Карма-йога - действия в сознании Кришны 59 страница



Что касается благотворительности, то следует половину своего дохода жертвовать на какое-либо благое дело. А что же является благим делом? Любое дело, совершаемое в сознании Кришны, есть благое дело, и не только благое, но и самое лучшее. Поскольку Кришна хорош, Его дело также хорошо. То есть пожертвования следует давать тому, кто посвятил себя сознанию Кришны. Согласно ведической литературе, необходимо давать пожертвования брахманам. Это до сих пор практикуется, хотя и не слишком строго. И все же предписание говорит, что брахманам следует давать пожертвования. Почему? Потому что они отдают себя развитию духовного знания. Предполагается, что брахман посвящает всю свою жизнь постижению Брахмана. Брахма джанатити брахманах - "Тот, кто познал Брахмана, именуется брахманом. Итак, следует предлагать милостыню брахманам, так как они постоянно заняты высшим духовным служением и не имеют времени зарабатывать себе на жизнь. Ведическая литература рекомует также жертвовать тем, кто принял обет отречения - санньяси. Санньяси просят милостыню от двери к двери, не для себя, но на миссионерские цели. Они ходят от двери к двери, пробуждая семейных людей (грихастх) ото сна невежества. Поскольку грихастхи среди своих семейных дел забывают об истинной цели жизни пробуждать свое сознание Кришны - санньяси должны скитаться, прося милостыню у грихастх, и пробуждать их сознание Кришны. Как сказано в Ведах, человеку необходимо пробудиться и достичь того, для чего ему дана человеческая форма жизни. Санньяси распространяют это знание - следовательно, необходимо жертвовать им, принявшим обет отречения, брахманам и на другие благие дела, а не на какие-либо причуды.

Йашас, слава, должна трактоваться соответственно словам Господа Чаитанйи, который сказал, что человек славен, когда он известен как великий слуга Господа. Это - истинная слава. Если человек достиг величия в сознании Кришны и это всем известно, тогда он воистину знаменит. Кто не имеет такой славы, тот бесславен.

Все эти качества проявляются повсюду во вселенной, как в обществе людей, так и в обществе полубогов. Существует множество человеческих форм жизни на других планетах, и им присущи те же свойства. Кришна создает все эти качества для того, кто хочет обрести сознание Кришны, но развивать их человек должен сам, изнутри. Тот, кто посвятил себя преданному служению Верховному Господу, развивает в себе все добродетельные качества, как это устроено Верховным Господом.

Кришна является источником всего, что мы видим, хорошего и плохого. Ничто не может проявиться в материальном мире, что не есть в Кришне. Это - знание. Хотя нам известно о многообразии существующего, мы должны осознать, что все проистекает из Кришны.

ТЕКСТ 6

महर्षयः सप्त पूर्वे चत्वारो मनवस्तथा ।

मद्भावा मानसा जाता येषां लोक इमाः प्रजाः ॥ ६॥

махаршайах сапта пурве чатваро манавас татха
мад-бхава манаса джата йешам лока имах праджах

маха-ришайах - великие мудрецы; сапта - семь; пурве - до; чатварах - четыре; манавах - Ману; татха - также; мат-бхавах - рожденные из Меня; манасах - из ума; джатах - рожденные; йешам - их; локе - в мире; имах - все это; праджах - население.

Семь великих мудрецов, и четверо других великих мудрецов до них, и Ману (прародители человечества) исходят из Меня, рождены из Моего ума, а все живые существа, населяющие различные планеты, происходят от них.

КОММЕНТАРИЙ: Господь дает генеалогический обзор населения вселенной. Брахма - изначальное существо, порожденное энергией Верховного Господа, называемого Хиранйагарбхой. А от Брахмы произошли все семь великих мудрецов, а до них четверо других великих мудрецов, чьи имена - Санака, Сананда, Санатана и Санат-кумара, а также Ману. Эти двадцать пять великих мудрецов известны как праотцы всех живых существ вселенной. Существует бесчисленное количество вселенных с неисчислимым множеством планет в каждой из них, и каждая планета населена различными формами жизни. И все они рождены от этих двадцати пяти прародителей. Брахма подвергал себя тапасье в течение тысячи лет по летоисчислению полубогов, прежде чем милостью Кришны осознал, как надо творить. Затем из Брахмы вышли Санака, Сананда, Санатана и Санат-кумара, затем Рудра и затем семь мудрецов, и таким образом все брахманы и кшатрии порождены энергией Верховной Личности Бога. Брахма известен как Питамаха, дед, а Кришна известен как Прапитамаха, прадед. Об этом говорится в одиннадцатой главе "Бхагавад-гиты" (11.39).

