Русский язык                           Иврит 7 страница



Специалисты по греческой истории не видят, к сожалению, что была и третья волна вторжения греческих племён на юг Балкан. Таковым вторжением по-сути было завоевание Греции македонцами во главе с царём Филиппом II в середине IV века до нашей эры!

Кто такие были македонцы? Да горский народ греческого происхождения. Такой же, как и дорийцы. Для южных цивилизованных греков македонцы – это греки-полуварвары. Полугреки. В переводе с греческого имя македонец означает горец. Македонцы – это горский народ в чистом виде, такой же, как и дорийцы. Проживая изначально в северных землях, македонцы отставали, естественно, в культурном развитии от южных греков. Между дорийским завоеванием и македонским завоеванием совершенно очевидны явственные параллели. Это по своей сути один и тот же процесс. Одно и то же явление. Просто македонское завоевание происходило в более позднюю эпоху и великолепно отражено в классической греческой историографии. Отчего оно отнесено было традицией к обычным классическим войнам цивилизованных античных стран с развитой военной инфраструктурой.

Пример того, как горские греческие племена дорийцев и македонцев каждый в своё время завоевал классическую Грецию, придя в неё не откуда-то издалека, но с близлежащих гор на севере Греции, очень красноречив. Он наглядно иллюстрирует, что современные славянские народы совершенно таким же образом, как и греки, имея в центре своих земель Карпаты, именно в Карпатах сформировались и с Карпат расселялись в разное время равномерно во все стороны света. А не пришли изначально откуда-то издалека, из Полесья, из Припятских болот или, не дай бог, откуда-то из Азии.

 

       Вернёмся теперь непосредственно к истории античных предков славян. Я сознательно, кстати, избегаю употребления устоявшегося термина «праславяне». Я нахожу его не только оскорбительным, но и неправильным по-существу. В этом термине предки славян ощущаются как неполноценный, не вполне сформировавшийся ещё народ. Ни о каком народе на самом деле нельзя говорить в таких терминах. У всякого народа есть свои предки. И они всегда были полноценными людьми. Охотились, добывали пищу, любили, имели детей. Иначе нас с вами не было бы. Предки имели свою культуру, развивавшуюся от простых форм до более сложных. Предки каждого народа говорили на своём языке, развивавшимся, опять-таки, от простых форм до всё более сложных. Термин «праславяне» я отвергаю и заменяю его термином – античные предки славян. В далёкие времена они, наши предки, имя славяне не употребляли. И потому просто славянами их ещё назвать нельзя.

Имена каждого народа со временем изменялись, приобретали новое или дополнительное смысловое значение, возникали новые имена и прозвища. Нечто подобное происходит и в жизни каждого частного человека. В юности к детям близкие и соседи обращаются только по имени, причём в уменьшительной форме: Саша, Петя, Юра и так далее. Когда ребёнок идёт в детский садик или в школу, к нему там воспитатели и учителя обращаются по имени и фамилии: Саша Петров, например. Причём, учителя грешат употреблением одной только фамилии: «Петров, к доске!». Можно подумать, доска сейчас отвалится, упадёт и её надо срочно подпереть Петровым. И только когда человек становится взрослым, а тем более начальником, к нему принято обращаться по его полному имени с употреблением отчества: Александр Иванович Петров, например.

 

Из всего вышеизложенного мы видим, что уже в древнейшие времена античные предки славян начали смешиваться с фракийцами и в Карпатах и в исконно фракийских землях к югу от Дуная на востоке Балканского полуострова. Фракийцы, кстати, единственный древний европейский народ, который славяне в ходе своего расселения в VI-VII веках н.э. полностью поглотили, вобрали в себя. Что, очевидно, было предопределено древним смешением, взаимопроникновением обоих народов. В своей «Ноомахии» философ-историк Дугин А.Г. исчерпывающе охарактеризовал славян наследниками, преемниками фракийцев, бывших до того суперэтносом, гегемоном Восточной Европы. Из этого очень верного обобщения неизбежно следует вывод, что и традиции государственности у славян тоже складывались под влиянием фракийцев, о чём мы поговорим ниже.

       Также и археологи подверждают, что уже с XIII века до н.э. носители культуры полей погребальных урн на Среднем Дунае проникали на территории фракийцев и прямо участвовали во фракийском этногенезе.

