Русский язык                           Иврит 8 страница



Из сведений Геродота также явственно видно отличие агафирсов и от фракийцев. Прежде всего, бросается в глаза архаичность агафирсов, отсутствие царской власти, патриархальное народоправие, по-сути родо-племенной строй в самом древнем, архаичном виде. И хотя Геродот говорил, что обычаи агафирсов фракийские, но именно фракийцами Геродот агафирсов не называет. 

Посмотрим, что же нам сообщает Геродот о быте и нравах агафирсов:

«Агафирсы, напротив (в отличие от диких и разбойных тавров), отличаются самыми мягкими нравами и очень охотно носят золотые украшения».

Ещё бы, в землях агафирсов с Карпат истекают золотоносные реки. Есть своё золото. Так почему бы его не носить?

«Женщинами агафирсы пользуются сообща с той целью, чтобы всем быть братьями между собой и родными и не возбуждать друг в друге ни зависти, ни вражды».

Это, конечно же, преувеличение, однако, очень похоже на славянский обычай жить общиной. Более поздние авторы Псевдо-Скимн Хиосский и Помпоний Мела в I веке до н.э., Дионисий Периэгет и Плиний в I веке н.э., Птолемей во II веке н.э., Аммиан Марцеллин в IV веке н.э. отмечали, что агафирсы сместились к северу, уйдя от южного Карпатского хребта. В начале нашей эры они локализуются уже в Надкарпатье, то есть там, где существовала культура карпатских курганов и вскоре образуется первая достоверно славянская культура Прага-Корчак. Уже даже одно только это обстоятельство позволяет причислить агафирсов к непосредственным предкам славян.

Также поздние античные авторы писали, что у агафирсов есть обычай красить волосы и кожу на теле синей краской. Что, конечно же, сразу заставляет вспомнить доныне популярный в среде русских обычай некоторых слоев населения наносить на тело татуировки синей краской. До сих пор никто не задался вопросом – а почему, собственно говоря, агафирсы красили волосы и кожу в синий цвет? У меня по этому поводу есть интересное наблюдение. Физикам хорошо известен оптический эффект рассеяния солнечного света при прохождении через воздушную атмосферу. Свет образован фотонами, которые одновременно ведут себя и как частицы и как волны. Пролетая через воздух, фотоны сталкиваются с частицами воздуха и пыли, взвешенной в воздухе. Часть фотонов отклоняется от своего первоначального направления движения. Наибольшим образом отклоняются фотоны с низкими энергиями. Это фотоны красного, оранжевого, жёлтого, зеленого частей светового спектра. Наименьшим образом отклоняются фотоны голубого, синего и фиолетового частей спектра, обладающие самой высокой энергией. Соответственно, в глаз наблюдателя попадает свет с голубоватым и синеватым оттенком. Оттого же чистое от облаков небо видится нами окрашенным в синий цвет. Отражённый от дальних вертикальных объектов свет тоже видится голубоватым. Именно поэтому горы на горизонте уже даже иногда совсем в небольшом удалении тоже видятся подёрнутыми голубовато-синеватой дымкой. Естесствено, интенсивность голубоватого оттенка зависит и от других дополнительных факторов - степени освещённости, степени загрязнения воздуха и так далее. Эффект окрашивания гор в голубой цвет можно наблюдать даже не выезжая в горы. Достаточно посмотреть подборку фотографий гор, например, в интернете. Так или иначе, эффект «голубой дымки» с разной степенью интенсивности и проявляющийся на разном расстоянии жители гор и предгорий видят каждый день. Было бы странно, если бы горцы не использовали этот эффект, да - да, в целях маскировки. Покрась волосы и кожу в синий цвет и тебя и отряд твоих товарищей, продвигающийся вдоль горного хребта с целью пограбить соседей в отдалённой долине, на фоне гор различить будет невозможно. Когда, например, самолёт с окрашенным в синий цвет фюзеляжем заходит на посадку на фоне гор, то он с горами совершенно сливается и почти незаметен, немотря на свой размер и большую скорость движения. Соответственно, синюю татуировку доныне сохранила та часть русского народа, коя увлекается именно древним ремеслом грабежа и разбоя. Смысл татуировки в прошлом – маскировка; в современности же – отличительный корпоративный знак. Ну а для остальной части русского народа, увлекающейся историей, русские татуировки являются доказательством изначального происхождения русских с Карпатских гор.