ТЕКСТ 7

एतां विभूतिं योगं च मम यो वेत्ति तत्त्वतः ।

सोऽविकम्पेन योगेन युज्यते नात्र संशयः ॥७॥

этам вибхутим йогам ча мама йо ветти таттватах
со 'викалпена йогена йуджйате натра самшайах

этам - все это; вибхутим - великолепие; йогам - мистическая власть; ча - также; мама - Моя; йах - любой, кто; ветти - знает; таттватах - фактически; сах - он; авикалпена - безраздельно; йогена - в преданном служении; йуджйате - занятый; на - никогда; атра - здесь; самшайах - сомнение;

Тот, кто действительно убежден в Моих славе и мистической силе, целиком посвящает себя преданному служению в этом нет сомнения.

КОММЕНТАРИЙ: Наивысшая степень духовного совершенства - знание Верховной Личности Бога. До тех пор, пока человек не обретет твердой уверенности в различных замечательных качествах Верховного Господа, он не сможет посвятить себя преданному служению. Обычно люди знают, что Бог велик, но как проявляется Его величие, они не знают. Здесь же это описывается в подробностях. Если человеку действительно известно, наскольку велик Господь, он вручает Ему свою душу и посвящает себя преданному служению Господу. Когда человек действительно знает о замечательных качествах Верховного Господа, для него не существует ничего, кроме желания вручить себя Ему. Это подлинное знание можно получить из описаний, приводимых в "Шримад-Бхагаватам", "Бхагавад-гите" и подобных произведениях.

Множество полубогов, обитающих по всей планетной системе, заняты управлением этой вселенной, и главные из них - Брахма, Господь Шива, четверо великих Кумар и остальные прародители. Существует множество прародителей населения вселенной, и все они порождены Верховным Господом Кришной. Верховная Личность Бога, Кришна, есть изначальный прародитель всех прародителей.

Таковы некоторые проявления могущества Верховного Господа. Твердо убежденные в них принимают Кришну с великой верой, без всяких сомнений и посвящают себя преданному служению. Все это конкретное знание необходимо для того, чтобы увеличить интерес человека к любовному служению Господу. Не следует пренебрегать стремлением к полному осознанию величия Кришны, поскольку, зная, как велик Кришна, можно укрепиться в искреннем преданном служении.

ТЕКСТ 8

अहं सर्वस्य प्रभवो मत्तः सर्वं प्रवर्तते ।

इति मत्वा भजन्ते मां बुधा भावसमन्विताः ॥ ८॥

ахам сарвасйа прабхаво маттах сарвам правартате
ити матва бхаджанте мам будха бхава-саманвитах

ахам - Я; сарвасйа - всех; прабхавах - источник создания; маттах - из Меня; сарвам - все; правартате - исходит; ити - таким образом; матва - зная; бхаджанте - становятся преданными; мам - Мне; будхах - ученые; бхава-саманвитах - с великим вниманием.

Я - источник всех духовных и материальных миров. Все исходит из Меня. Мудрые, кто в совершенстве знают это, отдают себя преданному служению Мне и поклоняются Мне всем сердцем.

КОММЕНТАРИЙ: Ученый, в совершенстве изучивший Веды, обладающий сведениями, полученными от таких авторитетов, как Господь Чаитанйа, и знающий, как применять это знание, может понять, что Кришна - первопричина всего, как в материальном, так и в духовном мире, и поскольку он знает это в совершенстве, он полностью утверждается в преданном служении Верховному Господу. Никакие глупцы или бессмысленные комментарии не могут сбить его с пути. Вся ведическая литература сходится на том, что Кришна - источник Брахмы, Шивы и остальных полубогов. В "Атхарва веде" (Гопала-тапани-упанишад, 1.24) говорится: йо брахманам видадхати пурвам йо ваи ведамш ча гапайати сма кришнах - "Именно Кришна вначале поведал Брахме ведическое знание, и Он распространил ведическое знание в прошлом". Далее вновь в "Нарайане-упанишад" (1) говорится: атха пурушо ха ваи нарайано 'камайата праджах сриджейети - "Затем Верховная Личность, Нарайана, пожелал создать живые существа". В Упанишадах далее сказано: нарайанад брахма джайате, нарайанад праджапатих праджайате, нарайанад индро джайате, нарайанад аштау васаво джайанте, нарайанад экадаша рудра джайанте, нарайанад двадашадитйах - "От Нарайаны родился Брахма, и от Нарайаны также родились прародители. От Нарайаны родился Индра, от Нарайаны родились восемь Васу, от Нарайаны родились одиннадцать Рудр, от Нарайаны родились двенадцать Удитий. Нарайана есть экспансия Кришны".

