Карма-йога - действия в сознании Кришны 54 страница



КОММЕНТАРИЙ: Из объяснений к предыдущим стихам этой главы становится ясно, что Верховная Личность Бога, хотя и является в человеческом облике, не есть обычный человек. Личность Бога, которая творит, поддерживает и уничтожает все космическое проявление, не может быть человеческим существом. И все же множество недалеких людей считают Кришну просто могущественным человеком и ничем более. Фактически же Он - изначальная Верховная Личность, как это подтверждается в "Брахма-самхите" (ишварах парамах кришнах); Он Верховный Господь.

Существует много ишвар, управляющих, и все они различаются по рангу. В аппарате управления в материальном мире можно встретить директоров и официальных лиц. Над ними - секретарь, который подчиняется министру, а над министром - президент. Каждый из названных людей чем-то управляет, и каждый из них управляется в свою очередь кем-то вышестоящим. В "Брахма-самхите" говорится, что Кришна - высший управляющий. Как в материальном мире, так и в духовном имеется множество управляющих, но высшим из них является Кришна (ишварах парамах кришнах), и тело Его - сач-чид-ананда, нематериально.

Материальные тела не в состоянии совершать чудеса, описанные в предыдущих стихах. Его же тело вечно, исполнено блаженства и знания. Хотя Он не является обычным человеком, глупцы считают Его таковым и насмехаются над Ним. Его тело называется здесь манушим, потому что Он действует совсем как человек, друг Арджуны, политик, вовлеченный в битву при Курукшетре. Во многом Он действует, как обычный человек, но в действительности Его тело - сач-чид-ананда-виграха - вечное блаженство и абсолютное знание. Это утверждается в Ведах (сач-чид-ананда-рупайа кришнайа): "Я склоняюсь в почтении перед Верховной Личностью Бога, Кришной, который есть вечная, блаженная форма знания". (Гопала-тапани-упанишад, 1.1) В Ведах есть и другие упоминания об этом. Там экам говиндам - "Ты Говинда, несущий наслаждение чувствам и радость коровам". Сач-чид-ананда-виграхам - "И Твоя форма трансцендентна, исполнена знания, блаженства и вечности" (Гопала-тапани-упанишад, 1.35).

Несмотря на трансцендентные свойства тела Господа Кришны, несмотря на то, что это тело исполнено блаженства и знания, есть много так называемых ученых комментаторов "Бхагавад-гиты", которые считают Кришну обычным человеком. Конечно, он может быть выдающимся ученым, благодаря какой-то благочестивой деятельности в прошлой жизни, но его такое понимание Шри Кришны показывает лишь низкий уровень знания. Подобные ученые зовутся мудхами, поскольку только глупцы считают Кришну обычным человеческим существом, не зная о скрытой деятельности Верховного Господа и о Его различных энергиях. Они не ведают, что тело Кришны есть символ полного знания и блаженства, что Он - владыка всего, что существует, и что Он может даровать освобождение каждому. Они презирают Его, так как не знают, что Кришна обладает множеством трансцендентных качеств.

Не знают они также, что само появление Верховной Личности Бога в материальном мире есть проявление Его внутренней энергии. Он Господин материальной энергии. Как это уже объяснялось в нескольких местах (мама майа дуратйайа), Господь объясняет, что материальная энергия, хотя она и очень могущественна, находится полностью в Его власти, и что тот, кто вручает себя Ему, может уйти из-под воздействия этой материальной энергии. Если душа, вручившая себя Кришне, может выбраться из-под влияния материальной энергии, то как же Верховный Господь, который творит, поддерживает и уничтожает всю материальную космическую природу, может иметь материальное тело, подобно нам. Таким образом, эта концепция о Кришне - совершенная глупость. Однако недалекие люди не понимают, что Верховная Личность Бога, являясь в форме обычного человека, может быть правителем всех атомов и всего гигантского проявления вселенской формы. Величайшее и мельчайшее находится вне их понимания, и они не могут представить себе, что форма, имеющая сходство с человеческим существом, может одновременно управлять как бесконечным, так и мельчайшим. В действительности, хотя Он правит как бесконечным, так и конечным, Он находится в стороне от всего этого проявления. Относительно Его йогам аишварам, Его непостижимой трансцендентной энергии, утверждается, что Он может управлять бесконечным и конечным одновременно, Сам оставаясь в стороне. Хотя глупцы не могут представить себе, как Кришна, который принял облик человеческого существа, может управлять всем этим, чистые преданные принимают это, т.к. знают, что Кришна есть Верховная Личность Бога. Поэтому они вручают себя Ему и посвящают себя сознанию Кришны, преданному служению Господу.

