Сюжетно-ролевая игра как средство развития самостоятельности в старшем дошкольном возрасте



    Известный отечественный А. С. Макаренко уделял в своих работах большое место личности ребенка: «каков ребенок в игре, таким он во многом будет в работе, когда вырастет. Ребенок получает в хорошей игре многое: умение сосредоточиться, самостоятельно осмыслить ситуацию, поставить цель, найти все необходимое для ее достижения, довести дело до конца, умение представить, почувствовать, что думает, что переживают другие, вместе с ними решать общие задачи. Прежде всего надо знать, что игра на протяжении всего дошкольного возраста формируется взрослым как самостоятельная детская деятельность. Ребенок, а не взрослый, в игре должен быть хозяином положения. Воспитатели только вдумчиво, тактично, неназойливо руководят игрой. Нельзя диктовать ребенку, что ему делать, без конца поучать его. Когда ребенок сам учится решать элементарные игровые задачи, по-своему выходить из затруднительного положения в игре, он обретает уверенность в своих силах. [ ]

 Игра ребенка становится разнообразнее и самостоятельнее по мере познания им окружающих предметов, природы, отношений людей. Поэтому очень важно привлекать детей в достойной форме к участию в повседневных делах взрослых. Ведь ребенок может познавать мир только активно действуя. В противном случае постепенно ребенок приучается быть безучастным сторонним наблюдателем. И это отражается в дальнейшем на проявление самостоятельности в деятельности детей, в том числе и в сюжетно-ролевой игре. [ ]

Для понимания важности сюжетно-ролевой игры в развитии самостоятельности рассмотрим особенности данного вида игры в работах известных педагогов Ф. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, Н. Я. Михайленко.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. [ ] 

Творческий характер сюжетно- ролевой игры определяется наличием в ней домысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость уже самим своим процессом. Этот факт подтверждает предположение, что сюжетно-ролевая игра является одним из средств развития качеств личности, в том числе, самостоятельности. [ ]

 В целях получения дополнительных данных рассмотрим структурные компоненты сюжетно-ролевой игры.

Главным структурным компонентом является сюжет – эта та сфера деятельности которая, воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия – одно из средств реализации сюжета. [ ] Сюжеты игр разнообразны, условно их делят:

· бытовые.

· производственные.

· общественные.

Содержание игры, отмечал Д. Б. Эльконин, это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми и их бытовой, трудовой общественной деятельности. При чем в зависимости от глубины представления ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр.

Роль является средством реализации сюжета и главным компонентом сюжетно-ролевой игры. В то время, как для ребенка – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии со своими представлениями о данном персонаже, Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Подчинение и принятие ребенком правил сюжетно-ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. [ ]

Таким образом для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем свое собственное. [ ]

В работах известного отечественного психолога Д. Б. Эльконина выделены этапы становления компонентов сюжетно-ролевой игры:

Первым таким этапом является ознакомительная игра. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы. Их содержание составляют действия, манипуляции, которые ребенок совершает совместно со взрослыми, обследуя свойства и качества предмета, игрушки. Уже в 3-4 месяцев младенец тянется к игрушкам, которые подвешивают над его грудью, рассматривает их, случайно натыкаясь на предмет, радуется, пытается повторить движение. В 5-6 месяцев ребенку предлагают игрушки из разных материалов, отличающихся по форме, цвету, величине. Его учат захватывать игрушку, перекладывать из руки в руку, размахивать ею, постукивать. В процессе самостоятельных манипуляций с игрушкой ребенок познает ее свойства. В ознакомительной игре прослеживается намеренность действий ребенка: тянется к погремушке, бросает ее и т. д. Такая преднамеренность действий с предметами – предпосылка развития целенаправленности, характерной для сюжетно-ролевой игры.

На втором этапе развития игровой деятельности появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Малыши овладевают действиями с некоторыми бытовыми предметами: вкладывает мисочки одна в другую, закрывает кастрюльку. Ребенка 9-10 месяцев учат соотносить предметы по форме, по их физическим свойствам. Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка переносить усвоенные действия с одного предмета на другой, то есть обобщать действия.

