Эта система называется – «горное» значение корня, слова, этнонима «рус», имеющееся у всех родственных индоевропейских народов.



XIII век до н.э.

       Средний Дунай. Территория культуры полей погребальных урн.

 

       Германцы - это самый северный народ, произошедший из культуры полей погребальных урн. Следуя элементарной логике, они вышли из самой северной зоны этой культуры, то есть из областей современной Чехии, южной Германии. Завоевание предками германцев северных земель вплоть до Северного и Балтийских морей сопровождалось масштабными даже и по современным понятиям военными столкновениями. С недавних пор германские археологи тщательно исследуют вблизи реки Толлензе на северо-востоке Германии поле ожесточённой битвы, по уточнённым данным произошедшей в XIII-XII веках до нашей эры. На поле обнаружены останки не менее 12 тысяч древних воинов, разбросанные в полном беспорядке, но зато снабжённые полным комплектом боевого вооружения, характерного для эпохи бронзы. Останки чётко делятся на два типа: принадлежащие местным автохтонам и пришельцам со Среднего Дуная, предположительно первопредкам германцев, кои, очевидно, в битве и победили.

Кельты же, самый западный народ, происходят из самой западной части культуры полей погребальных урн, что вполне доказано археологами - из областей западной Венгрии, античной Паннонии, и современной Австрии. Эта страна в античные времёна называлась Нориком. Сразу скажем, к прародине славян никакого отношения Норик не имеет. Это заблуждение возникло из-за искажённой передачи фрагмента «Повести Временных лет» Нестора. Нестор писал (я опускаю твёрдые знаки и ять):

       «От сих же 70 и 2 языку бысть язык словенеск, от племени Афетова, нарци, еже суть словене.

По мнозех же времянах сели суть словене по Дунаеве, где есть ныне Угорьска земля и Болгарьска».

Буквально все историки, передавая этот фрагмент в своих книгах, искажают имя нарцев и пишут норцы, норицы, норики, видя в нарцах Нестора нориков, жителей Норика на Верхнем Дунае. Иные полагают при этом, что подобный аргумент придаёт больший вес теории Дунайского происхождения славян. Однако ложные аргументы вес не увеличивают, создавая лишь обманчивое чувство «сытости». У Нестора в оригинале имя нарцы передано через букву «а». Норик Нестором не упомянут в перечне стран, разделённых по жребию Симом, Хамом и Иафетом. Норик Нестору не знаком. Иного и быть не могло, ибо сам перечень стран Нестором взят из греческой хроники Иоанна Малалы. И означают нарцы, конечно же, не нориков, но жителей на «реце», как в ПВЛ обоначается река, иными словами. Под коей, несомненно, подразумевается Дунай. Причём такая форма имени подразумевает, что жители «на реке» селились с одной стороны реки, с севера, нависая как бы над рекой. Иными словами, в этом фрагменте ПВЛ Нестор называет славян жителями поначалу территории  исключительно к северу от Дуная и описывает процесс реального расселения славян с севера от Дуная на юг, в земли современных Венгрии и Болгарии. Если исходный материал очистить от всяких домыслов и искажений, то истинная история предстаёт в своей первозданной простоте и чистоте.

 

Следуя элементарной логике, всю эффективность коей, я надеюсь, Вы уже оценили, совершенно бесспорным представляется факт, что славяне, наиболее восточный народ, произошедший из культуры полей погребальных урн, составляли в XIII-VIII веках до н.э. самую восточную часть этой самой культуры на востоке современной Словакии и Венгрии. В эту зону входил бассейн реки Тисса. Вот это и есть искомая первичная прародина славян, она же та самая единственная славянская «точка сингулярности». Помимо доводов О.Н. Трубачёва приведём несколько аргументов, используя топонимику и гидронимику. Река Тисса в античные времена, как писал, например, Страбон, называлась Парис, а страна в её верховье Парциум. Название вполне созвучно славянскому понятию Поречье, речная страна. В дальнейшем имя Парис было изменено на название Тисса, очевидно по-славянски означаемое «тихая» река. В противовес по большей части равнинной «тихой» реке Тисса, один из её коротких притоков, спадающий с Карпатских гор носит название Быстрица. Река эта под этим именем известна была уже в античные времена. Этот факт всегда упоминается теми редкими историками, кто вполне разделяет теории Шафарика, например Кобычевым, Колосовской, Трубачёвым, Назиным. К западу от Карпат известны и ещё две реки с именем Быстрица. Известна с античных времён и река Черна в этих же местах. К востоку же от Карпат с давних времён известна река Пирет, ныне Прут. Название имет, наверняка, такое же происхождение, как и имя реки Парис (Тисса), означаемое Поречье, речная страна.  

Самый факт изменения названия реки Парис, собственно просто «Река» на название Тисса, собственно «Тихая», недвусмысленно акцентирующее равнинный характер этой реки и вместе с этим образование новых названий рек типа Быстрица, собственно «Быстрая, горная» река, явственно свидетельствует, что античным предкам славян помимо равнинного ландшафта стал известен и новый, горный тип ландшафта. Иными словами перед нами самое раннее доказательство движения предков славян от Среднего Дуная на восток в сторону Карпат.

В.П. Кобычев в своей книге «В поисках прародины славян» отметил явственное движение гидронимов архаичного славянского облика с территории современной восточной Словакии и восточной Венгрии на восток и с юга от Карпат на север с употреблением уменьшительных суффиксов –ец, -ца, -ва, -на. Например, в числе таких дублей можно указать на названия рек Тысмен в Венгрии и Тысменица на Украине, Лопушна бассейна Сирета и Лопушнянка Тиссы Чёрной, Олт в Румынии и Ольта на Украине (приток Трубежа); Лом бассейна Дуная и Ломна бассейна Одера; Тисса и Тиссовец Днепра и многие другие. Причём число таких дублей наиболее велико вблизи Карпатских гор и постепенно уменьшается при отдалении от гор.

Очень любопытны изыскания О.Н. Трубачёва в области гидронимиии бассейна реки Тисса. Он подметил, что древняя запись Pathissus у Плиния (I век н.э.) отражает не столько название реки, сколько название местности на ней, типично славянское с префиксом па-по, сродни названиям Поморье, Полабье, Подунавье, Посулье. Также примечательно объяснение Трубачёвым названия венгерской области в верховьях Тиссы Мармарош, на праславянском языке означающее, по его мнению, «умершее море». Гидрологи отмечают существование в Потисье вплоть до недавнего времени значительного района затопления. Также Трубачёв отметил в Подунавье и Потисье простейшую, то есть древнейшую, известную с древнейших времён, водную лексику в виде гидронимов struga –струя; brz, bystrica – быстрый; potok – поток; sopot – источник, ключ; toplica – тёплая вода; kaluga – тина; bolto – болото.

Итак, очевидно, что с XV века до н.э., со времен прихода на Средний Дунай волны индоевропейцев, носителей культуры курганных могил, предки славян проживали вблизи Дуная, преимущественно в бассейне Тиссы, практически представляя из себя речных жителей, «нарцев». Вполне возможно, что имя «нарцы» существовало уже в ту далёкую эпоху. И относилось оно предками славян, скорее всего, не только собственно к самим себе, но и ко всем жителям Среднего Дуная, в том числе и к кельтам. По этой, собственно, причине название Норик появилось и на Верхнем Дунае. Причём изначально просто в славянской форме через букву «а» - Нарикс, о чём мы знаем из Гекатея Милетского, географа VI века до н.э. 

Любопытно, что не только Нестор указывает на изначальную прародину славян вблизи Дуная, но и книга «Космограф» Равеннского Анонима, датируемая 700 годом нашей эры. В ней пишется, что славяне изначально происходят из земель к западу от сарматов и карпов, то есть к западу от Карпат. Особенно интересно упоминание карпов, к началу VII века уже всеми западными летописцами совершенно забытое. Современные историки полагают, что Равеннский Аноним черпал сведения для своей «Космографии» из книги Иордана «Гетика». Настало время подробно рассмотреть, кто же такие карпы на самом деле.

Проживая изначально в бассейне реки Тисса, предки славян «нарцы» постепенно с ростом населения продвигались на восток в низовья Дуная, а по большей части в сторону Карпат и горной системы Татры к северу от Тиссы. Первой на восток от Тиссы посреди равнины расположена небольшая горная гряда Бихар, Бихор, покрытая лесом и округлая в плане. В названии этом отчётливо виден славянский корень хор – гора. Слово Бихор - это изначально славянское слово бугор. Соответственно, территорию за лесистым Бугром предки славян не могли назвать иначе как Залесье. Так и назвали! Из античных латинских источников известен населённый пункт и местность на северо-западе Дакии – Parolissum. Префикс паро-, пара- в языке славянском означает расположение за, позади чего-нибудь. В поздней латыни, начиная с XII века нашей эры, древнеславянская земля Залесье, Паролиссум стала известна как Трансильвания, кое имя как раз и означает в переводе с латыни «Залесье». Существование к западу от Карпат небольшого горного массива Бихор, собственно «Бугор, поросший лесом» и название страны к востоку от Бихора Залесье – это ещё одно доказательство движения предков славян от Среднего Дуная на восток в сторону Карпат.

 

Надо непременно сказать здесь, не откладывая, что многие историки скептически относятся к изысканиям Трубачёва. Они заявляют, что в районе Карпат и Среднего Дуная есть всего лишь несколько топонимов с некоей околославянской семантикой, известных с античных времён. Они объясняют это всего лишь случайным совпадением. Мы с вами уже убедились, что эти «случайные» совпадения чрезвычайно многочисленны и имеют системный характер, что более всего проявляется в том, что отчётливые и многочисленные славянские топонимы и гидронимы между Средним Дунаем и Карпатами очень точно соответствуют географическим и природным особенностям объектов, к которым они относятся. Обращает на себя внимание также то, что Залесьем всегда называется территория к востоку от какой-либо горной системы. Это абсолютно определённо указывает на движение предков славян от Среднего Дуная на восток в сторону Карпат.

