Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 128 страница



 

— помилую”.

 

Сущность садизма

 

привел эти примеры сталинского садизма, потому что они превосход­ но подходят для вступления к центральной теме: сущность садизма. До сих пор мы описывали различные виды садистского поведения в сексу­ альной, физической и духовной сфере. Все эти различные формы садизма не являются друг от друга независимыми. Проблема заключается в том, чтобы найти общий элемент, ’’сущность” садизма. Ортодоксальный психоанализ утверждал, что общим для всех этих форм якобы является сексуальный аспект. Во второй период своей жизни Фрейд внес поправки в свою теорию, утверждая, что садизм — это смесь Эроса и Танатоса*, имеющая экстравертную* направленность, в то время как мазохизм

 

— смесь Эроса и Танатоса интравертцой* направленности.

 противоположность этому я считаю, что сердцевину садизма, которая присуща всем его проявлениям, составляет страсть, или жажда власти, абсолютной и неограниченной власти над живым существом, будь то животное, ребенок, мужчина или женщина. Заставить кого-либоиспытать боль или унижение, когда этот кто-то не имеет возможности защищаться, — это проявление абсолютного господства (одно из прояв­ лений, хотя и не единственное). Тот, кто владеет каким-либо живым существом, превращает его в свою вещь, свое имущество, а сам стано­ вится его господином, повелителем, его Богом. Иногда власть над слабым может быть направлена на пользу слабому существу, и в этом случае можно говорить о ’’благом” садизме, например в случаях, когда кто-то держит рядом слабоумного ’’для его же собственного блага” и, действительно, во многих отношениях поддерживает его (рабство

 

— особый случай). Но обычно садизм — это злокачественное образова-

 

Медведев утверждает, что Сталин совершенно точно знал, что Кавтарадзе никогда не вынашивал намерений убить его (183, 1973, с. 345).


 

251


ние. Абсолютное обладание живым человеком не дает ему нормально развиваться, делает из него калеку, инвалида, душит его личность. Такое господство может проявляться в многообразных формах и степенях.

 

Пьеса Альбера Камю ’’Калигула” дает пример крайнего типа са­ дистского поведения, которое равнозначно стремлению к всемогущест­ ву. Мы видим, как Калигулу, который в результате обстоятельств приобрел неограниченную власть, жажда власти захватывает все сильнее

 

сильнее. Он спит с женами сенаторов и наслаждается унижением их мужей, которые вынуждены делать вид, что они его обожают. Некото­ рых из них он убивает, а оставшиеся в живых вынуждены и дальше смеяться и шутить. Но даже этой власти ему недостаточно. Он недово­ лен. Он требует абсолютной власти, он хочет невозможного. Камю вкладывает в его уста слова: ”Я хочу луну”.

Очень просто было бы сказать, что Калигула безумен, но его без­ умие — это форма жизни. Это пример возможного решения экзистенци­ альной проблемы: Калигула служит иллюзии всевластия, которое пере­ ступает через границы человеческого существования. В процессе завоева­ ния абсолютной власти Калигула теряет всякий контакт с людьми. Выталкивая других, он сам становится изгоем. Он должен сойти с ума, ибо его попытка достичь всевластия провалилась, а без власти он

 

— ничтожество, изолированный индивид, жалкий немощный одиночка.

Конечно, Калигула — это исключительный случай. Немногие люди

реальной жизни получают шанс приобрести такую власть, когда все вокруг начинают верить, что эта власть безгранична. И все-таки в истории вплоть до наших дней такие случаи были. Они заканчиваются, как правило, тем, что при удачной судьбе такие люди выбиваются в военачальники или становятся крупными государственными деятелями, но те, кого покидает удача, обычно объявляются либо преступниками, либо сумасшедшими.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 77; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!