В тех же Ведах сказано: " брахманйо деваки путрах - "Сын Деваки, Кришна, есть Верховная Личность". (Нарайана-упанишад, 4) И далее говорится: эко ваи нарайана асин на брахма на ишано напо нагни-самау неме дйав-апритхиви на накшатрани на сурйах - "В начале творения существовала только Верховная Личность, Нарайана. Не было ни Брахмы, ни Шивы, ни огня, ни луны, ни звезд на небе, ни солнца" (Маха-упанишад, 1). Там же говорится, что Господь Шива был рожден из чела Верховного Господа. Итак, Веды говорят, что это Верховному Господу, создателю Брахмы и Шивы, надо поклоняться.

В "Мокша-дхарме" Кришна также говорит:

праджапатим ча рудрам чапй
ахам эва сриджами ваи
тау хи мам на виджанито
мама майа-вимохитау

"Прародители, Шива и другие, сотворены Мной, хотя они и не знают, что созданы Мной, потому что введены в заблуждение Моей иллюзорной энергией". В "Вараха-пуране" говорится:

нарайанах паро девас
тасмадж джаташ чатурмукхах
тасмад рудро бхавад девах
са ча сарва-гйатам гатах

"Нарайана - Верховная Личность Бога, и от него был рожден Брахма, который породил Шиву".

Господь Кришна является источником всего потомства, и Его называют наиболее действенной причиной всего. Он говорит: "Поскольку все рождено из Меня, Я есть изначальный источник всего. Все находится подо Мной, и никого нет превыше Меня". Не существует другого верховного правителя, кроме Кришны. Кто понимает, что Кришна таков, получив это знание от истинного духовного учителя и из ведической литературы, направляет всю свою энергию на осознание Кришны и становится по-настоящему ученым человеком. В сравнении с ним все другие, те, кто в действительности не знают Кришну, просто глупцы. Человек в сознании Кришны не должен вводиться в заблуждение такими глупцами, ему следует избегать всех неавторитетных комментариев к "Бхагавад-гите" и толкований ее, и развивать свое сознание Кришны с решительностью и целенаправленностью.

ТЕКСТ 9

मच्चित्ता मद्गतप्राणा बोधयन्तः परस्परम् ।

कथयन्तश्च मां नित्यं तुष्यन्ति च रमन्ति च ॥९॥

мач-читта мад-гата-прана бодхайантах параспарам
катхайанташ ча мам нитйам тушйанти ча раманти ча

мат-читтах - их умы, полностью занятые Мной; мат-гата-пранах - их жизнь, посвященная служению Мне; бодхайантах - проповедуя; параспарам - между собой; катхайантах - разговаривая; ча - также; мам - обо Мне; нитйам - постоянно; тушйанти - получают удовольствие; ча - также; раманти - наслаждаются трансцендентным блаженством; ча - также.

Мысли Моих чистых преданных сосредоточены на Мне, их жизнь полностью посвящена служению Мне, и они испытывают большое удовлетворение и блаженство, просвещая друг друга и беседуя обо Мне.

КОММЕНТАРИЙ: Чистые преданные, чьи признаки описываются здесь, полностью отдают себя трансцендентному любовному служению Господу. Их ум никогда не отвлекается от лотосных стоп Кришны. Они разговаривают только на трансцендентные темы. Описанию признаков чистых преданных и посвящен этот стих. Преданные Верховного Господа двадцать четыре часа в сутки заняты прославлением божественных качеств Верховного Господа, а также Его игр и развлечений. Их сердца и души постоянно погружены в Кришну, и они наслаждаются беседами о Нем с другими преданными.