Те же критики заявляют, что самым слабым местом теорий Трубачёва является невозможность подкрепить её данными археологии. Это грубое искажение фактов. Изыскания О.Н. Трубачёва прямо указывают прародину славян на Среднем Дунае, в восточной зоне культуры полей погребальных урн (XIII-VIII века до нашей эры). Носители этой культуры были весьма активны, они мигрировали на северо-восток, на восток, на юго-восток в Карпаты на Нижний Дунай, на Балканы, достигнув даже Крыма и Малой Азии. Они поучаствовали в этногенезе многих народов, проживавших на этой территории. Исследование деятельности этих племён и родов по-настоящему перспективно для славистики. Скепсис по отношению к О.Н. Трубачёву неуместен. Равно как и по отношению к П.Й. Шафарику, коего неучи называют всего лишь зачинателем «романтизма» в славистике. Господа критики не осознают масштаб личности этих двух уважаемых авторов, с тщательного разбора трудов которых должно начинаться всякое серьёзное исследование по славянской тематике. Напомню, что П.Й. Шафарик заслуживает звания «классик» хотя-бы потому, что благодаря его работе «Славянские древности» славяне были безоговорочно признаны европейским народом. Есть ли сопоставимые с П.Й. Шафариком заслуги у этих господ критиков?

  

 Освоив Залесье, предки славян, «нарцы» быстро продвигались к восточному Карпатскому хребту. Карпаты привлекали античных предков славян и как новые места для поселения избыточного населения и как территория, обладающая некими ценными свойствами.

Во-первых, горный Карпатский хребет обеспечивал новое качество безопасности. В горах легко укрыться от вражеских нашествий. Именно эта особенность Карпатских гор позволила славянам окончательно обособиться от своих ближайших сородичей индоевропейцев на Среднем Дунае, а также сохранить свою независимость и идентичность на все последующие времена. Если кому-то хочется  извести славян – ему надо, прежде всего, срыть начисто Карпаты.  Также Карпаты – это великолепный стратегический плацдарм и для начала военных нападений на соседей. С горных возвышенностей просматривается территория на многие километры вокруг. И спуститься с гор для битвы горазде легче, нежели подняться в гору. Словом, Карпаты – это идеальное пристанище для воинственного народа, регулярно совершавшего боевые вылазки в чужие страны и скрывавшегося с добычей в горах после окончания войны.

Во-вторых, вблизи Карпатских гор есть многочисленные скопления соли. Соль в античные времена – это стратегический товар, единственное средство для длительной консервации скоропортящихся продуктов, мяса в первую очередь. Потребность в соли – вот главная движущая сила кочевников-скотоводов, равно как и всякого земледельческого народа, занимающегося мясным животноводством.

Также у самых истоков Тиссы находились залежи меди. Стратегическое значение меди в античные времена было не меньшим, чем значение соли. Медь в сочетании с оловом служила сырьём для производства бронзы. Также, в верхнюю Тиссу с Карпатских гор впадали многочисленные золотонесущие притоки. От Карпат и верховьев Тиссы в древности вёл оживлённый торговый путь на Балканы и в Малую Азию. Соответственно, на юг, в первую очередь в Микенскую Грецию, поступали медь, золото и соль, а из Греции на север привозилось вино, оливковое масло, ткани, ювелирные и скобяные изделия. Множество артефактов микенского происхождения найдено археологами на Среднем Дунае и в Карпатской котловине. Также отчётливо просматривается общность форм наступательного и оборонительного оружия, в первую очередь мечей и кинжалов. То есть, осуществлялся очень быстрый обмен идеями, когда наиболее эффективные виды оружия получали очень быстрое распространение и к югу и к северу от Дуная. Иными словами, предки славян уже начиная с XV-XIII века до н.э. и не позже VIII века до н.э. включились в международную торговлю.

Соответственно, античные предки славян благодаря торговле имели возможность знакомиться с техническими новинками южных соседей на Балканах и на полуострове Малая Азия. А также и с идеями, «высокими понятиями», религиозными культами и практиками. Проиллюстрируем это явление следующим образом:

Придя в Карпаты, предки славян столкнулись с таким природным явлением, как прохождение грозовых туч через горы. Собственно, житель склона горы оказывался как бы в толще тучи, на том самом уровне, высоте, где и рождаются молнии и раскаты грома. Ничего подобного житель равнины не мог испытывать. У древнего человека, оказавшегося в эпицентре грозы, несомненно, возникало ощущение, что вот именно здесь и живут боги, по крайне мере, боги грозы и молний. Так возник культ славянского бога молний Перуна, чьё имя происходит от славянского слова перынь, что значит скала, гора. О том, что главным у славян был бог молний, писал Прокопий Кесарийский в VI веке. Любопытно, что у древних индийцев в языческом пантеоне был бог дождя Парджанья, чьё имя образовано от древнеиндийского слова Parvata – гора. У древних фракийцев, жителей Балкан, был бог молний Перкун, Перкон, чьё имя лингвисты связывают с горной лексикой и топонимами типа Пейрос – горы и названием города Перинт, что значит город на горе. У латышей в языческом пантеоне был бог грозы Perkons, а у литовцев Perkunas. У хеттов и лувийцев, древних индоевропейских жителей полуострова Малая Азия был бог молний Pirwa. Из этого лингвисты делают вывод, что культ бога грозы Перуна и самоё его имя относятся к древнейшим общеиндоевропейским традициям. Это несомненно. Однако, культ Перуна, точнее имя бога грозы в этой форме, зафиксирован только у восточных, сатемных индоевропейских народов. У западных кентумных индоевропейских народов, естественно, тоже существовал свой культ бога грозы, но имя этого бога западные индоевропейцы образовывали и произносили совершенно по-другому. Например, у греков таким богом был Зевс, у кельтов Таранис, а у германцев Тор. Получается, что в древности через Карпаты с севера на юг проходила некая ось, совпадающая с маршрутом торговли янтарём от Балтийского моря в страны Азии. К западу от этой оси имя бога грозы индоевропейские народы образовывали каждый своим особым образом, а к востоку имя бога грозы звучало у всех индоевропейских народов похожим образом: Перун, Перкон, Перкунас, Перконс, Пирва, Парджанья.  Очень любопытно, что лингвисты, анализируя древние хеттские и лувийские тексты, обнаружили явление некоей эволюции, развития культа бога грозы Pirwa. Этот бог почитался как верховный бог, прародитель всех других богов и людей. Отсюда возникло понятие «первый», то есть изначальный, главный. Это понятие у славян звучит просто как калька с имени хеттского бога: «первый» - Pirwa. Отсюда можно сделать вывод, что античные предки славян торговали янтарём и имели контакты непосредственно с древними хеттами, минуя фракийцев. Что могло происходить только до разгрома хеттов фригийцами, то есть до рубежа II и I тысячелетия до нашей эры. Любопытно, что у балтских народов имя бога грозы в форме Perkons, Perkunas сближается с именем бога грозы у фракийцев – Perkon. Известно, что в античные времена область расселения балтских народов достигала на юге Днестра и Карпат, где они были непосредственными соседями северных фракийцев, чья область расселения на севере достигала Днестра. Что подчёркивет тот факт, что в какой-то момент предки славян вклинились между древними балтами и древними фракийцами, придя с запада. Любопытно проследить эволюцию культа бога грозы у древних хеттов. Со временем имя бога Pirwa стало сопровождаться эпитетами Тархун, Таркон, что значит герой, а также всадник, покровитель охоты, в том числе покровитель царской охоты. Подобный культ зафиксирован также и у жителей Лидии на западе Малой Азии в более позднее время – в VII-VI веках до нашей эры. Эти эпитеты Тархун, Таркон у хеттов в итоге стали замещать самоё имя Pirwa. Также, новое имя верховного бога Тархун, Таркон отразилось в топонимах, то есть названиях местностей в Малой Азии. Отечественные лингвисты Гиндин Л.А. и Цимбурский В.Л., а также болгарин Георгиев В.И. обнаружили движение, то есть распространение подобных топонимов из глубин Анатолии к Пропонтиде – Черноморским проливам и далее за море во Фракию, на юго-восток Балканского полуострова. К началу I тысячелетия до нашей эры и у фракийцев отмечено развитие культа бога Перкона. Это имя обрело эпитет Герос – герой. Герос-Перкун у фракийцев, также как и у хеттов, стал не только богом грозы, но и прародителем людей, героем, всадником, покровителем охоты. Археологи на Балканах обнаружили множество изображений героя-всадника на территории древней Фракии, в том числе и в виде барельефов на скалах.

Иными словами, совершенно отчётливо просматривается движение «высоких идей» из Азии на север, следуя «Янтарному пути» вдоль Карпат в страну античных предков славян вплоть до побережья Балтийского моря в страну древних латышей и литовцев. И поскольку янтарь на побережье Балтийского моря издревле находили не только в зоне расселения балтских племён, но и в стране древних германцев, например на Ютландском полуострове, несомненно, некие идейные импульсы должны были достичь и германцев. Таковые импульсы легко прослеживаются в комплексе германских мифов о верховном боге Одине, его сыне Торе и богах асах и ванах. Асы и ваны – это ни кто иные, как древние иранские и индийские боги асуры и дэвы. Имя бога Одина практически совпадает, по крайней мере, по звучанию с понятием «первый» у славян в форме «один», «единственный», «первый». Имя же бога Тора, практически, просто калька с изначально хеттского имени Тархун, Таркон. В германских сагах бог Один пришёл в Скандинавию с юга из города богов асов на границе гор и равнины Асгарда. А бог Тор воспитывался неким герцогом Лорикусом не где-нибудь, а во Фракии! Очевидно, что под городом богов Асгардом на стыке гор и равнины подразумевались посёлки и городки античных предков славян на стыке Карпатских гор и Великой Восточноевропейской равнины. Для индоевропейских народов, в том числе и для германцев, характерно чередование, замена, перестановка, выпадение согласных и гласных в начале слова. Например, известный из римских источников германский вождь I века Арминий, победитель римлян в битво 9 года в Тевтобургском лесу, зовётся у германцев также и как Герман. Соответственно наименование города Асгард у германцев изначально могло звучать и как Расгард, Русград. Не исключено, что под Асгардом-Русгардом подразумевался даже и совершенно конкретный город Русидава, согласно Певтингеровой карте стоявший в I веке на реке Олт на стыке южного Карпатского хребта и равнины, что характерно, непосредственно вблизи Фракии, где воспитывался германский бог молний Тор.