Третий этап развития игры относится к концу первого, началу второго года жизни. Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни. Воспитатель учит малышей отражать жизненные ситуации, знакомые им по личному опыту, в игровом плане. Перед ребенком ставится условно-игровая цель деятельности, которую он достигает игровыми способами и средствами, и получает воображаемый результат.

В течение второго года жизни ребенок должен научится следующему: выполнять разные игровые действия, дополнять или заменять игровые действия первыми речевыми высказываниями. Детям предлагают для игры разнообразный материал: образные игрушки предметы-заместители. [ ]

Следует отметить, что основным условием развития сюжетно-ролевой игры – это совместные игры взрослого и ребенка. Чтобы научить детей развивать содержание игр, педагог обыгрывает жизненные ситуации, привлекая их к активному участию. Следует побуждать детей воспроизводить ранее усвоенные действия в новых вариантах игры. Педагог обязательно создает ситуации, стимулирующие ребенка к использованию предметов-заместителей, к воображаемой ситуации. Такие игры обычно сопровождаются речью, которая помогает созданию образа. [ ]

Возрастные особенности детей второго года жизни таковы, что подбор игрушек и игрового материала, оформление игровой среды имеют особое значение. Внимание ребенка рассеивается, если в поле его зрения попадает одновременно много игрушек, поэтому их необходимо рассредоточить по всей комнате, желательно комплектовать по смысловым связям. Игрушки, действия, с которыми еще не освоили, не рекомендуется давать для самостоятельного пользования. Сначала детей необходимо обучить игровым действиям в совместной со взрослыми игре.

Итак. На втором году жизни развиваются игры, посредством которых ребенок знакомится с предметами, удовлетворяет потребность ориентироваться в окружающем мире. Меняется характер подражания: ребенок в игре передает те действия взрослых, которые видел сам, а не только те, которым его обучали. К концу этого периода в играх детей видны ростки сюжетно-ролевой игры, а именно: подражание взрослым, создание воображаемых образов, стремление активно действовать, познавать окружающий мир. [ ]

В связи с вышесказанным, несомненный интерес представляет качественно иные исследования А. П. Усовой, касающиеся формирования взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре. Рассматривающиеся в следующих этапах становления взаимоотношений на протяжении дошкольного детства:

1. Уровень неорганизованного поведения, которое ведет к разрушению игр других детей. Главным образом такое поведение встречается у младших дошкольников, которые еще не умеют занять себя, не представляют последствий своих действий для других. Однако в последние годы возросло число детей с признаками агрессивного поведения, с тенденцией к разрушению. Поэтому и среди старших дошкольников встречаются дети первого уровня.

2. Уровень одиночных игр. Он характерен тем, что ребенок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть. То, что ребенок сосредоточен на своей игре, умеет ее организовать, является предпосылкой перехода к совместным играм.

3. Уровень игр рядом проявляется в том, что двое-трое детей могут играть за одним столом, на ковре, но каждый действует в соответствии со своей игровой целью, реализуя свой замысел. Ценность этого уровня заключается в том, что у ребенка складывается понимание, как надо относится к игре другого: нельзя мешать, следует в случае необходимости считаться с другим. На этом уровне создаются условия для естественного объединения играющих.

4. Уровень кратковременного общения, взаимодействие характеризуется тем, что ребенок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу и сообразует их с действиями других. Он пытается договориться о предстоящей игре, вносит свои предложения, готов прислушаться к словам партнеров и подчиняется справедливому требованию. Новый этап игры отличается появлением замысла и стремлением детей подобрать соответствующие играющие предметы. Но замысел еще не устойчив. В ходе игры дети могут изменить его или забыть о нем. Кто-то может выйти из игры, что приведет к ее распаду, к конфликтам. Такое поведение свидетельствует об отсутствии умения организовать игру, спланировать ее. Но самое главное заключается в том, что дошкольники пока еще не чувствуют своей связи и зависимости в общей деятельности.

