Игра «Составляем математические истории»



Цели: развивать ловкость, сноровку, согласованность движений, ритмичность, внимание, память, сообразительность; учить составлять задачи со знаком «плюс» и записывать их примерами, а также правильно их читать.

Материалы: воротца, карточки с заданиями.

Содержание: педагог объявляет детям, что теперь они будут играть с веселым знаком «плюс» и составлять с ними веселые истории, в которых выполняется действие сложение, а значит, все увеличивается и прибавляется. Только играть в истории дети будут, слушая стихи и показывая их движениями.

Стихи для использования в игре:

1. Две мышки проникли в квартиру,

Решили попробовать сыру,

Тут следом явились подружки:

Три сереньких мышки-норушки.

Кот спал в это время на крыше,

Про этот не ведая пир.

А ну-ка скажи, сколько мышек

Съели оставленный сыр?

                                (2 + 3 = 5.)

2. Вот восемь зайчат по дорожке идут, За ними еще двое бегут. Так сколько всего по дорожке лесной Торопятся в школу зайчишек зимой?                                           (8 + 2 = 10.) 3. Восемь храбрых малышей Переходят вброд ручей. Но один чуть-чуть отстал, А потом друзей догнал. Сколько храбрых малышей Перешли большой ручей?                               (8 + 1 = 9.)

Дети выполняют действия по тексту, считают персонажей, ищут карточку с примером.

Имитация движений животных:

– бег мышек за кругом, лазание в воротца, в круг, легкий бег в круге с остановкой на сигнал;

– ритмичные прыжки на двух ногах;

– ходьба с высоким подниманием колен.

Дети уточняют, какое математическое действие выполнено, и учатся читать это выражение.

Правила: педагог, читая стихи, выбирает детей – участников игры, дотрагиваясь до их головок. Они должны выполнить движение, подражая повадкам животных. Остальные дети говорят, увеличилось их или нет, какое действие выполнено и какой знак надо поставить, затем дают правильный ответ пересчетом. Педагог показывает детям карточку с примером и тренирует детей в правильном прочтении этого выражения. При чтении других стихов дети сами ищут правильные примеры на карточках и читают их.

При выполнении упражнений дети не должны наталкиваться друг на друга, а соблюдать дистанцию, следить за окончанием текста и заданным вопросом.

Игра «Найди свой вагон»

Цели: развивать умение применять знания в действии, обдумывать, контролировать, устранять ошибки; познакомить детей с действием сложения, со знаком «+», обозначающим это действие; закрепить порядковый счет, умение находить место цифры в ряду, понимать вопрос (какой по счету?); показать принцип образования натурального ряда чисел: в результате увеличения на 1 получается большее число, то есть последующее.

Материалы: карточки с примерами, макеты вагонов.

Содержание: детям дают карточки в виде примеров: 2 + 1; 3 + 1; 4 + 1; кроме 1 + 1. Они делятся на две команды по 10 человек, им предлагается по гудку паровоза отправиться в Страну знаний. Нужно обежать «змейкой» цветные прямоугольники с цифрами (вагоны), выложенные в ряд на полу, и, решив свой пример, найти номер своего вагона, встать в него. Когда дети обеих команд найдут свои вагоны, педагог просит назвать его номер и проверяет правильность решения примера, подводит детей к выводу, что каждое последующее число больше предыдущего на единицу. Дети осуществляют порядковый счет.

Вопрос: вагон с каким номером остался без пассажира?

Движение: бег «змейкой» между предметами.

Правила: детям нужно быть внимательными при нахождении номера вагона, знать, что каждое последующее число увеличивается на единицу. При беге не задевать детей, вставших на свое место, работать быстро; счет осуществлять последовательно, отвечая на вопрос: «Какой по счету синий вагон?» и т. д. При последовательном пересчете друг за другом уметь на слух определить, номер какого вагона не был произнесен. Если дети не догадались, счет повторить.

Игра «Сложение цвета»

Цели: развивать гибкость мышления, сообразительность, умение применять знания в действии, обдумывать их, устранять ошибки; веру в свои силы, сенсорный опыт; вспомнить и закрепить цвет и цветовые оттенки; учить решать задачи на сложение основных цветов для получения новых оттенков.