В XX веке многие европейские учёные, например Жорж Дюмезиль и Мирча Элиаде, явственно видели параллели между германской мифологией с одной стороны, как она изложена в «Эддах» XII века Снорри Стурлссона, и иранской «Авестой» и индийской «Махабхаратой» с другой стороны. Однако в 90-е годы XX века в среде германских, норвежских, английских учёных получил неожиданную популярность сарматизм во всех его проявлениях. Лично я вижу в этом тлетворное влияние поляков, в начале 90-х годов вошедших в сообщество западных государств и ЕС. Поляки увлекаются сарматизмом ещё со средневековья. Ныне в асах на западе обычно видят сарматов-асов Приазовья, а в ванах – жителей царства Ван на территории современной Армении. В Англии, например, писатели увлечённо выводят от сарматов короля Артура и его рыцарей Круглого Стола. В Голливуде даже сняли фильм о сармате Артуре. Вот только широкая публика в англосаксонских странах не принимает сарматские теории. И подобные книги и фильмы популярностью там не пользуются. Жертвой сарматизма, видимо очень заразного течения, на склоне жизни стал даже и Тур Хейердал, лично организовавший в начале 2000-х годов раскопки в древнем городе Азове в низовьях Дона. Ну да, нашёл древности сарматов. И что? Остаётся только порадоваться за знаменитого учёного, что он до конца жизни занимался любимым делом, не потерял страсть к поискам и путешествиям.

Из всего сказанного о культе бога Перуна у древних славян, несомненно, следует древнее проживание предков славян вблизи маршрута «Янтарного пути» и их участие в обмене идеями с жителями Азии уже на рубеже II и I тысячелетий до нашей эры. По крайне мере имя бога Перун античные предки славян вполне могли заимствовать у хеттов и фракийцев. Вполне возможно также, что имя бога земли, скота и богатства Велес предки славян могли заимствовать у жителей Ближнего Востока, для которых характерен культ бога Ваала, что в переводе означает хозяин, господин. Известен этот культ с середины II тысячелетия у древних финикийцев, ханаанцев, сирийцев.

Самый факт заимствования «высоких идей» доказывает, что античные предки славян, так или иначе, достигали стран Ближнего Востока. Либо с торговыми целями, либо в результате военных походов.

 

Поселившись в Карпатах, античные предки славян тем самым совершили значимое, стратегически важное, этноопределяющее на все последующие времена деяние. Переселение же античных предков славян со Среднего Дуная в Карпаты оставило в этих землях широкий разлив славянской речи, читаемый в местных топонимах и гидронимах, известных уже в античное время. Самые ранние данные о территориях на Среднем Дунае и в зоне Карпатских гор мы имеем из пзвестий Гекатея Милетского, автора VI века до нашей эры и Геродота, автора V века до нашей эры. И в этих известиях присутствуют отчётливые топонимы и гидронимы славянского облика. Мы поговорим о них позднее в процессе реконструкции славянской истории в хронологическом порядке. Наличие этих топонимов и гидронимов и позволило в своё время П.Й. Шафарику утверждать, что славянская история началась не позже, чем во времена Геродота. Даже и название его книги полностью звучит так: «Славянские древности. От Геродота до падения Гуннской и Римской держав 456 до н.э. - 469-476 н.э.». В распоряжении этого великого учёного были лишь данные первоисточников. Со времён П.Й. Шафарика множество дополнительных данных дали археология и лингвистика, и мы можем смело утверждать, что славянская история началась на Среднем Дунае не позже чем в XIII веке до нашей эры.   

Печатая эти строки, невольно вспоминаются грозные предупреждения иных историков о том, что нельзя и просто неприлично искать предков славян ранее I века нашей эры и искусственно удревнять славянскую историю. Пренебрежём этими предупреждениями и продолжим. Конечно же, не искусственно удревнять славянскую историю, а очищать её от искажений и домыслов недоброжелателей.

 

Скорее всего, античные предки славян достигли западных отрогов Карпатского хребта в районе верховьев Тиссы не позднее середины XIII века до н.э. за три-четыре поколения до Троянской войны. Обосновавшись на новом месте, в стране с горным и холмистым ландшафтом, предки славян впервые для себя, как для обособленного народа, приняли и новое имя горцы. От хребет и горбы оно звучало как хорваты.

Здесь же можно обсудить и ещё одну любопытную версию происхождения славян из самых ранних средневековых чешских и польских хроник XII-XIV веков. В хрониках этих прародиной славян объявляется Балканская Хорватия на Адриатике или же Паннония, часть современной Венгрии к западу от Среднего Дуная, где расположена столица Венгрии Будапешт. Так вот, теория Паннонской прародины созвучна теории прародины в Норике и, к сожалению, уводит в сторону. Несомненно, название Паннония происходит от кельтских слов pen – гора и pennes – голова, и имеет значение горная страна, холмистая страна, возвышенная страна, или даже просто верхняя страна. Сомнительно, что имя это сохранилось с XIII века до н.э., со времён, когда предки кельтов из этой собственно страны уходили на запад. Более вероятно, что название Паннония этой стране кельты дали придя в неё уже в процессе обратного движения на восток в V-III веках до н.э. Тогда же они достигли также Балкан, полуострова Малая Азия и зоны Карпатских гор, причём и с западной и с восточной стороны Карпат. Известно, что от кельтского слова pen возникло название горной гряды в Италии Апеннины, горной гряды в Британии Пеннины, и, самое главное, горного массива Альпы. Античные историки помещали вблизи Карпат целый ряд кельтских племён – лугиев, теврисков, анартофрактов, бритолагов. Птолемей также упомянул в середине II века н.э. народ пиенгитов у восточного Карпатского хребта, к слову сказать, в античные времена зовомому «Альпы бастарнские». Буквальный перевод с кельтского имени пиенгитов означает «горные геты». Пиенгиты были или смешанным народом из кельтов и гетов, или пиенгиты – это горные кельты. поселившиеся в стране гетов. Присутствие кельтов в Карпатах, а также и самое название «Альпы бастарнские», несомненно, наводит на мысль, что и в целом зону Карпатских гор кельты называли Альпами, Пеннинами, а то и просто Паннонией. Это можно подтвердить также и тем, что часть северного Карпатского хребта в южной Польше доныне именуется Пенинами. И получается, что прародина славян по чешским и польским хроникам Паннония – это не что иное, как Карпатские горы. Вот и ещё одно, наряду с ПВЛ Нестора, несомненное и недвусмысленное подтверждение изначальной прародины славян в Дунайско-Карпатском регионе. Кстати, некоторые чешские хроники называют прародиной чехов Хорватию на востоке, то есть те же Карпаты. Это, несомненно, ставит знак равенства между Панноний и Карпатской Хорватией, как исходной прародины чехов.

Историками считается, что первопричиной возникновения чешской теории происхождения славян из Балканской Хорватии или Паннонии послужило приглашение в середине XIV века Карлом IV, императором Священой Римской Империи Германской Нации, чехом по происхождению, нескольких монахов из Балканской Хорватии. Для того, чтобы они организовали во вновь основанных Карлом IV монастырях не территории Чехии богослужение на славянском языке. Скорее всего, этими хорватскими монахами были так называемые католики-глаголяши. Они действительно составляли богослужебные книги на славянском языке с использованием глаголицы. О глаголице у нас ещё будет речь впереди. Возможно также, что Карл IV пригласил хорватских монахов не из Балканской Хорватии, а из Карпатской Хорватии, известной в средневековье как «Великая Хорватия», хотя известия о таковой имеются лишь до XII века.

Более всего любопытно, что в связи со всеми этими событиями в Чехии возникла знаменитая легенда о трёх братьях Чехе, Лехе и Русе. Их всех троих называли хорватами. Что подчёркивает совершенно недвусмысленно, что именование хорваты изначально относилось ко всем славянам. Все славяне - изначально хорваты! Если быть совершенно точным, то славяне первее всего были нарцами на Среднем Дунае, а переселившись в XIII веке до рождества Христова в Карпаты, стали хорватами. В дальнейшем к XVI веку в легенде о Чехе, Лехе, и Русе появились новые подробности и новые персонажи, например Залманин, сын Цирципана, правивший в Чехии, Богемии до прихода туда Чеха. Имя Залманин, несомненно, имеет прообразом карпатского античного бога Залмоксиса, коему поклонялись даки и геты. 

 

Кроме имени хорваты, античными предками славян, поселившимися в Карпатах, было принято самоназвание бессы. Имя бессы непосредственно связано с понятиями высь, высота, вершина. Созвучны этим понятиям также такие слова, как башня, то есть высотка, и  башка - нечто, представляющее собой самую верхнюю часть тела. Бессы, биессы упоминаются у восточного Карпатского хребта Клавдием Птолемеем и Юлием Капитолином. Собственно, восточный Карпатский хребет и доныне называется Бескиды, кое имя произошло по издревле жившим здесь бессам. Также имя бессов у греческих и латинских авторов упоминается в широком смысле для обозначения вообще всех северных варваров. Весьма вероятно, именно в рамках этой традиции грек Пифей в IV веке до нашей эры и Плиний в I веке называли Скандинавский полуостров островом Басилия. Получается, что изначально славянский этноним переносился на народы иного происхождения. Запомним это, ибо подобное происходило и в более поздние эпохи, что мы обсудим в своё время, следуя хронологическому принципу изложения материала.