Любопытно, читая Геродота, узнаёшь, что в старину у предков славян обилие золота, тем более выставляемое на показ, не вызывало у соплеменников никакой зависти и враждебности. Страсти вскипали лишь по поводу женского пола. Похоже, причиной тому было изобилие золота, коего всем хватало, и недостаток женщин. Собственно, щедрого, не жадного, не меркантильного человека принято называть «бессеребреник», то есть, как бы, «не жалеющий серебра». Нет, думается, в шутку конечно, бессеребреник – это в буквальном смысле человек без серебра. Оно ему не надо, у него золота навалом. Оттого и хороший, не жадный человек прозывается золотцем! Отдохнули, посмеялись…

В наиболее же близком виде к имени угорцы, угры, юги у Страбона в начале нашей эры упомянут народ ургов в низовьях Дуная, кои частью вели кочевой образ жизни, а частью занимались земледелием.

Итак, достаточно подробные и обстоятельные описания Геродотом народа агафирсов – это не что иное как самое первое в истории весьма информативное описание нравов и обычаев непосредственных античных предков славян! Оттого очень и очень символично, что начало славянской истории П.Й. Шафарик относил к эпохе Геродота. Хотя, на самом деле, начало славянской истории относится к середине II тысячелетия до нашей эры. Известия же более поздних авторов свидетельствуют о постепенном смещении античных предков славян от южного Карпатского хребта к северу, в том числе в Надкарпатье. Смещение это не могло быть вызвано ничем другим, как давлением фракийских народов даков и гетов, в свою очередь смещавшихся на север из-за давления македонцев, сарматов и римлян.

 

Из южных хорватов скорее всего, судя по характерному имени с окончанием на боки, и племя трибоков, кои спасаясь от даков Буребисты, ушли на Рейн, где с ними воевал Юлий Цезарь. Имя трибоки очевидно пошло оттого, что жили они изначально поблизости от Тираса, где позже жили тиверцы. Своих соседей на Рейне трибоки прозвали неметами, немцами иначе, что подчёркивает славянское, карпское происхождение трибоков.

Геродот называл Карпаты горами Гем. От IV века до н.э. и до II века уже нашей эры, то есть от времён Аристотеля и до Птолемея, греки называли Карпаты горами Аркинскими, Оркинскими, образовав это имя, очевидно, по уграм, зовомым также греками орками. Судя по всему, Толкиен в своей книге «Властелин колец» один из действующих народов назвал орками именно по этим самым оркам, жителям Карпат по версии древних греков. Орки у Толкиена – это злобный и враждебный народ, каковыми славян всегда считали германские народы, особенно англосаксы.

Собственно, после Эфора никаких сведений у греков относительно карпов, хорватов в Карпатских горах нет вплоть до авторов I века нашей эры. Всё внимание в последние века до нашей эры античными историками обращено было на бастарнов, проживавших, как считается, преимущественно в бассейне реки Тирас, Днестр и на фракийские племена гетов и даков, неуклонно продвигавшихся на север от Нижнего Дуная, уходивших в свою очередь от македонцев, сарматов и римлян в Карпаты. Непосредственно даки в греко-римской литературе впервые упоминаются в середине II века до нашей эры. Есть также сообщения более поздних авторов о столкновениях даков с бастарнами в Карпатах в 170-160-х годах до нашей эры. Очевидно, что самоназвание даки приняли для себя фракийцы геты, пришедшие от Дуная в южный Карпатский хребет. Соответственно, этот приход гетов в горы состоялся не позже рубежа III и II века до нашей эры. И этот приход гетов вызвал смещение античных предков славян от южного Карпатского хребта в более северные районы Карпатской зоны. Отчего они и исчезли на время из поля зрения греков и римлян.

 

                                     ГЛАВА 6

 

ПРИДНЕСТРОВЬЕ.

 

 

Следующим после южных карпов, хорватов в поле зрения античных авторов должен был попасть восточный раннеславянский род. Имея основной территорией проживания восточный Карпатский хребет Бескиды, восточные хорваты, карпы с ростом населения неизбежно должны были продвигаться на равнины в сторону Днестра, Тираса и Нижнего Дуная. И, поскольку на Днестре и на Нижнем Дунае в последние века до н.э. господствовали бастарны, а также фракийцы геты и даки, то сведения о предках славян в это время мы можем почерпнуть, прежде всего, из известий античных авторов, касающихся этих народов.