5. Уровень длительного общения-взаимодействия на основе интереса к содержанию игры, к тем действиям, которых они требуют. Ребенок, находящийся на этом уровне, обладает начальными формами ответственного отношения к своей роли в общей игре. Он начинает оценивать качество и результат своих личных действий и действий сверстников с точки зрения задач совместной игры. Длительность взаимодействия связанна с заинтересованностью в содержании игры. На этом этапе дети достаточно самостоятельны, могут придумывать интересную сюжетно-ролевую игру, организовывать ее и играть долго.

6. Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий. Дети, объединенные дружескими интересами способны уступать друг другу в выборе сюжета, распределении ролей, согласовывать свои действия.

Сопоставление этих двух подходов показывает, что становление сюжетно-ролевой игры напрямую зависит от возраста детей и грамотного руководства педагога. [ ]

Для того чтобы сюжетно-ролевая игра являлась эффективным средством развития самостоятельности, ей необходимо руководить. Руководство сюжетно-ролевыми играми осуществляется в двух направлениях:

· формирование игры как деятельности.

· использование игры как средства воспитания ребенка, как средство развития самостоятельности дошкольников.

Формирование игры как деятельности предполагает, что педагог влияет на расширение тематики сюжетно-ролевых игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевым поведением. Приемы руководства игрой с целью формирования ее как деятельности условно можно разделить на традиционные, разработанные Р. И. Жуковской, Д. В. Менджеритской и новые, исследованные в последние годы Н. А. Коротковой, Н. Я. Михайленко.

В традиционном руководстве сюжетно-ролевыми играми основное внимание педагога сосредоточено на обогащении содержания игр. С этой целью он создает интерес к новым сюжетам. Такой интерес не возникает на пустом месте, он «вызревает» в ходе всей воспитательно-образовательной работы, если дошкольники получают яркие представления об окружающей жизни, которые сплетаются в прошлый опыт, будоражат воображение, вызывают Эмоциональный отклик. При ознакомлении с окружающим миром, педагог заостряет внимание детей на тех моментах, которые можно отразить в игре в соответствии с их возрастом. Для младших дошкольников – это предметы и способы их использования взрослыми в процессе своей деятельности, для детей 4-6 лет – взаимоотношение людей.

Но зачастую, даже после не очень ярких впечатлений, которые получили дети, не у всех возникает желание передать их в игре. В играх находят выражения интересы детей, а явления, с которыми их познакомили, могут не входить в сферу их интересов. Иногда дети активно принимаются за игру, но она скоро исчерпывает себя из-за бедности представлений, хотя событие, первоначально подтолкнувшее к ней, вызвало яркие переживания. Бывает и так: дети играют в одну и ту же игру постоянно, но «застряли» на ее содержании, повторяют однообразные действия, ролевые диалоги, события и ситуации. В обоих случаях – это сигнал для педагога: надо пополнить знания детей, направить сюжет по другому руслу. Подойдут традиционные приемы: чтение художественного произведения, рассказ, беседа. Задача педагога – придать этим традиционным приемам нужное звучание. Иногда новая сюжетная линия игры возникает благодаря дополнительному игровому материалу. [ ]

Порой новую сюжетную линию задает педагог, неожиданно включающийся в игру, которая уже «выдыхается».