Есть много разногласий между имперсоналистами и персоналистами о явлении Господа как человека. Но если мы обратимся к "Бхагавад-гите" и "Шримад-Бхагаватам", к этим авторитетным источникам, излагающим науку о Кришне, нам станет ясно, что Кришна есть Верховная Личность Бога. Кришна не обычный человек, хотя Он и явился на эту землю в человеческом обличии. В "Шримад-Бхагаватам" описывается, как мудрецы, возглавляемые Шаунакой, вопрошали о деяниях Кришны. Они говорили так:

критаван кила кармани
саха рамена кешавах
ати-мартйани бхагаван
гудхах капата-манушах

"Господь Шри Кришна, Верховная Личность Бога, как и Баларама, изображал из себя человека, и, приняв такой образ, совершил множество сверхчеловеческих подвигов" (Бхаг., 1.1.20). Явление Господа в виде человека вводит в заблуждение глупцов. Ни один человек не способен на такие чудесные поступки, которые совершал Кришна, когда присутствовал на этой земле. Кришна предстал перед Своими отцом и матерью, Васудевой и Деваки, четырехруким, но после молитв родителей Он обратился в обычного ребенка. В "Шримад-Бхагаватам" (10.3.46) говорится: бабхува пракритах шишух "Он стал совсем как обычный ребенок, обычное человеческое существо". Итак, здесь опять указывается, что явление Господа в качестве обычного человека - это одно из проявлений Его трансцендентного тела. В одиннадцатой главе "Бхагавад-гиты" рассказывается, как Арджуна молил о том, чтобы увидеть четырехрукую форму Господа (тенаива рупена чатур-бхуджена). После того, как Кришна явил ему эту форму, Он, вняв просьбе Арджуны, опять принял первоначальную человекоподобную форму (манусам рупам). Подобные свойства Верховного Господа никак не могут быть присущи обычному человеческому существу.

Некоторые из тех, что глумятся над Кришной, зараженные философией майавади, приводят следующую цитату из "Шримад-Бхагаватам" (3.29.21), чтобы доказать, что Кришна - обычный человек: ахам сарвешу бхутешу бхутатмавастхитах сада - "Всевышний присутствует в каждом живом существе". Но нам лучше обратиться к толкованию этого стиха таких ачарьев-вайшнавов, как Джива Госвами и Вишванатха Чакраварти Чхакура, чем следовать интерпретации неправомочных комментаторов, глумящихся над Кришной. Джива Госвами, комментируя этот стих, говорит, что Кришна, в Его полной экспансии в форме Параматмы, пребывает в движущихся и неподвижных существах в качестве Сверхдуши. Так что любой новообращенный преданный, который фокусирует свое внимание лишь на арча-мурти, образе Верховного Господа в храме, но не уважает другие живые существа, напрасно поклоняется образу Господа. Есть три вида преданных Господа, и новообращенные находятся на низшей ступени. Новообращенный преданный больше уделяет внимание Божеству, образу Господа в храме, чем другим преданным, и Вишванатха Чакраварти Чхакура предупреждает, что такое умонастроение следует изменить. Бхакта должен понимать, что, поскольку Кришна присутствует в сердце каждого как Параматма, каждое тело есть воплощение, или храм Верховного Господа, и как человек оказывает уважение храму Господа, так же он должен оказывать должное уважение каждому телу, в котором пребывает Параматма. Поэтому к каждому нужно относиться с уважением, не пренебрегая никем.