Элементарная логика подсказывает, что имя бастарны означает «бессы с Тираса», а вовсе не бастарды, люди со смешанной кровью, как полагал германский историк Г. Коссина. Не бывает такого, чтобы какой-либо народ сам себя назвал именем или кличкой, образованной от понятия раб, слуга, бастард и тому подобного. Как же надо не любить предмет своей деятельности историю и вообще людей, чтобы утверждать подобные несуразицы! Несомненно, общность бастарнов изначально составили бессы, выходцы с Карпат, расселившиеся на равнине вплоть до Днестра не позже начала III века до н.э., воспользовавшись замятицей в степи, когда прежние гегемоны Приднестровья и всего Северного Причерноморья скифы были наголову разбиты пришедшими из-за Дона сарматами. Соответственно, современное название этой Приднестровской области Бессарабия означает не что иное как «равнина бессов». Историки, правда, дружно считают, что название Бессарабия произошло по имени одного из первых господарей Валахии XIV века Басараба I Основателя. С не меньшим основанием можно даже и не предполагать, а утверждать, что Басараб I сам принял имя по стране, где правил – Бессарабии. Любопытно также в этой связи, что имена первых господарей Валахии, известных из венгерских хроник, носят чисто славянский облик: Миселав, Сенеслав, Литовой, Бербат.

О бастарнах необходимо рассказать подробно, ибо они сыграли весьма значимую роль в истории славянства, сопоставимую с ролью готов в более поздние времена.

Согласно теории историков и археологов так называемой «зарубинецко-киевской» группы, славяне собственно и произошли от бастарнов. По мнению, например, М.Б. Щукина и С.Е. Рассадина, бастарны изначально были германцами, выходцами с Низовьев Вислы. Придя к побережью Чёрного моря в III веке до н.э., бастарны оставили после себя в Северном Причерноморье не только Приднестровскую археологическую культуру Поянешти-Лукашёвка, но даже и всю целиком зарубинецкую культуру вплоть до Днепра. В середине I века н.э бастарны подверглись разгрому сарматами. После чего остатки бастарнов сместились, в том числе, в Верховья Днепра и, смешавшись с местными балтами, составили так называемую «киевскую» культуру. Носителей киевской культуры учёные этой группы считают венедами, известными из Тацита и Иордана. Из коих и произошли славяне, по их мнению, к концу V века нашей эры начавшие стремительное расселение на запад в сторону Карпат. Нечего сказать, витиеватость построений иных официальных историков и археологов порой значительно превосходит подобное у «свободных художников», подвизающихся на «псевдоисторическом» поприще.  

Несомненно, можно утверждать, что славяне не произошли от бастарнов. Бастарны сами изначально были славянами, античным раннеславянским родом – «бессами с Тираса», в чьих землях позднее поселились кельты и германцы, в свою очередь, приняв для себя имя бастарны по местному, автохтонному населению на реке Тирас, Днестр. Подобным же образом, например, арабы, придя в Египет в VII веке н.э. прозвались неизбежно, хотя может быть и не сразу, египтянами и ныне имеют своё государство Египет.

Аппиан, римский автор II века н.э, грек родом из Александрии, соратник императоров Адриана и Антонина Пия рассказывал легенду о том, что иллирийское племя авториты на побережье Адриатического моря были соучастниками кельтов, когда те во главе с царём Бренном разграбили дельфийское святилище в 279 году до н.э. За это боги их покарали, наслав страшную эпидемию. Авториты, охваченные ужасом, бежали из своей земли. И только через двадцать три дня, уйдя далеко за Истр, поселились «около народа бастарнов».

Римский историк начала I века н.э. Помпей Трог, написавший труд, посвящённый римско-македонским войнам III-II веков до н.э., упоминает некие передвижения бастарнов в период между 233 и 229 годами до н.э.

В ольвийском декрете в честь Протогена, датированном не позже 225 года до н.э., было сообщено:

«галаты и скиры составили союз и собрали большие силы, которые и явятся зимою, а сверх того, ещё фисаматы, скифы и савдараты ищут укреплённого места, точно так же боясь жестокости галатов, и тогда вследствие этого многие впали в отчаяние и приготовились покинуть город…»

Деметрий из Каллатиса около 216 года до н.э. упомянул «бастарнов-пришельцев» в Низовьях Дуная. Очевидно, что сообщение это, переданное Псевдо-Скимном со слов Деметрия, отмечает процесс появления иноземных племён кельтов галатов и германцев скиров в землях бастарнов автохтонов.

