Русский язык                           Иврит 5 страница



Текстов на македонском языке не сохранилось совершенно. Ясно, что это диалект греческого языка. Об особенностях македонского диалекта можно судить только по македонским именам, этнонимам и географическим нзваниям. Итак, народ бригов, как их называли македонцы, греки в Малой Азии называли фригийцами. Обращает на себя внимание, что македонское женское имя Береника греки произносили как Ференика. Очевидна особенность македонского диалекта: греческий звук «ф» у них звучал как «б». Это сразу же сближает македонский диалект со славянскими наречиями. Ибо в славянских языках изначально не было звука «ф». Этот звук и букву славяне заимствовали у греков. Соответственно, можно предположить, что античные предки славян оказали на македонцев некое языковое влияние, заставившее греков-македонцев произносить греческое «ф» как славянское «б».

О том, что в греческий язык посредством македонцев могли попадать древние славянские слова, свидетельствует следущее любопытное наблюдение. Те же грекофилы, например М.Л. Гаспаров, отрицающие изначально славянское происхождение слова корабль, выстраивают сложную этимологическую цепочку для русского слова кровать. Это слово, по мнению Гаспарова, русские заимствовали от византийского кравватион. Византийцы образовали это слово из слова краббатос, впервые встречающегося в греческом александрийском переводе Библии III века до нашей эры. Александрию основали македонцы. Сами же македонцы, по мнению Гаспарова, получили это слово от соседних балканских народов, ибо в классическом древнегреческом языке этого слова не было. Так у какого балканского народа македонцы заимствовали слово краббатос? Так похожее на этноним хорваты? Мне ответ ясен – у бригов, родственных прикарпатским бессам и хорватам. Вполне возможно, что и славянское слова корабль в греческий язык пришло посредством македонцев. Усвоивших его у тех же бригов. Кому как не бригам, береговым жителям употреблять слово корабль, употребляя само это устройство для морских и речных плаваний?

В этом заимствовании нет ничего невозможного и необычного. Известно, например, что хорватские отряды наёмников-кавалеристов участвовали в XVII веке в Тридцатилетней Войне на стороне французского короля Людовика XIII в его противостоянии австрийским Габсбургам. Французы вскоре заметили, что хорватские воины носят особые шейные платки. Мода на эти хорватские платки очень быстро охватила гражданское население Франции, а затем и Англии. К середине XIX века хорватский шейный платок эволюционировал в современный галстук. И французы и англичане называют галстук словом cravat. Оно, общепризнанно, образовано по этнониму хорват. Слово cravat, кстати, по звучанию отличается от русского слова кровать всего одной лишь буквой. Понятно, что у этих слов разное значение, но вот происхождение, несомненно, общее!

Совершенно очевидно, что жители Малой Азиии фригийцы сами себя называли бригами. При анализе культурных особенностей фригийцев, сразу же вспоминается знаменитый фригийский колпак, ставший даже и в XVIII веке символом Великой Французской Революции. Фригийский колпак полностью идентичен колпакам из войлока и шерсти, которые носили карпатские племена, в частности даки. Изображения этих колпаков в изобилии представлены в рельефах на колонне Траяна в Риме, поставленной в честь победы римлян над даками. Изначально карпатское происхождение фригийцев очевидно. Ибо в жарком климате Малой Азии шерстяной колпак никак не мог родиться. Напомним, что в Малой Азиии фригийцы жили вовсе не в горах, где можно ожидать хоть каких-то временныз холодов, а преимущественно в долинах рек Галис и Сангарий. Обращает на себя внимание также, что, например, македонские шлемы-пилосы очень отличаются от классических греческих шлемов аттического и корифнского типа и более всего своей формой похожи на колпак. Впрочем, шлемы-пилосы грекам были известны уже в микенское время, но широкое распространеиие получили благодаря македонцам. Итак, несомненно, македонцы заимствовали и некоторые элементы лексики и некоторые культурные особенности у народа бригов, тех же бессов, живших по соседству с Македонией и в самой Македонии.