Многие имперсоналисты презирают поклонение в храме. Они говорят, что поскольку Бог повсюду, то почему человек должен ограничивать себя поклонением Ему в храме. Но если Бог везде, разве Он не присутствует в храме, или в Божестве. Спор имперсоналистов и персоналистов может продолжаться вечно, но совершенный преданный, в сознании Кришны, знает, что хотя Кришна есть Верховная Личность, Он вездесущ. Это подтверждается в "Брахма-самхите". Хотя Его личная обитель - Голока Вриндавана, и Он всегда пребывает там, все же при помощи проявления Своих энергий и благодаря Своей полной экспансии, Он пребывает повсюду, во всех частях своего материального и духовного творений.

ТЕКСТ 12

मोघाशा मोघकर्माणो मोघज्ञाना विचेतसः ।

राक्षसीमासुरीं चैव प्रकृतिं मोहिनीं श्रिताः ॥१२॥

могхаша могха-кармано могха-гйана вичетасах
ракшасим асурим чаива пракритим мохиним шритах

могха-ашах - обманутые в своих надеждах; могха-карманах - введенное в заблуждение кармической деятельностью; могха-гйанах - обманутые ложным знанием; вичетасах - зашедшие в тупик; ракшасим - демонической; асурим - атеистической; ча - и; эва - непременно; пракритим - природы; мохиним - обманной; шритах - принявшие убежище.

Тех, кто таким образом введены в заблуждение, привлекают демонические, безбожные взгляды. В этом состоянии заблуждения все их надежды на освобождение, вся их кармическая деятельность и стремления к знанию терпят крах.

КОММЕНТАРИЙ: Есть много преданных, считающих, что они обладают сознанием Кришны и преданно служат Ему, но в сердце своем они не принимают Верховную Личность Бога, Кришну, как Абсолютную истину. Им не удастся вкусить плодов преданного служения - возвратиться обратно к Господу. Подобно этому, занятые религиозной деятельностью ради выгоды и расчитывающие освободиться из материального плена также не достигнут успеха, потому что они не принимают всерьез Верховную Личность Бога, Кришну. Другими словами, люди, насмехающиеся над Кришной - безбожники и демоны. Как это описывается в седьмой главе "Бхагавад-гиты", такие демоны, неверующие, никогда не смогут вручить себя Кришне. Поэтому их мыслительные спекуляции, при помощи которых они хотят добраться до Абсолютной истины, приводят к ложному заключению, что обычное человеческое существо и Кришна суть одно и то же. Такие люди считают, что человеческое тело просто покрыто материальной природой, и как только человек освобождается от этого материального тела, исчезает различие между ним и Богом. Такая попытка объединить себя с Кришной, будучи в корне ложной, обречена на неудачу. Атеистическое и демоническое развитие духовного знания - напрасная трата сил. Таков смысл этого стиха. Для таких людей обретение знания, данного в ведической литературе, в "Веданта-сутре" и Упанишадах, невозможно.

Считается величайшим оскорблением, когда на Кришну, Верховную Личность Бога, смотрят, как на обычного человека. Те, которые поступают так, несомненно, находятся в заблуждении, т.к. не могут понять непреходящую форму Кришны. В "Брихад-вишну-смрити" ясно говорится:

йо ветти бхаутикам дехам кришнасйа параматманах
са сарвасмад бахиш-карйах шраута-смарта-видханатах
мукхам тасйавалокйапи са-челам снанам ачарет

"Считающий тело Кришны материальным должен быть отстранен от всех обрядов и действий, описанных в шрути и смрити. И если кому-либо случится увидеть лицо такого человека, ему следует тотчас же совершить омовение в Ганге, чтобы очиститься. Люди осмеивают Кришну, потому что они завидуют Верховной Личности Бога. Им суждено вновь и вновь рождаться в тех формах жизни, которые наделены безбожной и демонической природой. Их знание будет вечно окутано невежеством, и постепенно они деградируют и сойдут в самые темные области сотворенного мира".

