, в свою очередь, контролируется своим начальником. Как садистские, так и мазохистские импульсы в такой системе оправдывают свои расходы. Бюрократичес кая личность презирает нижестоящих и в то же время восхищается
боится вышестоящих. Достаточно посмотреть на выражение лица
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 87; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!