Опустошив предместья Ольвии и Тираса, скиры вскоре вернулись в свои земли на Висле. Однако, кельты, в том числе известные по Птолемею бритолаги и анартофракты, несомненно, надолго осели в Приднестровье. Кроме того, в землях бастарнов поселились германцы атмоны и сидоны, выходцы с южного побережья Балтики, известные из Страбона. Таким образом, к исходу III века до нашей эры народ бастарнов представлял собой некий конгломерат племён, составленный изначальными бессами, а также пришельцами кельтами и германцами. Отчего авторы античные часто путались, не зная, к какому народу, кельтам или германцам, причислить бастарнов.

Много о бастарнах писали Тит Ливий и Аппиан. По Ливию, македонский царь Филипп V имел коварный план привлечь для борьбы с Римом в качестве наёмников племя бастарнов, якобы под видом войны с дарданами. Причём, Филипп приспособил свой план ко всякому исходу: если бастарны будут перебиты римлянами, то утешением будет служить уничтожение дарданов, добыча от остатков бастарнов и свободное владение Дарданией; в случае же успешных действий бастарнов в Италии он рассчитывал вернуть потерянное в Греции, раз внимание римлян будет отвлечено войной с бастарнами.

Согласно Аппиану войско бастарнов, вторгшееся на Балканы в 182 году до н.э. насчитывало 10 тысяч всадников и столько же пехотинцев. Ливий указал ещё большее число воинов. Когда же Филипп V внезапно умер, большая часть бастарнов вернулась на родину, однако отряд числом 30 тысяч во главе с царём Клондиком достиг Македонии и некоторое время воевал с дарданами. В 175 году до н.э. бастарны предприняли ещё одну попытку вторгнуться на Балканы, но экспедиция буквально провалилась на тонком льду Дуная, как писал Павел Орозий на рубеже IV-V веков н.э.

Наконец, сын Филиппа и последний македонский царь Персей в 168 году до н.э. снова прибёг к помощи наёмников бастарнов. Прибыл тот же Клондик с отрядом 20 тысяч воинов и потребовал непомерной платы. Персей платить отказался, ссылаясь на то, что ему нужен отряд не более чем в 5 тысяч воинов. В итоге Персей был разбит римлянами и пленён. Бастарны же, опустошив на обратном пути Фракию, вернулись на родину. Полагают, что при движении в Македонию Клондик прошёл через Трансильванию и в период 179-168 годов до н.э. имел столкновение с царём даков Оролесом, печальное для последних. Известно при этом, что Оролес своих нерадивых воинов, выживших после боя с бастарнами, заставил выполнять женскую работу до тех пор, пока они не искупят в бою свою вину. Получается, что недостаток женщин в Южных Карпатах испытывали не только агафирсы, но и сменившие их даки.

Бастарны служили также наёмниками в войске понтийского царя Митридата Евпатора. Римляне называли бастарнов самыми храбрыми из варваров Митридата, после того, как передовой отряд бастарнов при штурме Халкидона, города на берегу пролива Босфор напротив Византия, ворвался в гавань, сжёг 40 судов и захватил ещё 60, убив при этом 3000 врагов, потеряв всего 30 своих воинов.

Несомненно, бастарны, столь воинственный народ, активно ходивший в военные походы в отдалённые страны, не мог не воевать с соседями на западе,  прикарпатскими раннеславянскими родами. Никакой информации у античных авторов о подобных войнах нет. Но нет и данных о том, что на прикарпатские земли когда либо распространялась власть бастарнов. Соответственно, восточный раннеславянский род сумел в боях с бастарнами отстоять свою независимость, в итоге, несомненно, заключив с последними союзный договор, обретя при этом возможность командировать в войско бастарнов свои отряды воинов. Участие в военных экспедициях бастарнов сулило добычу. Также, независимо от самих бастарнов, но по их примеру, восточный раннеславянский род обрёл возможность посылать своих наёмников всем платёжеспособным желающим, в первую очередь припонтийским и крымским грекам, а также припонтийским сарматам и крымским скифам. Собственно, изучая известные в последних веках до нашей эры случаи из практики наёмничества в ходе войн в Северном Причерноморье между греками, с одной стороны и скифами и сарматами с другой, мы и можем обнаружить самую первую информацию о восточном раннеславянском роде.  Однако, прежде чем обсудить этот вопрос, необходимо более подробно рассмотреть что же мог и что на самом деле представлял из себя восточный раннеславянский род, а также и их сородичи – западные и северные хорваты, карпы, античные предки славян.