       Итак, античные предки славян уже в XIII веке до н.э. пришли в Карпаты и от хребет и горбы прозвались в частности хорватами, кое имя у греков звучало как карпы. Несомненно, в Карпатах славяне застали фракийское население и смешались с ним.

Трубачёв О.Н. в прошлом, а также современные лингвисты, в первую очередь литовские и латышские, настаивают на несомненной близости балтских и фракийских языков. Основываются они на часто встречающемся тождестве ономастики. Например, название реки фрак. Kerses соответствует др. прусск. Kerse; название города фрак. Edessa -  балт. Vedosa; верхнеднепровский гидроним фрак. Zaldapa – литов. Zeltupe и др. Особенно важны для ранней датировки малоазийско-фракийские соответствия балтийским именам: название города в Вифинии фрак. Prousa – балт. Prus; название города в Карии Kaunos – литов. Kaunas; ещё одного города в Карии Priene – литов. Prienai. Распространение фракийцев на западе Малой Азии относится к весьма раннему времени, вероятно, ко II тысячелетию до нашей эры. Соответственно, время балтофракийских территориальных контактов относится к ещё более раннему времени – к III тысячелетию до н.э. Примечательно, что на этом этапе славянский язык в балтофракийских контактах не участвует.

       Придя в Карпаты и смешавшись с фракийцами, имевшими изначальную несомненную языковую близость с древними балтами, античные предки славян тем самым получили некий самый первичный импульс сближения с балтскими языками. К тому же поселение в Карпатах привело и к непосредственному соседству с балтами, чьи территории расселения в I тысячелетии до н.э. достигали северных отрогов Карпат и Среднего Поднепровья. Смешение с фракийцами и обретённое соседство с балтами породили «феномен» некоей близости балтов и славян, отчего многие историки и лингвисты придерживаются ошибочного мнения о происхождении славян из балтской языковой среды.   

       Самые первые не вполне ещё ясные сведения о карпах, иначе хорватах мы находим у Гекатея Милетского, географа VI века до н.э. и Геродота, написавшего в середине V века до н.э. эпохальный труд «История» в девяти книгах по числу муз.

       Сочинений самого Гекатея Милетского не сохранилось. Его известия нам знакомы по многочисленным цитатам у других античных авторов. Собственно, славян ни под именем хорваты, ни под именем карпы, ни под именем бессы Гекатей не упоминает. Но любопытно вот что. Мы знаем, что носители культуры полей погребальных урн проникали на юг от Дуная и смешивались с фракийцами. Несомненно, это были иллирийцы в западной зоне проживания древних фракийцев и предки славян в северных и южных фракийских областях. Например, предки славян хорваты, карпы основали на побережье Чёрного моря немного южнее Дуная посёлок Хербатис, Кербатис, упомянутый Плинием Старшим. В конце VI века до н.э на территории этого посёлка греки дорийцы из Гераклеи Понтийской основали апойкию, небольшое поселение, ставшее впоследствии городом Каллатисом. Впрочем, другие авторы, например, Помпоний Мела и Овидий называли основателями  Каллатиса милетцев и мегарцев. Что, очевидно, отражает длительную борьбу греков, выходцев из разных городов, за эту территорию. Для нас интересно то, что древнее название Хербатис, Кербатис у греков превратилось в Каллатис. Налицо чередование, взаимозаменяемость согласных «р» и «л». 

       И теперь наиболее интересное, никем прежде не подмеченное! Гекатей Милетский впервые в греческой традиции описал самый западный европейский народ кельтов, назвав их именно этим именем. Он указал, что кельты проживают у истоков Дуная и у них есть город Нарикс. Во времена Гекатея Западное Средиземноморье, где как раз легче всего было познакомиться с кельтами, греки ещё только начали пытаться осваивать, не преодолев ещё противодействие со стороны конкурентов – этрусков, хотя город Массилия на юге современной Франции уже существовал. Иными словами, первичную информацию о кельтах греки, в первую очередь именно милетцы, из коего города Гекатей и происходил, могли получить, скорее всего, на западном берегу Чёрного моря вблизи устья Дуная от местных жителей: фракийцев с юга от Дуная и предков славян с севера от Дуная. Собственно, кельты были отгорожены от устья Дуная этими народами. Вспоминая превращение Хербатиса в Каллатис и замену буквы «р» на «л», можно предположить, что кельты Гекатея это или непосредственно сами античные предки славян карпы, хорваты, или всё же именно кельты как таковые, но на которых перешло название карпы, при этом исказившись по примеру Каллатиса, превратившись в имя кельты. Особенно любопытно упоминание Гекатеем кельтского города Нарикс именно через букву «а», как это характерно было для самых ранних античных предков славян, изначально имевших имя «нарцы» и статус речных жителей.

