Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 142 страница
недавнее время эксперимент получил неожиданное применение в исследовании в ы с ш и х умственных процессов (суждения, умозаключе ния, мышления понятий, вообще процесса мышления), говорю «неожидан ное», потому что раньше неоднократно высказывалось убеждение, что экс перимент может применяться только к элементарным психическим процессам. Экспериментальные приемы исследования высших умственных процессов вызвали возражение со стороны такого выдающегося психоло га, как Вундт. Поэтому чрезвычайно важно определить, какое место в пси хологии занимают эти исследования, являются ли они как эксперименты заслуживающими внимания.
|
|
Но в чем заключаются исследования высших умственных процессов. По ясню при помощи примера. Я желаю, например, изучить природу процесса, называемого с у ж д е н и е м . Если бы я захотел исследовать этот процесс по прежнему способу, то я поступил бы так. Я представил бы какой-нибудь про цесс суждения, как я его переживаю в своем сознании, затем другой, третий процессы, и на основании этого сделал бы вывод относительно природы суж дения вообще. В настоящее время психологи находят, что для разрешения этого вопроса следует в лаборатории производить систематический опрос над другими лицами. Испытуемому субъекту предлагают вопрос, на который он дает ответ в форме суждения, высказанного или невысказанного, в форме «да » или «нет». Другими словами, субъект должен пережить то психическое со
|
|
|
|
стояние, которое называется с о з н а н и е м суждения. После того, как он составил суждение, ему предлагают описать, что было в его сознании, ког-
|
|
335
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
да он составлял суждение или переживал то психическое состояние, кото рое называется созиданием суждения. Если я произведу такого рода экс перимент над одним, другим, третьим, четвертым и т. д. субъектами, у меня накопится материал, на основании которого я могу сделать выводы отно сительно природы суждения. Такого рода опыты впервые начали произво диться в Вюрцбургской лаборатории профессора Кюльпе.
Независимо от Кюльпе, такого же рода экспериментальные исследова ния процесса мышления производил французский психолог Бинэ; он для этой цели воспользовался очень простым способом. Он задавал своим малень ким дочерям вопросы, на которые они должны были давать ответы, и просил сообщать, что у них есть в сознании, когда они думают о том или ином пред мете. Для того чтобы получить представление о том, как он вел эти исследо вания, я приведу выдержку из его протоколов1. Он дает одной дочери своей (Арманд) такую задачу: «Я говорю ей название Ф. Это — имя лица, очень хорошо знакомого, которое прослужило у нас в доме в течение шести или семи лет и которое мы видим от времени до времени раз пять или шесть в год. Арманд после некоторых попыток представить себе Ф. оставляет попытку и говорит: это суть только мысли, я другого ничего себе не представляю.
мыслю, что Ф. была здесь (когда она жила у нас в доме), и что она теперь в В., но я не имею никакого образа. Я думала, что я имею образ, но я такого образа не нашла ». Бине произносит слово «tempкte » (буря). Его девочка дол жна сказать, что она себе представляет, когда мыслит понятие, обозначае мое этим словом. Девочка по выполнении этой задачи говорит: «Я ничего себе не представляю. Так как это не есть предмет, то я себе ничего не пред ставляю. На этот раз я сделала усилие, но я образа все-таки не имела». По поводу слова «favorit » (любимец) испытуемая сообщает: «Это мне ниче го не говорит. Я совсем ничего не представляю. Я говорю себе, что это обо значает то одну, то другую вещь. Но в то время, как я ищу, никакой образ не появляется». Из этих исследований оказалось, что есть мысли без образов. Сам по себе этот вывод представляет огромную важность.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!