На начальной стадии преданного служения они испытывают трансцендентное наслаждение от самого служения, а на более зрелой ступени они действительно испытывают любовь к Господу. Достигнув этого трансцендентного состояния, они могут наслаждаться высшим совершенством, которое Господь проявляет в Своей обители. Господь Чаитанйа сравнивает трансцендентное преданное служение с посевом семени в сердце живого существа. Бесчисленные живые существа путешествуют по различным планетам вселенной, но лишь некоторые, особо удачливые, встречаются с чистыми преданными и получают возможность узнать о преданном служении. Это преданное служение подобно семени если оно попало в сердце человека, и он постоянно слушает и повторяет маха-мантру Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, то семя дает плоды, подобно тому, как плодоносит постоянно поливаемое дерево. Духовное дерево преданного служения постепенно растет и растет, пока оно не разорвет покров материальной вселенной и не войдет в сияние брахмаджйоти в духовном небе. Все выше и выше растет оно и в духовном небе, пока не достигает высшей планеты, называемой Голокой Вриндаваной, наивысшей планеты Кришны. В конечном счете дерево находит приют у лотосных стоп Кришны и остается там. Постепенно, подобно тому, как обычное дерево цветет и плодоносит, дерево преданного служения приносит плоды, а процесс орошения в форме слушания и повторения маха-мантры продолжается. Это дерево преданного служения подробно описано в "Чаитанйа-чаритамрите" (Мадхйа-лила, глава 19). Там объясняется, что, когда выросшее дерево находит прибежище у лотосных стоп Верховного Господа, живое существо целиком погружается в любовь к Господу с этого момента оно не может жить ни мгновения без общения с Верховным Господом, как рыба не в состоянии жить без воды. В таком положении, в общении с Господом, преданный действительно обретает трансцендентные качества.

В "Шримад-Бхагаватам" также много таких рассказов о взаимоотношениях между Верховным Господом и Его преданным. Поэтому преданные очень любят "Шримад-Бхагаватам", что подтверждается в самой этой книге (12.13.18). Шримад-бхагаватам пуранам амалам йад вайшнаванам прийам. В этом произведении ничего не говорится о материальной деятельности, чувственном удовлетворении или освобождении. "Шримад-Бхагаватам" - единственное произведение, в котором полностью описывается трансцендентная природа Верховного Господа и Его преданных. Таким образом реализованные души в сознании Кришны испытывают постоянное наслаждение, внимая такому трансцендентному повествованию, подобно тому, как наслаждаются взаимным общением юноша и девушка.

ТЕКСТ 10

तेषां सततयुक्तानां भजतां प्रीतिपूर्वकम् ।

ददामि बुद्धियोगं तं येन मामुपयान्ति ते ॥१०॥

тешам сатата-йуктанам бхаджатам прити-пурвакам
дадами буддхи-йогам там йена мам упайанти те

тешам - им; сатата-йуктанам - всегда занятым; бхаджатам - в преданном служении; прити-пурвакам - в любовном экстазе; дадами - Я даю; буддхи-йогам - истинный разум; там - то; йена - с помощью которого; мам - Мне; упайанти - приходят; те - они.

Тем, кто постоянно с любовью служат Мне, Я даю понимание, при помощи которого они могут прийти ко Мне.

КОММЕНТАРИЙ: Большое значение в этом стихе имеет слово буддхи-йогам. Вспомним, как во второй главе, поучая Арджуну, Господь говорит, что о многом Он ему уже поведал, и что Он также объяснит ему способ буддхи-йоги. И вот теперь Он говорит об этом. Буддхи-йога есть деятельность в сознании Кришны это - высочайшее проявление разума. Буддхи означает "разум", а йога - "мистическая деятельность" или "мистический подъем". Деятельность человека, который пытается вернуться домой, назад к Господу, и обращается к сознанию Кришны, в преданном служении, называется буддхи-йогой. Другими словами, буддхи-йога есть средство освобождения из ловушки этого материального мира. Конечная цель духовного прогресса есть Кришна. Люди не знают этого, потому так важно общаться с преданными и истинным духовным учителем. Надо знать, что конечная цель всего есть Кришна, а когда цель определена, то она достижима, если медленно, но верно следовать намеченным путем.

Человек, знающий, что есть цель жизни, но привязанный к плодам своего труда, действует в рамках карма-йоги. Когда он знает, что эта цель - Кришна, но находит удовольствие в умственных спекуляциях, для понимания Кришны, это называется гйана-йогой. Когда же он знает цель и его поиски Кришны проходят целиком в сознании Кришны и преданном служении, это называется бхакти-йогой, или буддхи-йогой, которая является законченной йогой. Эта законченная йога есть высочайшее совершенство жизни.

Если у человека есть истинный духовный учитель, и он примыкает к какой-либо духовной организации, но он недостаточно разумен, чтобы достичь духовного развития, Кришна изнутри наставляет его, с тем, чтобы в итоге он смог легко прийти к Нему. Необходимое условие состоит в том, чтобы человек всегда пребывал в сознании Кришны, с любовью и преданностью служа Господу самыми разнообразными способами. Преданный должен выполнять какую-нибудь работу для Кришны, причем выполнять ее с любовью. Если преданный недостаточно умен, чтобы продвигаться по пути самоосознания, но искренен и целиком отдает себя преданному служению, Господь даст ему возможность достичь духовного прогресса и, в конечном итоге, отправиться к Нему.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!