Бессов греки в античности называли также Тетрахоритами. В буквальном переводе это означает - «живущие на четырёх территориях». Это можно воспринимать и как «жители, хозяева четырёх сторон света». Подобный титул «Господин четырёх сторон света» был чрезвычайно популярен в древности среди народов Ближнего Востока, в Сирии, Месопотамии, Египте. Во всяком случае, эпитет Тетрахориты многозначен и отчётливо говорит и об активности античных бессов и об их присутствии на многих территориях.  Забегая немного вперёд, можно пока предварительно указать какие 4 территории бессов имелись греками в виду:

1. Карпаты – прародина бессов;

2. Принестровье – место жительства бастарнов, иначе бессов с Тираса (Днестра);

3. Фракия – место жительства части бессов, эмигрировавших на юг за Дунай в начале XIII века до нашей эры;

4. Палестина – место жительства племени вешеш, коими были бессы, достигшие Ближнего Востока в ходе движения «народов моря».

 

Но правомерно ли приписывать именование бессы именно античным предкам славян? Нет ли в этом некоей натяжки, надуманности, предвзятости? Такое обвинение очень легко можно предъявить автору, даже не потрудившись его обосновать. Так что же позволяет автору отнести имя бессы именно античным предкам славян? Позволяют известия самых ранних средневековых венгерских летописей и хроник. Хорошо известно, что в конце IX века венгры перекочевали из Причерноморских степей в Пушту, равнину на Среднем Дунае. Прошли они по Дунаю вдоль южного Карпатского хребта, возможно непосредственно через главный Карпатский хребет. Так или иначе, в этих местах в ту пору уже проживали преимущественно славяне, а, например, о предках румын и молдаван до XIV века вообще никаких известий нет, кроме непонятно к кому относящихся известий о неких фисонитах и рипианах. Так вот, у венгерского автора конца XIII века Шимона Кезаи в его труде «Деяния венгров» написано, что венгры прошли из Скифии на запад на Средний Дунай через страну бессов. Обычно историки трактуют упоминание бессов как некие отзвуки античной традиции именовать часть фракийцев бессами. Позвольте, речь идёт о периоде IX-XIII веков. Фракийцы давно уже растворились в среде славян. Никаких контактов у венгров с фракийцами быть не могло. Вряд ли Шимон Кезаи был знаком с античными греческими и латинскими авторами. Его труд представляет собой сжатый, краткий пересказ более ранних венгерских хроник. То есть, высокообразованным, начитанным, обладающим энциклопедическими знаниями автором, венгр Шимон Кезаи не был. Несомненно, под бессами Шимон Кезаи имел в виду именно славян. Тому подтверждением служит также средневековый обычай венгров давать князьям из славянской среды имена-прозвища с корнем бес-. Например, русского волынского князя Ярослава Святополчича (начало XII века) венгры называли Бесен. Ярослав бежал от Владимира Мономаха в Венгрию, а потом в Польшу. В дружине, которую он собрал на чужбине, были преимущественно венгры. А сына польского князя Болеслава I (XI век) от венгерской, именно венгерской, жены назвали Бесприм. Несомненно, именование бессы венгры услышали непосредственно от самих славян, в чьей среде это самоназвание бессы дожило до XIII века, как минимум.

Кроме венгров, в раннем средневековье именование бессы по отношению к славянам употребляли также и немецкие книжники, например швейцарский автор XVI века Конрад Геснер. Правда, относилось оно к жителям Боснии. Отчего, кстати, вполне резонно сделать вывод, что название страны Босния всё-таки как-то связано именно с бессами, а не с какой-то речкой Босной.

Самоназвание бессы у части славянских племён дожило как минимум до XIII века, но в итоге вышло из употребления. Несомненно, это связано с тем, что носители этнонима бессы покинули свою прародину в Карпатах и расселились в новых землях. Этот процесс начался уже в очень древнее время. Переселения бессов в античное время преимущественно на юг за Дунай и в ближайшее Прикарпатье на восток в сторону Днестра мы подробно рассмотрим несколько позднее. В эпоху Великого Расселения славян в VI-VII веках нашей эры бессы двинулись на восток, перешли Днестр и устремились в сторону Буга. Есть разные версии происхождения гидронима Буг. Вполне можно предположить, что этот гидроним связан с этнонимом бессы. В русских летописях жителей Побужья принято было называть бужане. Однако в западных средневековых источниках, например Баварском Географе конца IX века, бужане названы бушанами – Busani. В такой огласовке явственно просматривается происхождение этнонима busani от этнонима бессы. Название Буг могло быть дано этой реке славянами бессами оттого, что она стала очередным, вторым после Днестра речным фронтиром славян на востоке. Напомним, что когда славяне достигли реки Дон, их присутствие здесь привело к тому, что арабы, вторгшись к северу от Кавказского хребта в VIII веке для войны с хазарами, назвали Дон «Славянской рекой».    

Славяне уже в VI веке активно вторгались на Северный Кавказ, аналогично тому, как они вторгались на Балканы, о чём есть многочисленные свидетельства армянских, грузинских, персидских, арабских первоисточников (лучше всего рассмотренных Л.Р. Прозоровым в книге «Кавказский рубеж»). Вполне можно предположить, что пришельцы славяне могли фигурировать вблизи Кавказа в этих источниках не только под именем славяне, скалавацы, ас-сакалиба, русы, но и под другими древними славянскими именами - хорваты и бессы. Византийский автор середины VI века Псевдо-Захария Ритор сообщил, что в пределах гуннских вплоть до Каспийского моря расположена страна Базгун. В названии этой страны явственно просматривается соединение этнонимов бессы и гунны. То есть, славяне бессы подошли к Северному Кавказу и делили эти земли с гуннскими племенами. Нечто подобное происходило к югу от Дуная в VII-VIII веках, когда славяне смешивались с пришлыми кочевниками болгарами. В итоге образовался народ с тюркским названием болгары, при этом говорящий на славянском языке. Считается, что изначальные кочевники болгары – это часть гуннских племён. Если славяне, что совершенно точно известно, смешивались с гуннами к югу от Дуная, то, вполне возможно, аналогичный процесс происходил и к востоку от Днепра. Можно, например, известный на Северном Кавказе VI-VII веков народ барсилов, зовомых также басилами, посчитать славянами бессами, теми самыми, которые по Псевдо-Захарии Ритору формировали население страны Базгун. Обычно барсилов считают одним из тюркских, возможно болгарских кочевых племён, с коими впоследствии объединились хазары. В пользу славянской же атрибуции этого племени, по крайней мере, частичной, может говорить, например, то, что в самых ранних упоминаниях барсилов, басилов в армянских источниках народ этот назван горцами, каковыми изначально славяне и были. Но скорее всего, описание барсилов, басилов как горцев могло у армян сложиться вследствии того, что барсилы, басилы вторглись в Армению в какой-то момент с севера от Кавказского хребта. Во множестве других источников барсилы, басилы характеризуются как кочевой народ, имевший кочевья от северных предгорий Кавказа до низовий Волги. Что на примере истории страны Болгарии на Дунае совершенно не исключает присутствие в составе барсилов славян бессов. Страну басилов, барсилов к северу от Кавказа называли Басилией, Барсилией. Вполне возможно, что это таже самая страна Базгун, известная из Псевдо-Захарии Ритора.

Даже более того, славянский этноним бессы мог теоретически отразиться на этнонимике и народов Повольжья! В арабском тексте Гардизи «Зайн ал-Ахбар» от XI века пишется, что верховный правитель славян убил византийского посла, после чего вынужден был уйти к хазарам. Хазарский каган принял его хорошо. Но после смерти кагана правитель славян вынужден был уйти на север к Басджирту. Это первое упоминание в виде эпонима этнополитического объединения Башкорт, иначе говоря, страны башкир – Башкирии. Археологи установили, что в раннем средневековье на Среднем Повольжье существовала так называемая Именьковская культура, имевшая все признаки типично славянской культуры. К VII веку эта культура была разгромлена кочевниками болгарами, но не уничтожена совсем. Именьковцы переселились частью на запад к Днепру, а частью далее на восток на реку Каму, то есть в Башкирию. Соответственно, славянский этноним бессы именьковскому населению наверняка был хорошо знаком, и он мог быть привнесён и на Каму, в страну, по бессам названную Баскорг, Башкорт, Башкирия. И по арабским источникам и по данным археологии раннее объединение башкир совершенно точно состояло из этнически самых разных племён с самыми разными религиозными верованиями. Просматривается аналогия со страной Базгун, Басилией, Барсилией на Северном Кавказе. Однако подобные аргументы носят, конечно же, предположительный характер и требуют тщательного изучения и анализа. Тем не менее, очень привлекательна мысль, что названия стран и земель Бескиды, Бессарабия, Босния, Базгун, Барсилия, Башкирия имеют между собой связь и связь эта осуществлена древним славянским этнонимом бессы. Напомню также, что славянским этнонимом бессы греки в античности часто называли вообще всех северных варваров. Например, Скандинавию они называли островом Басилия, явно по бессам. Басилия-Скандинавия прямо соотносится с Басилией-Барсилией на северном Кавказе. В вышеизложенных построениях нет ничего в принципе невозможного.

Итак, по нашим наблюдениям этноним бессы имел широкое распространение в славянской среде от Адриатики на западе до Волги и Кавказа на востоке, от Скандинавиии на севере до Балкан на юге. Вышел он из употребления в XII-XIII веках, когда в славянских странах прочно утвердилось христианство. Это заставляет предположить, что христианство и послужило причиной забвения этнонима бессы.