 

В случае образования имени северного раннеславянского рода не всё однозначно. Север также как и юг – это сторона света, но описать это понятие с точки зрения движения солнца затруднительно. Солнце на севере не встаёт, оно там не заходит и на широтах Карпат не нависает над горизонтом ни в какое время года. Единственно точно можно сказать, что север – это сторона, противоположная югу. Поэтому напрашивается и противоположное решение – северный раннеславянский род получил своё имя не от стороны света как такового, а наоборот, само слово север образовано было по народу, жившему в позднеантичное время на северных отрогах Карпат. Таковым народом были сабоки. Судя по характерному окончанию –боки, означающему в славянских языках край, окраинный род, они были несомненно родственны костобокам и являлись искомым северным раннеславянским родом. Слово север произошло от слова сабоки, в чём нет никаких сомнений. Имя сабоки означает боки, живущие на реке Сан, притоку Западного Буга, как раз одной из крупнейших рек на северных отрогах Карпат. И они же сербы, сорбы и белорусы сябры, доныне живущие на восток от реки Сан. В южной Польше вблизи города Вроцлав есть гора Соботка. Обычно это название связывают с субботой или же с понятием «святая гора». Полагают, что до прихода славян в эти места в середине I тысячелетия вблизи горы Соботка жили германцы вандалы и гора у них служила языческим святилищем. Однако же, очевидно родство имени Соботка с этнонимом сабоки. И означать оно может - «гора сабоков», либо же «северная гора». Также, к северу от Карпат Птолемей упоминал народ осов. Очевидно, осы – это просто иное произношение имени сабоки, аналогично тому, как угры греками назывались орками, а русы арсиетами. Имело место характерное для индоевропейских языков смещение, перемена места гласных и согласных. По осам, очевидно, прозвался город Освенцим, иначе «город осов и венедов».

Проще всего анализировать образование названий отдельных раннеславянских родов от сторон света в случае запада и востока. Запад – это место, где заходит солнце и во всех славянских языках оно и называется заход, захид, запад, закат. Соответственно, западные славяне изначально прозвались закатами. Со временем имя это упростилось, преобразовавшись в имя котины. Официальная историческая наука считает котинов кельтами. Однако, на славянскую атрибуцию этого племени указывает название их верховного бога – Белен, то есть «белый» бог. Возможно, также, имя Белен – это несколько искажённое общеславянское имя верховного бога Велес. В истинно кельтских языках никакого Белена или Велеса не существовало. Ещё несколько позже к имени котины добавилось слово бок, означающее край, окраина, отдельный род вообще, и самоназвание котины стало звучать как котобоки. И ещё позднее оно превратилось в костобоки. Котины и костобоки – это не два разных народа, а один, один и тот же народ, имеющий имя, произносимое несколькими разными способами. А уже через промежуточную форму cesta, от прежних костобоков осталось имя западных славян чехи. Все эти формы имени западных славян широко были известны в античную эпоху, в том числе и имя закаты. Носителей этих имён, античные авторы помещали к западу от Карпат, в верховьях Тиссы. Исключение составляет лишь имя закаты, с коим произошла любопытная несуразица. Закаты упомянуты Клавдием Птолемеем и помещены они им были в Сарматии вблизи реки Танаис, Дона. Костобоков же Птолемей правильно локализовал вблизи Карпат, у Певкинских гор. В то же время иные античные авторы называли костобоков одним из сарматских племён и, также как Птолемей закатов, помещали их вблизи Танаиса, Дона. Античных авторов вообще и особенно Птолемея часто упрекают в путанице, неточностях при определении мест поселений античных народов. Важно, что имена закаты и костобоки в античные времена прозвучали рядом друг с другом. Но, конечно, рядом друг с другом они были не на Дону, а в верховьях Тиссы, собственно, составляя один и тот же народ.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 74; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!