ТЕКСТ 13

महात्मानस्तु मां पार्थ दैवीं प्रकृतिमाश्रिताः ।

भजन्त्यनन्यमनसो ज्ञात्वा भूतादिमव्ययम् ॥१३॥

махатманас ту мам партха даивим пракритим ашритах
бхаджантй ананйа-манасо гйатва бхутадим авйайам

маха-атманах - великие души; ту - но; мам - во Мне; партха - о сын Притхи; даивим - божественной; пракритим - природе; ашритах - найдя убежище в; бхаджанти - служат; ананйа-манасах - без отклонений ума; гйатва - зная; бхута - творения; адим - источник; авйайам - неисчерпаемый.

Великие души, о сын Притхи, те, кто не покрыты иллюзией, находятся под покровительством божественной природы. Они целиком отдают себя преданному служению Мне, потому что знают: Я - Верховная Личность Бога, изначальная и неисчерпаемая.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе дается ясное описание махатмы. Первый признак махатмы состоит в том, что он уже пребывает в божественной природе и не находится в подчинении у природы материальной. Как же это достигается. Объяснение дается в седьмой главе: тот, кто вручает себя Верховной Личности Бога, Шри Кришне, сразу освобождается от власти над ним материальной природы. Таковы качества махатмы. Человек может освободиться от воздействий материальной природы, как только он предается душой Верховной Личности Бога. Таков первый шаг. Поскольку живое существо относится к пограничной энергии, то, освобождаясь от воздействия на него материальной природы, оно переходит в ведение духовной природы. Ведение духовной природы называется даиви пракрити, божественная природа. Итак, вручив себя Кришне, человек поднимается до ступени, на которой он становится великой душой, махатмой.

Махатма не отвлекает своего внимания от Кришны, потому что он доподлинно знает, что Кришна есть изначальная Верховная Личность, причина всех причин. У него отсутствуют сомнения в этом. Можно стать таким махатмой, или великой душой, общаясь с другими махатмами, чистыми преданными. Чистых преданных не привлекают даже другие формы Кришны, такие, как четырехрукий Маха-Вишну. Их влечет к себе лишь двурукая форма Кришны. Не интересуясь иными аспектами Кришны, они уж и вовсе не привлекаются какими-либо полубогами или человеческими существами. Они размышляют только о Кришне, находясь в сознании Кришны. Они всегда непоколебимы в своей любви и преданности Господу, сознают Его и служат Ему.

ТЕКСТ 14

सततं कीर्तयन्तो मां यतन्तश्च दृढव्रताः ।

नमस्यन्तश्च मां भक्त्या नित्ययुक्ता उपासते ॥१४॥

сататам киртайанто мам йатанташ ча дридха-вратах
намасйанташ ча мам бхактйа нитйа-йукта упасате

сататам - всегда; киртайантах - воспевая; мам - Меня; йатантах - горячо стремясь; ча - также; дридха-вратах - с решимостью; намасйантах - выражая почтение; ча - также; мам - Мне; бхактйа с преданностью; нитйа-йуктах - постоянно занятые; упасате - поклоняются.

Всегда воспевая Мою славу, целеустремленно направляя свои усилия, падая ниц передо Мной, эти великие души постоянно поклоняются Мне, с любовью и преданностью.

КОММЕНТАРИЙ: Человек не может стать махатмой, лишь присвоив себе это имя и не имея соответствующих качеств. Признаки махатмы описаны здесь: он постоянно занят воспеванием славы Кришны, Верховной Личности Бога. У него нет других дел. Он всегда прославляет Господа. Другими словами, он не является имперсоналистом. Прославление Господа суть воздавание хвалы Его святому имени, Его извечной форме, Его трансцендентным качествам и Его необыкновенным играм и развлечениям. И махатма восславляет все это, то есть он привязан к Верховной Личности Бога.