Материалы: карточки с примерами, гимнастическая скамейка, разноцветные кубики.

Содержание: детям раздают карточки в виде примеров на сложение двух цветовых пятен: красный + красный = ?; желтый + красный = ?; желтый + синий = ?; желтый + желтый = ?; синий + синий = ?; красный + синий = ?; белый + синий = ?. Они должны пройти по скамейке, перешагивая через цветные кубики, наклониться и взять кубик только того цвета, который соответствует решению его примера при сложении двух цветовых оттенков. Дойдя до конца скамейки, спрыгнуть и отойти в сторону. Если примеры решены правильно, то на скамейке не должно остаться ни одного кубика.

Чтобы узнать цифру кода, надо построиться в цветовую гамму – последовательность цветов радуги, начиная с красного. Осуществить пересчет цветов.

Правила: напомнить детям, что при решении примера надо хорошо подумать, какой цвет получится при сложении двух цветовых оттенков, и взять нужный кубик. При прохождении по скамейке удерживать равновесие, руки держать в стороны, наклоняться за кубиком, спрыгивать легко.

Игра «Для кого пирожки?»

Цели: развивать внимание, быстроту реакции и мышления, ловкость движений; совершенствовать навыки счета; познакомить детей с действием сложения; формировать общие представления о процедуре сложения, запоминая основное правило: складывать можно только одноименные предметы (величины), изображать арифметическое действие движением; учить составлять задачи, математические истории, записывая их математическими выражениями, прочитывая их правильно вслух.

Материалы: кружки с нарисованными цифрами.

Содержание: педагог напоминает детям о том, что по дороге к бабушке Красная Шапочка встречает волка. В корзинке у нее – пирожки. Педагог предлагает детям обхитрить волка – угостив его пирожками, тем самым спасти и бабушку, и внучку, успев предупредить их об опасности.

А выполнять задание детям предстоит в необычной форме: распределить все пирожки (с цифрами) для бабушки и волка, решив правильно примеры на сложение. Если при складывании пирожков ответ примера > 5 – это пирожок для бабушки, < 5 – для волка. Счет осуществлять, прыгая по дорожке с цифрами, расположенными в ряд, начиная от первой цифры и прыгая столько раз, сколько указывает цифра при сложении (+2), и т. д. Остановившись на цифре, ребенок называет ее, читает получившееся выражение, сравнивает результат с цифрой 5, оставляет пирожок в тарелке – для волка, кладет в корзину – для бабушки.

Правила: обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания: быстро прыгая по кружкам (при сложении цифр) вперед, прочитывают вслух пример, определяя, с какой цифры осуществлять прыжок и сколько их необходимо добавить при сложении. При сравнении цифр побуждать грамотно выражать результат сравнения фразой.

Игра «Грустный знак “минус”»

Цели: познакомить детей с арифметическим действием вычитания, со знаком «минус»; развивать внимание, память, быстроту мышления и ловкость движений, умение оценивать правильно свои действия и действия других детей.

Содержание: детям предлагается рассказ о знаке «–», который любит слово «нет», все отвергает, отрицает. За это его еще называют знаком отрицания. Педагог просит детей помочь знаку «минус», превращая все его отрицания в противоположности, изображая их движением.

Пример: быстрый – не быстрый, а медленный; старый – не старый, а молодой; веселый – не веселый, а грустный; легкий – не легкий, а тяжелый, чистый – не чистый, а грязный и т. д.

На показ карточки со знаком «+» педагог дает утверждение, при показе карточки с «–» дети, добавляя частицу не, называют противоположность, объясняют ее.

Правила: обратить внимание детей на то, что они должны самостоятельно придумать противоположные движения, характеризуя их словами, вспоминая противоположности без частицы не.

Игра «А ну-ка, отними!»

Цели: совершенствовать навыки счета, упражняя детей в отсчете предметов в пределах заданного выражения, выражая их цифрами и математическими знаками; развивать внимание, быстроту реакции и логику мышления детей, ловкость движений.