Тем не менее, считается, что имя кельты у греков возникло от названия обоюдоострого кинжала кельта. Сами же кельты называли себя гэлами и вэлами, иначе знакомыми нам от римлян и германцев именами галлы и волохи. Греки, кельтов называли также галатами.

Подобную же «услугу» по отгораживанию и переносу имени в свою очередь кельты сыграли на рубеже II и I века до н.э. по отношению к северо-восточным соседям германцам. Считается, что имя германцы на кельтском языке означает «ненастоящие», в то время как германцы называли и поныне называют сами себя deutche. Хотя на самом деле этноним германцы вполне мог быть связан с понятием горы, о чём писалось выше, и к римлянам этноним германцы мог попасть просто посредством кельтов без привязки к собственно кельтским языкам.

Помня о характерной для греков взаимозаменяемости букв «р» и «л», вполне можно допустить также, что упомянутый Геродотом народ каллипидов на побережье Чёрного моря между устьями Дуная и Борисфена (Днепра) на самом деле – это искажённая передача имени карпиды, известных нам от Эфора. Считается, что самое первое упоминание о карпах под именем карпиды сделал грек Эфор за 350 лет до нашей эры. Он сообщил, что карпиды (карпы) первыми живут за Истром, то есть к северу от устья Дуная. Эту информацию о карпах, карпидах греки получили, несомненно, в результате походов македонцев во главе с Филиппом II, Александром Великим и его полководцем Зопирионом к Дунаю и к северу от Дуная в 358-331 годах до нашей эры.

Имя же каллипиды переводится с греческого буквально как «прекрасноконные» и в связи с этим, а также тем, что Геродот назвал каллипидов эллиноскифами, историками делается вывод, что были они одним из родов кочевников скифов. Однако, подразумевая весьма вероятную возможность того, что каллипиды на самом деле карпиды, стоит обратить больше внимания на то, что Геродот назвал их народом, смешанным с эллинами. Соответственно, можно уверенно предположить, что селения каллипидов на берегу моря – это торговые посёлки карпов, пришельцев с Карпат, в коих проживали постоянно или приходили туда морем греки для обмена товарами. Геродот ничего не написал об участии каллипидов в скифско-персидской войне. Неучастие кочевников в войне, в том числе на их территории, немыслимо для весьма воинственного и подвижного образа жизни кочевых народов. Несомненно, каллипиды, иначе карпиды, были торговцами, приходившими с Карпат к морю на лошадях. Во время же войны они временно ушли в горы. Кто торгует, тот не воюет. Или же воюет чужими руками.

Известно, что Геродот лично посетил северное побережье Чёрного моря. Собирая сведения о скифо-персидской войне от ближайших потомков участников этой войны, а, возможно, даже и от долгожителей, непосредственно участвоваших в военных действиях за 60-70 лет до того, Геродот получал также информацию географического характера. Хорошо изучив низовья Дуная и также его левые притоки, текущие с Карпат из земель агафирсов, Геродот среди этих притоков назвал реку Карпис. Соответственно имя Карпис, хотя и в форме гидронима, во времена Геродота уже существовало. Что он добросовестно и отметил. Гидроним Карпис непосредственно относится к числу самых первых достоверных сведений о народе карпов в зоне Карпатских гор. Геродот также говорил о реке Тирас, современный Днестр, и ещё о четырёх реках между Днестром и Карпатами. Однако между Карпатами и Днестром есть только две реки – Прут и Сирет. Нет никаких следов того, что кроме этих рек здесь когда-либо существовали какие-то даже мелкие речки. Несуществующие реки Геродот назвал одну Арар, а другую Напарис. Очевидно, что это не гидронимы, но географические названия, относящиеся к земле, территории. Несомненно, название Напарис означает - «земля по реке Парис, то есть Пруту». И значение это вытекает из славянского языка! К сожалению, название Арар не так однозначно, прозрачно. Можно только делать предположения, при этом мало доказуемые. Можно предположить, например, что слово Арар соотносимо со славянским словом равнина. Но уже даже одно слово Напарис, несомненно, свидетельствует о проживании предков славян вблизи Карпат во времена Геродота!