И потому, я с тревогой следил за развитием ситуации вокруг спора между Грецией и бывшей союзной Югославской республикой Македонией по поводу права на использование названия Македония. Слава богу, ситуация разрешилась приемлимым компромиссом и ныне на карте Европы появилась страна «Северная Македония». Имя Македония славянские народы имеют законное право использовать, также как и греки.

О фригийцах Малой Азии известно, что они в то же время, что и греки освоили алфавит очень похожий на греческий, своими корнями уходящий в ближневосточные семитские алфавиты. Историки до сих пор не могут придти к согласию по поводу фригийского алфавита. Пока непонятно, толи фригийцы заимствовали алфавит у греков, толи греки у фригийцев, либо же они создали свои алфавиты независимо друг от друга. Однозначно точно решить этот вопрос пока не удаётся. Однако, поскольку мы с вами пришли к пониманию того, что греки-македонцы заимствовали некоторые культурные новации у балканских народов, вполне можно предположить, что алвафит пришёл к грекам посредством фригийцев. Это возможно, например, чисто из географических соображений. Поскольку фригийцы в Малой Азии жили между греками на западе и семитами на востоке.

Из греческих мифов и из Геродота известно, что основателя царства Фригия звали Гордий. В его честь была названа и столица Фригии, город Гордион, стоявший на реке Сангарий. Это тот самый Гордий, что из виноградной лозы завязал «гордиев узел» на бычьей упряжке. По легенде тот, кто смог бы развязать узел стал бы властителем Азии. Когда же его пробовал развязать Александр Македонский, то недолго думая он выхватил меч из ножен и разрубил узел. Очевидно, поэтому завоевать всю Азию Александру не удалось. Это если всерьез принимать в расчёт всевозможные мистические поверья.

Имя Гордий очень уж напоминает славянское слово гордый. Кое могло у славян образоваться от корня гора также, как слово храбрый у славян образовалось от слова хребет, по мнению П.Й. Шафарика.

Любопытна также легенда, приводимая Геродотом. По его словам однажды египетский царь захотел узнать – какой же из народов самый древний? Он передал двух новорождённых младенцев пастуху, строго наказав ему не произносить в их присутствиии никаких звуков и внимательно следить – какое же слово те произнесут первым. Вскоре пастух пришёл к царю и сообщил, что младенцы лепечут: «бек, бек». Египетский царь повелел узнать - в языке какого народа слово бек имеет значение? Выяснилось, что слово бек есть только у фригийцев и оно означает хлеб. Египтяне с тех пор считали, что фригийцы – это самый древний народ на земле, а после них уже египтяне. Фригийское бек очень похоже на славянское пекарь, печь, булка. Ещё больше оно похоже на англосаксонское baker – пекарь. Совокупно это подтверждает, что фригийцы имеют корни в общности культуры полей погребальных урн XIII-VIII века на Среднем Дунае.

Античный народ бригов, неизвестно когда точно, но в период XIII-X веков до нашей эры переселился в Малую Азию. И в Малой Азиии, очевидно, бриги продолжали сами себя называть именно этим именем. Этноним же фригийцы присвоили им греки сообразно своим языковым нормам. Однако часть бригов не дошла до бассейна рек Галис и Сангарий, осев на самом северо-западном краю полуострова Малая Азия на берегу пролива Боспор, отделяющим Азию от Европы. Эту часть бригов греки называли бебринами и бебриками, что известно из Страбона и Аппиана, авторов начала нашей эры. Бебрины упоминаются и в греческих мифах. Греки аргонавты на пути в Колхиду пристали к берегу Малой Азии вблизи Босфора. На берегу они встретились с бебрином, который вынудил аргонавтов вступить с ним в кулачный бой. Лингвисты видят несомненную связь между этнонимами бебрины и бриги. Впоследствии бебрины прозвались вифинами, как полагает большинство, вследствие того, что проживали вблизи малоазиатской речки Вифии. Возможно это и так. Можно только обратить внимание, что этноним вифины вполне выводим из этнонма бессы, произносимого также и как везы, весь, вифы.  