Эту мысль можно проиллюстрировать следующим наблюдением. Хорошо известно, что греки-христиане, жители средневековой Византии называли себя ромеями, всячески открещиваясь от прежнего своего обобщающего этнонима эллины. Эллинскими они теперь называли прежние языческие верования, обычаи и традиции. Вполне вероятно, что и в славянской среде происходил подобный процесс. Прежние языческие верования, обычаи и порядки с распространиением христианства славяне стали называть бесовскими. Иначе говоря, этноним бессы у славян превратился, как и у греков этноним эллины, в символ всего языческого. Впервые сдово бес и фраза бесовская вера у славян появились в русской литературе – в «Слове о законе и благодати» XI века и в ПВЛ XII века. До этого вместо слова бес употреблялись слова «анчу тка», то есть «беспятый» и «чёрт». Словом бес переведено в церковнославянском и русском синодальном переводе греческое слово «демон».

  Это наблюдение заставляет полагать, что этноним бессы в среде античных предков славян имел такую же значимость, как и этноним эллины у античных греков.

 

Каким же образом происходило образование у дальних предков славян их новых самоназваний, связанных с горным ландшафтом? Можно сделать следущее предположение. Итак, предки славян, изначально пастухи, скотоводы, постепенно перемещались от Среднего Дуная на восток в сторону Карпат. Естественно, скотоводы, постоянно имеющие дело с крупным и мелким рогатым скотом, воспринимали внешний мир, в том числе особенности рельефа, через призму привычных понятий, связанных с особенностями своей горячо любимой скотинки. Ведь что такое, по сути, например, рога у быка? Это отросток, вершина, возвышенность. Хребет и горбы – это одновременно и горные понятия и также особенности телосложения скота. И да простят меня читатели за излишние подробности, но вот что сказал бы истинный предок русского народа, древний скотовод и пастух, увидев впервые на горизонте очертания горных вершин: «Вот это коровья башка и роги! Вот это, коровий блин, хребет и горбы!». И вот внимание: помимо самоназвания хорваты и бессы, совершенно очевидно, возникло и третье самоназвание –  роги! И все эти самоназвания имеют одно и то же значение – горцы. Лингвисты обнаружили, что в древнеславянском языке понятие рог, рогатый звучало также и как крв, что очень похоже на хребет и этноним хорват. Понятно, что слово корова происходит непосредственно из древнего слова крв и означает рогатое животное.

В Чехии национальный символ чешского народа гора Ржип в переводе с чешского языка означает просто гора! Ржип созвучно словам рог, роги, русины.

Имя же роги, со временем у разных народов, да и у самих предков славян, стало звучать неимоверным количеством вариантов – роги, руги, рутены, русы, рузы, руськи, роски, руцци, русары, русики, русины и, наконец, русские. Хотя, естественно, вариант «русские» возник уже к востоку от Карпат в более позднее время. Очевиднейше, имя роги также, как и имена хорваты и бессы, относилось поначалу ко всем античным предкам славян. В польских летописях вплоть до XVI века все славянские языки иногда называли русскими! Например, поляк Стрыйковский в своей «Хронике польской, литовской, жмудской и всея Руси» (1582 год) именовал древних славян русацами или русскими славянскими народами. Поначалу по Стрыйковскому русацы жили у Чёрного моря. Те же, кто жил вблизи Дуная звались норчи или норичи. Южно-русский переписчик «Жития Кирилла», живший в XVII веке, оставил комментарий в сказании о «Русской грамоте»: «И не токмо муравляне (моравы), чехи, козари, карвати, сербы, болгары, ляхи и земля Муньтаньская (южное Прикарпатье), вся Далматия и Диоклития, и волохи быша Русь». То есть, ещё в XVII веке русские книжники ясно и чётко осознавали, что название русь относилось ко всем без исключения славянским народам. Боже, но куда-же пропало это осознание уже в XVIII веке? Кто же над этим потрудился? Очевидно деятели типа германских учёных Байера, Шлёцера и Миллера.

 

 

                              ГЛАВА 3

 

НАРОДЫ ГОР.

 

 

Совершенно естественно, что древнейшие самоназвания античных предков славян, в том числе хорваты, бессы, руги, венеды, склавины, появились в разное время. Соответственно и проявились они, то есть известность получили у соседей в разное время и с разной интенсивностью ими упоминались как в письменных источниках, так и в народном эпосе. Мы обсудим это постепенно, в хронологическом порядке.

Скептики могут заявить, что помещать прародину славян в Карпатах и связывать самые ранние имена славян с горным рельефом – это искусственная, умозрительная концепция. Сродни теории, связывающей имя русь с реками, и на этом основании выстраивающей концепцию «речной» цивилизации первоначальных славян. Скептицизм, безусловно, вполне уместен. И очень полезен. Поскольку заставляет думать и искать дополнительные аргументы в защиту «горной» теории. И этот процесс привел меня к следующим, как мне кажется, очень любопытным наблюдениям:

Никто не станет спорить, что славяне – это индоевропейский народ. Соответственно, всякий раз, когда родственные славянам индоевропейские племена поселялись в горных системах Азии и Европы, коих они только смогли достичь, происходил один и тот же процесс образования новых этнонимов, связанных с горным ландшафтом и имеющих соответствия и параллели с самыми ранними славянскими этнонимами хорваты, бесы, роги, венеды, склавины. Интереснее всего искать эти параллели в горных системах Малой Азии, Кавказа, Армянского нагорья, гор Загрос, Памира, Гималаев. Во-первых: территориально это очень масштабные, обширные горные системы и, во-вторых: вторгаясь в эти горы, индоевропейцы сталкивались с древними письменными народами ассирийцами, аккадцами, египтянами, евреями. В сохранившихся письменных документах этих народов мы можем найти самые древние свидетельства, относящиеся уже к началу II тысячелетия до нашей эры и тем более ко времени рубежа II и I тысячелетий до нашей эры, соответствующему времени прихода античных предков славян в Карпаты.

Славяне имеют очевидное языковое родство с индоевропейскими народами, начавшими массированные вторжения на юг в Азию во II тысячелетии до нашей эры. Это в первую очередь хетты, митаннийцы, а также иранцы, индийцы, армяне.  Выше мы уже обсуждали, что славянское слово гора имеет соответствия в языках этих народов. И поскольку корень рог-, рус- у славян тождественен корню гор-, то и у этих народов подобное соответствие тоже должно иметь место исходя из элементарной логики и оно должно было проявиться и в их этнонимах и в топонимах в их местах поселения. И ещё более логично то, что вторгаясь из северных степей в Азию через Кавказ и поселяясь в горных системах к югу от Кавказа, отдельные индоевропейские племена и роды непременно, неизбежно должны были принимать новые этнонимы, непосредственно связанные с горным рельефом.

Первее всего – название горной системы Загрос между Ираном и Месопотамией. Оно, очевиднейше, имеет индоевропейский корень гор-, и в то же время корень рос-.  Корень гор-, хар- отчётливее всего виден в этнониме тохары, индоевропейского народа, жившего в I тысячелетии до н.э. и в начале нашей эры у западных границ Китая вблизи гор Памира, Тянь-Шань и Гималаев. Обычно их относят к восточным иранцам. Далее, иранский этноним персы зафиксирован ранее всего в ассирийских источниках в IX веке до н.э. в горах к югу и к юго-западу от озера Урмия. Современные иранцы полагают, что этноним персы означает «высокий, крепкобокий, сильный» человек. Так, или иначе, но просматриваются понятия, связанные с высотой и крепкостью. Это горные понятия. И, скорее всего, этноним персы имеет изначальное значение «горцы». Также просматривается несомненная параллель с атрибуцией народа ерос, хрос в VI веке в Северном Причерноморье, как народа великанов. По сведениям греков известно, что в античности народ персов состоял из нескольких племён, среди коих упоминались, что очень любопытно, племена дерусиев и германиев. Эти этнонимы, несомненно, связаны с горным рельефом гор Загрос, где персы и формировались как этнос. Мы видим явственную параллель между славянскими «русами» Карпат и персидскими «дерусиями» гор Загрос. Кстати, этноним персидских германиев уж очень похож по звучанию на общее название европейских германцев. Вполне уместно предположить, что оба эти этнонима изначально связаны с горными ландшафтами. Получается, что германцы у нас тоже «горцы». Добро пожаловать в семью горских народов! Любопытно также, что в античное время у европейских германцев существовало племя херусков, родом из коего знаменитый Арминий, победитель римлян в Тевтобургском лесу. Этноним херуски состоит сразу из двух родственных корней хор- и рус-. Получается, херуски – это горцы из горцев. Горные этнонимы у германцев могли сформироваться уже в конце II тысячелетия до нашей эры, когда они двигались от Среднего Дуная на север, пересекая при этом Чешские горы. И вообще, территория современной Германии, за исключением приморских низменностей, представляет собой череду невысоких гор и холмов, кои по большому счёту не что иное, как обширная система предгорий Альп.  К числу античных германских этнонимов, явно имеющих корень гор-. хор-, относятся такие этнонимы как гарии, гарны, гаруды, гермионы, гермундуры, герулы . Таких этнонимов на самом деле очень много. Я привёл всего лишь только часть. И коли уж мы заговорили об Альпах, уместно было бы предположить, что и кельтские этнонимы, связанные с горами и имеющие корни гор-, рус- должны были бы быть. Они, естественно есть. Это, к примеру, рутены и реты в западных и северных предгорьях Альп, а также тевриски в восточных предгорьях Альп, зовомые также таврисками, таврусками. Считается, что по теврискам произошло современное название западной, гористой части Австрии – Тироль.

 

Продолжим наши изыскания в Азии:

Этноним современного народа курдов, кои по-сути одно из иранских племён, означающий горные пастухи, похож на Карпатский этноним карпы. Античные историки Ксенофонт в IV веке до нашей эры, а также Диодор и Страбон в I веке нашей эры называли курдов кардухами. Кардухи ещё более близко к имени карпы.

Этнониму бессы в Карпатах соответствует название одного из племён мидийцев в горах Загрос – бусы, о чём мы знаем из Геродота.