 

Несомненно также, что ко временам Гекатея и Геродота античные предки славян хорваты, карпы проживали в Карпатах уже длительное время от 300 лет по меньшей мере до, скорее всего, 800 лет. Очевидно, совершенно неизбежно к этому времени общеславянская народность в зоне Карпат уже имела некие отличия, своеобразности по пограничным территориям. Иными словами, к этому времени славяне делились на несколько родов. И очень похоже, что роды эти имели свои особенные имена, связанные со сторонами света, ибо территория античных славян в горах и на ближайших равнинах чётко разделялась горными хребтами и крупными реками на некие отдельные зоны и именно по линиям сторон света. Так, западные карпы отделялись от карпов восточных восточным Карпатским хребтом, носящим имя Бескиды. Западные карпы отделялись от северных карпов северным Карпатским хребтом, носящим имя Пенины. Восточные и западные карпы отделялись от южных карпов южным Карпатским хребтом. Северные же карпы отделялись от восточных карпов истоками Западного Буга и рекой Сан. Напомню, что один из этнонимов античных предков славян – бессы у греков сопровождался эпитетом Тетрахориты, то есть «живущие на четырёх территориях» или же, точнее - «жители, хозяева четырёх сторон света».

Совершенно очевидно, что раннее диалектное разделение славянских языков, прежде всего на западные и восточные диалекты, было вызвано именно тем, что носители этих диалектов проживали по разные стороны главного Карпатского хребта, что затрудняло их общение и вызывало появление местных языковых особенностей.

Постепенно мы обсудим все раннеславянские роды в хронологическом порядке по мере их появления в античных первоисточниках.

 

Очевидно, что первыми в зону внимания греков должны были попасть самые близкие к побережью Чёрного моря южные хорваты, карпы. Понятие «юг», как стороны света, несомненно, связано с движением солнца по небосклону. В северном полушарии, особенно зимой, на протяжении всего дня, если он конечно безоблачный, солнце на небосклоне располагается низко, как бы склоняясь к югу. Для хорватов, античных жителей зоны Карпатских гор, на юге расположен был южный Карпатский хребет, отчего, соответственно, земля, прилегающая к этому хребту, не могла иметь иного названия кроме как земля у гор – Угорье. Также и равнинные земли к югу от Карпат славяне испокон веков прозывали Угорьем, землёй Угорской, известной и из Нестора. Угорье упрощённо – это югра, юг. Раннеславянский род на южном Карпатском хребте не мог прозваться иначе как угорцы, угры, юги, югитаны.

Геродот на южном Карпатском хребте, в том числе и к северу от него и к югу, от истоков реки Мареш на западе до Тираса, Днестра на востоке поместил народ агафирсов. Агафирсы не могли быть никем иным, кроме как южными хорватами, карпами и имя агафирсы следует читать, скорее всего, как угротирсы, что значит южные карпы угры, живущие вплоть до Тираса. Подобным образом, но несколько позднее, образовалось и ещё одно имя античных предков славян, живших вблизи Тираса. Это бастарны, чьё имя, очевидно, означает бессы с Тираса. Но о них мы поговорим позже, когда будем обсуждать восточный род античных славян.

Историки спорят – кем были агафирсы? Кто-то причисляет их к скифам, а кто-то к фракийцам. Уже само наличие подобного спора красноречиво говорит о том, что у историков нет убедительных, бесспорных доводов в защиту ни одной из этих версий. К скифам агафирсов причисляют, в частности, из-за иранского суффикса -ага, -ака, обозначающего притяжение, отношение к чему либо. Стало быть, по скифски этноним агафирсы означает «живущие у Тираса». Позвольте, в имени агафирсы ага- стоит в начале слова. Здесь это префикс, никак не суффикс. Иногда из положения выходят тем, что объявляют агафирсов смешанным скифско-фракийским племенем. Однако если внимательно проанализировать Геродота, то из его описаний нравов, обычаев этого племени и конкретных событий из их истории, совершенно явственно можно увидеть как раз резкие отличия агафирсов и от скифов и от фракийцев.