Таким образом, в арсенале педагога много приемов, стимулирующих новую тематику игр. Следует учитывать правила: по мере роста активности и самостоятельности детей целесообразно использовать преимущественно косвенные приемы воздействия. Чем младше дети, тем больше внимание уделяет педагог организации игры. Он помогает будущим участникам сговориться, во что они будут играть. Сговор на игру требует согласование замыслов, определение игровой обстановки, распределение ролей. В сговоре закладываются основы взаимодействия детей, формируется умение слушать друг друга, считаться с желаниями и интересами каждого. Подходы педагога к стимулированию сюжетно-ролевой игры изменяется в зависимости от возраста детей. Так, с целью обучения сговору на игру детей младшего дошкольного возраста, педагог выступает в роли главного действующего лица. Воспитатель ненавязчиво направляет игру, одобряет положительное взаимодействие детей, успешное выполнение роли, предупреждает возникновение конфликтов. Очень важно не оставлять без внимания желание детей организовать игру по собственной инициативе. Именно желание, потому что не подкрепленное умение договориться самостоятельно, оно быстро исчезнет. Одобрив намерение малышей играть вместе, педагог может спросить, во что они собираются играть, какие роли предполагаются, что будет делать каждый персонаж, помогает распределить роли, подобрать нужные атрибуты. Затем включается в игру во второстепенной роли. С целью закрепления у детей радостных приятных впечатлений о совместной игре педагог привлекает к ней внимание других воспитанников группы. Вечером в присутствии детей рассказывает родителям о «хорошей игре». Вспоминает о ней в последующие дни. Это нужно делать, поскольку детям свойственно подражать не только окружающим, но и себе. Всячески поддерживаемые педагогом воспоминания о «хорошей игре» станут образцом для такого подражания

Детей среднего дошкольного возраста при сговоре на игру затрудняют главным образом распределение ролей и развитие новых сюжетных линий в знакомых играх. Задача педагога – учить детей при сговоре на игру, вспоминать, что-то интересное из своей жизни, рассказывать товарищам, а затем – вносить в игру.

Присутствуя при обсуждении детьми содержание предстоящей игры, воспитатель репликой, советом, напоминанием акцентирует их личный опыт. Вследствие, появляются новые сюжетные линии, варианты их развития, и значит, возникает потребность вводить дополнительные роли, а «постоянные» разыгрывать по-иному. В результате спокойнее происходит распределение ролей: появляется возможность участия в игре в новой роле, становится привлекательнее прежняя роль с обновленным содержанием, можно соглашаться на нежелательную роль, потому что в следующей игре тебе дадут другую.

В старшем дошкольном возрасте сговор на игру не вызывает особых трудностей, потому что дети объединяются в ней на основе общности интересов, личных симпатий, следовательно, лучше понимают друг друга, более уступчивы по отношению к партнерам. Но здесь может проявляться иная тенденция: лидерство в игре часто захватывают дети «звезды», имеющие в глаза сверстников авторитет, высокий статус, благодаря хорошим организаторским умениям, широкому кругозору, общему развитию. Став лидером в игровой группе, такой ребенок по своему усмотрению направляет развитие сюжета, намечет ее конкретное содержание, распределяет роли, оценивает «правильность» их исполнения. В результате старшей или подготовительной к школе группе может сложиться излишняя «поляризация» между партнерами по игре: одни командуют и постоянно на главных ролях другие – всегда подчиняются, соглашаются на любые роли и не получают полного удовлетворения от роли. Следует не только избегать подобной «поляризации» во время игры и в процессе подготовки к ней, но и предупреждать ее в ходе всей воспитательной работе. Для этого словом и делом подчеркивается самобытность, уникальность каждого ребенка. В подготовительный период игры педагог тактично направляет взаимоотношение детей таким образом, чтобы каждый ребенок нашел «свою нишу», в которой полнее проявятся его способности. [ ]

Немаловажно заметить. Что самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре, одна из характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему не доступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Интересен тот факт, что дети старшего дошкольного возраста обдуманно походят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют его развитие. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультфильмов, прочитанных дома книг, рассказав родителей. В старшем дошкольном возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций, по мимо условных и символических действий дети активно используют речевые комментарии, которые представляют собой словесные замещения каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.

Таким образом, можно заметить, что к старшему дошкольному возрасту сюжетно-ролевая игра детей переходит от развернутой ситуации к свернутой, носит обобщающий связный характер. Дети проявляют целенаправленность и самостоятельность при выборе сюжета при распределении ролей.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 413; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!