Есть соответствие и с индийскими этнонимами и топонимами. Так, например, в Гималаях есть страна Бутан. Её населяет народ тибетской языковой семьи, Они не инлоевропейцы. Но считается, что название Бутан произошло из санскрита, от словосочетания бху-уттан, что значит «высокогорье».

Выше мы уже говорили, что название плоскогорья Декан в Центральной Индии означает попросту «горная страна». Где как не в Декане или же вблизи него искать в античное и средневековое время этнонимы и топонимы, связанные с понятием «горы». К северу от Декана расположены горы Виндхья. Они, эти горы, представляют собой некий венец по отношению к Декану. Ровно таким же образом, как венцом полукруглых в плане Карпатских гор в античное время были Венедские горы, о которых писал Птолемей во II веке нашей эры. Между горами Виндхья и Венедскими горами замечательным образом существует явственная, очевидная параллель. В I тысячелетии нашей эры горы Виндхья к северу от Декана населяло племя гурджаров, чьё имя в переводе с санскрита означает горцы. Они создали своё государство Пратихара. В словах гурджары и Пратихара явственно видны индоевропейские «горные» корни гур-, хар-. В середине I тысячелетия в Декане образовалось государство Раштракута, быстро достигшее статуса империи. Это тоже, несомненно, «горное» название. В нём присутствует горный индоевропейский корень раш-, иначе рус-, рог-. Цари Раштракуты создали большинство из знаменитых пещерных храмов Аджанты и Эллоры на северо-западе Декана. Причём они создали самые монументальные храмы, представляющие собой огромные залы, целиком вырубленные в скалах. Соседство деканцев и раштракутов на одной территории в Центральной Индии по звучанию и смыслу соответствует ситуации соседства даков и русинов в зоне Карпатских гор в начале нашей эры.

 

В западной части гор Памира, занимая, в том числе, и одно из наиболее протяжённых на планете высокогорных нагорий, доныне живёт народ роуши, зовомые также рушаны. Их язык индоевропейский, относящийся к восточноиранской группе языков. Сами себя они называют рухеи, рухни. Полагают, что это имя означает «светлый», «белый» исходя из соответствующего значения иранского слова рокс, рох – «белый». Подобным образом переводят и этноним античного сарматского ираноязычного племени роксаланов – белые аланы. Считается, что предками народа роуши были саки и массагеты, восточная часть скифского племени, кочевавшая в I тысячелетии до нашей эры в степях Средней Азии. К середине I тысячелетия нашей эры саки были постепенно оттеснены сарматами и тюрками в горы Памира. Стефан Византийский, автор VI века нашей эры сообщил, что саки живут в местности Рушнаи на Памире и имеют столицей город Роксанак. Очевидно, этноним роуши саки приобрели именно всвязи с поселением в горах. Это горный этноним. Саков-горцев прозывали в античное время также этнонимами даи, даги, дахи. Не исключено также, что этноним роксаланы означает на самом деле «горные» аланы. Это прозвище изначальный кочевой род роксаланов мог получить оттого, что самые ранние места кочёвок они имели вблизи гор, например, Кавказа. Существует немало античных известий о том, что аланы вторгались на юг за Кавказский хребет в конце I тысячелетия до нашей эры и в начале нашей эры. В какой-то момент времени, имея уже устойчивое горное прозвище, роксаланы окрестности гор покинули и двинулись на запад в сторону степей Северного Причерноморья, вбирая в себя всё новые аланские роды, увеличивая тем самым свою численность и мощь.

В настоящее время народ роуши занимается в частности горным пастбищным скотоводством. В советское время памирских горцев заставляли заниматься земледелием и сгоняли в колхозы на равнинах. После распада СССР на Памире вновь возродилось горное скотоводство. Ныне часть народа роуши вернулась к обычаям предков и снова в горных долинах разводит яков. Ибо только эти животные способны выжить в условиях высокогорного Памира, поскольку имеют плотный шерстяной покров. Утром мужчины пастухи уводят стада яков на горные луга, где яки находят самую высококачественную траву. Детёныши же яков остаются в селениях в загонах. Женщины роуши весь день занимаются домашними делами. Вечером пастухи возвращаются в селения, пригоняют яков и женщины начинают вечернюю дойку. Самки яков ведут себя очень спокойно, чувствуя близость детёнышей, и легко дают себя стреножить. Процесс дойки время от времени приостанавливается – детёнышей подпускают к самкам, чтобы они тоже могли попить наконец-то молочка мамы. Молоко сливают в большие металлические чаны и разводят под ними огонь, используя для растопки помёт яков. Из молока яков роуши производят очень высококачсвенный сыр, имеющий постоянный и большой спрос у жителей равнин. Очевидно, нечто подобное происходило и в Карпатах в старинные времена. Только вместо яков Карпатские горцы выпасали коров, овец и коз.

 И получается, что в настоящее время живут только четыре народа, имеющие в своём самоназвании корень рус-, рос. Это Карпатские русины, это русские и белорусы и Памирские роуши. Русины и роуши непосредственно живут в горах, а русские и белорусы изначально – это переселенцы с гор на Восточноевропейскую равнину.

 

Вторгающиеся на юг через Кавказ индоевропейские племена достигали Палестины и сталкивались с египтянами. Несомненно, в египетском нарративе должны были проявиться отчётливые индоевропейские корни гор-. рус- не позже начала II тысячелетия до нашей эры. Они есть. Конечно же!

В развалинах древнеегипетской столицы Мемфисе недавно обнаружен каменный блок с нанесённой на нём летописью фараона XII династии Аменемхета II, правившего в 1876-1842 годах до нашей эры. В летописи описан, как считают египтологи, самый первый поход египтян на север вглубь Азии, в ходе которого египтяне достигли южных отрогов горной системы Тавр в Малой Азии. Из похода были доставлены в Египет серебро, золото, скот и тысячи азиатских рабов, поселённых в основном на восточной границе дельты Нила. Здесь к середине XVIII века до нашей эры расцвёл город Хутварет, вскоре ставший знаменитым Аварисом. Город знаменит тем, что являлся средоточием азиатского населения Египта и тем, что в итоге стал столицей гиксосов, завоевавших Египет в XVII веке до нашей эры. В Аварисе обнаружена гробница середины XVIII века до нашей эры, принадлежавшая чиновнику, отвечавшему за отношения с народами Сирии и Палестины и имевшему титул «надзиратель Ретену». Иными словами этноним «ретену» египтяне начали применять к жителям Сирии и Палестины примерно во времена похода полководцев Аменемхета II в эти земли. Несомненно, этноним ретену имеет явные соответствия европейским этнонимам рутены, роги, руги, русы. Также, египтяне на протяжении II тысячелетия до нашей эры называли земли Сирии к северу от Дамаска и вплоть до реки Ефрат землей Нахарин, Нахарина. В иврите слово нахар означает «река, поток, стремление вод». Египтологи считают, что Нахарина на египетском языке означала «Двуречье», иначе говоря, Месопотамия. Скорее не означала, а просто относилась к земле, прилегающей к Двуречью. В наименовании Нахарина отчётливо проступает индоевропейский корень гор-. И означает Нахарина, очевидно, «горная страна», Нагорье. Что вполне соответсвует горному, холмистому, возвышенному рельефу данной местности. В коей стране Нагорье жили горцы – те самые ретену из египетских источников. Можно также предположить, почему у семитов река обозначалась словом нахар. Это у нас в средней полосе Европы реки рождаются из ручьёв, бьющих из-под земли. На Ближнем Востоке реки берут начало с гор и нагорий или же из ручьёв, которые питаются подземной водой, тысячелетиями скапливающейся у подножий гор, куда она попадает во время зимнего сезона дождей, стекая со склонов гор. Вполне резонно и горное именование рек в семитских языках. Вспомним также, что однажды Моисею и его людям понадобилась вода и достать её Моисей смог ударом посоха по стене скалы. В Библии есть также очень характерная фраза: «Ручей должен начинаться из источника, расположенного выше его». В семитских языках пересохшее русло реки, по которому в сезон дождей проносятся потоки воды, называется «вади». Слово вади прямо соотносится с индоевропейским и славянским словом вода. Русское словосочетане «русло реки» на иврите звучит как «вади нахар». Буквально – «вода с нагорья». Один из притоков реки Иордан в Палестине называется Хораф. Это имя содержит очевидный горный корень хор-. Подробное обоснование того, что древние семиты заимствовали из индоевропейских языков горную лексику, я приведу несколько позже.

На протяжении всего II тысячелетия до нашей эры египтяне о народе ретену сообщали неоднократно. Есть рельефы на стенах египетских храмов, запечатлевшие приношение дани «презренным народом ретену». Презренными египтяне называли всех иноземцев. В некоторых надписях страна Ретену упоминается как «Верхняя Ретену». Никаких вопросов не возникало бы, если бы наряду с «Верхней Ретену» были какие-либо известия о стране «Нижняя Ретену». Но их нет. Вообще. И это заставляет предположить, что учёные египтологи сделали неправильный перевод. Дело в том, что египтяне ориентировались в пространстве по реке Нил. Земли, которые находились вверх по течению Нила, египтяне называли верхними. Отсюда южный Египет – это Верхний Египет, а северный Египет в дельте Нила – это Нижний Египет. Соответственно, земли в низовьях Нила для египтян были нижними. Страна Ретену в Сирии и Палестине, находящаяся по отношению к реке Нил вниз по течению, не могла быть названа египтянами верхней страной. Перевод текста должен иметь следущее смысловое значение: «страна Ретену, находящаяся на возвышенности, в горах». То есть, «Верхняя Ретену» - это «Горная Ретену». Что подчёркивает именно горское происхождение этнонима ретену. И этот этноним индоевропейский. Например, до нас дошла древнеегипетская «Повесть о Синухете», что примечательно в нескольких копиях. Видимо, у египтян повесть пользовалась повышенным интересом. Повесть была создана незадолго до правления фараона Аменемхета II. Так вот, герой повести Синухет, опасаясь быть обвинённым в дворцовом заговоре, бежал на север и нашёл приют у царя ретену по имени Амуненши. В этом имени явственно проступает корень мун-, ман-, в индоевропейских языках означающий муж, мужчина, человек. Проступает также и типичное индоевропейское окончание -sis, характерное, например, для греков. Изначально, имя звучало наверняка как Амуненсис.