Во время своего путешествия Геродот, несомненно, встречался с представителями этого племени, именно с их слов записав особую версию агафирсов о ходе скифско-персидской войны:

«Агафирсы видели, как бежали от скифов соседи их и какое разорение терпели от них, а потому до вторжения скифов агафирсы отправили к ним глашатая с требованием не преступать их пределов, так как, в случае попытки вторжения, скифам непременно придётся прежде всего выдержать битву с агафирсами. Одновременно с этими угрозами агафирсы послали войско к границам для отражения нападающих. Меланхлены, андрофаги и невры при вторжении персов вместе со скифами не обратились к оружию, эабыли об угрозах и, объятые страхом, бежали всё дальше к северу в пустыню. Однако скифы под страхом угрозы не входили уже в землю агафирсов и из Невриды повели персов за собою в свои владения».

Версия агафирсов очень кратка, но выразительна: все племена бежали, «объятые страхом», и только одни отважные и гордые агафирсы отстояли свою свободу. Во всяком случае, отчётливо просматривается резкое отличие в тактике и стратегии ведения военных действий карпатского племени агафирсов от тактики и стратегии и оседлых жителей к востоку от Карпат и скифов-кочевников. Очевидно также наличие антагонизма и вражды между агафирсами и скифами. Нет, не могли быть агафирсы скифским племенем.

Геродот также рассказывает нам о скифско-агафирских отношениях уже более поздней эпохи, нежели скифо-персидская война. Он, в частности, со слов доверенного лица скифского царя Ариапифа некоего Тимна сообщил о том, что царь скифов Ариапиф был предательски убит царём агафирсов Спаргапифом. Удивительно, но при описании скифо-персидской войны Геродот не упомянул никаких царей агафирсов, хотя военными действиями этого племени должен был управлять единоначально хотя бы некий воевода. Очевидно, агафирсы не имели монархии как таковой, но жили в условиях патриархального народоправия. Соответственно, царь Спаргапиф, убивший Ариапифа, вряд ли был именно царём агафирсов. Скорее он был скифом непосредственно из царского рода или из конкурирующих, противостоящих Ариапифу скифских кланов, боровшихся за власть в Скифии. В пользу этого предположения говорит, прежде всего, то, что имя Спаргапиф исконно скифское. Имя Спаргапиф по словам того же Геродота носил и прадед скифского царя Ариапифа. То же самое имя имел сын знаменитой царицы массагетов Томирис, в отместку за гибель сына разбившей и убившей персидского царя Кира II в 530 году до нашей эры. Массагеты были восточной частью скифского народа, кочевавшей в степях Средней Азии. Агафирсам пресловутый Тимн мог приписать Спаргапифа из вражды скифов к этому племени и из желания свалить на агафирсов вину за убийство Ариапифа так, чтобы не привлекать внимание греков к междуусобным разборкам в среде скифов. Возможно, также, агафирсы попросту поддерживали Спаргапифа политически и военной силой, пытаясь нейтрализовать или свергнуть деятельного и враждебного агафирсам скифского царя Ариапифа. Если бы Спаргапиф реально был царём агафирсов, то после гибели Ариапифа его наследник Скил должен был, хотя бы и под давлением сородичей, начать войну с агафирсами и отомстить за смерть Ариапифа. Но такой войны не было. Геродот далее в своей книге увлечённо рассказывает о наследниках Ариапифа, ни слова более не говоря об агафирсах в рамках рассказа о скифских царях. Геродот писал, что новый скифский царь Скил увлекался эллинской культурой, поскольку был рождён гречанкой. Царь Скил проводил свободное от царских забот время - иногда больше месяца -  в греческом зале в славном городе Ольвии, переодеваясь уже в городе в греческое одеяние. Скила сверг его брат Октамасад, рождённый от фракийки. С полного одобрения и может быть подачи скифских старейшин, недовольных эллинофильством Скила. Скил бежал к фракийцам, найдя убежище у царя одрисов Ситалка. Октамасад между тем принял по-свойски беженца из фракийцев – брата Ситалка. Этот клубок родственных связей и вражды разрубить могла только война. И должна была быть большая скифско-одрисская война. Ситалк и Октамасад в итоге обменялись беженцами и войну остановили. Октамасад велел отрубить Скилу голову. Никакой скифо-агафирской войны не было. Спаргапиф не был царём агафирсов. Это же ясно как божий день!  


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!