На славянскую «весь» похоже название города фракийцев астов Виза, Биза, в античные времена стоявшего немного севернее современного Стамбула, древнего Константинополя и ещё более древнего Византия. Вполне вероятно, что город Виза был основан античными предками славян бессами, двигавшимися на Балканы в составе «народов моря», скорее даже бессами, возвращавшимися из Палестины после её завоевания евреями, или же родственниками античных предков славян бригами, переселявшимися в Малую Азию. Имя же местных жителей – асты может означать попросту «оставшиеся». Известно, что асты долго сопротивлялись грекам и не давали им основать колонию на северном берегу пролива Босфор. Греки мегарцы в итоге сначала основали город Халкидон на южном малоазиатском берегу пролива. За что удостоились хулы Дельфийского оракула, назвавшего мегарцев слепцами. Когда же греки после длительной борьбы основали колонию и на северном берегу пролива, то они назвали её Византий, то есть по-сути «антиВиза» - город против, напротив Визы. Город, противостоящий Визе. Считается также, что название пролива Босфор, равно как и Боспор между Крымом и Кубанью означает по-гречески «коровий брод». Трудно представить, что когда-либо Босфор могли вброд переходить коровы. Пролив очень глубок и в нём очень сильное течение. Скорее Босфор следует соотнести с этнонимом бессы. И означает Босфор – «переправа бессов». Ну а Боспор назвали этим именем просто по аналогии с Босфором, ибо очевидно – с Боспором греки ознакомились позже, чем с Босфором.

Соответственно, земли на северном берегу пролива Босфор вблизи современного Стамбула имеют отношение к истории античных предков славян. Извечное, пристрастное отношение русских к теме проливов и к Константинополю имеет не просто давнее, а древнейшее происхождение! Причём, установить контроль в проливах, хотя-бы и временный, античным предкам русских удалось в результате похода в Сирию и Палестину в составе «народов моря». Кто знает, быть может новый поход «народов моря» в XXI веке в Сирию снова приведёт к подобному контролю? Он может проистечь как следствие всевозможных тёрок, возни, провокаций со всех сторон, противоречий между всеми сторонами. В совокупности ведущих «народы моря» к осознанию, принятию неизбежности…

 

Любопытно, что южными соседями вифинцев были лидийцы, изначально известные грекам по имени меоны. Как полагают историки, меоны родственны хеттам, властителям Малой Азии на протяжении всего II тысячелетия до нашей эры. Можно предположить, что именно бессы вифинцы прозвали меонов типично славянским прозвищем люди, людины, то есть лидийцы. Вспомним понятие полюдье и поймём, что имя это дано лидицам оттого, что бессы вифинцы вторгались в их страну и брали с них дань. Поначалу, очевидно, в виде имевшей хождение на Средиземноморье валюты – золотого песка и слитков серебра в виде прутьев-гривен. Зная типично русский обычай отрубать от гривен кусочки в виде кружков, зовомых рублями, можно предположить, что лидийцы переняли обычай пускать в оборот кружки серебра именно от бессов вифинцев. Так родились монеты. Которые вскоре стали изготавливать менее трудоёмким способом путём отливки в формах. Оставалось только нанести на кружочки специальные знаки штамповкой. Греки быстро переняли от лидийцев идею производства монет и свои монеты они прозвали оболом и драхмой. Слово обол уж очень похоже на слово рубль, также как греческое слово орос на русское горы в том же значении, а слово драхма ничуть не менее похоже на звук отрубаемого куска металла. Непосредственно греческое слово обол означает прут, а также вертел для жаровни. Шесть оболов, то есть прутов в горсти составляли драхму. Греческое слово драхма означает «горсть». Удивительно, что монету греки продолжали называть прутом. Монета радикально от прута отлична и должна была получить иное название. То, что она всё же получила название прут- обол, говорит о том, что первые монеты имели связь с прутом, иначе говоря, были кусочками прута, отрубленными от него. Геродот писал, что, например, персы, также заимствовавшие монету у лидийцев, хранили свои сокровища в виде слитков золота и серебра. Когда им нужны были монеты, то персы отрубали от слитков кусочки топором и из этих кусочков чеканили монету.