 

Поскольку египтяне хрошо знали индоевропейский народ ретену в Ханаане, Ливане и Сирии и неоднократно о нём писали, несомненно, этот народ должны были хорошо знать под этим же или похожим названием и непосредственно жители этих стран во II-I тысячелетиях до нашей эры. Так оно и есть.

В Библии, а также в Угаритских табличках неоднократно упомянуты рефаимы. Рефаимы и есть египетские ретену!

Еврейская литература придаёт рефаимам мифические и очень необычные свойства, вплоть до того, что на их руках и ногах евреи насчитывали по шесть пальцев. Это произощло оттого, что рефаимы превосходили евреев в росте и силе тела. Подробнее о рефаимах, как они известны из еврейских источников мы поговорим в следующей главе.

Угаритские же таблички внесли по отношению к рефаимам полную ясность. Рефаимы в описании жителей самого северного финикийского города Угарита – это некий народ, обладающий высоким ростом и большой физической силой. Рефаимы благодаря своей воинственности и физической мощи представляли для жителей Угарита интерес в качестве воинов-наёмников, воеваших преимущественно на колесницах, что как раз характерно для индоевропейцев II-I тысячелетия до нашей эры.

Имя рефаимы в Угаритских табличках имеет дополнительное значение – «князья, вожди, предводители, главы, начальники». В этом значении слово рефаимы сопоставимо со словом рош в иврите, означающим «глава, хозяин, господин», а также со словом раис в арабском языке в том же значении. Не приходится сомневаться в индоевропейском происхождении всех этих слов, благодаря тому, что индоевропейцы с горными самоназваниями, имевшими корень рус, рос, рес, представляли собой на Ближнем Востоке во II тысячелетии до нашей эры мощную и влиятельную военизированную группировку. Они были народом-воином. Хозяевами, предводителями.

Конечно же, изначальные рефаимы на Ближем Востоке вовсе не были некими русскими, как это утверждают горе-псевдоисторики. Самые ранние индоевропейские пришельцы появились в Ханаане вместе с хурритами в первой половине II тысячелетия до нашей эры. В верхнем течении реки Ефрат в предгорьях Тавра индоевропейцы вместе с хурритами основали государство Митанни. Основную массу населения этого государства составляли хурриты неиндоевропейского происхождения, а правящую верхушку – индоевропейцы. Это следует, в частности, из письменных источников Митанни., например, сохранилась некая инструкция о павилах верховой езды на лошадях, в том числе на колесницах. Терминология в той инструкции – типично индоевропейская. Наибольшую территориальную экспансию в сторону Ханаана митаннийцы осуществили в конце XVI – начале XV века до нашей эры. После краха Митанни в XIII веке до нашей эры, в сторону Ханаана с севера устремились индоевропейцы хетты. Они представляли значительную военную мощь и длительное время, почти 200 лет, соперничали с египтянами за господство на Ближнем Востоке. Это привело к тому, что этноним хетты стал в еврейской литературе собирательным термином, относящимся ко всем индоевропейцам, независимо от их истинного происхождения. Этноним хетты у евреев, вследствие этого, носит также дисперсный характер, поскольку ни одного имени хеттского царя или вождя не приводится.

В совокупности рефаимы предстают в Угаритских и еврейских письменных источниках как некие отпрыски богов, воины исполинского роста, бывшие славными в древности, вселявшими ужас в жителей земли, которой прежде владели ханаанцы, а ныне занимающими почётное место в загробном мире. Поскольку на глазах евреев рефаимы частично ассимилировались с семитами, а частично покинули Ханаан.

Специалисты полагают, что в эпоху второго Храма в середине I тысячелетия до нашей эры предания такого рода послужили почвой для развития в иудаизме мифов о падших ангелах.

 

Вспомним, также, о стране Арцава, иначе Арсава на западе Малой Азии, горной стране, имеющее в названии явный корень рца-, рса-, с коей воевали хетты, а египтяне поддерживали дипломатические отношения и организовывали династические браки в середине II тысячелетия до н.э. Напомним также, что цари государства Урарту на армянском нагорье уже в начале I тысячелетия до нашей эры носили имена Руса, возможно, означающее «горец» или же «царь горы».

Из всех этих соответствий и созвучий некоторые псевдоисторики и энтузиасты жанра фэнтези выстраивают нелепые «арийские» теории о существовании в Азии во II-I тысячелетиях до нашей эры некоего государства «Средиземноморская Русь». Конечно же, эти теории ничего общего с реальностью не имеют. Однако очевидные прараллели в обстоятельствах прихода индоевропейцев в горные системы Азии и в Карпаты хорошо иллюстрируют и обосновывают изначально «горские» этнонимы античных предков славян.

Удивительно – но факт. Существующие совпадения и параллели в этнонимах разных индоевропейских народов, имеющие корень рус-, рос-, энтузиасты жанра фэнтэзи спекулятивно обыгрывают как признак того, что предки русских уже в древние времена якобы побывали чутьли не везде на просторах Евразии. А профессиональные историки беспомощно разводят руками, не в силах осмыслить подобные совпадения, делая упор лишь на безусловную абсурдность построений псевдоисториков.

Во всех совпадениях в отношении этнонимов, имеющих корень рус, рос, рог и так далее присутствует система.

Эта система называется – «горное» значение корня, слова, этнонима «рус», имеющееся у всех родственных индоевропейских народов.

 

Горные системы повлияли на формирование у индоевропейских народов немалого количества разнообразных понятий. Для нас любопытнее всего два очень важных понятия - «граница» и «царь». Они связаны с усложнением социальной жизни древних племён и образованием у них правящего класса, осуществляющего контроль определённой территории, очерченной конкретными пределами - границами. В обширной и богатой терминологии, относящейся к этим понятиям, отчётливо проступают «горные» корни гор-, хор- и рог-, рус-. Соответственно, сразу же можно сказать, что эта терминология складывалась в горах или же вблизи гор.

В русском слове граница отчётливо виден корень гра-, то есть гора. В латыни к понятию граница имеет отношение корень reg-, аналогичный славянскому «горному» корню рог-. По латыни проведение границы выражается термином «regere fines». Корень reg в латыни означает также – править, тянуть, проводить, линия. Например, regio flumini означает «русло реки», иначе говоря, буквально «линия реки». Очевидно, горы имеют отношение к понятию граница тем, что они представляют собой природный барьер, естественным образом разделявший в древности соседние племена и народы, живших в горах или вблизи гор.   

Во время ведения боевыых действий, даже и в современности, воинские контингенты стремятся занять возвышенности, господствующие над округой. В древнее время с горы, как минимум, физически легче было спуститься для боя, нежели подняться в гору или на холм. Соотвестственно, предводитель воинского отряда, удерживающего некую возвышенность, в древности не мог не получить некоего очень ёмкого обозначения «Царь горы». Оно, несомненно, должно было образовываться от горных корней гор-, хор-, и рог-, рус-.

От горного корня reg в латыни образовалось слово регулировать, управлять. Соответственно, правитель по латыни – это reges, а правительница – это regina.

Правитель в кельтских языках – это rix; в германских – это ric, rich, rix, reiks; в древнеиндийском языке – это raja; в древнефракийском – это rasoj.

Соответсвенно, целый ряд таких известных в античное и средневековое времена имён царей как Рес, Раус, Разон, Рецин, Руса и так далее означают не что иное, как «Правитель» и по-сути попросту «Царь горы».

 

 

                                   ГЛАВА 4

 

НАРОДЫ МОРЯ.

 

 

От невероятной, немыслимой по иным представлениям, гипотезы о международной торговле предков славян уже в древнейшие времена перейдём к ещё более «немыслимым» фактам военной истории предков славян, по крайней мере, со времён движения так называемых «народов моря». Внимательно их рассмотрим и проанализируем. Не будем забывать, при этом, что славяне по О.Н. Трубачёву являются ближайшими родственниками германцев, кельтов и италиков, во все времена отличавшихся особой воинственностью. Не приходится сомневаться, что и славян от самого рождения дух воинственности не покидал.

Очевидно, освоение античными предками славян новых территорий в предгорьях Карпат и в самих Карпатах, а также, возможно, благоприятные климатические условия конца II тысячелетия до нашей эры в короткие сроки привели к увеличению поголовья скота. В горах в это время происходит быстрый прирост населения. И, как обычно бывает в таких случаях, началась ожесточённая борьба за пастбища и наиболее удобные маршруты перекочёвок, в результате которой более слабые и малочисленные роды вынуждались либо к признанию своей вассальной зависимости от более сильных родов, либо принуждались искать новые места для поселения. В этой ситуации отдельные роды силой обстоятельств объединялись в более или менее мощные военные союзы, из которых в любой момент могла образоваться целая орда завоевателей. Очевидно, к исходу XIII века до н.э. в западном и южном Прикарпатье образовалась некая коалиция, державшая, что называется, порох сухим. Не хватало одной только искры…  

Зарубежные археологи в конце XIX века - первой половине XX века обнаружили к югу от Дуная, в первую очередь на территории Балканской Греции и Фракии, множество предметов оружия, относящихся к XIII-XII векам до н.э.: двулезвийных мечей, кинжалов, наконечников копий и дротиков. Оружие это происходит с территории Среднего и Нижнего Дуная, а также Карпат. Особенно выделяются мечи с язычковой рукояткой. Кроме оружия, найдено также немалое количество так называемой варварской керамики этой же эпохи, грубой, лепной, в основном украшенной налепным орнаментом. На основании только этих археологических находок западноевропейские учёные, в первую очередь Вольфганг Киммиг и австриец Ф. Шахермайер в 60-х годах сделали вывод, что население культуры полей погребальных урн, а также прикарпатские и нижнедунайские племена, несомненно, причастны к целой череде катастроф, постигших в XIII-XII веках до н.э. всё Восточное Средиземноморье. В ходе этих событий пали микенские государства в Балканской Греции, хеттская империя в Анатолии, побережья Леванта и Палестины были опустошены, а Египет подвергся нашествию «народов моря»

В 1278 году до н.э. фараону Рамсесу II впервые пришлось столкнуться с народом шердена из моря. Часть шерденов Рамсес II уничтожил, часть же пленил, присоединив к своему войску, в составе коего шердены сражались против хеттов.