В "Бхагавад-гите" говорится, что тот, кто привязан к безличностному аспекту Верховного Господа, брахмаджйоти, не может считаться махатмой. Такие люди описываются в следующем стихе. Махатма всегда занимается различной деятельностью, направленной на удовлетворение Господа, как она описывается в "Шримад-Бхагаватам". Он слушает о Вишну и воспевает именно Его, а не какого-нибудь человека или полубога. В этом и состоит преданность Господу: шраванам киртанам вишнох и смаранам, такое состояние, когда человек постоянно помнит о Нем. Такой махатма непоколебимо стремится достичь в конце концов общения с Верховным Господом в одной из пяти трансцендентных рас. Для этого всю свою деятельность, свой ум, тело и голос - все, что у него есть, он посвящает служению Верховному Господу, Шри Кришне. Это называется полным сознанием Кришны.

В преданном служении существуют некоторые предписанные действия, такие, как пост в некоторые дни, например, на одиннадцатый день новолуния, экадаши, и в день явления Господа. Все эти правила и предписания предлагаются великими ачарьями тем, кто действительно желают быть допущены до общения с Верховной Личностью Бога в трансцендентном мире. Махатмы, великие души, строго соблюдают все эти правила и предписания, и они, несомненно, достигают желаемого результата.

Как описано во втором стихе этой главы, преданно служить Господу не только легко, но и процесс этот приносит человеку чувство радости и счастья. Нет нужды налагать на себя суровые епитимьи и проходить через тапасью. Он может просто прожить эту жизнь, преданно служа Господу, под руководством опытного духовного учителя, и при этом оставаясь тем, что он есть - грихастхой, санньяси или брахмачари в любом положении, где бы то ни было в мире он может служить Верховной Личности Бога и так стать махатмой - великой душой.

ТЕКСТ 15

ज्ञानयज्ञेन चाप्यन्ये यजन्तो मामुपासते ।

एकत्वेन पृथक्त्वेन बहुधा विश्वतोमुखम् ॥१५॥

гйана-йаджнена чапй анйе йаджанто мам упасате
экатвена притхактвена бахудха вишвато-мукхам

гйана-йаджнена - культивированием знания; ча - также; апи - непременно; анйе - другие; йаджантах - принося в жертву; мам - Мне; упасате - поклоняются; экатвена - в единстве; притхактвена - в двойственности; бахудха - в разнообразии; вишватах-мукхам - и во вселенской форме.

Другие, кто стараются удовлетворить Господа путем развития знания, поклоняются Всевышнему как единственному и неповторимому, как разнообразию сущего, и в Его вселенской формой.

КОММЕНТАРИЙ: Этот стих подводит итог содержанию предыдущих. Господь говорит Арджуне, что те, которые находятся целиком в сознании Кришны и не знают ничего, кроме Кришны, называются махатмами. Но есть и другие, еще не достигшие положения махатмы, которые поклоняются Кришне различными способами. Некоторые из них уже описывались здесь: это страдающие, находящиеся в финансовом затруднении, любознательные и те, кто стремятся к знаниям. Но есть и другие, стоящие ниже. Они подразделяются на три группы: 1) почитающие себя, как единого с Верховным Господом; 2) выдумавшие некоторую форму Верховного Господа и поклоняющиеся ей; 3) принимающие вселенскую форму Верховной Личности Бога, вишва-рупу, и поклоняющиеся ей. Из перечисленных люди самого низкого класса, те, кто почитают себя как Верховного Господа, считая себя монистами, наиболее многочисленны. Эти люди думают о себе как о Верховном Господе, и, исполненные такого сознания, почитают себя. Это также есть вид поклонения Богу, поскольку они понимают, что они в действительности не есть материальное тело, но духовная частица по крайней мере, такое мнение преобладает среди них. Обычно имперсоналисты почитают Верховного Господа таким образом. Второй класс включает поклоняющихся полубогам. Это те, кто воображают, что любая форма является формой Верховного Господа. Третий класс включает в себя тех, кто не могут постичь ничего вне проявления этой материальной вселенной. Они считают вселенную высшим законченным целым и почитают ее. Но вселенная является также формой Господа.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!