Гипотеза о происхождении монеты может показаться на первый взгляд наивной, легкомысленной и даже псевдопатриотической. Скептики могут заявить, что цивилизованные лидийцы и тем более греки не могли ничего заимствовать у диких варваров с севера. Однако в действительности народы Ближнего Востока заимствовали технические новации у северных варваров. Известно, что до вторжения «народов моря» в XIII веке до нашей эры финикийцы строили исключительно плоскодонные корабли, как это делали и египтяне. Плоскодонные корабли имели очень низкую устойчивость и мореходность. Соответственно, морские плавания финикийцы осуществляли исключительно вдоль берега в каботажном режиме. Археологи и историки установили, что идею килевых судов финикийцы позаимствовали у «народов моря». Суда этих пришельцев из бассейна Эгейского моря и с Балкан представляли собой лодки-однодеревки с наращенными досками бортами. Выдолбленное дерево выполняло функции продольного киля. Напомню, что и русский, славянский флот начинался с лодок-однодеревок. Константин Багрянородный писал в X веке, что славяне строят лодки-однодеревки в своих горах. Под коими, конечно же, подразумеваются Карпаты. Переняв идею киля, финикийцы совершили прорыв в морском деле. Отныне они могли оторваться от берега и безбоязненно выходить в открытое море. Нет ничего невозможного в том, что идею монет средиземноморские народы усвоили от северных варваров, подметив их обыкновение отрубать от прутов куски и кружочки металла.

Обращает на себя внимание также, что столица страны Лидии, известная из сочинений античных греков обычно под названием Сарды, в более раннюю эпоху носила имя Сфарда, а иногда Спарда. Просматривается некая общность с названием греческого государства на Пелопоннесе Спартой. Некая общность есть и с тем, что Прокопий Кесарийский, визатийский автор середины VI века, писал, что самым ранним именем славян было имя споры. Все три имени Спарда, Спарта, споры происходят от греческого слова спораден – «рассеянные». То есть, греки отчётливо видели процесс переселения северных племён в зону греческих интересов и называли их переселенцами, рассеянными, иначе говоря, спартами, спорами. Корень же спор-, спар- просматривается также во фракийских именах Спартак и Спарток. Последнее имя носили несколько фракийских царей. И даже евреи переняли у греков традицию называть самые отдалённые страны от Иудеи, где обосновались еврейские переселенцы словом Сефарад, иногда писавшимся как Спарта! Сефарадом, Спартой евреи назвали Испанию на крайнем западе и Крым на крайнем северо-востоке по отношению к Иудее. В иврите слово сфарад означает также граница.

То есть, можно предположить, что и в глубокое античное время и в ранеем средневековье у греков существовало обыкновение называть пришельцев-захватчиков с севера обобщающим именем споры, спарты, равно как греки иногда всех северных варваров называли именем бессы. Этот наблюдение позволяет говорить о некоем родстве славян-споров и греков-спартанцев. По меньшей мере, родство просматривается в их статусе пришельцев. И поскольку археологи обнаружили следы культуры полей погребальных урн не только во Фракии но и на юге Балкан, оставленные в процессе так называемого дорийского завоевания Греции в период XII-X веков до нашей эры, можно сделать некое предположение, что в рядах греков-спартанцев, устремившихся на Пелопеннес, находились прямые родственники античных предков славян, хотя, возможно, и весьма немногочисленные. В пользу этого предположения говорит, например, тот факт, что сборник законов Спарты назывался «Большая Ретра». Слово «ретра» чисто славянское и означает «речь».