Примерно в 1210 году до н.э. фараон Мернептах поведал о победе в Ливийской пустыне над ливийцами, которые привели с собой в качестве союзников «народ Шердена, народ Шеклеша, народ Акайваша из чужих земель моря…». В более пространной надписи, найденной в Карнаке, Мернептахом упомянуты вторгшиеся в Египет народы шердена, шеклеша, акайваша, лукка и тереш. Кстати, фараон Мернептах в других своих текстах певым среди неевреев упомянул народ Исраэль в форме Исирар, Исириэль. В древнеегипетских текстах о народе Исраэль больше никаких известий нет.

В надписи Рамсеса III на стене погребального храма в Мединет-Абу среди народов моря, вторгшихся в Египет в 1180 году до н.э., упомянуты племена пелесет, чеккер, шекелеша, данун и вешеш. Наконец, в папирусе Харриса есть слова Рамсеса III: «Я низверг всех, кто преступил границы Египта, придя со своих земель. Я сразил данунов с их островов, чеккер и пелесет… шердены и вешеши с моря обратились в ничто».

Реконструировать события можно следующим образом:

Дунайские и карпатские племена вторглись на юг за Дунай на Балканы незадолго до 1278 года до нашей эры. Среди этих племён, несомненно, были и античные предки славян, уже обосновавшиеся на западных отрогах Карпат и обретшие свои самые первые имена хорваты, бессы и роги. В результате этого вторжения целый ряд фракийских племён был вынужден покинуть свою родину и искать счастья за морем. Фракийцы серды, египтянами зовомые шердена, и некие шекелеш, возможно суции, впоследствии один из дакийских народов, чьей столицей был город Суцидава на Нижнем Дунае, обратились к малоазийским пиратам лукка, ликийцам, также упомянутым египтянами среди самых первых волн народов моря, и с их помощью достигли Ливии. Их действия в Египте мы знаем из египетских источников. В конце концов, шердены и шекелеш, разбитые Рамсесом III, ушли из Египта и осели на островах Сардиния и Сицилия, дав островам этим свои имена. Акайваша – это греки ахейцы; народ дануна – это жители юго-востока Малой Азии, где расположен город Адана и где позднее пришлые греки ахейцы по местным жителям получили ещё одно своё имя - данайцы; чеккер – это тевкры, иначе троянцы; а пелесет – это пеласги, они же филистимляне, известные из Библии.

На освободившиеся во Фракии земли сердов и шекелеш осели часть бессов из прикарпатских античных славянских племён, а также часть хорватов, зовомых античными источниками племенем киконов. Киконы поселились на самом берегу Эгейского моря возле горы Исмара, основав и город Исмару. Исмара, возможно, означает гора из моря вздымающаяся. Киконов возле Исмары упомянул великий Гомер в своей поэме «Одиссея». Одиссей, уйдя из под Трои на корабле со своей командой, попал прежде всего в страну киконов, с коими ему пришлось воевать и чей город Исмару он разорил. Однако Одиссей и его команда при грабеже Исмары пощадили дом жреца Марона. Марон отблагодарил Одиссея, подарив ему напиток, который был по Гомеру «крепким божественно-сладким, огневым, искромётным, золотым и медвяным». Это же не что иное, как описание типично славянской медовухи, чья крепость достигает 70% содержания спирта. При такой крепости медовуху можно поджечь и она горит. Стоит ли упоминать, что фракийцы были средиземноморским народом, в чьих традициях, также как и у греков, было производство и употребление слабых виноградных вин. Медовуху на побережье Эгейского моря могли с собой принести только пришельцы с севера из-за Дуная, из славянских земель, с Карпат. Кстати, согласно Геродоту фракийцы не умели обращаться с пчёлами, то есть пчеловодством не занимались. Племя киконов на берегу Эгейского моря совершенно точно фракийским не было.

Присутствие античных предков славян в Эгеиде уже начиная с XII века до н.э подтверждается также тем, что остров, расположенный к югу от фракийского побережья Эгейского моря, зовомый поначалу фракийцами Исса, вскоре изменил своё имя на Лесбос. В этом названии отчётливо виден славянский корень лес-. Лесбос был поименован предками славян, таким же образом, как и Паролиссум на западе Дакии и имеет тот же корень лес-. Более того, остров в южной части Эгейского моря вблизи Родоса называется Карпатос, совершенно также как Карпатские горы. Впервые остров Карпатос упомянул великий Гомер в своей «Илиаде» под именем Kapratos.

Лингвистами считается, что в классическом греческом языке есть лишь одно достоверное заимствование из славянского языка и это слово корабль. Ну как могли морские волки греки заимствовать чуть не самое главное слово в их словаре от сухопутного, «лесного» народа? Совершенно очевидно, что поселившись на фракийском берегу Эгеиды, киконы, как в античные времена называли предков славян, совершали по морю дальние походы. Возможно, при этом, они сами и не строили собственных кораблей, по крайней мере, поначалу, а пользовались услугами перевозчиков, попросту пиратов из карийцев и ликийцев, живших на юго-западе и юге Анатолии. Очень трудно устоять от соблазна и поиграть немножко словами. Иногда это наивно, но иногда полезно. Известно, что северные европейцы, в том числе славяне, заметно выше ростом жителей средиземноморья, включая греков. Так вот, общаясь с карийцами и ликийцами, предки славян могли называть их кар-ликами, отчего люди малого роста стали прозываться попросту карликами. Игра слов, ничего личного. Однако вскоре мы убедимся, телесный рост играл в древности очень и очень большую роль, накладывая отпечаток, в том числе, на фольклор и мифотворчество многих народов.

В славянских языках слово корабль, несомненно, произошло от слова короб. Однако грекофилы настаивают, что слово корабль пришло в сдавянские языки от греков. Греческое обозначение корабля словами карабос и карабион, по их мнению, произошло от краба. Невозможно с этим согласиться категорически. Можно ещё представить, что некий корабль или тип корабля древние могли назвать именем какого-либо водоплавающего или летающего животного. Но, чтобы назвать корабль именем животного, ползающего по морскому дну? Тем самым предопределив будущую судьбу корабля – оказаться на дне? Представить такое от суеверных греков, истово веривших в судьбу, попросту невозможно.

Что касается заимствований в греческом языке из языка славянского, то хотелось бы привести здесь и ещё одно соображение. Выше уже говорилось, что славяне поключились к торговле медью с греками уже, очевидно, в XIII веке до н.э., когда они прочно осели на западных предгорьях Карпат, обретя имя от хребет и горбы хорваты. Соседи выговорить это имя не могли и называли их киконами, а также в первую очередь, карпами. От торговцев медью карпов греки могли саму медь прозвать карпос, кипрос, купрос. И уже значительно позже, осваивая восток Средиземного моря и обнаружив запасы меди на острове Аласия (ныне Кипр), греки могли назвать и сам остров новым именем Кипр по уже имеющемуся в их лексиконе слову купрос, кипрос. Напомню, что до этого переименования остров Кипр назывался Аласией, что сродни славянскому названию Олешье, то есть лесная страна. Любопытно также, что восточная часть Кипра и в наше время называется Карпис. Налицо чередование карп, капр, кипр.

Возвращаясь к «народам моря», нужно отметить, что есть все основания полагать, что упомянутый Рамсесом III народ вешеш был не кем иным, как народом бессов из античных прикарпатских племён. Любопытно, что в некоем «Сказании о Словене и Русе», произведении, созданном на Руси в начале XVII века ещё до эпохи Петра I, говорится, что русские издревле жили возле Евксинопонта в братстве со скифами, вместе с коими воевали с греками и царём египетским. Сказание это, несомненно, плод мифотворчества русского народа. Однако, как мы знаем, любые мифы всех народов всё-таки имеют под собой некую реальную почву, рациональное зерно. Хочется верить, что в Сказании отражена древнейшая память русского народа о южных походах.

 

Здесь же можно обсудить одно чрезвычайно любопытное, на первый взгляд невероятное и необъяснимое явление. Когда Михаил Горбачёв объявил перестройку и, особенно, после распада СССР в 1991 году евреи из России массово эмигрировали на историческую прародину в Израиль. Естественно, эммигрантам евреям впервые в жизни пришлось изучать и осваивать иврит, за что многи из них должны поблагодарить лично Якоба Кедми, перенаправившего в Израиль не менее миллиона евреев, собиравшихся эмигрировать в Америку. О чём Якоб Кедми самолично признался в своей книге «Тайные пружины», вышедшей в России в 2020 году. Прибывшие в Израиль русские евреи сразу же заметили, что в русском языке и в иврите есть множество слов, одинаково или похоже звучащих, имеющих при этом похожее или одно и тоже значение. Таких слов даже не десятки – сотни. В этом можно убедиться, взяв в руки русско-ивритский словарь и полистав его. Заинтригованные русские евреи забросали запросами редакции израильских газет, радио и телевидения. Израильские СМИ приглашали для комментариев преофессиональных историков и лингвистов. Их первая реакция была такова: «Не лезьте не в своё дело! Не докучайте!». Далее происходили семинары, писались книги. В 90-е годы в Израиле по этому поводу было большое оживление. Наибольшую активность проявил писатель, выходец из России Аркадий Гайсинский. Его книги на русском языке издают и у нас в России.

Приведём примеры таких созвучий и совпадений:

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!