Материалы: конфеты (по количеству детей).

Содержание: дети садятся по кругу, положив за спину конфету и закрыв глаза.

По сигналу: «Раз, два, три, а ну-ка, отними!» – водящий ребенок обходит детей за кругом, собирая у них конфеты, те в свою очередь пытаются ее быстро взять, повернувшись правым или левым боком.

По окончании игры водящий считает, сколько было детей и конфет, а также сколько он успел собрать конфет. Затем ищет на столе подобный пример, читает выражение, дает ответ на вопрос: «Сколько осталось конфет у детей?», выполнив его пересчетом.

Игра повторяется 2–3 раза.

Правила: побуждать детей быть внимательными при выполнении задания: не поворачиваться и не брать конфету раньше сигнала. В случае, если конфета находится на далеком расстоянии, нацелить детей дотянуться до нее, не вставая с места; упражнять их в умении производить счет предметов, находя нужное выражение, читать его правильно.

Игра «Кто они?»

Цели: развивать зрительную память, быстроту реакции и мышления, ловкость движений; совершенствовать навыки счета; учить составлять задачи, математические истории, записывая их математическими выражениями и прочитывая правильно вслух.

Материалы: картинки с изображением сказочных героев.

Содержание: из детей выбираются пять сказочных персонажей, героев любимых сказок и мультфильмов. Им на спину помещают портреты того или иного героя.

По сигналу все дети группы, в том числе и персонажи, расходятся по всему пространству помещения. В течение одной минуты дети стараются разглядеть всех сказочных героев и запомнить их. Игра усложняется тем, что дети-персонажи должны уворачиваться и не показывать свой портрет на спине. После второго сигнала каждый ребенок отправляется к столу и среди множества картинок выбирает только тех героев, кого он успел разглядеть. Дети-персонажи поворачиваются к ним спиной, все вместе проверяют правильность выполнения задания, считая, сколько всего было героев, кого и сколько человек узнали. Каждый ребенок составляет пример (математическую задачу) из набора для школьника (цифр и знаков), читают получившиеся выражения, примеры, называют ответ.

Дети выполняют задание за столом: выкладывают увиденных персонажей возле себя на столе, считая их и выражая с помощью цифр и знаков.

Правила: обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания: детям-персонажам нужно не стоять на месте и не прислоняться спиной к стене, непрерывно двигаться, не задерживать детей руками, одновременно уворачиваясь, чтобы скрыть свою картинку с героем; остальным детям стараться разглядеть картинки на спине персонажей, быстро двигаясь в разных направлениях. При составлении математического выражения нацелить детей на то, что они должны отнять то количество персонажей, которое им удалось разглядеть, получая в ответе количество портретов тех героев, которых увидеть не удалось.

Игра «Хромая лиса»

Цели: учить составлять задачи, математические истории, записывая их математическими выражениями и прочитывая правильно вслух; развивать внимание, быстроту реакции и мышления, ловкость движений; совершенствовать навыки счета.

Материалы: канат (веревка), обруч.

Содержание: в середине групповой комнаты кладется канат, недалеко от него – обруч (нора лисы). Из детей выбирается «лиса» (с помощью любой считалки), остальные дети – «куры», которые находятся в «курятнике» – за канатом (на свободном пространстве). Педагог объявляет, что в «курятнике» – 10 «кур». «Хромая лиса» (ребенок, прыгающий на одной ножке) по сигналу скачет к «курятнику» и начинает прыгать за «курами». Попавшиеся «куры» становятся в обруч (нору). По сигналу игра останавливается, «лиса» считает пойманных «кур», составляя математическое выражение, проговаривая его вслух: «10 было, поймала 3 (выражение: 10 – 3)», дает ответ, сколько «кур» осталось в «курятнике».

Правила: побуждать детей быть внимательными в игре: детям-«курам» выходить из «курятника» запрещено, а «лиса» в случае усталости может поменять ногу, так как вставать на обе ноги нельзя. При ловле детей-«кур» нужно дотронуться до плеча товарища, не толкая его. Составляя математическое выражение, четко произносить пример, давая ответ пересчетом.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!