Кстати, и самоё слово варвар в греческом языке могло возникнуть благодаря античным предкам славян. Напомню сразу, что бессами греки часто называли совокупно всех северных варваров. Впервые термин barbarophonoi в значении «странноговорящий» употребил Гомер в «Илиаде».  Общепризнано, что Гомер родился на западе Малой Азии и жил примерно в период 850-700 лет до нашей эры. Соседями греков на северо-западе Малой Азии был народ бебринов, как мы установили, происходящий от карпатских бессов. Вполне возможно, что слово варвар образовалось непосредственно из этнонима бебрины, также как и этноним бессы употреблялся в значении варвар. Но возможно также, что слово варвар образовалось у греков, слышавших древнюю, архаичную славянскую речь. Даже и современные западные и южные славяне отличаются очень высокой скоростью речи. В древние времена эта скорость была ещё выше, ибо в архаичных славянских словах было меньше согласных звуков, а также приставок и окончаний. Для славянской речи очень характерны чередования согласных в виде бр, вр, др, тр. У русских есть обыкновение быстро говорящих людей осаживать: «Что ты тараторишь? Что за тарабарщину ты несёшь?». То есть, быстро говорящий славянин даже и у собрата славянина производит впечатление человека, не говорящего, но тараторящего, несущего тарабарщину, балаболящего, бормочущего - по-гречески бар-бар-бар. Кстати, у греков тоже был характерный обычай осаждать быстро говорящих или много говорящих собеседников. Вспомним жителей Лаконии спартанцев и обратим внимание, что их принцип кратко и сжато говорить получил название «лаконичная речь» по географическому названию их страны Лакония.

 

Историки обычно считают народ вешеш или фракийцами бессами или даже троянцами, чья страна, как известно из хеттских табличек называлась также Вилуса. Несостоятельность этого предположения видна уже хотя бы из того, что троянцы упомянуты египтянами как чеккер, тевкры.

       Южные походы античных славян Прикарпатья, несомненно, возглавляли некие венные вожди, воеводы, В центральноевропейской традиции, у народов кельтов, италиков, германцем есть обычай древних военных вождей называть словом рикс, рих, рекс, рой. Слово это, возможно, изначально означает белый человек, господин. А может быть, оно происходит от понятия горец. И означает, по сути «царь горы». Поскольку славяне родственны центральноевропейским кельтам, италикам, германцам, как это доказал О.Н. Трубачёв, то они тоже, возможно, называли своих самых древних военных предводителей словом, похожим на рикс, например, Рес или Рус. Я, конечно же, подвожу к мысли о некоем первопредке Русе или Ресе, упомянутом в «Сказании о Словене и Русе». Вполне возможно, некий древний Рус мог быть лицом историческим. На это указывает также фракийский обычай чтить некоего легендарного царя Реса. Фракийские цари во все эпохи считали себя потомками царя Реса и многие из них носили и имя Рескупорид. Кое имя, несомненно, означает потомок царя Реса из купоров, иначе говоря, карпов. Карпами же соседние народы называли античных предков славян хорватов. Получается, фракийский царь Рес происходил из хорватов прикарпатских, осевших во Фракии в ходе одного из своих южных походов XIII века до н.э.

О царе Ресе также говорил Гомер, хотя это и считается более поздней вставкой специальной комиссии, созданной тираном Афин Писистратом в VI веке до нашей эры для записи канонического текста «Илиады» и «Одиссеи». Царь Рес по Гомеру на последнем году войны Троянской пришёл под Трою на помощь троянцам в их борьбе с греками ахейцами. В первый же день царь Рес убил в бою множество ахейцев. И было предсказание оракула Дельфийского, что если кони царя Реса испьют воды из реки Ксанф, то греки Трою взять не смогут. Ночью Афина побудила Одиссея и Диомеда пойти в лагерь фракийцев, убить царя Реса и угнать его коней. В античные времена от устья Стримона до самой Трои существовал культ царя Реса. Афиняне были настолько впечатлены подвигами царя Реса по «Илиаде», что перенесли его останки из под Трои к Амфиполю в устье Стримона. Златковская Т.Д. считала Реса реальным историческим лицом, жившим в VII веке до н.э. Царь Рес правил эдонами в устье Стримона. В этих местах сформировалось племя оресков, очевидно имя своё принявшее в честь Реса, позднее известные как одрисы. Царь Рес или его ближайший потомок, по мнению Златковской Т.Д., был основателем «Союза Девяти Племён» во Фракии. Подобным образом, когда славяне в VI-VII веках пришли на территорию бывшей Фракии, ныне Болгарии, они основали «Союз Семи Племён».


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!